Идеалы и нормы научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеалы и нормы научного познания



Идеал – образец, в будущем. Имеет ценностную окраску, нереализуем, желаем.

Норма – разрабатывается на основе опыта, в настоящем. Более конкретна, она предписывает.

Идеалы и нормы научного познания представляют собой исторически изменчивую совокупность концептуально-ценностных методологических установок, организующих процесс познания и регулирующих его.

Группы:

· Идеалы и нормы объяснения и описания

· Идеалы и нормы доказанности о обоснованности

· Идеалы и нормы построения и организации научных знаний

Исследователи выделяют несколько уровней идеалов и норм научного познания:

§ Идеалы и нормы, которые принципиально отличают научное познание от других его видов

§ Идеалы и нормы характерные для определенного исторического периода (в средние века не было эксперимента)

§ Идеалы и нормы отражающие специфику объекта исследования (познание в естественных и гуманитарных науках (элемент субъективности в гуманитарных)).

Идеалы и нормы научного знания благодаря своей исторической изменчивости время от времени вызывают необходимость перестройки самих ее оснований, смены стратегии исследования (научные революции).

Помимо когнитивного содержания идеалы и нормы включают в себя способы регулирования организации исследований и отношений науки с обществом (этические проблемы науки). В этом поле возникает проблематики науки соотношения научного познания и ценностного мышления. Формулируются тезисы о ценностной нейтральности науки восходящей к философскому принципу о логической разноплановости суждений о сущем и о должном. Кроме того, если наука понимается как средство познания, то вопрос о целях и смысле познания касается внешних по отношению к ней факторов.

 

Научная картина мира

К основаниям науки относят такую методологическую структуру как научная картина мира.

Научная картина мира – понятие, обозначающее определенную систематизацию упорядочивание и обобщение результатов различных видов научного познания. Различают общую и специализированные картины мира (физическая, химическая и т.д., т.е. отражает лишь соответствующий срез реальности).

Специальные картины мира строятся на базе фундаментальных теорий, меняющихся по мере развитии познания и практики, например, физическая картина 17,18 и начала 19 веков строилась на базе классической механики, затем ей на смену приходит электродинамическая, затем квантовая картина мира, а сегодня говорят о синергетической.

 

 

Исторические особенности и методологические основания классификации наук

Проблема классификации наук возникает при необходимости выявить структуру научного знания и при необходимости выразить взаимосвязь различных видов знания.

Методологическими основаниями классификаций наук выступают определенные критерии, зависящие от потребностей конкретной эпохи, времени.

Впервые классифицировал науки Аристотель – по сфере их применения: теоретические, практические, творческие. Органон (логика) – вне классификации. Говоря о физике Аристотель имеет в виду не только природный мир как таковой, но и природу и сущность вещей.

Классификация Френсиса Бэкона – деление наук в зависимости от познавательных способностей человека (эмпирическая концепция Бэкона).

· Науки опирающиеся на память – исторические знания.

· Науки опирающиеся на рассудок – философия (тут еще математика).

· Науки опирающиеся на воображение – поэзия, литература и д.р.

· В отдельную область он выделяет науки изучающие мышление, являющиеся ключом ко всем остальным – логика, риторика.

Классификация Огюста Конта – науки должны классифицироваться по предмету исследования:

· Начальные – математика, астрономия

· Промежуточные – физика, химия

· Конечные – биология, социология

2 половина 19 века представители баденской школы неоконтиантсва формулируют специфику гуманитарных наук, прежде всего истории и философии.

· Дильтей вводит понятие «науки о духе», предметом которой являются переживания человека, а методом исследования является понимание.

· Виндельбанд – предмет всех наук един – действительность, но науки о природе пользуются номатетической методологией (выявление общих закономерностей), а науки о духе идиографической методологией (описание частных случаев).

· Риккерт – вводит науки о культуре, утверждая, что они имеют и специфический предмет исследования и методы.

Классификация Ф. Энгельса основывается на критерии качественного многообразия природы. Науки подразделяются в соответствии с основными формами движения материи (механика, физика, химия, биология, социальные науки).

