Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития наукиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История науки содержит в себе одну из главных проблем исследования научной деятельности – проблема динамики научного знания. Научное знание складывается в эпоху «древнего мира» в странах древнего востока, способы научного познания возникают в античности, а наука как социальный институт формируется в эпоху нового времени. Для культуры древнего востока характерно наличие различных теоретических знаний, связанных с различными практическими потребностями. Такие знания обладали свойствами предписаний, часто были связаны с мистическими представлениями, т.к. их обладателями были «посвященные». Ценность истины как таковой не заявлялась. Такой уровень существования теоретических знаний может быть характеризован как донаучный (преднауный). На этом уровне изучаются преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивается в обыденном опыте. Идеальные объекты отражают материальные предметы и явления. Хотя ряд знаний, очевидно, требовал процедуры доказательства, она не демонстрировалась. Собственно-научный подход к исследованию предметных связей мира связан с двумя переходными состояниями европейской культуры – Античность и Возрождение. Античная мысль создает новый вид знания, когда идеальные объекты не заимствуются из практики, а берутся из сложившихся систем знания. Для формирования научного видения необходим особый способ мышления, который допускал бы убеждения в том, что существующая ситуация бытия мира и человека в нем – это лишь одно из возможных проявлений закономерностей (идея вариативности бытия). Социально-экономические и политические условия античного полиса предписывали определенные нормы поведения, когда свобода мышления демонстрировалась в ходе публичных выступлений по поводу различных общественных установлений. (Михаил Петров: греческий язык способствовал появлению общих категорий!). Характерной особенностью античного мышления был его созерцательный характер. Отсюда единственным способом эмпирических исследований становилось наблюдение. В построении теоретического знания господствует дедуктивный метод. Формируется особая группа, специализирующаяся на получении системного теоретического знания (последователи Аристотеля). Формируется аксиоматический метод изложения знаний. Формируются умозрительные идеи, в дальнейшем получившие развитие в различных областях наук. Сформулирована концепция устройства мира (космологическая) Аристотеля- Птолемея. Важнейшую роль в формировании, как общей картины мира, так и способов его познания играло представление, выраженное в категориях фюзис и космос (порядок, гармоничность). Фюзис – особая качественная специфика каждой сущности воплощенной в вещи. Каждая вещь встроена в мировой порядок, у нее есть определенное место и назначение. Соответственно этим представлениям, постоянное движение космоса объяснялось как вечное повторение, в котором воспроизводится гармония целого. Природный мир помимо всего прочего представлялся одушевленным, поэтому изучение явлений в неестественных обстоятельствах не могло стать стратегией научного поиска. Не нарушение гармонии позволяет постичь истину, а лишь умозрительное ее созерцание. В культуре возрождения складывается новая система ориентации, связанная с идеей человека как активного созидающего существа, ценности индивидуализма и утилитаризма (личная польза как цель и критерий), понимание природы как поля приложения человеческой активности. Новые смыслы категории природа были связаны с формированием новых смыслов категорий пространство и время. В отличие от Аристотелевских представлений о разнокачественности элементов пространства и моментов времени, пространство и время полагаются однородными, следовательно есть универсальные законы природы. Эти представления возникают и в философии и в науке и в искусстве. Такие представления позволяют обосновать необходимость как реальных, так и мысленных экспериментов. Таким образом, к концу 16 началу 17 века наука формирует внутренние механизмы порождения знаний. Кроме того формируются способы и формы организации научной деятельности, т.е. наука становится еще и социальным институтом. 16-17 века – период развития классической науки 17-18 и до конца 19 века – период классической науки Рубеж 19- 20 и до ¾ - неклассический период Конец 20 – сейчас – постнеклассический этап Появление этапов обусловлено научно техническими революциями Начало формирования классической науки стала первая научная революция (длилась 140 лет). Идеалы, нормы и принципы науки 17, 18 веков опирались в основном на идеи механицизма. Деизм – бог устроитель мира, который потом в него не вмешивается. Вселенная – единый хорошо отлаженный механизм, она существует по законам классической механики, и в рамках этого механизма действуют строгие причинные связи (детерминизм Лапласовский). На основании идей механицизма объяснение явлений объяснялось, как поиск механический причин, которые детерминируют наблюдаемые явления. Обоснование сводилось к редукции знания об отдельных явлениях к фундаментальным принципам механики. Изучаемые объекты рассматривались как «малые системы», характеризующиеся небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Свойства целого понимаются в этом случае как определяемые состоянием и свойствами его частей. Формируются идеалы классической рациональности. Рациональность - совокупность познавательно ценностных критериев и идеалов стандартов обоснованности и доказательности, характерная для определенного стиля мышления, или научная рациональность включает в себя понимание того, какие знания и какие методы могут считаться научными (нужно убрать субъективность, чтобы получить истинное знание). Типы научной рациональности не сменяют полностью друг друга. Новые концептуальные ориентиры не отменяют действия старых, а лишь уводят их из области господствующих. Основные принципы классической рациональности: · Познающий разум обладает независимостью, он отстранен от изучаемых явлений и его познающая сила не обусловлена ничем, кроме свойств исследуемых объектов · Прямой онтологизм – получаемые знания отнесены непосредственно к самой реальности · Монотеоретизм – представление о том, что в рамках каждой научной области существует единственно верная теория, адекватно описывающая реальность. В конце 18 – начале 19 века происходит ряд изменений, названый второй научной революцией. 