Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеалы и нормы научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеал – образец, в будущем. Имеет ценностную окраску, нереализуем, желаем. Норма – разрабатывается на основе опыта, в настоящем. Более конкретна, она предписывает. Идеалы и нормы научного познания представляют собой исторически изменчивую совокупность концептуально-ценностных методологических установок, организующих процесс познания и регулирующих его. Группы: · Идеалы и нормы объяснения и описания · Идеалы и нормы доказанности о обоснованности · Идеалы и нормы построения и организации научных знаний Исследователи выделяют несколько уровней идеалов и норм научного познания: § Идеалы и нормы, которые принципиально отличают научное познание от других его видов § Идеалы и нормы характерные для определенного исторического периода (в средние века не было эксперимента) § Идеалы и нормы отражающие специфику объекта исследования (познание в естественных и гуманитарных науках (элемент субъективности в гуманитарных)). Идеалы и нормы научного знания благодаря своей исторической изменчивости время от времени вызывают необходимость перестройки самих ее оснований, смены стратегии исследования (научные революции). Помимо когнитивного содержания идеалы и нормы включают в себя способы регулирования организации исследований и отношений науки с обществом (этические проблемы науки). В этом поле возникает проблематики науки соотношения научного познания и ценностного мышления. Формулируются тезисы о ценностной нейтральности науки восходящей к философскому принципу о логической разноплановости суждений о сущем и о должном. Кроме того, если наука понимается как средство познания, то вопрос о целях и смысле познания касается внешних по отношению к ней факторов.
Научная картина мира К основаниям науки относят такую методологическую структуру как научная картина мира. Научная картина мира – понятие, обозначающее определенную систематизацию упорядочивание и обобщение результатов различных видов научного познания. Различают общую и специализированные картины мира (физическая, химическая и т.д., т.е. отражает лишь соответствующий срез реальности). Специальные картины мира строятся на базе фундаментальных теорий, меняющихся по мере развитии познания и практики, например, физическая картина 17,18 и начала 19 веков строилась на базе классической механики, затем ей на смену приходит электродинамическая, затем квантовая картина мира, а сегодня говорят о синергетической.
Исторические особенности и методологические основания классификации наук Проблема классификации наук возникает при необходимости выявить структуру научного знания и при необходимости выразить взаимосвязь различных видов знания. Методологическими основаниями классификаций наук выступают определенные критерии, зависящие от потребностей конкретной эпохи, времени. Впервые классифицировал науки Аристотель – по сфере их применения: теоретические, практические, творческие. Органон (логика) – вне классификации. Говоря о физике Аристотель имеет в виду не только природный мир как таковой, но и природу и сущность вещей. Классификация Френсиса Бэкона – деление наук в зависимости от познавательных способностей человека (эмпирическая концепция Бэкона). · Науки опирающиеся на память – исторические знания. · Науки опирающиеся на рассудок – философия (тут еще математика). · Науки опирающиеся на воображение – поэзия, литература и д.р. · В отдельную область он выделяет науки изучающие мышление, являющиеся ключом ко всем остальным – логика, риторика. Классификация Огюста Конта – науки должны классифицироваться по предмету исследования: · Начальные – математика, астрономия · Промежуточные – физика, химия · Конечные – биология, социология 2 половина 19 века представители баденской школы неоконтиантсва формулируют специфику гуманитарных наук, прежде всего истории и философии. · Дильтей вводит понятие «науки о духе», предметом которой являются переживания человека, а методом исследования является понимание. · Виндельбанд – предмет всех наук един – действительность, но науки о природе пользуются номатетической методологией (выявление общих закономерностей), а науки о духе идиографической методологией (описание частных случаев). · Риккерт – вводит науки о культуре, утверждая, что они имеют и специфический предмет исследования и методы. Классификация Ф. Энгельса основывается на критерии качественного многообразия природы. Науки подразделяются в соответствии с основными формами движения материи (механика, физика, химия, биология, социальные науки). Классификация Вернадского: науки объектами и закономерностями, которых служат земные явления (биология, социология и т.д.) и науки объектами и закономерностями, которых является вся реальность. Современные классификация Науки о природе и науки об обществе – естествознание и социально-гуманитарное знание. Отдельные области – науки о познании, логика, технические науки. Совсем отдельно – математические науки. Науки фундаментальные и прикладные – удаленность от практики
