Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметная область философии науки и истории науки↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Чернова Элина Григорьевна доцент кафедры философии Литература: 1 Степин – · философия науки общие проблемы · Философия науки и техники
2 Миронов- Современные философские проблемы естественных и социо-гуманитарных наук 3 Ивин – современная философия науки 4 Лебедев – философия науки 5 Найдыш - Концепции современного естествознания 6 Кохановский – философские проблемы социально-гуманитарных наук 7 Хрестоматия - История и философия науки
Философия и наука Философия – теоретический тип знания, комплекс мировоззренческих учений, в рамках которых исследуются фундаментальные основания бытия, принципы его познания и основные ценности, которыми руководствуется человек в собственной деятельности. Предметом философии может считаться всеобщее и универсальное в отношениях человека и мира и в существовании мира. Любое философское учение зависит от конкретной исторической эпохи и от личности автора. Единое поле философских проблем определяет общую методологию – философскую рефлексию. Рефлексия –мысль о мысли. Рефлексия – вопрос о сущности духовной деятельности и ее границах. Все философские учения – рефлексия мышления по отношению к бытию. На сегодняшний день все многообразие определений науки существуют в трех основных рамках ее изучения: · наука как форма знания · наука как вид деятельности · наука как социальный институт. Наука – совокупность знаний, полученных в результате духовной деятельности, направленной на достижение объективного знания с целью его практического использования. Сходство философии и науки: · Рациональные (обоснованные, доказательные) формы знания, и процессы, направленные на достижение истины – истина не может существовать вне контекста доказательств. В философии нет эмпирических доказательств. Именно теоретические обоснования позволяют достичь системности. · Эссенциальность - направленность на постижение сущности. Наука рассматривает сущность явления только в конкретном аспекте, в каком либо отношении. Философия стремится познать сущность явления как такового в максимально полных связях и отношениях. · Стремление к объективности знаний. Объективно то, что существует вне человеческого сознания. Объективность научного знания обеспечивает его общую значимость и применимость. Образцом объективности стало знание предмета или явления, каким он существует сам по себе. В науке достижение такого знания осуществляется в сознательном ограничении свойств или сторон явления. В философии объективность означает максимально возможное целостное представление о предмете или явлении. Различия философии и науки · Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью, не претендуя на формулировку универсальных закономерностей. Каждая наука, выбирая объектом исследования определенную часть действительности с помощью выработанных методов, формирует предмет исследования. Как правило, предметом науки становятся объективные закономерности и принципы существования, явлений выделенного объекта. · В рамках философии исследуются универсальные закономерности, проявляющиеся в каждой из сфер бытия мира. · Наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и вынесения ценностных суждений. Научное познание не определяет свое отношение к миру. · Ценностный компонент неустраним из философского знания. Философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли и бытия, но и на познание и утверждение ценностей как формы согласования бытия с человеческой мыслью.
Общая картина мира может быть составлена только в объединении философского и научного знания.
Предметная область философии науки и истории науки Философия науки представляет собой рефлексию мышления по отношению к бытию науки. (Как возможно существование науки?) Философия науки может пониматься как направление и как дисциплина Направление формируется в 30-е годы девятнадцатого столетия и представляет собой ряд авторских концепций предлагающих модель развития науки, как процесса познания. С 17 века наука имеет мировоззренческую функцию, с середины 19 века добавляется производственная функция, с 30 годов 20 века – социальная функция (теории управления). Когда наука приобретает социальную функцию, т.е. начинает воздействовать на выбор путей общественного развития, возникает «научная дисциплина», как ответ на потребность осмыслить указанную функцию. (Дж. Бернал «Социальная функция науки» -1931).
