Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Специфика научного исследования.

Поиск

Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание

Научное исследование - это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, oт диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

/. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности - научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, висследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между эти-ми двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализует-ся акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавании, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и. соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства.

Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования

Научная работа выполняется в виде реферата, курсового проекта, дипломного проекта, включающего наряду с другими разделами теоретическую (рекомендательную) часть и экономическое обоснование. Работа должна носить завершенный характер: иметь внутреннюю логику, содержать постановку и грамотное решение задач управления, оценку результативности и дальнейшие положения по их использованию. Научная работа должна основываться на собственных разработках автора, полученных им оригинальных решениях и рекомендациях.

Новыми решениями могут быть: диагностический анализ и вытекающие из него рекомендации, постановка задачи управления, математическая модель процесса, программные средства для решения управленческой задачи, разработка технологии управления, предложения по изменению структуры организации, новая организация производственного процесса, новая система мотивации или концепция управления производительностью, перестановка людей в соответствии с их интересами и особенностями и т.д. Все решения, выводы, результаты должны быть обоснованы путем логического анализа, расчетов, применением апробированных методик, расчетами потенциального эффекта.

Дипломный проект - самостоятельная творческая работа слушателя, необходимо придерживаться приведенной ниже структуры:

- титульный лист;

- содержание;

- основная текстовая часть;

- заключение;

- терминология;

- список использованной литературы;

- приложения.

Методология научного исследования - это наука о научных способах отражения и исследования каких-либо процессов, областей деятельности человека.

Методология - это наука о научном познании мира с помощью научного инструментария т.е методов исследования

Исследование это изучение какой-либо области или вопроса (задачи) с помощью подобранных приемов и методов исследования.

Метод - это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, а так же совокупность приемов или операций познания действительности.

Прием - это часть метода.

Приемы, как и методы, могут быть разнообразны, и от умения ими пользоваться зависит результат и успех исследования.

Метод отражает то или иное действие, способ, знание методов, а так же приемов, умение использовать их на практике определяет профессионализм.

Для выполнения исследования необходимо сначала выбрать его направление (например: управление в маркетинге; учетная политика)

Далее необходимо сформулировать тему.

В исследовании тема рассматривается как система.

Любая система характеризуется структурой.

Структура содержит элементы.

Система может быть сложной и простой.

Простая система может состоять только из элементов.

При формулировании темы система состоит из четырех элементов:

1) Направленность исследования с отражением проблемности (эффективность управления);

2) Сфера производства (деятельности) (например: строительное предприятие) т.е. указывается сфера промышленности;

3) Продукция производства (например: иногда продукция производства на сферу деятельности предприятия);

4) Экономические условия (например: в условиях внедрениях внедрения новейших информационных технологий).

 

Например, Тема: Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий.

Примеры в их развитии:

1. Управление предприятием «-»;

2. Эффективность управления предприятием «-»;

3. Эффективность управления строительным предприятием «-»;

4. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели «-»;

5. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий «+».

Варианты формулирования темы:

1. Эффективность управления строительным производством по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

2. Совершенствование управления производственным предприятием по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

3. Совершенствование управления производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

4. Совершенствование управления экономикой строительного производства по выпуску мебели в условиях использования инновационных технологий;

5. Эффективность управления инновациями в производстве мебели;

6. Основные направления повышения эффективности развития экономики производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

7. Пути совершенствования производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

8. Совершенствование экономики автотранспортного предприятия в условиях обновления технопарка;

9. Эффективность управления коммерческим банком в условиях валютного кризиса.

10.Совершенствование управления кредитным подразделением банка в условиях роста цен на недвижимость.

Структура исследования

Структура исследования раскрывается в введении (с третьей страницы - после содержания: главы и параграфы)

Структура введения состоит из 14-ти элементов, каждый начинается с красной строки:

1. Актуальность;

2. Теоретическое исследование;

3. Цель исследования;

4. Объект исследования;

5. Предмет исследования;

6. Гипотеза исследования (с условиями);

7. Задачи исследования (определяются условиями);

8. Методологическая основа исследования;

9. Методы исследования;

10. Противоречие; 11.Проблема;

12.Тема;

13.Новизна исследования;

14.Практическая значимость;

Последовательность изложения этих элементов исследования нарушать нельзя (т.к. в ней заложена определенная логика рассуждений).

