Понятийный аппарат исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятийный аппарат исторической науки.



Понятийный аппарат исторической науки.

1.История:

А) Бытовые значения: - рассказ, повествование, приключение, событие, происшествие.

Б) Научные значения: - история, как процесс (жизнь);

- история, как наука (исследование жизни историками);

- история, как учебная дисциплина;

2. Историография (история как процесс, описание истории)

20 в: «история как процесс» -> историография

С 20 в -> история истории (история как наука).

История исторической науки:

А) глобальная

Б) Локальная

3. Исторический источник – своеобразный след прошлого.

· Непосредственная наука – наука, изучающая опытным путем.

· Опосредованная наука – изучающая путем опосредования (+история).

4. Фактография – срез исторической науки, где ТОЛЬКО регистрируются ФАКТЫ (как летопись).

5. Историософия – историческая мудрость (осмысление); изучение мотивов.

6. Предмет и объект исторической науки:

5 локальных вопросов: 1. Что такое субъект 2. Что такое объект 3. Что такое объект науки 4. Зачем «Предмет науки» если есть «Объект науки» 5. Каков предмет исторической науки

Ответы: 1. Субъект – действ лицо. 2. Объект – то, на что действ 3. Объекты науки: природа, человек, ОБЩЕСТВО (5). 4. Часть объекта науки, изучаемая конкретной наукой.

7. Аксиология – раздел философии, учение о ценностях.

3 высших идеи:

· Главная ценность – человек (ЛИБЕРАЛИЗМ) (реализация прав и свобод)

· Справедливый общественный строй (СОЦИАЛИЗМ)

· ЭТАТИЗМ (Государственники, государство - главное).

Специфика истории как науки.

1. Сложность предмета изучения истории.

Человек, человеческие отношения в их развитии (самый сложный предмет). Математика изучает то, что изобретено человеком. Изучение самой жизни – самое сложное. Невозможно одной чертой охарактеризовать даже самого близкого человека, (и такой, и другой), невозможно сказать однозначно. Исторический деятель, живший в прошлом; отношения, складывавшиеся в прошлом. Разность точек зрения -> многозначность -> субъективный фактор ->сложность.

2. Отношение государства и общества с одной стороны и исторической науки – с другой.

История несет ценностный, аксиологический фактор. Общ и гос-во будет заинтересовано в том, чтобы через нее вложить в сознания выгодные ценности. Разные пути: демократия (отсутствует единственно верная идеология); тоталитаризм (контроль, обязательная идеология) -> история превращается в пропаганду, средство массового воздействия. (Дж. Оруэл 1984). (Зачеркивания в учебниках ненужных людей).

3. Тройное субъективирование: История как процесс. История как исторический источник. История как наука. (Везде субъективный фактор).

А) объективный фактор – процесс происходит по независящим от человека законам, НО законы действуют ЧЕРЕЗ человека, накладывая отпечаток.

Б) Источники созданы с целью людьми, значит субъективны теми целями, которые заложил в них автор.

В) Историк профессионал имеет мировоззрение, соответственно наложит свой отпечаток на свои труды (разные позиции).

Необходимость изучения с разных сторон – СУБЪЕКТИВНОСТЬ.

Проблема достижения объективной истины в исторической науке.

Достижимость объективного знания – один из критериев понятия науки. Если можно история – наука

, если нет – история что-то иное (искусство, пропаганда etc).

Метод доказательства гипотезы. (ДА).

Способы минимизации субъективизма исторической науки:

1. Регистрация фактов (субъективное – интерпретации, теории – выкинуть).

НО: НЕ РАБОТАЕТ, т.к. отбор фактов каждым конкретным автором субъективен. Предполагается их название, что субъективно. Все факторы зарегистрировать нельзя.

2. Принцип гносеологического (познавательного) плюрализма.

Возник в средние века (истина сложна, от Бога, неподвластна слабому человеческому уму -> нужно большое количество исследователей).

Плюрализм относится к исторической науке в целом, а не к конкретному историку.

Один историк может осуществлять принцип плюрализма при условии:

А) если он не выдает свое мнение за единственное (монист)

Б) если он не выдает свое мнение за единственно правильное

В) доказывает, показывает на контексте (место точки зрения в контексте других)

Василий Васильевич Розанов (в голове разные точки зрения).