В рамках направления философии и науки ставятся следующие проблемы: · Что такое научное знание? · Каковы принципы организации и функционирования научного познания? · Каковы закономерности развития научных дисциплин? Предмет философии науки – общие законы и тенденции научного познания как особой деятельности по производству знаний, взятой в ее историческом развитии. Вопрос о видоизменении форм, структур научного знания и критериях научности был сформулирован в рамках постпозитивизма в связи с тем, что науку стали рассматривать, как социокультурное явление. Представители позитивизма и неопозитивизма проблему взаимосвязи науки с историческим развитием общества не связывают. Для исследования процесса развития науки необходимы сведения о возникновении и исторических формах существования научного знания. К этим вопросам обращается история науки, т.е. существование современных представлений и сущности науки во всех ее аспектах представляет собой единство истории науки и ее философского осмысления.
Основание науки Принципы, идеалы, нормы и методы. Любая деятельность, в том числе и научная, выстраивается на основе определенных ценностных ориентациях. К фундаментальным, базовым основаниям науки относят философские, общеметодологические и общенаучные принципы. К методологическим принципам относят научную картину мира, стиль научного мышления, парадигмы и научно-исследовательские программы.
Философские основания Философия по отношению к науке выполняет следующие функции: Предпосылочная функция – философия создает наиболее общие концептуальные представления о реальности ее закономерностях и взаимосвязях. Философия обеспечивает науку категориальным аппаратом (категория – всеобщее понятие: сущность, явление, единичное, общее, бытие). Философия формирует всеобщие методы трактовки бытия (метафизика и диалектика), на основе которых формируются методы познания. Основой познания как такового является рационализм в широком смысле этого понятия. Основными положениями которого стали следующие: · В мире существует закономерность, которую можно считать разумной · Закономерности могут быть познаны и сформулированы · Убежденность в единстве мира, позволяющее искать общие закономерности в разных сферах бытия · Детерминизм – наличие всеобщей обусловленности Рационализм – мировоззренческая позиция. Методологические регулятивы (правила нормы, предписания): · Возможно объяснить все реально существующие явления. · Объяснение должно быть аргументировано. · Объяснение должно использовать минимальное количество допущений. · Точность и доступность объяснения и т.д. Рационалистическая методология
Эвристическая функция – конкретизация умозрительных философских концепций в научных теориях. (атомизм эволюционировал в корпускулярную теорию) Мировоззренческая функция – философия предоставляет ученому возможность применения оценочных критериев к результатам научного познания. Проясняющая функция – философия интегрирует результаты и опосредует диалог различных областей знаний, обобщает научные данные до уровня фундаментальных научных принципов, формируя и меняя со временем картину мира. Философия проясняет основания научного знания.
Научная картина мира К основаниям науки относят такую методологическую структуру как научная картина мира. Научная картина мира – понятие, обозначающее определенную систематизацию упорядочивание и обобщение результатов различных видов научного познания. Различают общую и специализированные картины мира (физическая, химическая и т.д., т.е. отражает лишь соответствующий срез реальности). Специальные картины мира строятся на базе фундаментальных теорий, меняющихся по мере развитии познания и практики, например, физическая картина 17,18 и начала 19 веков строилась на базе классической механики, затем ей на смену приходит электродинамическая, затем квантовая картина мира, а сегодня говорят о синергетической.
Современные классификация Науки о природе и науки об обществе – естествознание и социально-гуманитарное знание. Отдельные области – науки о познании, логика, технические науки. Совсем отдельно – математические науки. Науки фундаментальные и прикладные – удаленность от практики
Формы, уровни, методы. Уровни: Эмпирический и теоретический Формы научного знания: · Научный факт · Научная проблема · Гипотеза · Теория · Научно-исследовательская программа Научный факт существует на эмпирическом уровне, а остальные нет. Фактом науки является то, что принципиально можно соотнести с научным контекстом; это такая форма научного знания, которая фиксирует достоверную информацию, установленную в процессе научного исследования. Свойства научного факта: · Обоснованность с помощью приемлемых в научной методологии способов. · Теоретическая значимость. · Онтологическая универсальность – факт типичен, он экстраполируются на неограниченную совокупность однородных случаев, если соблюдаются условия, относящиеся к его сущности. Научный факт не фиксирует непосредственную реальность, он конструируется либо на эмпирическом уровне, с помощью наблюдений эксперимента, либо на теоретическом уровне, с помощью соответствующих методов. Научный факт одновременно служит и результатом научного исследования и исходным основанием для теоретических обобщений. Научный факт не имеет абсолютной сущности и значимости вне теоретической системы. Научные факты – такие элементы теории, которые обладают свойствами инвариантности и обязательной совместимости в рамках конкретной теории.
