Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общенаучные методы исследования↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Г.Ю. ИВЛЕВА
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ Москва 2006
ББК 65в6я73 И 25 УДК 330.1 (075.8)
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор О.Д. Кузнецова, доктор экономических наук, профессор С.Н. Булганина
Ивлева Г.Ю. И 25 Методология экономических исследований: основные подходы и проблемы: Учебное пособие. - Москва: МАП при Правительстве г. Москвы, 2006. - 158 с. ISBN Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и магистрантов экономических специальностей высших учебных заведений.
ББК 65в6я73
© Ивлева Г.Ю., 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Научное познание, в отличие от обыденного, строго организовано и предполагает использование целого ряда методов исследования. Метод в самом широком смысле - это строгая система четких правил, направляющих и организующих познавательный процесс. В свою очередь, метод включен в более широкое поле - в методологию, которая представляет собой единство того или иного мировоззренческого подхода, предмета исследования и собственно познавательных средств. Предмет и метод исследования находятся в неразрывной взаимосвязи и непрерывном взаимопревращении: предмет исследования становится методом, а метод - предметом. Такая диалектика предмета и метода - необходимое условие развития познания. Изучая, например, факторы формирования и изменения спроса, мы получаем средство для исследования процессов ценообразования, превращая тем самым теорию спроса из предмета исследования в его метод и расширяя границы познания рыночных процессов. Единство предмета и метода обусловливает тесную зависимость между той или иной разновидностью метода и результатом познания: чем сложнее метод, тем плодотворнее итоги исследования. Допустим, перед нами стоит задача определения причины возникновения инфляции, решая которую мы используем два метода: наблюдения и анализа. Воспользовавшись только методом наблюдения, мы в качестве причины инфляции определим продавца, который на наших глазах меняет ценники на товарах. Соответственно, борьба с инфляцией будет заключаться в борьбе с продавцом. Если же мы используем метод анализа, то вычленим несколько факторов, способных повлиять на повышение цен: рост налогов, снижение курса национальной валюты и т.д. В этом случае антиинфляционные программы будут направлены уже на другие цели. Данный пример, помимо иллюстрации зависимости между методом и результатом его применения, показывает еще и социально-экономическую значимость правильно организованного познания. Цена ошибки в экономических исследованиях очень высока. Опасность усугубляется еще и тем, что предварительный отбор методов для исследования той или иной проблемы у большинства экономистов происходит стихийно, являясь следствием принадлежности к той или иной научной школе или парадигме. Недооценка значимости методологической базы исследования может привести ученого к извращенному пониманию действительности, которое в процессе реализации результатов исследования на практике воплотится уже в извращение реальности. Примером тому может послужить концепция социализма, реализованная в нашей стране. Теоретические истоки данной концепции связаны с теорией товарного производства К.Маркса. Выделяя в товаре противоречивое единство двух его свойств: потребительской и меновой стоимости, - Маркс через разрешение этого противоречия выводит все значимые категории своей экономической системы. При этом разрешение противоречия Маркс осуществлял через придание его сторонам возможности обособиться друг от друга, функционировать самостоятельно (в виде конкретного товара и его эквивалента). Развивая свою экономическую систему дальше, Маркс выявляет уже другие противоречия: между трудом и капиталом, между относительным обогащением капиталистов и относительным обнищанием рабочих и, наконец, основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения (частной собственностью). Именно это основное противоречие послужило основой для выработки концепции социализма, поскольку в рамках капиталистического строя оно разрешиться не могло. Разрешение данного противоречия строилось на уничтожении одной из его сторон - частнокапиталистического присвоения (и далее по цепочке - прибыли капиталиста и капитала как такового). Соответственно, модель социализма основывалась на общественном производстве, общенародной собственности, трудовых доходах и т.п. Теперь вспомним, что в начале марксистской экономической системы исходное противоречие товара разрешалось совсем по другому: не через уничтожение одной стороны противоречия, как это сделано в модели социализма, а через предоставление этим сторонам возможности одновременного существования. По сути, в концепции социализма допущена одна методологическая оплошность, - нарушено единство методологического подхода, которое состоит, упрощенно говоря, в требовании соблюдать однажды принятые правила игры. В противном случае формируется уже совершенно другая экономическая система, отражающая иной срез реальности и невыводимая из прежней системы, выстроенной на других методологических основаниях. При исправлении этой методологической ошибки и при разрешении основного противоречия капитализма таким же способом, как и противоречия товара, мы получаем совершенно иную модель социализма. Противоречие между общественным производством и частным присвоением разрешается существованием одновременно и общественной, и частной собственности, т.