Структура:

1. Актуальность.

Раскрывается с помощью 3-4 аспектов:

• Экономического;

• Социально-экономического;

• Социального;

• Правового.

В зависимости от направленности исследования выбирается совокупность тех или иных аспектов. Тема выражает суть проблемы и направлена на ее решение. При формирование темы необходимо помнить, что работа должна быть выполнена на актуальную проблемную тему; выполнение которой и полученные результаты могли бы быть направлены на внедрение в практику. Профессионализм исследования определяется уже с первых строк выполненной работы. Актуальность должна быть изложена очень лаконично не более 1-1,5 страницы.

2. Теоретическое исследование.

Это анализ литературы, тех научных трудов, в которых изложены исследования авторов т.е. тех ученых, которые работали в направлении выбранного исследования курсовой работы. При выполнении теоретического исследования изучаются и уточняются знания в той или иной области, которые изложены, изучены авторами или рядом авторов в конкретных работах. Что бы выполнить исследование по выбранной теме, необходимо знать, что уже исследовано, какие выводы сделаны. В процессе проведения теоретического исследования автор может сделать некоторые обобщения, структурирование знаний. При проведении теоретического исследования обязательным является указание наименования работы и автора, выполнение сносок и ссылок. Не допускается плагиат (плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений). Текст в процессе анализа должен перерабатываться автором, выполняющим исследование. Необходимо тщательно проанализировать, обобщить, систематизировать, конкретизировать выбранную область знаний, выделив при этом самые главные и важные исследования с указанием авторов. Обязательно проанализировать современные исследования, проблемы, вопросы, изложенные в научных, научно-популярных изданиях, а так же журналах, газетах т.е необходимо владеть современной информацией.

Список литературы:

1. Нормативно-правовая;

2. Научная литература;

3. Профессиональная и специальная литература;

4. Научная и научно-популярная литература, периодические издания...;

5. Профессиональные словари;

6. Словари синонимов (помогают уточнить профессиональный термин, придать ему определенную окраску или направление);

7. Толковый словарь русского языка;

8. Энциклопедии;

9. Интернет-ресурсы.

3. Цель исследования.

Цель исследования всегда конкретна, цель всегда одна. Цель направлена на выявление и раскрытие практических задач на основе теоретических знаний. В цели формулируется выявление самого важного, главного, с помощью чего можно добиться совершенствование, повышение эффективности (необходимо указать сферу производства, продукцию и экономические условия производства). Она может быть как узконаправленной, так и более широкой. Цель является одной из важнейших задач исследования. Ключевые слова для формулирования цели: определить, выявить, найти, поиск, разработать. Если используется термин «разработка», то обязательно нужно указать для чего именно нужна разработка. Это могут быть эффективные методы, методики, условия, факторы, особенности, механизмы. Генезис (происхождение) цели - из темы, актуальности, проблемы и принципа целеполагания (можно полагать цель, устанавливать самостоятельно на основе темы, актуальности, теоретического исследования).

Например: Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления производством…

 

4. Объект исследования.

Это направленность исследования (1-й элемент темы). Объектом, как правило, являются деятельность фирмы, предприятия или система деятельности (система менеджмента, маркетинга). Виды деятельности, которые осуществляет предприятие:

- экономическая;

- финансово-экономическая;

- финансовая;

- финансово-хозяйственная;

- хозяйственная;

- управленческая;

- маркетинговая;

- благотворительная, образовательная, общественная, политическая и т.д.

Если в объекте рассматривается система, то обязательно должна быть раскрыта структура ее функционирования.

Любая система характеризуется структурой и элементами, а поэтому когда объектом является система, то необходимо рассмотреть и определить функциональность этой структуры, полноту, недостаточность, связи и взаимосвязи, с целью повышения эффективности этой системы.

5. Предмет исследования.

Это сторона объекта исследования или его часть, т.е. когда мы рассматриваем (исследуем) какой-либо вид деятельности предприятия, то в предмете исследуется процесс деятельности или какая-то часть этой деятельности. Предметом исследования могут быть как условия развития, организационный механизм. Предметом исследования может быть процесс деятельности, может рассматриваться часть процесса деятельности.(например, технология – последовательный процесс изготовления (создания, развития, управления) чего-либо. Если объект – это деятельность, то предметом может выступать процесс этой деятельности (например, стройка – объект, чем строят - предмет). Если тема – система, то объектом исследования является система управления, а предметом исследования является процесс разработки, определение элементов этой системы (структуры и содержание). Это же относится и к системе.