Научная проблема - суждение, содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, для которого не существует известного алгоритма решения. При этом возможное решение проблемы должно иметь существенную новизну. Основной причиной возникновения научных проблем является несоответствие эмпирического базиса и теоретических ресурсов. Рене Декарт – вопрос разделить на подвопросы и решать последовательно. Научная гипотеза – вероятностное, но не истинное предположение. Новое знание, но в случае, если оно получит подтверждение. Для подтверждения гипотезу нужно много процедур, для опровержения – одно (асимметрия). Гипотетика – дедуктивный метод. Принятие гипотезы – окончательное решение о ее статусе. Теория – определенная система обоснованных концептуальных научных представлений. (Уилл Куайн – образ арки) Сущность теории можно представить через ее основные функции: 1 Группа функций связана с когнитивной (позновательной) деятельностью: · Описательная · Систематизирующая · Интерпретирующая · Объяснительная 2 Группа методологических функций (что и как изучать) – любая теория содержит в себе ряд терминов и способов исследования, задающих направленность и цели научного поиска. Теория, как правило, обладает эвристическим потенциалом, т.е. может быть исходной точкой для постановки новых проблем. 3 Конститутивная (выстраивать, создавать) группа функций – создание предметной области исследования. Любая теория расширяет границы рационального постижения действительности. 4 Технологическая группа функций – существует, если с помощью теории проектируются и создаются новые объекты, если преобразуются уже существующие или теория дает инструментальные способы управлением поведением исследуемых объектов. Структура теории: Основание теории – общеметодологические основания. Имеется ввиду эмпирическая база, которая не укладывается в другие теории. Так же относится правило оперирования знанием - эксперимент. Ядро теории – совокупность основных утверждений Приложения – конкретизирующие понятия и интерпретации. Научно исследовательская программа (НИП) – (2 половина 20 века – Лакатос) – понятие отражающее более крупные и долго живущие структуры, чем научные теории.Научно исследовательская программа представляет собой последовательность сменяющих друг друга теорий объединенных некоторой совокупностью базисных идей. Структура научно исследовательской программы: Жесткое ядро – исходные положения частно-научного характера сохраняющиеся без изменений во всей последовательности теорий. Эвристики – связанные с утверждениями ядра методологические принципы. Положительная эвристика предписывает выбор проблем. Отрицательная эвристика запрещает постановку ряда проблем. Защитный пояс – совокупность вспомогательных гипотез, направленных на устранение разногласий с материалом эмпирических проверок. Научно-исследовательские программы конкурируют, при этом прогрессирующей признают те из них, которые обладают большим объяснительным и прогностическим потенциалом, а регрессирующие научно-исследовательские программы не уничтожаются, а чаще всего откладываются.
Уровни научного знания Эмпирический и теоретический. Идеал научного познания как единственно верного способа перехода от фактов к теории в современных условиях подвергается критике. Разделение научного познания на эмпирический и теоретический уровень производится сегодня условно, с рядом допущений. Данная проблема является одной из постоянных при изучении самой науки, так как представляет собой анализ предметного содержания научного познания. Уровни научного познания не тождественны чувственному и абстрактно-логическому. Если первые отражают предметную сферу науки, то вторые отражают режим работы когнитивных процессов сознания. На эмпирическом уровне научного познания как и на теоретическом переплетены формы чувственного и абстрактно-логического, но на эмпирическом уровне преобладает «живое созерцание», исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей, выражающих внутреннее отношение. Признаки эмпиричности: · доступность объекта непосредственному исследованию · получение в реальном времени информации об объекте · интерактивный информационный процесс На теоретическом уровне научного познания преобладают логические формы, отражаются явления и процессы в их универсальных внутренних связях и закономерностях. Граница между уровнями научного познания условна и подвижна, так как эмпирические формы знания всегда имеют теоретическую нагруженность, в формировании научного факта участвуют знания, проверенные независимо от конкретной теории. Кроме того при теоретическом осмыслении и анализе присутствуют более и менее обобщенные формулировки и абстрактные структуры. Большинство современных исследователей считают, что научное познание представляет собой ряд взаимосвязанных подуровней, каждый из которых можно охарактеризовать как эмпирический или теоретический только в сопоставлении с другими. Важное значение в развитии научного знания имеют правила связи эмпирического и теоретического уровня. Между эмпирическим и теоретическим уровнем не существует одной границы. Они могут существовать даже внутри теории. Не существует единого центрального для всех теорий эмпирического базиса.