(Аксиологический плюрализм. События 1985 – 1991 (годы перестройки) для либералов и социалистов были +, для этатистов -).

Теория локальных цивилизаций как методология истории.

Locus – местный, отдельный.

Локальная цивилизация – группа стран и народов, характеризующаяся сходными географическими и природными условиями, а соответственно и хозяйством, экономикой.

Всеобщая история – совокупность историй локальных цивилизаций.

Традиционные теории локальных цивилизаций:

· История человечества – многообразный процесс.

· Не существует единых критериев исторического процесса; нельзя в их качестве изображать европейские представления о прогрессе.

· Не существует единой мировой истории.

 

Зарождение и развитие локальных цивилизаций:

 

Данилевский (естествоиспытатель, ботаник) -> Арнольд Тойнби решил укрупнить цивилизации, чтобы уменьшить их количество.

2 пути:

1) Убрал умершие цивилизации

2) Стер границы между цивилизациями.

100 -> 36 -> 28 -> 13

 

Критерии (схожесть):

География – геополитика – природный климат – экономика – соц.сфера – политика – демографический состав – конфессиональный состав – культура - …

 

Последователи Тойнби -> 3 ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИИ:

· Западный

· Восточный

· Природный

+ и –:

Научные -:

А) нет четкого понятийного аппарата

Б) нет четкого определения ТЛЦ (длинные)

В) нет выделения общих черт цивилизаций

Г) теория так и не доказала, что это действительно локальные цивилизации, а не разные ступени человеческого развития (особенно природный тип).

Морально-политические -:

А) Наличие аморального прогресса (природный (каннибалы))

Б) Односторонность политических отношений (политика на одних ценностях)

В) делается акцент на частные интересы, а не общечеловеческие.

+:

А) преодоление недостатков линейного прогрессизма

Б) большее кол-во критериев, общих черт

В) История не подстраивается под одну схему

 

 

Школа «Анналов» как методология истории.

В 1929 году во Франции стал издаваться журнал «Анналы» (хронограф, летопись), который неоднократно переименовывался. Основоположники – Марк Блок и Люсьен Февр. Вокруг журнала начала складываться группа людей, которая задумалась – как написать историю без ошибок. -> Гносеологическая (прикладная методология).

Марк Блок «Апология истории или ремесло историка». (Началось с вопроса сына "для чего нужна история"). Писал книгу в Париже, занятой немцами во время 2 Мировой войны. Был еврейского происхождения.

Отношение представителей школы к теоретической методологии.

Начало выделения позитивных сторон:

- школа "анналов" положительно относилась к исторической теории, потому что человек утонет в миллионах фактов, если нет теоретических знаний.

Отриц. стороны:

- из-за теории происходит модернизация (осовременивание) прошлого -> переносили на прошлое современные ценности, взгляды, термины -> непонимание прошлого.

«+»:

· старается не потерять человека за жесткими социологическими схемами. Эта теория преодолевает акцент на материальном факторе. Она вводит в научный оборот совершенно новый круг исторических источников, отражающих повседневную жизнь и быт людей, их мысли и чувства

· школа создала историю народа для народа (до этого было для начальников)

· школа выдвинула теорию 3-х историй:

«Быстрая история» – это история политическая, где ситуация может меняться каждый день.

«Средняя история» – это история социально-экономическая.

«Медленная история» – это история ментальностей, которые меньше всего подвергаются изменениям.

 

 

Биография П.Я.Чаадаева

Родился 27 мая 1794 г. Мать Наталья Михайловна – княжна Щербатова, дочь известного историка. Отец Михаил Михайлович, историк, гос.деятель.(оппозиционер Екатерине 2 (устранила мужа Петра 3)). Брат Михаил на год старше. Раннее сиротство. Тетка княжна Анна сразу забрала вМск. До 7 лет няньки, после – гувернеры. Блестящее образование блягодаря дяде.

Х -> умное, бойкое, живое дитя. Магнетическое притяжение других людей.

Х (14-17)-> светский, привередливый, не отчитывался, избалован.