е. формированием акционерной собственности. Противоречие между трудом и капиталом разрешается превращением труда в капитал и т.д. В результате вырисовывается картина, чрезвычайно схожая с экономическими системами развитых капиталистических стран. Как видим, методологическая неточность может породить большие проблемы. Поэтому методологическая грамотность исследователя-экономиста является не только признаком его квалификации, но и необходимым условием его социальной ответственности как ученого. Овладеть всеми методами познания достаточно сложно: они также многообразны, как и окружающая нас действительность. Тем ни менее все это многообразие можно разделить на несколько групп: 1. Общенаучные методы исследования, сфера применения которых наиболее широка. К этим методам относятся, в первую очередь, философские методы исследования (методы формальной и диалектической логики, позитивизма). Сюда же можно отнести системный подход и методы математического анализа. 2. Специальные методы исследования, характерные для отдельных наук или областей практической значимости. К ним относятся, например, методы экономики или методы исследования процессов самоорганизации. 3. Частные методы, применяемые для решения какой-то особенной, важной проблемы. Например, для выяснения особенностей функционирования трансформируемой экономики. Конкретное исследование всегда сочетает все эти методы, сообразуясь с объектом и предметом исследования. В качестве определенной закономерности в применении методов следует отметить их возрастающую специализацию и доминирование частных их разновидностей. Методология экономических исследований как таковая также подчиняется этой закономерности, развиваясь по мере накопления экономических знаний от общенаучных методов к частным. В этом развитии можно выделить несколько этапов: 1. Познание осуществляется ненаучными методами (наблюдение, здравый смысл). Наука о правилах и законах мышления отсутствует. Экономическое знание воплощено в различных рекомендациях, полученных опытным путем, и имеет яркую утилитарную направленность (экономические воззрения Древнего мира). 2. Используются формально-логические методы исследования, разрабатываются понятия экономической науки. Экономическое знание носит догматичный и нормативный характер (экономические взгляды античности, средневековья). 3. На основе диалектической логики формируется экзистенциональная экономическая наука (разделяющая сущность и явление, содержание и форму экономических процессов). Экономическое знание становится доказательным, воплощает единство исторического и логического (классическая политэкономия и марксизм). 4. Доминирование специальных методов исследования (экономическая мысль 19-начала 20 веков: методология маржинализма, неоклассики, институционализма, кейнсианства). 5. Доминирование частных методов исследования (экономическая мысль 20 века, особенно его второй половины: разработка проблем денежного обращения, инфляции, экономического роста, валютного регулирования и т.д.). 6. Плюрализм методов. Перед экономической мыслью стоит задача определения границ применимости каждого метода, ведется поиск интегрирующих подходов (современный этап развития экономической науки). В настоящее время в среде экономистов значительно возрос интерес к методологии исследования. Наиболее активно разрабатываются следующие проблемы: - описание и анализ этапов научного исследования; - анализ языка науки (категории и их соотношение); - выявление сферы применимости различных методов исследования; - соотношение объективного и субъективного в экономических исследованиях; - проблема закона в экономических науках; - соотношение различных экономических парадигм; - проверка истинности экономического знания. Данные проблемы воплощают как общенаучную сторону исследования, так и специфические особенности экономических знаний, которые добываются на особом материале - активном, быстро меняющемся, многообразном, зачастую случайном. Сложности познания экономических процессов, где действуют свободные субъекты с разными индивидуальными интересами и побудительными мотивами, - определяют особую значимость и высокие требования к необходимому условию этого познания - методологии экономических исследований.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЛЮРАЛИЗМ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ Г.Ю. ИВЛЕВА
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ Москва 2006
ББК 65в6я73 И 25 УДК 330.1 (075.8)
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор О.Д. Кузнецова, доктор экономических наук, профессор С.Н. Булганина
Ивлева Г.Ю. И 25 Методология экономических исследований: основные подходы и проблемы: Учебное пособие. - Москва: МАП при Правительстве г. Москвы, 2006. - 158 с. ISBN Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и магистрантов экономических специальностей высших учебных заведений.