Методология научного знания Методология – 1 -совокупность способов организации определенной деятельности. 2- учение изучающее данный способ. Существуют 2 крайние позиции – методологизм и антиметодологизм. · Сторонники первой утверждают наличие универсальных эффективных способов научного познания. · Сторонники второго утверждают, что любой метод получения нового знания оправдан. Классификация методов познания по степени общности: · Всеобщие методы (применяются и вне науки (обыденное познание)), например, общелогические. · Общенаучные методы (только в научном познании), на основе критерия общедоступности выделяют эмпирические и теоретические методы. · Частнонаучные методы – проекция общенаучных на конкретную дисциплину. · Специальные методики, характерные для узконаучных областей. Эмпирические методы научного исследования: Метод научного познания – исследовательская ситуация, форма взаимодействия субъекта и объекта – создается специально и предполагает определенное поведение исследователя. Описание, сравнение и измерение – способы структурирования информации, применяемыми в исследовательских ситуациях.
Способы структурирования информации: Описание – представление эмпирических данных в качественных терминах. Формализация минимальна. Логической формой для описания служат утвердительные, фактуальные суждения. Сравнение - представление эмпирических данных в терминах, отражающих различную степень выраженности какого-либо свойства. Сравнение не требует эталона, т.е. можно упорядочивать предметную область без введения единиц измерения. Если операция сравнения становится смысловым ядром исследования, то формируется сравнительный подход и новые предметные области. Измерение – операция приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, а так же свойствам и отношениям. Процедура измерения предполагает наличие объекта, т.е. величины подлежащей измерению, наличие метода измерения, включая шкалу с единицей измерения, правила, субъект, который осуществляет измерения и результат, который подлежит интерпретации. Особое требование к измерению – точность. Так как она характеризует субъективную сторону процесса в исследовании необходимо формулировать степень точности, достаточную для выполнения конкретной задачи. Методы структурирования информации: Наблюдение – исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Структура наблюдения – субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст и т.д.). Основные характеристики научного наблюдения: · активный характер, т.е. отбор объектов, первичная интерпретация фактов, постановка цели; · организованность – наблюдение обусловлено теоретическими представлениями об объекте; · наблюдатель может преобразовывать условия наблюдения; · наблюдение не может быть свободно от предпосылок нашего восприятия, кроме того «лишь теория решает, что можно наблюдать (Эйнштейн)» Следует различать первичные данные, непосредственно полученные в результате наблюдения, и тот эмпирический материал, который может быть оценен как научный факт. Эксперимент – исследовательская ситуация, изучения явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса. Цель экспериментирования – достижение возможного уровня управления процессом. Он, в отличие от наблюдения, предполагает сознательное вмешательство. Структура - субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст, технические средства и т.