2 существенных момента: дифференциация наук и диалектизация наук. В конкретных областях знания формируются специфические картины реальности, которые не могут быть сведены к механической, например, формирование электромагнитной картины мира. Диалектизация науки обозначает множественное подтверждение принципов всеобщей взаимосвязи и всеобщего развития. Одной из важнейших проблем становится проблема соотношения разнообразных методов, синтеза знаний и классификация наук. Активно обсуждаются возможные основания единства науки. С конца 19 века начинается третья глобальная научная революция, итогом которой станет формирование принципов неклассической рациональности. В эту эпоху происходит коренное изменение представлений о материи (не вещество из неделимых частиц, со стабильными свойствами), становление квантовой и релятивистской физики, становление генетики в биологии, формирование концепции нестационарной вселенной и т.д. Кроме того осознается специфика социально-гуманитарных наук. Формируется ряд принципов, по новому оценивающих характеристики научного знания. Карпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Бора. Принципы неклассической рациональности: · Методологизм – содержания знания не может быть независимым от способа исследования, включающего в себя исходные принципы и инструментарий. Таким образом, знание не может быть непосредственно отнесено к реальности. · Неустранимость субъекта из процесса познания, его активность обусловленная включенностью в изучаемое явление или процесс. Это влечет за собой необходимость учета связей между характером средств и операций деятельности и получаемым знанием. · Политеоретизм, ведущий к появлению проблемы соотносимости теорий. Меняется представление о сущности исследуемого объекта, теперь он понимается как сложная саморегулирующаяся система. Любой исследуемый объект находится в процессе постоянного изменения, состояние его частей не сводимы к состоянию целого, поэтому принцип детерминизма начинает включать в себя вероятность. Описанные изменения оснований науки были связаны с двумя факторами: · Расширение предметных областей или обнаружение новых типов объектов для исследований. · Усиливающаяся роль науки как производительной силы общества. Те изменения, которые произошли в основаниях идеалах и нормах научной деятельности неотделимы от процесса формирования неклассических и иррационалистических философских концепция во второй половине 19 века. Именно в этот период появляются антисциентические взгляды. Переход от неклассической науки к постнеклассической науки был обоснован четвертой научно технической революцией. Изменение роли науки в обществе демонстрируется не только в теснейшем взаимодействии науки и техники, но и в превращении науки в значимую социальную силу, например, сращивание науки и практики управления. Это ведет к тому, что ценностные параметры научной деятельности становятся необходимыми и для осуществления и для осмысления научной деятельности. Расширяются и меняются объекты исследования. Среди них все чаще встречаются человекоразмерные комплексы. Такой характер объектов ограничивает возможные методы и стратегии исследования. Формируется понимание необходимости запрета на ряд действий. Усложняются представления о взаимосвязях об объектах и сферах реальности. Появляется понятие –общенаучная картина мира. Существуют объединяющие принципы постнеклассической картины мира: · идея синергетики (теория самоорганизации сложных систем) · концепция глобального эволюционизма · концепция коэволюции. Объекты исследования часто характеризуются как междисциплинарные, поскольку в отдельных дисциплинах они могут быть изучены лишь фрагментарно, а целостно или системно они исследуются в объединении фундаментальных и прикладных задач. Эти объекты характеризуются как открытые саморазвивающиеся системы. Взаимодействие с такими системами требует принципиально новых методов. Исследователь видоизменяет ее состояние, находясь не вне ее, а изнутри, и поскольку система обладает тенденциями к саморазвитию способы ее дальнейшего существования исчисляются вероятностно. Стратегия исследования предусматривает особые способы сбора информации и ее хранения и анализа. 2 принципиальных положения постнеклассической рациональности: · Признание сверхсложности реальности и принципиальной ограниченности научного поиска. Научное знание понимается как упрощенная модель, отражающая определенный уровень самоорганизации предметов, явлений и мира в целом. · Учет ценностных параметров, так как не одно воздействие на научные объекты не может быть абсолютно точно спрогнозировано и может приводить к необратимым последствиям (этика науки). В связи с последним этические вопросы науки рассматриваются в двух направлениях внутренняя и внешняя этика науки. К первому относят принципы и правила взаимодействия в научном мире и определенные запреты. Ко второму относят взаимодействие науки и общества, выражающееся в принятии ответственности за последствия применения научного знания. Здесь сохраняются все принципы неклассической рациональности, и даже классические принципы имеют место быть, но только в предельных случаях (допущения доведены до абсолюта).
Процесс динамики научного знания, его исторического развития, может быть охарактеризован как соединение кумулятивных процессов и качественных скачков. Первые – накопление знаний их приращение, расширение объяснительной силы теорий на все новые объекты. В процессе революционных преобразований происходит изменение самих основ идеалов и норм научной деятельности. Решение проблемы развития науки ставит вопрос о том, какого рода причины его детерминируют. Та точка зрения, сторонники которой решающую роль отводят постановки и исследованию внутринаучных проблем – интернализм. Позиция, с точки зрения которой решающую роль в развитии науки играют внешние по отношению к ней причины называют экстернализм. Внешние факторы по отношению к науке: · смена общемировоззренческих концепций · общеэкономические и политические потребности · взаимодействие науки с другими формами общественного сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.56 (0.008 с.) |