Классификация Вернадского: науки объектами и закономерностями, которых служат земные явления (биология, социология и т.д.) и науки объектами и закономерностями, которых является вся реальность.

Современные классификация

Науки о природе и науки об обществе – естествознание и социально-гуманитарное знание. Отдельные области – науки о познании, логика, технические науки. Совсем отдельно – математические науки.

Науки фундаментальные и прикладные – удаленность от практики

 

Структура научного познания.

Формы, уровни, методы.

Уровни:

Эмпирический и теоретический

Формы научного знания:

· Научный факт

· Научная проблема

· Гипотеза

· Теория

· Научно-исследовательская программа

Научный факт существует на эмпирическом уровне, а остальные нет.

Фактом науки является то, что принципиально можно соотнести с научным контекстом; это такая форма научного знания, которая фиксирует достоверную информацию, установленную в процессе научного исследования.

Свойства научного факта:

· Обоснованность с помощью приемлемых в научной методологии способов.

· Теоретическая значимость.

· Онтологическая универсальность – факт типичен, он экстраполируются на неограниченную совокупность однородных случаев, если соблюдаются условия, относящиеся к его сущности.

Научный факт не фиксирует непосредственную реальность, он конструируется либо на эмпирическом уровне, с помощью наблюдений эксперимента, либо на теоретическом уровне, с помощью соответствующих методов.

Научный факт одновременно служит и результатом научного исследования и исходным основанием для теоретических обобщений. Научный факт не имеет абсолютной сущности и значимости вне теоретической системы. Научные факты – такие элементы теории, которые обладают свойствами инвариантности и обязательной совместимости в рамках конкретной теории.

 

Научная проблема - суждение, содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, для которого не существует известного алгоритма решения. При этом возможное решение проблемы должно иметь существенную новизну.

Основной причиной возникновения научных проблем является несоответствие эмпирического базиса и теоретических ресурсов.

Рене Декарт – вопрос разделить на подвопросы и решать последовательно.

Научная гипотеза – вероятностное, но не истинное предположение. Новое знание, но в случае, если оно получит подтверждение. Для подтверждения гипотезу нужно много процедур, для опровержения – одно (асимметрия). Гипотетика – дедуктивный метод. Принятие гипотезы – окончательное решение о ее статусе.

Теория – определенная система обоснованных концептуальных научных представлений. (Уилл Куайн – образ арки) Сущность теории можно представить через ее основные функции:

1 Группа функций связана с когнитивной (позновательной) деятельностью:

· Описательная

· Систематизирующая

· Интерпретирующая

· Объяснительная

2 Группа методологических функций (что и как изучать) – любая теория содержит в себе ряд терминов и способов исследования, задающих направленность и цели научного поиска. Теория, как правило, обладает эвристическим потенциалом, т.е. может быть исходной точкой для постановки новых проблем.

3 Конститутивная (выстраивать, создавать) группа функций – создание предметной области исследования. Любая теория расширяет границы рационального постижения действительности.

4 Технологическая группа функций – существует, если с помощью теории проектируются и создаются новые объекты, если преобразуются уже существующие или теория дает инструментальные способы управлением поведением исследуемых объектов.

Структура теории:

Основание теории – общеметодологические основания. Имеется ввиду эмпирическая база, которая не укладывается в другие теории. Так же относится правило оперирования знанием - эксперимент.

Ядро теории – совокупность основных утверждений

Приложения – конкретизирующие понятия и интерпретации.

Научно исследовательская программа (НИП) – (2 половина 20 века – Лакатос) – понятие отражающее более крупные и долго живущие структуры, чем научные теории.Научно исследовательская программа представляет собой последовательность сменяющих друг друга теорий объединенных некоторой совокупностью базисных идей.

Структура научно исследовательской программы:

Жесткое ядро – исходные положения частно-научного характера сохраняющиеся без изменений во всей последовательности теорий.

Эвристики – связанные с утверждениями ядра методологические принципы. Положительная эвристика предписывает выбор проблем. Отрицательная эвристика запрещает постановку ряда проблем.