6. Гипотеза исследования.

Это теоретическая форма открытия истины, научное предположение. Оно (предположение) включает в себя и указывает условия и пути повышения эффективности той или иной деятельности. Гипотеза формируется из темы, далее формируются условия гипотезы. В гипотезе должен быть сформирован предполагаемый результат работы, то, что установлено данным исследованием, что будет доказано данной работой. Когда профессионально формулируется гипотеза, то это означает обязательное наличие в гипотезе условий (положений) т.е тех экономических, социально-экономических, правовых... условий с помощью выполнения и решения которых будет достигнута цель исследования. Условия гипотезы связаны с теми аспектами, которые раскрываются в «Актуальности». Формулирование гипотезы начинается следующим образом:

Например: Рабочей гипотезой данного исследования является следующее предположение. Эффективность управления производством строительных материалов в условиях повышения качества продукции будет достигаться, если:

- содержание производственного процесса основано на применении передовой техники (указать какая техника) и технологии (указать какие технологии);

- у процессе управления учитываются проблемы производства строительных материалов(указать какие проблемы);

- процесс управления организуется в условиях применения современных методов организации труда (указать методы);

- применяются экологически чистые материалы (указать какие);

-организация труда осуществляется на основе требований НОТ (научная организация труда) (указать какие).

Условий гипотезы может быть, 2-е, 3-и, 4-е (по количеству). Ключевые слова: применение…, осуществление…, использование …, внедрение…., введение…

7. Задачи исследования.

Вытекают и формулируются из гипотезы, а конкретно из условий гипотезы, в той же последовательности. Ключевые слова:

- определить;

- выявить;

- установить;

- разработать;

- уточнить (теоретическую базу, основу. Если будут изменения в теоретической базе);

- проанализировать (для чего? Эта задача бывает редко).

Например: Из гипотезы вытекают задачи исследования:

1. Определить содержание производственного процесса, основанного на применении передовой техники и технологии

2. Выявить проблемы производства строительных материалов.

3. Установить современные методы организации труда.

4. Установить перечень применяемых экологически чистых материалов;

5. Установить условия научной организации труда.

6. Разработать рекомендации для практического применения, способствующие эффективности управления производством строительных материалов.

8. Методологическая основа исследования

Это экономические теории, подходы, аспекты, принципы, положения. Когда определены задачи исследования, формируется методологическая основа исследования: это теоретические положения, концепции, решения. Они являются основополагающими для проведения исследования по конкретной теме, при этом обязательно дается формулировка теории с указанием автора или авторов. Умение сформулировать методологическую основу исследования определяет уровень профессионализма. Именно от заложенной в основу исследования теории или подхода (грамотно, профессионально) зависит успех выполнения исследования, т.к. это связано в свою очередь с выдвигаемыми условиями гипотезы, а значит и задачами.

9. Методы исследования.

Это научный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.

Методы подразделяются на:

• Общенаучные;

• Профессиональные, специальные.

Общенаучные:

• Анализ и синтез;

• Дедуктивный;

• Индуктивный....

• Обобщение;

• Сравнение;

• Конкретизация;

• Систематизация;

• Объяснение;

• Демонстрация;

• Эксперимент

 

Прием - часть метода:

• Наблюдение;

• Статистическая обработка данных;

• Хронометраж;

 

Профессиональные и специальные методы связаны с изучением профессиональных и специальных дисциплин. Их необходимо знать для проведения исследований, так как любой метод означает действие.

Специальные:

• Методы изучения документов

• Методы социологических исследований управления

• Метод экспериментирования «Деловая игра»

• Метод тестирования

• Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления

• Метод исследования взаимодействия факторов

Профессиональные:

• Экономический эксперимент;

• Метод экономического анализа;

• Метод ФИФО...

 

 

С метода исследования начинается «красная строка», т.к метод означает действие, а значит это действие при изложении необходимо объяснять и описывать. Именно использование методов исследования позволяет на основании анализа и обобщения литературы и чужого опыта сделать авторской (пример: анализ работы автора подтверждает утверждение «»).

10. Противоречия.

Это несоответствие теории практике функционирования изучаемого объекта. Противоречие определяется на основе анализа теории и анализа практики, опыта функционирования в той или иной деятельности.