Структура научного познания. Формы, уровни, методы. Уровни: Эмпирический и теоретический Формы научного знания: · Научный факт · Научная проблема · Гипотеза · Теория · Научно-исследовательская программа Научный факт существует на эмпирическом уровне, а остальные нет. Фактом науки является то, что принципиально можно соотнести с научным контекстом; это такая форма научного знания, которая фиксирует достоверную информацию, установленную в процессе научного исследования. Свойства научного факта: · Обоснованность с помощью приемлемых в научной методологии способов. · Теоретическая значимость. · Онтологическая универсальность – факт типичен, он экстраполируются на неограниченную совокупность однородных случаев, если соблюдаются условия, относящиеся к его сущности. Научный факт не фиксирует непосредственную реальность, он конструируется либо на эмпирическом уровне, с помощью наблюдений эксперимента, либо на теоретическом уровне, с помощью соответствующих методов. Научный факт одновременно служит и результатом научного исследования и исходным основанием для теоретических обобщений. Научный факт не имеет абсолютной сущности и значимости вне теоретической системы. Научные факты – такие элементы теории, которые обладают свойствами инвариантности и обязательной совместимости в рамках конкретной теории.
Научная проблема - суждение, содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, для которого не существует известного алгоритма решения. При этом возможное решение проблемы должно иметь существенную новизну. Основной причиной возникновения научных проблем является несоответствие эмпирического базиса и теоретических ресурсов. Рене Декарт – вопрос разделить на подвопросы и решать последовательно. Научная гипотеза – вероятностное, но не истинное предположение. Новое знание, но в случае, если оно получит подтверждение. Для подтверждения гипотезу нужно много процедур, для опровержения – одно (асимметрия). Гипотетика – дедуктивный метод. Принятие гипотезы – окончательное решение о ее статусе. Теория – определенная система обоснованных концептуальных научных представлений. (Уилл Куайн – образ арки) Сущность теории можно представить через ее основные функции: 1 Группа функций связана с когнитивной (позновательной) деятельностью: · Описательная · Систематизирующая · Интерпретирующая · Объяснительная 2 Группа методологических функций (что и как изучать) – любая теория содержит в себе ряд терминов и способов исследования, задающих направленность и цели научного поиска. Теория, как правило, обладает эвристическим потенциалом, т.е. может быть исходной точкой для постановки новых проблем. 3 Конститутивная (выстраивать, создавать) группа функций – создание предметной области исследования. Любая теория расширяет границы рационального постижения действительности. 4 Технологическая группа функций – существует, если с помощью теории проектируются и создаются новые объекты, если преобразуются уже существующие или теория дает инструментальные способы управлением поведением исследуемых объектов. Структура теории: Основание теории – общеметодологические основания. Имеется ввиду эмпирическая база, которая не укладывается в другие теории. Так же относится правило оперирования знанием - эксперимент. Ядро теории – совокупность основных утверждений Приложения – конкретизирующие понятия и интерпретации. Научно исследовательская программа (НИП) – (2 половина 20 века – Лакатос) – понятие отражающее более крупные и долго живущие структуры, чем научные теории.Научно исследовательская программа представляет собой последовательность сменяющих друг друга теорий объединенных некоторой совокупностью базисных идей. Структура научно исследовательской программы: Жесткое ядро – исходные положения частно-научного характера сохраняющиеся без изменений во всей последовательности теорий. Эвристики – связанные с утверждениями ядра методологические принципы. Положительная эвристика предписывает выбор проблем. Отрицательная эвристика запрещает постановку ряда проблем. Защитный пояс – совокупность вспомогательных гипотез, направленных на устранение разногласий с материалом эмпирических проверок. Научно-исследовательские программы конкурируют, при этом прогрессирующей признают те из них, которые обладают большим объяснительным и прогностическим потенциалом, а регрессирующие научно-исследовательские программы не уничтожаются, а чаще всего откладываются.