д.). Базовая логическая схема эксперимента такова - все изменяемые явления представляются как переменные. Часть переменных, которыми исследователь может управлять – независимые, а те, что изменяются при варьировании независимых переменных называют зависимыми, соответственно изучается поведение второго множества. Учитываются и побочные факторы, не являющиеся предметом исследования, но оказывающие влияние на его ход. В современных условиях большинство экспериментов являются многофакторными, в которых независимые переменные варьируются комплексно, а затем результаты подвергают статистическому анализу, где каждый фактор оценивают по результатам серии опытов. Для оценки результатов эксперимента используют понятие валидности. Валидность – ( оценочный параметр эксперимента) - приближенность эксперимента к идеалу. Признаки идеального эксперимента: · Его условия абсолютно стабильны - действия всех побочных факторов постоянны · Воспроизводимость · Экспериментальная ситуация полностью отражает естественную ситуацию Этапы экспериментального исследования: · Разработка программы и рабочей гипотезы. Программа включает: цель, смысл, структуру, адекватные методы достижения цели, план эксперимента · Проведение эксперимента с протоколированием · Содержательная интерпретация Любая стадия эксперимента требует проведение рациональных логических операций, анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза и т.д. Моделирование – создание такой мысленно-представляемой или материально-реализованной системы, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна давать новую информацию об этом объекте (В. Штофф). Моделирование применяется тогда, когда взаимодействие с объектом либо затруднено, либо неэффективно, либо невозможно. Структура - субъект, объект оригинал, объект посредник (модель), условия (время, место, теоретический контекст, технические средства и т.д.). Моделирование неразрывно связано с логической операцией мышления по аналогии. Вероятность выводов в результате применения моделирования зависит не только от количества уподобляемых свойств оригинала и модели но и от того, насколько эти свойства существенны. Процесс моделирования включает: · Построение модели – воспроизведение необходимых параметров · Изучение модели учитывающее ее определенную самостоятельность · Экстраполяция – перенос полученных знаний на область знаний об исходном объекте. Модель представляет собой и объект и средство изучения. Каждый объект исследования может быть представлен различными моделями в зависимости от цели конкретного исследования. Функции моделирования: · Обобщающая · Эвристическая (новые гипотезы) · Трансляции (переноса знаний) · Конструктивная (новые объекты) · Интерпретации (как фактов так и теорий) Обработка и обобщение эмпирических данных исследователями науки всегда обособляется. Эти процедуры считают либо промежуточным, эмпирико-теоретическим уровнем либо завершающим этапом эмпирического уровня. В нем присутствуют: Визуализация результатов исследования - описание, придающее информации статус эмпирического факта. Структурирование и обобщение материала в виде эмпирических законов и регулярностей. Оценка релевантности исследования с позиции валидности, верифицируемости, фиксация аномалий и исключений, формулировка новых вопросов и проблем.
Методология теоретического уровня Вера в познании. В процессе познания вера присутствует как ряд убеждений не требующий доказательств, например, в то, что есть мир независимый от познающего субъекта, мир познаваем и т.д. Вера присутствует в основаниях науки в аксиомах, конвенциях, различного рода предпосылочном знании. Интуиция в познании Интеллектуальная интуиция – неотъемлемый элемент научного познания – способ постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Характерные особенности: · Понимание сущности · Непосредственный (без предварительных выводов) характер знания · Неосознанность путей и средств Условия проявления интуиции: · Глубокое знание проблемы · Наличие ситуации поиска решения проблемы · Наличие подсказки Та форма опосредованного знания, которая предполагает логические выводы, называется дискурсивной. Интуитивное и дискурсивное знание находятся в диалектической взаимосвязи. С одной стороны любой поиск базируется на некотором исходном знании. С другой стороны интуиции бывает достаточно для получения истинного знания, но недостаточно для подтверждения истины.