Защитный пояс – совокупность вспомогательных гипотез, направленных на устранение разногласий с материалом эмпирических проверок.

Научно-исследовательские программы конкурируют, при этом прогрессирующей признают те из них, которые обладают большим объяснительным и прогностическим потенциалом, а регрессирующие научно-исследовательские программы не уничтожаются, а чаще всего откладываются.

 

Уровни научного знания

Эмпирический и теоретический.

Идеал научного познания как единственно верного способа перехода от фактов к теории в современных условиях подвергается критике. Разделение научного познания на эмпирический и теоретический уровень производится сегодня условно, с рядом допущений. Данная проблема является одной из постоянных при изучении самой науки, так как представляет собой анализ предметного содержания научного познания.

Уровни научного познания не тождественны чувственному и абстрактно-логическому. Если первые отражают предметную сферу науки, то вторые отражают режим работы когнитивных процессов сознания.

На эмпирическом уровне научного познания как и на теоретическом переплетены формы чувственного и абстрактно-логического, но на эмпирическом уровне преобладает «живое созерцание», исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей, выражающих внутреннее отношение.

Признаки эмпиричности:

· доступность объекта непосредственному исследованию

· получение в реальном времени информации об объекте

· интерактивный информационный процесс

На теоретическом уровне научного познания преобладают логические формы, отражаются явления и процессы в их универсальных внутренних связях и закономерностях.

Граница между уровнями научного познания условна и подвижна, так как эмпирические формы знания всегда имеют теоретическую нагруженность, в формировании научного факта участвуют знания, проверенные независимо от конкретной теории. Кроме того при теоретическом осмыслении и анализе присутствуют более и менее обобщенные формулировки и абстрактные структуры.

Большинство современных исследователей считают, что научное познание представляет собой ряд взаимосвязанных подуровней, каждый из которых можно охарактеризовать как эмпирический или теоретический только в сопоставлении с другими.

Важное значение в развитии научного знания имеют правила связи эмпирического и теоретического уровня.

Между эмпирическим и теоретическим уровнем не существует одной границы. Они могут существовать даже внутри теории. Не существует единого центрального для всех теорий эмпирического базиса.

 

Методология научного знания

Методология – 1 -совокупность способов организации определенной деятельности. 2- учение изучающее данный способ.

Существуют 2 крайние позиции – методологизм и антиметодологизм.

· Сторонники первой утверждают наличие универсальных эффективных способов научного познания.

· Сторонники второго утверждают, что любой метод получения нового знания оправдан.

Классификация методов познания по степени общности:

· Всеобщие методы (применяются и вне науки (обыденное познание)), например, общелогические.

· Общенаучные методы (только в научном познании), на основе критерия общедоступности выделяют эмпирические и теоретические методы.

· Частнонаучные методы – проекция общенаучных на конкретную дисциплину.

· Специальные методики, характерные для узконаучных областей.

Эмпирические методы научного исследования:

Метод научного познания – исследовательская ситуация, форма взаимодействия субъекта и объекта – создается специально и предполагает определенное поведение исследователя.

Описание, сравнение и измерение – способы структурирования информации, применяемыми в исследовательских ситуациях.

  Наблюдение Эксперимент моделирование
описание      
сравнение      
измерение      

 

Способы структурирования информации:

Описание – представление эмпирических данных в качественных терминах. Формализация минимальна. Логической формой для описания служат утвердительные, фактуальные суждения.

Сравнение - представление эмпирических данных в терминах, отражающих различную степень выраженности какого-либо свойства. Сравнение не требует эталона, т.е. можно упорядочивать предметную область без введения единиц измерения. Если операция сравнения становится смысловым ядром исследования, то формируется сравнительный подход и новые предметные области.

Измерение – операция приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, а так же свойствам и отношениям. Процедура измерения предполагает наличие объекта, т.е. величины подлежащей измерению, наличие метода измерения, включая шкалу с единицей измерения, правила, субъект, который осуществляет измерения и результат, который подлежит интерпретации. Особое требование к измерению – точность. Так как она характеризует субъективную сторону процесса в исследовании необходимо формулировать степень точности, достаточную для выполнения конкретной задачи.

