Раздел 2. Современные подходы к проведению психологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Современные подходы к проведению психологического исследования.



Ученый стремится не столько описать неизменное,

сколько найти неизменяющиеся описания меняющегося.
Г. С. Браун

 

 

Базовые принципы и этические нормы психологического исследования

 

Психологические исследования являются неотъемлемой составной частью психологической практики. Выполнение исследовательской работы является базисом подготовки специалистов с высшим психологическим образованием. Большое значение психологические исследования приобретают и в дальнейшей деятельности психологов, как способ упорядочивания и осмысления опыта консультирования и как самостоятельный метод решения выдвигаемых обществом задач. В глобальном смысле актуальность проведения психологических исследований связана с перманентной необходимостью получения и накопления информации о психике человека и ее закономерностях. Психологические исследования способствуют решению как теоретических, так и практических проблем, в частности получения информации для выработки адекватного решения о направлении и характере дальнейших профессиональных действий (практическая задача). И.М. Марковская (Марковская И.М., 2002) выделяет следующие принципы научного исследования.

1. Конкретизация объекта исследования. Научное исследование имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки. Данными в психологии могут быть сведения об открытом поведении индивидов, либо характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики группы индивидов. Понимание природы психологических данных во многом определяется спецификой теоретического подхода, к которому принадлежит исследователь. Так, например, в бихевиористской психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения, когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и пр.

2. Дифференциация задач исследования. В научном исследовании дифференцированно решаются определенные задачи:

· эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения),

· логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними),

· теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов),

· познавательные задачи (расширение знаний об окружающем мире).

3. Проверяемость научных предположений. Для реализации этого принципа в научном исследовании четко разграничиваются установленные факты и гипотетические предположения.

4. Полнота приемов истолкования изучаемых феноменов. Научное исследование направлено не только на описание, объяснение, но и на предсказание фактов. В связи с этим остро стоит вопрос надежности используемых методов (например, насколько точно предсказание победы в выборах какого-либо кандидата, или оценка состояния психологического климата производственного коллектива).

5. Наличие единой терминологии. Научный метод предусматривает, что теоретические суждения и понятия, используемые исследователем, должны быть связаны с наблюдаемыми явлениями. Используемые термины должны быть тщательно определены, чтобы их значение было понятным относительно событий действительности.

6. Открытость для обсуждения. Наука - это публичная деятельность. Поэтому любой научный труд создается и пишется для других людей. Исследование считается научным, если методы, которые используются в нем, могут быть воспроизведены и другими людьми.

Кроме ориентации на общенаучные принципы, исследователю необходимо учитывать этические принципы науки. Основу этики научного исследования составляют ценностные установки и этические нормы, которые определяют допустимое/неприемлемое в деятельности учёного и указывают на предпочтительные формы его поведения. Этические нормы регулируют поведение в науке, хотя и не имеют статуса юридических законов. Американский социолог Р.К. Мертон (Российская социологическая энциклопедия, 1998, 672 с) сформулировал четыре основных нормы: универсализм, общность или коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм. Суть универсализма заключается в том, что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета и званий тех исследователей, которые их формулируют. Результаты известного учёного должны подвергаться такой же строгой проверке и критике, как и результаты его молодого коллеги. Таким образом, продвижение в науке должно основываться только на научной компетентности. Смысл нормы общности или коллективизма состоит в том, что научное знание должно становиться общим достоянием. Сделав открытие, учёный должен поделиться им со своими коллегами, чтобы они могли использовать научное знание в дальнейших исследованиях, он должен вынести на суд критики полученные результаты. Ценность бескорыстности подразумевает то, что основным стимулом деятельности учёного является поиск истины, а не денежное вознаграждение или слава. Скептицизм предполагает критический анализ исследований, в том числе и тех, которые проводили коллеги, а так же публичную критику любой ошибки. При этом учёный, который опирается в своей работе на неверные результаты исследований коллег, не освобождается от ответственности, так как он не проверил точность данных. Каждый учёный должен обладать мужеством отказаться от своих убеждений, если обнаружится их ошибочность.

Этические нормы охватывают различные аспекты деятельности учёных: проведение научных исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных конференций и дискуссий. Этика науки запрещает умышленное искажение истины, плагиат, требует постоянной инновационной деятельности. Помимо общенаучных принципов, психолог должно учитывать этику психологического исследования. В этом плане, основным документом, регламентирующим профессиональную деятельность психолога (в том числе и научно-исследовательскую) выступает Этический Кодекс Российского Психологического Общества. В нем отмечается: «Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой». Этический Кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Ниже, на рисунке 1 приведена схема регламентации этическими принципами и правилами отношений, возникающих в психологической деятельности.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед.
Аристотель

Рисунок 1

Соотнесем общенаучные и конкретно-психологические этические принципы и правила с этапами выпускного квалификационного исследования:

Этап подготовки: исследование должно быть актуальным, обоснованным и хорошо спланированным, структура исследования, его методика, а также психодиагностический комплекс должны соответствовать его целям и быть одобренными научным руководителем и коллективом выпускающей кафедры.

Этап эмпирического исследования: Исследование должно проводиться согласно письменному плану. На этапе планирования следует предусмотреть все математико-статистические аспекты исследования. Образцы протоколов психодиагностического обследования должны быть включены в приложение выпускной квалификационной работы; протоколы с «сырыми» данными должны сохраняться (как минимум) до момента защиты. При работе с испытуемыми в большинстве случаев нужно (Зароченцев К. Д., Худяков А. И., 2005. С. 30):

ü получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в исследовании в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии;

ü защитить испытуемого от вреда и дискомфорта;

ü позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых;

ü полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

Весь процесс эмпирического исследования должен находиться под постоянным формальным наблюдением ответственного лица (научного руководителя), обеспечивающего контроль качества, регулярную оценку хода исследования.

Этап анализа и интерпретации результатов эмпирического исследования: в тексте выпускной квалификационной работы необходимо перечислить все источники и методы, которыми пользовался автор при получении и анализе данных, включая различные способы их обработки с помощью прикладных математико-статистических программ. Если применяемые методы анализа данных не имеют широкого распространения, следует подробно описать их и привести необходимые ссылки. Во избежание плагиата, который может иметь место на любом этапе исследования, необходимо привести все источники данных, и указывать их перед использованием крупных фрагментов текста или рисунков из других публикаций. Для повышения качества выпускного квалификационного исследования к его оценке привлекается независимый эксперт - рецензент, который назначается выпускающей кафедрой, после чего знакомится с работой и присылает свою рецензию в письменном виде.

Для проведения современного, высококачественного научно-психологического исследования значимым является разработка его концепции (Батыгин Г.С., 1995; Мангейм Д.Б., Рич Р.К., 1997; Ядов В.А., 1998.) Концепция отражает определённый способ понимания (трактовки) изучаемого предмета, точку зрения автора работы на изучаемый предмет; выступает руководящей идеей для организации исследования. Концепция исследования указывает на способ дисциплинарного освещения изучаемого явления и на доступные внутри данного способа методы познания. Когда речь идет о концептуализации изучаемой проблемы, мы должны обосновать необходимость использования той или иной теории для ее исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.009 с.)