Эмпириокритицизм Был выдвинут принцип экономии мышления. Согласно которому центром науки должно стать не объяснение, а описание, в котором дан анализ ощущений. Объяснение не может обойтись без понятия причинности, обрекая на ненадежные предположения. Появляется направление конвенционализм ( Пуанкаре), в рамках которого утверждается, что общие теоретические положения науки непроверяемы опытом. Есть лишь результат соглашения между учеными. Критериями пригодности таких соглашений являются простота, непротиворечивость, удобство для объяснительных процедур. 3 этап развития позитивизма Неопозитивизм (Шлик, Карнат, Витгенштейн) (Логический позитивизм, аналитическая философия науки). Науку представляют как самодостаточный вид деятельности, в котором не существует других способов подтверждения и проверки истины, кроме эмпирических. Неопозитивисты поставили своей задачей проанализировать научное познание с помощью методов формальной и математической логики. Согласно взглядам неопозитивистов существует два типа высказываний, которые можно считать научными: · Протокольное предложение, регистрирующее данные чувственного опыта, по принципу: n наблюдал такой-то объект, в такое-то время, в таком-то месте, с таким-то результатом. Таким образом, научно осмысленным фактом может считаться только высказывание о наблюдаемых феноменах, отсюда выводится принцип верификации, согласно которому подлинность научного знания основано на его редукции (сведении) к чувственно-данному. Деятельность ученых сводится к установлению новых протокольных предложений, и к изобретению способов их обобщения или объединения. · Аналитические (тавтологические) высказывания. Они не несут нового знания, но являются результатом преобразования протокольных предложений. Это основа «формальных наук». Критерием истинности таких высказываний становится их взаимосогласованность в соответствие с логическими правилами. Согласно данным критериям все высказывания, которые нельзя сопоставить с протокольными или аналитическими, лишены смысла. Введение принципа верификации стимулировало разработку и обоснование идеи единства в развитии науки. Развитие научного знания – это единый процесс приближения к истине, основой которого является неуклонно расширяющаяся эмпирическая база. Ограниченность принципа верификации довольно быстро стала очевидной (к прошлому или бесконечному нельзя применить и сам принцип непонятно какой статус имеет), поэтому это принцип стали понимать как соглашение, носящее регулятивный характер, а само понятие верификации расширило до понятия верифицируемотсть – принципиальная возможность опытной проверки. В дополнение к принципу верифицируемости Карл Поппер вводит принцип фальсификации. Он сохраняет доверие к эмпирическому базису, и сводится к следующему: если какое–либо высказывание можно опровергнуть хотя бы гипотетически, значит оно сопоставимо с опытом, то есть имеет характер научного. Концепция И. Лакатоса Данный автор разрабатывал вопрос о развитии научного знания, и впервые отчетливо сформулировал необходимость обращения к истории науки. (формы научного знания см. научная программа). Стремясь максимально приблизится к образу обобщенного метода научного познания на примерах из истории, науки автор показывает устойчивость теорий к операциям фальсифицируемости. Он вводит понятие научно-исследовательской программы. Существование науки – соперничество научно-исследовательских программ, при котором побеждает та, у которой большая возможность объяснять существующие факты и предсказывать новые. Когда прогрессирующая научно-исследовательская программа вытесняет ту, что исчерпала свои резервы происходит научная революция. Концепция П. Фейерабенда Фейерабенд анализирует науку с такой позиции, когда наука понимается, как одна из многих форм мышления не обязательно наилучшая. Необходимо четко осознать ее преимущества и ограничения. Фейерабенд критикует идею о необходимости следованию строго установленным методам познания. Невозможно и не необходимо поддерживать только общепризнанные способы познания, поскольку «глаза должны быть открыты», нельзя ограничивать поиск заранее и необходимо учитывать то, что исследователь формируется определенной системой образования, в рамках определенного идеала рациональности. Автор не предлагает новую методологию, он говорит о том, что для развития необходимо науки принять тезис о том, что универсальных способов познания не существует. Пролиферация (размножение) теорий, которые предлагают различные способы описания реальности. Сочетается с принципом дополнительности Бора. Таким образом исследователи должны постоянно изобретать новые точки зрения относительно фактов и через конкуренцию и критику осуществляется рост научного знания.