 

11. Проблема.

Проблема формируется из противоречия. Определяет более узкий круг профессионально исследуемых вопросов по теме. Проблема - это профессиональный круг рассматриваемых вопросов, позволяющий более детально решать конкретные задачи. Проблема заключается в поиске оптимальных условий, методов, механизма для совершенствования. Проблема определяет выбор темы и позволяет и позволяет ее конкретно сформулировать, то есть всеми предыдущими рассуждениями обосновывается и доказывается верность и актуальность выбора темы исследования.

12.Тема.

Тема вытекает (определяется проблемой) из проблемы (то есть мы ее – тему доказали). Это конкретизированная формулировка предварительного исследования вопросов, определенных проблемой, т.е тема формулируется из проблемы, уточняется, подтверждается. При выборе темы следует руководствоваться актуальностью проблемы, наличием специальной научной литературы, возможностью получения конкретных статистических и практических данных, что подтверждается заказом на разработку с производства.

13. Новизна исследования.

Новизна исследования заключается в обосновании результатов исследования с объяснением условий гипотезы, т.е доказательством выдвинутых условий, путей повышения эффективности.

13.Практическая значимость - это ответ на научно поставленные задачи исследования, а также формулировании выводов, предложений, рекомендаций. В практической значимости анализируются и обобщаются результаты; даются конкретные практические рекомендации.

Например: Эффективность управления маркетингом на строительном производстве по выпуску мебели в условиях внедрения новейших технологий.

Содержание

Введение………………….…………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы управления маркетингом

1.1 Сущность и принципы управления маркетингом.........................

1.2 Методы управления маркетингом на предприятии........................

1.3 Практика (опыт) эффективного управления маркетингом на предприятиях по производству мебели...........................................

Глава II. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в управлении строительным производством по производству мебели.

2.1 Содержание маркетинговой деятельности предприятия..............

2.2 Особенности маркетинговой деятельности в производстве мебели на современном рынке сбыта................................................................

2.3 Экономические факторы, влияющие на эффективность маркетинга в производстве и сбыте мебельной продукции...................................

2.4 Методы совершенствования управления маркетингом производственного предприятия по выпуску мебели......................................................

Заключение...................................................................................

Терминология.................................................................................................

Список литературы..........................................................................................

Приложения....................................................................................................

 

В разделах следует придерживаться следующей структуры.

Во "Введении" следует обосновать актуальность темы для данного предприятия, теоретическое исследование (с указанием имен авторов и литературы), цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы, противоречие, проблемность, тема, новизна, практическую значимость.

В "Содержании" надо указать план курсового (дипломного) проекта.

В основной текстовой части должны быть указаны как минимум три части: теоретико-методологическая, описание предприятия и поиск в нем положений менеджмента, нуждающихся в теоретико-практическом применении. Во второй главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме), и в третьей главе должно быть обоснование практической, информационной, компьютерной базы исследования данной проблемы и необходимости ее дальнейшего исследования. В этой главе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии. Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

В "Заключении" должны быть основные выводы, предложения, рекомендации по каждой главе и их практическое применение.

 

 

Методы организации научной работы

 

Знание методики и методологии организации научной работы дает возможность:

правильно составить план научной работы (курсовой работы, дипломной и т.п.).

правильно построить все части научной работы, чтобы все части служили обоснованию результата:

выбрать тему;

сформулировать цель (задачу);

оптимально написать "Введение";

рассредоточить материал по разделам (главам, параграфам и т.п.) и дать им заглавия;

сделать заключение, т.е. подвести итоги обоснования результата.

 

Для методологии науки целесообразно рассмотрение научной работы как частного случая вопросно-ответного мышления:

заглавие всей работы представляется как основной вопрос научной работы;

заглавия разделов работы - как вспомогательные вопросы;

распределение материала всей работы на подразделы означает сведение вопроса к вспомогательным вопросам;

ограничение сведения подразделами низшего уровня является достижением в сведении вопросов, являющихся правильными вспомогательными вопросами;

основной результат рассматривается как ответ на основной вопрос;

вспомогательные результаты - как ответы на вспомогательные вопросы;

обоснование результатов - как обоснование ответов на основе принятых предпосылок и ответов на вопросы более низкого уровня.

