Славянофилы об особенностях исторического пути России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянофилы об особенностях исторического пути России.



  Запад (-) Россия (+)
характеристика религии Рационализм (рассудочность), схоластичность, засушенность Живая, животворная, воздействующая на душу, духовная
характеристика церкви Авторитаризм, вмешательство в политику Церковь занимается только религиозными делами
характеристика общества Расколотое, антагонистическое "Соборное" общество
характеристика гос-ва Вырастает из насилия и завоевания Народ считает власть грехом (анархичность) -> демократия не нужна -> монархия -> монарх освобождает от греха власти
характеристика развития общества и гос-ва «Внешняя правда» (гос-во и законы) «Внутренняя правда» (нравственность, вера, религия, мораль)

 

«+»:

Выделение самобытности России

«-»:

Утопична, сказочна;

Не удалось соединить черты национальные и либеральные.

 

Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского как метод изучения российской истории.

В своей книге «Россия и Европа» Данилевский пытается дать ответы на вопросы о дальнейшей судьбе России, взаимоотношении России и европейского мира.

Считает, что все государства Европы руководствуются только корыстью:

А) война Россия – Турция (+государства Европы (Англия, Франция)).

Б) Турки сдирали кожу с Сербов, но ни одна страна Европы не приходит на помощь.

/Россия – братская, цель – помощь, нет завоеваниям. (+)

«?» - почему Запад нас не любит? «!» - потому что мы все разные

Все, что делает Европа - плохо, потому что это Европа

Политика двойных стандартов: "готтентотская мораль".

 

Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые могут существовать как последовательно, сменяя друг друга, так и параллельно. Данилевский выделяет 12 таких типов, полностью или частично прошедших весь цикл развития: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, или древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), романо-германский (европейский) типы, а также мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки) типы, погибшие в результате открытия европейцами Нового Света.

В своем развитии культурно-исторический тип проходит 3 фазы: рост, цветение и плодоношение.

Хотя каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает самостоятельно, но развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам:

1) наличие языка, объединяющего народ.

2) обязательность политической независимости, наличия собственного государства у данного народа или группы народов.

3) фиксирует самобытность культурно-исторических типов, невозможность передачи достижений одной цивилизации другой

4) культурно-исторический тип достигает вершины своего развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей самостоятельностью

5) определяет время и периоды жизни культурно-исторического типа. Для культурно-исторического типа срок жизни составляет 1500 лет.

Виды культурно-исторических типов:

· первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка условий, когда вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Все виды деятельности —в них были смешаны, господствующей идеи выделить невозможно.

· одноосновные, последовавшие за подготовительными цивилизациями, развили каждая только одну сторону культурной деятельности.

· двухосновные — культуры высокого уровня развития. К этому типу Данилевский относитромано-германскую цивилизацию, преуспевшую в науке и экономике;

· четырехосновные культуры — еще не проявившие себя во всей полноте. Но это будет особая цивилизация, призванная реализовать в своем творчестве все четыре формы человеческой деятельности.(славянский).

Евразийская концепция истории России.

Учение, возникшее в 20-30 годы 20 века, после революции. Основу составляли люди интеллигентных профессий, литераторы, географы. Все они были консерваторами, т.е. не приветствовали революцию. После нее эмигрировали за границу, в 1921 году – первая книга в Болгарии.

1) Роль географического фактора (климат -> экономика -> народ -> менталитет -> политика)

2) Россия как Евразия (цивилизация). Этнической основной евразийского мира, указывал Н. С. Трубецкой, является симбиоз славянского и туранского элементов, осуществившийся естественным образом, при историческом распространении русского народа на Восток и смешении с туранскими или урало-алтайскими племенами (угрофинами, тюрками, монголами, манджурами).

3) Истоки политического единства Евразии евразийцы обнаруживали не в Киевской Руси, не в Руси северо-восточной, а в империи Чингисхана. По мнению Н. С. Трубецкого, монголы сформулировали историческую задачу Евразии.

Киевская Русь -> раздробленность - -> Московская Русь -> Петровская империя->Современная Россия

(не деспот)(не могло быть началом) (начало! Туранский (азиат) деспотизм)

 

4) Религиозно-духовной основой евразийской культурной общности было признано Православие, вполне традиционно понятое как высшее и единственное по своей полноте и непорочности исповедание христианства. Сохраняя жесткую оппозицию латинству, они утверждали об органической близости православному духу, даже потенциальной православности, всего восточного языческо-буддистко-мусульманского мира.

5) Учение евразийцев о роли главного национально-православного фактора.

 

 

Типы цивилизаций, их отличительные черты, взаимодействие и взаимовлияние. Место России в системе мировых цивилизаций.

Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия, которое весьма устойчиво.Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Тип цивилизации —понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

4 критерия классификации:

1) Духовная сфера

2) Политика и экономика

3) Культура

4) Общие интересы и перспективы

Типы цивилизаций:

1) Природный

2) Западный

3) Восточный

Природный тип:

· Жизнь в рамках природного годового цикла

· Цель и смысл существования - сохранение хрупкого равновесия между человеком и природой

· Обычаи, традиции

· Мифология

· В социальной организации господствует коллективизм

· Властные отношения на основе авторитета

Восточный тип:

· Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур

· Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности

· В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека

· Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность

· Абсолютное преобладание государства над обществом

· Экономическая основа – корпоративная и государственная форма собственности

Западный тип:

· динамизм, ориентация на новизну

· утверждение достоинства и уважения к человеческой личности

· индивидуализм, установка на автономию личности

· рациональность

· идеалы свободы, равенства, терпимости

· частная собственность

· демократия

 

Принципы меж цивилизационного диалога:

1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества

2) сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которое оно может освоить

3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик

4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.013 с.)