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ Основные вопросы касающиеся развития науки: · Каковы движущие силы этого процесса · Является ли постоянное накопление истинного знания единственно верной моделью науки · Как сочетаются эволюционные и революционные моменты в этом процессе Интернализм (А. Койре, К. Поппер) Поскольку наука – это духовная деятельность, и мир познания в теоретической своей составляющей автономен по отношению к реальному миру, то все изменения в науке происходят по ее внутренней логике развития. Научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система, влияние на которую со стороны внешних факторов выражается лишь ускорением или замедлением хода научного познания. Те очевидные взаимосвязи, что существуют между философскими и научными представлениями сторонники данной точки зрения объясняют неразделимостью мировоззренческого и научного знаний. Экстернализм (Шпенглер, Бернау, Лоренц, Косарева) Возникновение и развитие науки объясняется существенным влиянием культуры в целом и ее отдельных сфер и носителей. Особо акцентируется влияние этих условий не только на выбор направления, тем исследований, но и на содержание научных теорий. Различают жесткий экстернализм, сторонники которого за каждой существенной новацией видят коренные изменения в социальной и культурной сфере, и умеренный (мягкий) экстернализм, объясняющий опосредованное влияние общекультурных факторов через общий фон знания, и тогда основной задачей исследователя науки становится реконструкция социальных условий и ориентиров научной деятельности. Одно из направлений, в котором разрабатывается данный подход в науке – эволюционная эпистемология (учение об истинном знании) – познание понимается как момент эволюции живой природы. Акцентируются общие для человека и других живых существ формы поведения, а к этапам развития науки применяются биологические термины. В последние десятилетия граница между этими двумя подходами все более стирается. Проблему видят в том, чтобы понять взаимодействие внешних и внутренних факторов либо в развитии науки, либо для смены теорий, понятий и т.д.
Кумулятивизм Сторонники кумулятивизма абсолютизируют момент количественного роста знаний. Речь идет об увеличении числа накопленных фактов, степени общности законов и накопление неизменных истин. Познание понимается как непрерывный процесс приближения к абстрактному и универсальному идеалу истины Развитие такого понимания приводит к представлению о том, что объектом научного исследования становятся не явления как таковые, а слой опосредований, созданный предшествующей наукой, новые проблемы вырастают из решения старых, и науке незачем открывать новые смысловые пространства, а нужно лишь уточнять, детализировать, совершенствовать знания. Кумулятивизм подчеркивает преемственность знаний. Согласно кумулятивизму в последовательности сменяющих друг друга теорий новая не отбрасывает ничего из предшествующих, а включает в себя предыдущую как предельный случай. На этой основе был сформулирован общенаучный принцип соответствия: Можно задать такие экстремальные значения определенным теоретическим параметрам, что результаты старой и новой теории совпадут в некоторой общей области явлений. Очевидно, что такая точка зрения (кумулятивизм) не учитывает переоценку и качественный отбор накапливающихся знаний. В этой позиции отсутствует процедура отрицания, процедура выявления противоречий. Антикумулятивизм (Пол Ферреро) В ходе развития науки не существует устойчивых и сохраняющихся компонентов. Каждый новый этап эволюции науки связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки – постоянная борьба и смена теорий, в которой нет ни логической ни содержательной преемственности. Реальный процесс развития науки сочетает в себе и стадии накопления знаний и моменты коренных качественных преобразований. Тот качественный скачек в развитии научных знания, который можно характеризовать как научную революцию предполагает во-первых перестройку философских и методологических оснований науки, а во-вторых формирование новых стратегий деятельности. Отечественная философия науки достаточно широко исследовала эту проблему. Исследовались такие вопросы как: · Изменения в научной картине мира · Сочетание внутридисциплинарного процесса развития знаний и междисциплинарных влияний.
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Чернова Элина Григорьевна доцент кафедры философии Литература: 1 Степин – · философия науки общие проблемы · Философия науки и техники
2 Миронов- Современные философские проблемы естественных и социо-гуманитарных наук 3 Ивин – современная философия науки 4 Лебедев – философия науки 5 Найдыш - Концепции современного естествознания 6 Кохановский – философские проблемы социально-гуманитарных наук 7 Хрестоматия - История и философия науки
Философия и наука Философия – теоретический тип знания, комплекс мировоззренческих учений, в рамках которых исследуются фундаментальные основания бытия, принципы его познания и основные ценности, которыми руководствуется человек в собственной деятельности. Предметом философии может считаться всеобщее и универсальное в отношениях человека и мира и в существован
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.012 с.) |