 

Организация научной работы состоит в правильном (удовлетворяющем обоснование результата) разбиении ее на части и установлении такого построения этих частей и их взаимосвязи, чтобы достигалась основная методологическая задача - обоснование основного результата научной работы. Частями научной работы являются:

название темы;

постановка цели (задачи);

содержание:

введение;

основное содержание;

заключение.

 

Основное методологическое правило организации научной работы: все части должны быть так связаны между собой, чтобы каждая из них прямо или опосредованно детерминировалась основным результатом и отвечала задаче его обоснования. Короче говоря, результат определяет специфику каждой из частей научной работы. Поэтому без знания результата бессмысленно пытаться оценить качество какой-либо из этих частей, судить о ее приемлемости или неприемлемости.

Таким образом, научная работа в методологическом аспекте - это интеррогативная система, все части которой и их соотношения выразимы в терминах интеррогативного язык, например, таких как термин, вопрос, основной и вспомогательный вопрос, корректный вопрос, ответ, редукция (сведение) вопроса, дедукция (выведение) ответа.

 

Методологические требования к результату научной работы:

Результат должен быть конкретным суждением.

Это, во-первых, означает, что результат должен быть утвердительным предложением, в котором что-то и о чем-то должно утверждаться. Значит, надо четко представить, о чем идет речь, и что об этом объекте утверждается. Ясно, что в таком случае основные термины утверждения должны быть явно и ясно определены. Результат не может быть выражен словосочетанием или вопросительным предложением. Однако именно такая ошибка допускается.

Например, выражение "причинность в объективной действительности" не может считаться результатом, ибо в нем ничто и ни о чем не утверждается. Это словосочетание. Оно может выражать вопрос, если выполняет функцию заглавия, но не может выражать результат. Результатом в этом случае может быть выражение типа "причинностью в объективной действительности является то-то и то-то". Это уже утверждение, которое может быть истинным или ложным.

Истинность результата должна быть обоснованной. Основная задача научной работы и состоит в обосновании истинности результата исследования.

В курсовых, дипломных работах, научных статьях и монографиях должна быть показана новизна и актуальность результата.

 

А. Методологические требования к заглавию

Как мы уже говорили, заглавие научной работы - это ее основной вопрос. Заглавия разделов работы - вспомогательные вопросы. Низший уровень заглавий, полученных сведением основного вопроса работы - вспомогательные корректные вопросы. Основная методологическая проблема заглавия - как методологически правильно его сформулировать.

При решении этой проблемы следует руководствоваться следующим методологическим требованием: заглавие должно выражать (словосочетанием или предложением какой-либо грамматической категории) вопрос, ответом на который должен быть основной результат научной работы. Отсюда следует, что заглавие должно существенно определяться основным результатом. При этом могут учитываться и другие (несущественные, но желательные) дополнительные требования: краткость, употребление возможно более понятных терминов, правильная стилистика и т.п.

Ради краткости написания заглавий выработался даже специальный язык заглавий. При написании заглавия мы как бы переводим выражения обычного языка на язык заглавий. Никаких строгих предписаний здесь нет, но все-таки определенными стандартами ("штампами") следует руководствоваться. Один пример мы уже приводили: там, где надо выразить взаимосвязь, пишем слово " и ". Другой пример: там, где надо выразить необходимые условия для возникновения или существования явления, пишется слово "значение". Правда, иногда авторы употребляют слово " значение " не вместо слова "необходимые условия", а вместо "произвольные условия". Это дезориентирует реципиента, работа теряет научный смысл. Что-то для чего-то всегда имеет хоть какое-то значение, хотя бы и самое несущественное, чему научная работа не может быть посвящена.

Чтобы заглавие адекватно выражало основной вопрос, необходимо, чтобы в нем достаточно ясно было распознаваемо ключевое слово вопроса. Для этого данное слово надо стараться поставить в заглавии на первое место. Поясним сказанное на следующем примере:

Пусть основным результатом исследования в области гносеологии науки является тезис о том, что принципы относительности и плюрализма истинности в познании необходимы для решения методологических проблем соизмеримости теорий, истинности несовместимых теорий, обоснования и применимости теорий и т.п. Об этом мы будем рассуждать в главе III.

На основе полученного результата можно так сформулировать основной вопрос работы: "Какова необходимость применения гносеологических принципов для решения указанных методологических проблем научного познания?"