ББК 65в6я73
© Ивлева Г.Ю., 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Научное познание, в отличие от обыденного, строго организовано и предполагает использование целого ряда методов исследования. Метод в самом широком смысле - это строгая система четких правил, направляющих и организующих познавательный процесс. В свою очередь, метод включен в более широкое поле - в методологию, которая представляет собой единство того или иного мировоззренческого подхода, предмета исследования и собственно познавательных средств. Предмет и метод исследования находятся в неразрывной взаимосвязи и непрерывном взаимопревращении: предмет исследования становится методом, а метод - предметом. Такая диалектика предмета и метода - необходимое условие развития познания. Изучая, например, факторы формирования и изменения спроса, мы получаем средство для исследования процессов ценообразования, превращая тем самым теорию спроса из предмета исследования в его метод и расширяя границы познания рыночных процессов. Единство предмета и метода обусловливает тесную зависимость между той или иной разновидностью метода и результатом познания: чем сложнее метод, тем плодотворнее итоги исследования. Допустим, перед нами стоит задача определения причины возникновения инфляции, решая которую мы используем два метода: наблюдения и анализа. Воспользовавшись только методом наблюдения, мы в качестве причины инфляции определим продавца, который на наших глазах меняет ценники на товарах. Соответственно, борьба с инфляцией будет заключаться в борьбе с продавцом. Если же мы используем метод анализа, то вычленим несколько факторов, способных повлиять на повышение цен: рост налогов, снижение курса национальной валюты и т.д. В этом случае антиинфляционные программы будут направлены уже на другие цели. Данный пример, помимо иллюстрации зависимости между методом и результатом его применения, показывает еще и социально-экономическую значимость правильно организованного познания. Цена ошибки в экономических исследованиях очень высока. Опасность усугубляется еще и тем, что предварительный отбор методов для исследования той или иной проблемы у большинства экономистов происходит стихийно, являясь следствием принадлежности к той или иной научной школе или парадигме. Недооценка значимости методологической базы исследования может привести ученого к извращенному пониманию действительности, которое в процессе реализации результатов исследования на практике воплотится уже в извращение реальности. Примером тому может послужить концепция социализма, реализованная в нашей стране. Теоретические истоки данной концепции связаны с теорией товарного производства К.Маркса. Выделяя в товаре противоречивое единство двух его свойств: потребительской и меновой стоимости, - Маркс через разрешение этого противоречия выводит все значимые категории своей экономической системы. При этом разрешение противоречия Маркс осуществлял через придание его сторонам возможности обособиться друг от друга, функционировать самостоятельно (в виде конкретного товара и его эквивалента). Развивая свою экономическую систему дальше, Маркс выявляет уже другие противоречия: между трудом и капиталом, между относительным обогащением капиталистов и относительным обнищанием рабочих и, наконец, основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения (частной собственностью). Именно это основное противоречие послужило основой для выработки концепции социализма, поскольку в рамках капиталистического строя оно разрешиться не могло. Разрешение данного противоречия строилось на уничтожении одной из его сторон - частнокапиталистического присвоения (и далее по цепочке - прибыли капиталиста и капитала как такового). Соответственно, модель социализма основывалась на общественном производстве, общенародной собственности, трудовых доходах и т.п. Теперь вспомним, что в начале марксистской экономической системы исходное противоречие товара разрешалось совсем по другому: не через уничтожение одной стороны противоречия, как это сделано в модели социализма, а через предоставление этим сторонам возможности одновременного существования. По сути, в концепции социализма допущена одна методологическая оплошность, - нарушено единство методологического подхода, которое состоит, упрощенно говоря, в требовании соблюдать однажды принятые правила игры. В противном случае формируется уже совершенно другая экономическая система, отражающая иной срез реальности и невыводимая из прежней системы, выстроенной на других методологических основаниях. При исправлении этой методологической ошибки и при разрешении основного противоречия капитализма таким же способом, как и противоречия товара, мы получаем совершенно иную модель социализма. Противоречие между общественным производством и частным присвоением разрешается существованием одновременно и общественной, и частной собственности, т.