Уровни научного знания Эмпирический и теоретический. Идеал научного познания как единственно верного способа перехода от фактов к теории в современных условиях подвергается критике. Разделение научного познания на эмпирический и теоретический уровень производится сегодня условно, с рядом допущений. Данная проблема является одной из постоянных при изучении самой науки, так как представляет собой анализ предметного содержания научного познания. Уровни научного познания не тождественны чувственному и абстрактно-логическому. Если первые отражают предметную сферу науки, то вторые отражают режим работы когнитивных процессов сознания. На эмпирическом уровне научного познания как и на теоретическом переплетены формы чувственного и абстрактно-логического, но на эмпирическом уровне преобладает «живое созерцание», исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей, выражающих внутреннее отношение. Признаки эмпиричности: · доступность объекта непосредственному исследованию · получение в реальном времени информации об объекте · интерактивный информационный процесс На теоретическом уровне научного познания преобладают логические формы, отражаются явления и процессы в их универсальных внутренних связях и закономерностях. Граница между уровнями научного познания условна и подвижна, так как эмпирические формы знания всегда имеют теоретическую нагруженность, в формировании научного факта участвуют знания, проверенные независимо от конкретной теории. Кроме того при теоретическом осмыслении и анализе присутствуют более и менее обобщенные формулировки и абстрактные структуры. Большинство современных исследователей считают, что научное познание представляет собой ряд взаимосвязанных подуровней, каждый из которых можно охарактеризовать как эмпирический или теоретический только в сопоставлении с другими. Важное значение в развитии научного знания имеют правила связи эмпирического и теоретического уровня. Между эмпирическим и теоретическим уровнем не существует одной границы. Они могут существовать даже внутри теории. Не существует единого центрального для всех теорий эмпирического базиса.
Методология научного знания Методология – 1 -совокупность способов организации определенной деятельности. 2- учение изучающее данный способ. Существуют 2 крайние позиции – методологизм и антиметодологизм. · Сторонники первой утверждают наличие универсальных эффективных способов научного познания. · Сторонники второго утверждают, что любой метод получения нового знания оправдан. Классификация методов познания по степени общности: · Всеобщие методы (применяются и вне науки (обыденное познание)), например, общелогические. · Общенаучные методы (только в научном познании), на основе критерия общедоступности выделяют эмпирические и теоретические методы. · Частнонаучные методы – проекция общенаучных на конкретную дисциплину. · Специальные методики, характерные для узконаучных областей. Эмпирические методы научного исследования: Метод научного познания – исследовательская ситуация, форма взаимодействия субъекта и объекта – создается специально и предполагает определенное поведение исследователя. Описание, сравнение и измерение – способы структурирования информации, применяемыми в исследовательских ситуациях.