На базе этого вопроса, учитывая дополнительные требования, можно дать следующее заглавие нашей работе "Значение теории познания для методологии науки". Ясно, что некоторой информацией, содержащейся в вопросе, мы пренебрегли во имя краткости и правильной стилистики заглавия. Однако эти потери можно восстановить при формулировании цели работы.

 

Б. Методологические требования к постановке цели научной работы

Постановка цели (задачи) научной работы является конкретизацией основного вопроса этой работы, обязанной дать представление реципиенту о конкретных проблемах, которые будут решены для получения основного результата (ответа на основной вопрос).

Например, цель работы "Значение теории познания для методологии науки" можно сформулировать так: показать

а) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблем существования логических отношений теорий и проблемы их поаспектного сравнения;

б) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблемы области применимости теории и т.д.

Таким образом, постановка цели дает реципиенту более конкретное, чем заглавие, представление о том, в чем будут состоять конкретные результаты работы, которые в общем виде очерчены заглавием. Поэтому метод постановки цели состоит в сведении основного вопроса, выраженного заглавием, к наиболее общим корректным вспомогательным вопросам работы. В результате постановка цели восстанавливает потерянную при формулировке заглавия информацию и даже добавляет новую, более конкретизирующую основной результат работы.

При постановке цели следует:

Избегать подмены цели научной работы, которая является целью получения результатов, целью исследования. Целями исследования могут быть цели, не реализованные, не приведшие к результатам. Могут быть цели, хотя и приведшие к результатам, но результатам, не имеющим значения и т.д. Конечно, в процессе исследования автор может ставить разные цели, но они могут быть весьма далеки от цели научной работы как результата этого исследования. Поэтому при постановке цели научной работы нельзя писать: цель работы состоит в том, чтобы исследовать то-то и то-то. Не исследовать, а обосновывать конкретные результаты, которые должны быть явно перечислены.

Избегать подмены цели работы другими целями, связанными с этой работой, например, целью применения ее результатов. Цель работы состоит в обосновании определенных результатов. Где и как эти результаты могут быть применены - это уже другой вопрос. Если автор в работе ставит целью применение некоторых результатов, то тогда необходимо менять и заглавие, и содержание работы, предназначенной для получения этих результатов, и снова не подменять цель этой новой работы другими целями.

 

В. Методологические требования к содержанию научной работы

Содержание научной работы представляет обоснование ответа на основной вопрос. Это обоснование складывается из предварительных условий обоснования (введение), основного содержания обоснования (основное содержание научной работы) и подытоживающего итога обоснования (заключение работы). Рассмотрим методологические требования применительно к каждой из этих частей научной работы.

 

В1. Методологические требования к введению в научную работу

Введение в научную работу есть изложение основных для всей работы определений терминов и основных условий и ограничений, принимаемых при постановке основного вопроса и обосновании основного результата. Основное методологическое требование к введению состоит в том, чтобы основные понятия были выбраны соответственно поставленной в работе задачи, а ограничения были адекватны области, в которой результаты могут претендовать на истинность.

Например, во введении в данную работу мы определили, прежде всего, термин "методология" в смысле практической методологии, ибо именно в этом своем значении он нам необходим на протяжении всей работы. В других работах термин "методология" употребляется в иных смыслах (частнонаучная методология, чисто теоретическая методология, даже метаметодология). Так как основным результатом данной работы являются методы решения проблем общей практической методологии, то мы сразу же оговорили именно эту область применимости излагаемых методов. На другие области мы не претендуем. Если же где-то помимо указанной области эти методы применимы, то тем лучше.

Как мы говорили, каждый раздел научной работы есть тоже научная работа. Поэтому кроме введения ко всей работе должны быть введения и к разделам научной работы, допустим, к главам, параграфам, пунктам. Но, как правило, такие введения в самостоятельные разделы не выделяются и состоят просто из определений понятий, необходимых для данного раздела.

Оговариваемые во введении условия могут касаться места и времени рассмотрения объекта исследования, аспекта, в котором этот объект существенен, предпосылок (в том числе и идеализаций) его рассмотрения и т.п.

Во введении можно указать и результаты предшественников, в основном для сравнения с результатами, которые автор данного сочинения считает им полученными и превосходящими результаты своих коллег. Это подчеркивает новизну результатов научной работы самого автора.

Во введении следует сообщить о методах, которыми будет пользоваться исследователь, вводимые им для всей работы с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 4104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.014 с.)