е. формированием акционерной собственности. Противоречие между трудом и капиталом разрешается превращением труда в капитал и т.д. В результате вырисовывается картина, чрезвычайно схожая с экономическими системами развитых капиталистических стран. Как видим, методологическая неточность может породить большие проблемы. Поэтому методологическая грамотность исследователя-экономиста является не только признаком его квалификации, но и необходимым условием его социальной ответственности как ученого. Овладеть всеми методами познания достаточно сложно: они также многообразны, как и окружающая нас действительность. Тем ни менее все это многообразие можно разделить на несколько групп: 1. Общенаучные методы исследования, сфера применения которых наиболее широка. К этим методам относятся, в первую очередь, философские методы исследования (методы формальной и диалектической логики, позитивизма). Сюда же можно отнести системный подход и методы математического анализа. 2. Специальные методы исследования, характерные для отдельных наук или областей практической значимости. К ним относятся, например, методы экономики или методы исследования процессов самоорганизации. 3. Частные методы, применяемые для решения какой-то особенной, важной проблемы. Например, для выяснения особенностей функционирования трансформируемой экономики. Конкретное исследование всегда сочетает все эти методы, сообразуясь с объектом и предметом исследования. В качестве определенной закономерности в применении методов следует отметить их возрастающую специализацию и доминирование частных их разновидностей. Методология экономических исследований как таковая также подчиняется этой закономерности, развиваясь по мере накопления экономических знаний от общенаучных методов к частным. В этом развитии можно выделить несколько этапов: 1. Познание осуществляется ненаучными методами (наблюдение, здравый смысл). Наука о правилах и законах мышления отсутствует. Экономическое знание воплощено в различных рекомендациях, полученных опытным путем, и имеет яркую утилитарную направленность (экономические воззрения Древнего мира). 2. Используются формально-логические методы исследования, разрабатываются понятия экономической науки. Экономическое знание носит догматичный и нормативный характер (экономические взгляды античности, средневековья). 3. На основе диалектической логики формируется экзистенциональная экономическая наука (разделяющая сущность и явление, содержание и форму экономических процессов). Экономическое знание становится доказательным, воплощает единство исторического и логического (классическая политэкономия и марксизм). 4. Доминирование специальных методов исследования (экономическая мысль 19-начала 20 веков: методология маржинализма, неоклассики, институционализма, кейнсианства). 5. Доминирование частных методов исследования (экономическая мысль 20 века, особенно его второй половины: разработка проблем денежного обращения, инфляции, экономического роста, валютного регулирования и т.д.). 6. Плюрализм методов. Перед экономической мыслью стоит задача определения границ применимости каждого метода, ведется поиск интегрирующих подходов (современный этап развития экономической науки). В настоящее время в среде экономистов значительно возрос интерес к методологии исследования. Наиболее активно разрабатываются следующие проблемы: - описание и анализ этапов научного исследования; - анализ языка науки (категории и их соотношение); - выявление сферы применимости различных методов исследования; - соотношение объективного и субъективного в экономических исследованиях; - проблема закона в экономических науках; - соотношение различных экономических парадигм; - проверка истинности экономического знания. Данные проблемы воплощают как общенаучную сторону исследования, так и специфические особенности экономических знаний, которые добываются на особом материале - активном, быстро меняющемся, многообразном, зачастую случайном. Сложности познания экономических процессов, где действуют свободные субъекты с разными индивидуальными интересами и побудительными мотивами, - определяют особую значимость и высокие требования к необходимому условию этого познания - методологии экономических исследований.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.009 с.) |