Способы структурирования информации: Описание – представление эмпирических данных в качественных терминах. Формализация минимальна. Логической формой для описания служат утвердительные, фактуальные суждения. Сравнение - представление эмпирических данных в терминах, отражающих различную степень выраженности какого-либо свойства. Сравнение не требует эталона, т.е. можно упорядочивать предметную область без введения единиц измерения. Если операция сравнения становится смысловым ядром исследования, то формируется сравнительный подход и новые предметные области. Измерение – операция приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, а так же свойствам и отношениям. Процедура измерения предполагает наличие объекта, т.е. величины подлежащей измерению, наличие метода измерения, включая шкалу с единицей измерения, правила, субъект, который осуществляет измерения и результат, который подлежит интерпретации. Особое требование к измерению – точность. Так как она характеризует субъективную сторону процесса в исследовании необходимо формулировать степень точности, достаточную для выполнения конкретной задачи. Методы структурирования информации: Наблюдение – исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Структура наблюдения – субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст и т.д.). Основные характеристики научного наблюдения: · активный характер, т.е. отбор объектов, первичная интерпретация фактов, постановка цели; · организованность – наблюдение обусловлено теоретическими представлениями об объекте; · наблюдатель может преобразовывать условия наблюдения; · наблюдение не может быть свободно от предпосылок нашего восприятия, кроме того «лишь теория решает, что можно наблюдать (Эйнштейн)» Следует различать первичные данные, непосредственно полученные в результате наблюдения, и тот эмпирический материал, который может быть оценен как научный факт. Эксперимент – исследовательская ситуация, изучения явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса. Цель экспериментирования – достижение возможного уровня управления процессом. Он, в отличие от наблюдения, предполагает сознательное вмешательство. Структура - субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст, технические средства и т.д.). Базовая логическая схема эксперимента такова - все изменяемые явления представляются как переменные. Часть переменных, которыми исследователь может управлять – независимые, а те, что изменяются при варьировании независимых переменных называют зависимыми, соответственно изучается поведение второго множества. Учитываются и побочные факторы, не являющиеся предметом исследования, но оказывающие влияние на его ход. В современных условиях большинство экспериментов являются многофакторными, в которых независимые переменные варьируются комплексно, а затем результаты подвергают статистическому анализу, где каждый фактор оценивают по результатам серии опытов. Для оценки результатов эксперимента используют понятие валидности. Валидность – ( оценочный параметр эксперимента) - приближенность эксперимента к идеалу. Признаки идеального эксперимента: · Его условия абсолютно стабильны - действия всех побочных факторов постоянны · Воспроизводимость · Экспериментальная ситуация полностью отражает естественную ситуацию Этапы экспериментального исследования: · Разработка программы и рабочей гипотезы. Программа включает: цель, смысл, структуру, адекватные методы достижения цели, план эксперимента · Проведение эксперимента с протоколированием · Содержательная интерпретация Любая стадия эксперимента требует проведение рациональных логических операций, анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза и т.д. Моделирование – создание такой мысленно-представляемой или материально-реализованной системы, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна давать новую информацию об этом объекте (В. Штофф). Моделирование применяется тогда, когда взаимодействие с объектом либо затруднено, либо неэффективно, либо невозможно. Структура - субъект, объект оригинал, объект посредник (модель), условия (время, место, теоретический контекст, технические средства и т.д.). Моделирование неразрывно связано с логической операцией мышления по аналогии. Вероятность выводов в результате применения моделирования зависит не только от количества уподобляемых свойств оригинала и модели но и от того, насколько эти свойства существенны. Процесс моделирования включает: · Построение модели – воспроизведение необходимых параметров · Изучение модели учитывающее ее определенную самостоятельность · Экстраполяция – перенос полученных знаний на область знаний об исходном объекте. Модель представляет собой и объект и средство изучения. Каждый объект исследования может быть представлен различными моделями в зависимости от цели конкретного исследования. Функции моделирования: · Обобщающая · Эвристическая (новые гипотезы) · Трансляции (переноса знаний) · Конструктивная (новые объекты) · Интерпретации (как фактов так и теорий) Обработка и обобщение эмпирических данных исследователями науки всегда обособляется. Эти процедуры считают либо промежуточным, эмпирико-теоретическим уровнем либо завершающим этапом эмпирического уровня. В нем присутствуют: Визуализация результатов исследования - описание, придающее информации статус эмпирического факта. Структурирование и обобщение материала в виде эмпирических законов и регулярностей. Оценка релевантности исследования с позиции валидности, верифицируемости, фиксация аномалий и исключений, формулировка новых вопросов и проблем.
Методология теоретического уровня
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.242.160 (0.008 с.) |