(Тильзитский договор (откуп Александра 1 от Наполеона) -> убежал в поле с плачем, объявил, что это пятно для России и унижение для гос-ва.)

1808 г – университет (14 лет).

Наставник – философ Буль, советовал не идти на военную службу но оба брата зачислены в Семеновский полк. Участвовал в 3 походах. Адъютант командира лейб-гвардии Ахтырского гусарского полка Иллариона Вас.Васильчикова.

Случай с Александром 1, поездка с докладом о противостоянии групп офицеров.21 февраля 1821 г. В Троппау якобы опоздание (недруги). (косо смотрели, другие хотели засветиться, один чуть не застрелился). Обида, муки совести?, выше этого. (недовольство в Спб, «извратил истину, изменил товарищам»).Отставка. Письмо к тетке (как критика Александра 1).

Заграница (1823-1826), попытки найти деятельность, оправиться от болезненного состояния (Англ, Фр,Герм,Итал).

Брест –Литовский. Задержание на границе, помощь князя Константина Павлова.

Рана собственного неуспеха -> деревня, к тетке -> в Мск (конец 20 годов).

Х -> одинокий, угрюмый, нелюдимый.

Возрождение (2 языка, знания во всех сферах, философия, чистая литература, глубина).

Мск: разные кв, дом Левашевых. Барраль (гувернер) посоветовал написать труд. Публикация октябрь 1836 г (Надеждин – без цензуры Болдарева, с целью оживить или потопить «Телескоп».) Слухи – отрицание жизни России, отвращение, невежество, вздор. Вызов к обер-полицмейстеру. (хотел забрать бумагу). Доктор Гульковский. Объявление сумасшедшим. Голицын прекратил через 1 год и 1 месяц. Острота, колкость.

 

Царствование Павла I.

После смерти Екатерины Великой в 1796 г. на престол вступил ее сын - Павел I. Не скрывая неприязни к матери, он заявил об отходе от основных направлений ее государственной политики.

В день коронации Павел I публично прочёл принятый новый закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России. Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола. Впервые были установлены правила регентства.

Однако, принципиальных перемен в годы его правления не произошло: противоречивость заявлений породила непоследовательность реальной политики. С одной стороны, были приняты меры к некоторому смягчению крепостного права: запрещалось продавать дворовых и безземельных крестьян, заставлять крестьян работать в воскресенье, рекомендовалось ограничить барщину 3 днями в неделю. С другой стороны, продолжалась политика раздачи земель дворянам, крепостнические порядки были распространены на вновь присоединенные земли на юге.

Противоречивость политики усугублялась характером императора, который был склонен к деспотическим видам правления и самодурству. В армии усиленно насаждался режим муштры и палочной дисциплины.

· Панически опасаясь заразительности примера Великой французской революции, Павел в 1800 году запретил ввоз иностранных книг и отправку юношей за границу для получения образования.

· Укрепление дисциплины при Павле I коснулось различных сторон общественной жизни, но в первую очередь армии. Одним из первых своих указов Павел утвердил новые воинские уставы, затем пересмотрел петровский морской устав, ограничил срок службы рекрутов 25 годами. (+ввел шинели).

· За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование, что создавало нервную обстановку в офицерской среде. Под запрет попали политические кружки среди офицеров. В то же время солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше. Впервые в Европе были введены наградные знаки для рядовых.

· Павел I принял участие в коалиционных войнах против Франции, однако затем он резко изменил внешнеполитический курс и вступил с ней в союзничество, разорвал отношения с Англией, что вызвало недовольство дворянства.

Дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. прервал планы войны против Англии. Павел 1 был убит в результате этого переворота, организованного высшими гвардейскими офицерами, которые не простили ему притеснений и отнятой у них воли.

Национально-государственное строительство после Октября 1917 года. Образование СССР.

Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

30 декабря 1922 года РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Каждая из республик считалась независимой

В 1918—1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую и областную. Исключением здесь стали Киргизская (Казахская) и Туркестанская автономные республики.

На экономически и культурно развитых окраинах распавшейся империи местные коммунисты образовали суверенные советские республики, формально находившиеся вне контроля Москвы: Украинскую ССР (декабрь 1917 г.). Белорусскую ССР (январь 1919 г.). Азербайджанскую ССР (апрель 1920 г.). Армянскую ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинскую ССР (февраль 1921 г.). Три последние в марте 1922 г. вошли в Закавказскую федерацию.