Методы структурирования информации:

Наблюдение – исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Структура наблюдения – субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст и т.д.).

Основные характеристики научного наблюдения:

· активный характер, т.е. отбор объектов, первичная интерпретация фактов, постановка цели;

· организованность – наблюдение обусловлено теоретическими представлениями об объекте;

· наблюдатель может преобразовывать условия наблюдения;

· наблюдение не может быть свободно от предпосылок нашего восприятия, кроме того «лишь теория решает, что можно наблюдать (Эйнштейн)»

Следует различать первичные данные, непосредственно полученные в результате наблюдения, и тот эмпирический материал, который может быть оценен как научный факт.

Эксперимент – исследовательская ситуация, изучения явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса. Цель экспериментирования – достижение возможного уровня управления процессом. Он, в отличие от наблюдения, предполагает сознательное вмешательство. Структура - субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст, технические средства и т.д.).

Базовая логическая схема эксперимента такова - все изменяемые явления представляются как переменные. Часть переменных, которыми исследователь может управлять – независимые, а те, что изменяются при варьировании независимых переменных называют зависимыми, соответственно изучается поведение второго множества. Учитываются и побочные факторы, не являющиеся предметом исследования, но оказывающие влияние на его ход. В современных условиях большинство экспериментов являются многофакторными, в которых независимые переменные варьируются комплексно, а затем результаты подвергают статистическому анализу, где каждый фактор оценивают по результатам серии опытов.

Для оценки результатов эксперимента используют понятие валидности. Валидность – ( оценочный параметр эксперимента) - приближенность эксперимента к идеалу.

Признаки идеального эксперимента:

· Его условия абсолютно стабильны - действия всех побочных факторов постоянны

· Воспроизводимость

· Экспериментальная ситуация полностью отражает естественную ситуацию

Этапы экспериментального исследования:

· Разработка программы и рабочей гипотезы. Программа включает: цель, смысл, структуру, адекватные методы достижения цели, план эксперимента

· Проведение эксперимента с протоколированием

· Содержательная интерпретация

Любая стадия эксперимента требует проведение рациональных логических операций, анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза и т.д.

Моделирование – создание такой мысленно-представляемой или материально-реализованной системы, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна давать новую информацию об этом объекте (В. Штофф). Моделирование применяется тогда, когда взаимодействие с объектом либо затруднено, либо неэффективно, либо невозможно. Структура - субъект, объект оригинал, объект посредник (модель), условия (время, место, теоретический контекст, технические средства и т.д.).

Моделирование неразрывно связано с логической операцией мышления по аналогии. Вероятность выводов в результате применения моделирования зависит не только от количества уподобляемых свойств оригинала и модели но и от того, насколько эти свойства существенны.

Процесс моделирования включает:

· Построение модели – воспроизведение необходимых параметров

· Изучение модели учитывающее ее определенную самостоятельность

· Экстраполяция – перенос полученных знаний на область знаний об исходном объекте.

Модель представляет собой и объект и средство изучения.

Каждый объект исследования может быть представлен различными моделями в зависимости от цели конкретного исследования.

Функции моделирования:

· Обобщающая

· Эвристическая (новые гипотезы)

· Трансляции (переноса знаний)

· Конструктивная (новые объекты)

· Интерпретации (как фактов так и теорий)

Обработка и обобщение эмпирических данных исследователями науки всегда обособляется. Эти процедуры считают либо промежуточным, эмпирико-теоретическим уровнем либо завершающим этапом эмпирического уровня.

В нем присутствуют:

Визуализация результатов исследования - описание, придающее информации статус эмпирического факта. Структурирование и обобщение материала в виде эмпирических законов и регулярностей.

Оценка релевантности исследования с позиции валидности, верифицируемости, фиксация аномалий и исключений, формулировка новых вопросов и проблем.

 

Методология теоретического уровня



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.065 с.)