ТОП 10:

Белое движение и третий путь в гражданской войне.



Роль основных центров борьбы против Советской власти правые эсеры отводили Поволжью и Сибири, где у них имелись достаточно прочные позиции. Именно здесь, в связи с мятежом чехословацкого корпуса, а также в ряде других регионов (Закаспийская область, Туркестан и др.) непосредственно ими, либо при их активном участии, были установлены режимы так называемой «учредиловской демократии».

Политика этих режимов строилась на теории В.М. Чернова об определяющем значении в гражданской войне «третьей силы», роль которой отводилась именно эсеровской партии. Задача заключалась в предотвращении как «левых» (большевистских), так и «правых» (монархистских) крайностей (как было определено: левого и правого «большевизма»). Для ее решения намечалось сплотить вокруг ПСР все «демократические силы» страны на основах общественного и политического консенсуса.

Отсюда политика «эсеровских режимов» и получила образное название «третьего пути».

Наиболее классическим ее выражением являлась, пожалуй, деятельность образованного усилиями эсеров в Самаре крупнейшего из учредиловских правительств – Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч).

Регион Поволжья был признан эсеровским руководство в качестве наиболее удачного для начала реализации «третьего пути» в гражданской войне по ряду соображений:

1значительная удаленность от центра сосредоточения большевистских сил;

2наличие большого количества эвакуированного с фронта вооружения;

3река Волга являлась естественным барьером, позволявшим достаточно безопасно осуществить формирование и развертывание сил;

4ысокая степень популярности эсеров среди местного населения (особенно крестьянства);

Еще до его начала в Самаре организовался подпольный эсеровский Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания из пяти человек: И.М. Брушвит, П.Д. Климушкин, Б.К. Фортунатов, В.К. Вольский (председатель) и И.П. Нестеров. Были налажены контакты с действовавшей в городе офицерской антибольшевистской организацией Н.А. Галкина.

За трое суток до падения Советской власти в Самаре были сформированы в подполье административный и военный аппарат, распределены ответственные посты, намечены помещения для размещения учреждений «власти Учредительного собрания». Одновременно началась активная диверсионная деятельность, направленная на поддержку наступления чехословацких сил на город.

8 июня 1918 года (день вступления в Самару чехословацких отрядов) Комуч легализовал свою деятельность и объявил приказом №1:

«Гражданская и военная власть в городе и губернии, впредь до образования учреждений Правительством Общероссийским, переходит к комитету, состоящему из членов Учредительного собрания, избранных от Самарской губернии на основании всеобщего избирательного права, и представителей от местных самоуправлений. Все органы, организации и лица обязаны ему подчиняться беспрекословно»

Помимо Самарской, под власть Комуча попали территории части Саратовской, Симбирской, Казанской, Уфимской губерний. Влияние Комитета распространилось также на Оренбуржье (где его уполномоченным был утвержден введенный в состав Комуча атаман А.И. Дутов) и Урал.

Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания быстро пополнялся все новыми членами, и достиг в своем списочном составе к 3 сентября 1918 года численности в 71 человек

В Самару перебрался и основной состав ЦК эсеровской партии (11 из 20 его членов).

По мере расширения территориального влияния и увеличения численного состава за счет вхождения в Комитет все новых членов Учредительного собрания Комуч стал рассматривать себя в качестве временной всероссийской власти.

29 сентября Комуч организовал ликвидационную комиссию. Но она не успела даже толком развернуть работу. Вечером 7 октября в Самару вступили части Красной Армии.

 

Переход к новой экономической политике. Формирование механизмов нэпа.

Предпосылками являются экономический кризис, большие людские потери в ходе Гражданской войны и эмиграции, возмущение продолжением продразверстки, возникновение опасности раскола в партии (Троцкий, Сталин).

НЭП:

— замену продразверстки продовольственным налогом (до 1925 г. в натуральной форме); продукты, оставшиеся в хозяйстве после уплаты продналога, разрешалось продавать на рынке;

— разрешение частной торговли;

— привлечение к развитию промышленности иностранного капитала;

— сдачу государством в аренду многих мелких предприятий и сохранение за собой крупных и средних промышленных предприятий;

— аренду земли под государственным контролем;

— привлечение к развитию промышленности иностранного капитала (некоторые предприятия были сданы в концессию иностранным капиталистам);

— перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость;

— найм рабочей силы;

— отмену карточной системы и уравнительного распределения;

— платность всех услуг;

— замену натуральной зарплаты денежной, устанавливаемой в зависимости от количества и качества труда;

— отмену всеобщей трудовой повинности, введение бирж труда.

 

Национально-государственное строительство после Октября 1917 года. Образование СССР.

Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

30 декабря 1922 года РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Каждая из республик считалась независимой

В 1918—1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую и областную. Исключением здесь стали Киргизская (Казахская) и Туркестанская автономные республики.

На экономически и культурно развитых окраинах распавшейся империи местные коммунисты образовали суверенные советские республики, формально находившиеся вне контроля Москвы: Украинскую ССР (декабрь 1917 г.). Белорусскую ССР (январь 1919 г.). Азербайджанскую ССР (апрель 1920 г.). Армянскую ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинскую ССР (февраль 1921 г.). Три последние в марте 1922 г. вошли в Закавказскую федерацию.

В годы гражданской войны был сделан новый шаг на пути сближения существовавших тогда советских республик: России, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии. По решению ЦК РКП(б) и последовавшему вскоре декрету ВЦИК от 1 июня 1919 г. произошло объединение их вооруженных сил, совнархозов, железнодорожного транспорта, наркоматов труда и финансов.

В период подготовки к международной конференции в Генуе сложился дипломатический союз России, Украины, Белоруссии и закавказских республик (февраль 1922 г.).

Летом того же года процесс объединения вступил в завершающую фазу.

Образование СССР. В сентябре 1922 г. комиссия ЦК РКП(б) с участием И. В. Сталина подготовила так называемый «план автономизации»: вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий.

Идею «автономизации» поддержали руководители компартий Азербайджана и Армении. Коммунистические лидеры Белоруссии и Украины склонялись к сохранению статус-кво во взаимоотношениях республик. Только члены ЦК компартии Грузии однозначно отвергли «план автономизации», заявив: «Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости».

Этот тезис горячо поддержал В. И. Ленин, расценивший затею с «автономизацией» политически ошибочной, никак не подходящей и для мирного времени. Она неизбежно обострила бы отношения Москвы с населением окраинных земель и местными политическими элитами. Поэтому лидер партии предложил иную юридическую базу для оформления единого государства с удержанием необходимых «атрибутов независимости»: провозгласить его как добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) высказался за это предложение.

30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти она объявила Всесоюзный съезд советов, а между съездами — ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению; во второй входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному — от автономных областей). Высшим исполнительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и др. В ведении союзных республик находились внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Несмотря на то что республики имели собственные конституции, органы государственной власти и управления (Верховные Советы, совнаркомы, наркоматы и т. п.), на деле их права не выходили за рамки культурно-национальной автономии: субъекты советской «федерации» пользовались известной свободой самоуправления лишь в области культуры, школы, языка и быта. В итоге на политической карте мира возникла огромная коммунистическая империя, ядром которой стала Российская советская республика.

Не надо думать, однако, что сами большевистские теоретики и практики не видели противоречия между официально провозглашенной формой союза (федерацией) и его по сути унитарным содержанием. Правящая партия шла на такую своеобразную национально-государственную конструкцию, искренне полагая, что: реальный унитаризм, как уже отмечалось, обеспечит оптимальные условия для социалистического переустройства страны.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.007 с.)