В годы гражданской войны был сделан новый шаг на пути сближения существовавших тогда советских республик: России, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии. По решению ЦК РКП(б) и последовавшему вскоре декрету ВЦИК от 1 июня 1919 г. произошло объединение их вооруженных сил, совнархозов, железнодорожного транспорта, наркоматов труда и финансов.

В период подготовки к международной конференции в Генуе сложился дипломатический союз России, Украины, Белоруссии и закавказских республик (февраль 1922 г.).

Летом того же года процесс объединения вступил в завершающую фазу.

Образование СССР. В сентябре 1922 г. комиссия ЦК РКП(б) с участием И. В. Сталина подготовила так называемый «план автономизации»: вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий.

Идею «автономизации» поддержали руководители компартий Азербайджана и Армении. Коммунистические лидеры Белоруссии и Украины склонялись к сохранению статус-кво во взаимоотношениях республик. Только члены ЦК компартии Грузии однозначно отвергли «план автономизации», заявив: «Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости».

Этот тезис горячо поддержал В. И. Ленин, расценивший затею с «автономизацией» политически ошибочной, никак не подходящей и для мирного времени. Она неизбежно обострила бы отношения Москвы с населением окраинных земель и местными политическими элитами. Поэтому лидер партии предложил иную юридическую базу для оформления единого государства с удержанием необходимых «атрибутов независимости»: провозгласить его как добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) высказался за это предложение.

30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти она объявила Всесоюзный съезд советов, а между съездами — ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению; во второй входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному — от автономных областей). Высшим исполнительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и др. В ведении союзных республик находились внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Несмотря на то что республики имели собственные конституции, органы государственной власти и управления (Верховные Советы, совнаркомы, наркоматы и т. п.), на деле их права не выходили за рамки культурно-национальной автономии: субъекты советской «федерации» пользовались известной свободой самоуправления лишь в области культуры, школы, языка и быта. В итоге на политической карте мира возникла огромная коммунистическая империя, ядром которой стала Российская советская республика.

Не надо думать, однако, что сами большевистские теоретики и практики не видели противоречия между официально провозглашенной формой союза (федерацией) и его по сути унитарным содержанием. Правящая партия шла на такую своеобразную национально-государственную конструкцию, искренне полагая, что: реальный унитаризм, как уже отмечалось, обеспечит оптимальные условия для социалистического переустройства страны.

 

 

Понятийный аппарат исторической науки.

1.История:

А) Бытовые значения: - рассказ, повествование, приключение, событие, происшествие.

Б) Научные значения: - история, как процесс (жизнь);

- история, как наука (исследование жизни историками);

- история, как учебная дисциплина;

2. Историография (история как процесс, описание истории)

20 в: «история как процесс» -> историография

С 20 в -> история истории (история как наука).

История исторической науки:

А) глобальная

Б) Локальная

3. Исторический источник – своеобразный след прошлого.

· Непосредственная наука – наука, изучающая опытным путем.

· Опосредованная наука – изучающая путем опосредования (+история).

4. Фактография – срез исторической науки, где ТОЛЬКО регистрируются ФАКТЫ (как летопись).

5. Историософия – историческая мудрость (осмысление); изучение мотивов.

6. Предмет и объект исторической науки:

5 локальных вопросов: 1. Что такое субъект 2. Что такое объект 3. Что такое объект науки 4. Зачем «Предмет науки» если есть «Объект науки» 5. Каков предмет исторической науки

Ответы: 1. Субъект – действ лицо. 2. Объект – то, на что действ 3. Объекты науки: природа, человек, ОБЩЕСТВО (5). 4. Часть объекта науки, изучаемая конкретной наукой.

7. Аксиология – раздел философии, учение о ценностях.

3 высших идеи:

· Главная ценность – человек (ЛИБЕРАЛИЗМ) (реализация прав и свобод)

· Справедливый общественный строй (СОЦИАЛИЗМ)

· ЭТАТИЗМ (Государственники, государство - главное).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.251 (0.055 с.)