Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативных актов гражданского права

Поиск

Система нормативных актов гражданского права

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).
Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему. Любые содержащиеся в нормах Гражданского кодекса отсылки к закону (или к законодательству) означают отсылки только к федеральному закону.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ).
Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием "гражданское законодательство" (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием "иные правовые акты" (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. п. 3 - 6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти".
Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, отличается от традиционно используемой: ранее в понятие "законодательство" обычно включали нормативные акты, принятые не только парламентом, но и высшими органами государственной исполнительной власти <1>. Она избрана законодателем не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения законодательством (либо законом), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний "иными правовыми актами" (ср., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.
-при отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям любыми подзаконными актами, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).
Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК), т.е. любого, в том числе и нормативного акта исполнительной власти. Следует отметить, что подзаконное нормотворчество после принятия ГК РФ во многом, хотя, к сожалению, и не всегда, придерживается указанных правил.

История принятия

Действующий Гражданский процессуальный кодекс — третий для России. Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1923 по 1964 годы, второй Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1964 года по 1 февраля 2002 года[2].

24 октября 1992 года Верховным Советом РСФСР была принята «Концепция судебной правовой реформы», одной из задач которой было приведение гражданского процессуального законодательства в соответствие с изменениями в общественно-политической и экономической жизни страны.

С 1995 года по инициативе Верховного Суда России ведётся активная работа по изменению действовавшего ГПК РСФСР. В кодекс были внесены новые институты (мировой юстиции,приказного и заочного производства и другие), существенно модифицированы процессуальные правила. Планомерное изменение процессуальных норм позволило провести их практическую оценку и выявить недостатки.

Одновременно рабочей группой, созданной приказом Министерства юстиции России от 23 мая 1993 года, велась работа по подготовке проекта нового кодифицированного источника. В состав рабочей группы наряду с практическими работниками входили учёные Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова.

При окончательной доработке проекта ГПК России был учтён опыт применения новых институтов, введённых в ГПК РСФСР 1964 года, а также последовательно решены многие процессуальные вопросы, такие как действие принципов диспозитивности, состязательности, объективной (судебной) истины, степень активности суда, процессуальное положениепрокурора, порядок апелляционного и надзорного судопроизводства и многие другие.

Несмотря на новое разрешение многих процессуальных вопросов, ГПК России сохранил преемственность процессуальных норм, выработанных в период советской власти, что позволило избежать существенных трудностей при его введении в действие.

 

8.Действие гражданского законодательства:во времени в пространстве и по кургу лиц.

Под действием гражданского законодательства во вре­мени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отно­шения.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возник­шим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо установленных законом.

Различают даты принятия акта гражданского законодатель­ства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государствен­ной Думой в окончательной редакции. Федеральные конститу­ционные законы и федеральные законы подлежат официально­му опубликованию в официальных источниках ("Российская га­зета" или "Собрание законодательства Российской Федерации") в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей террито­рии РФ по истечении 10 дней после дня официального опубли­кования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официаль­ному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в простран­стве означает, что, по общему правилу, гражданско-право­вые акты распространяют свое действие на территорию Рос­сийской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодатель­ство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законо-

 

9. Применения гражданского законодательства по аналогии: аналогия закона, аналогия права. Толкование гражданско-правовых норм.

Виды юридического лица

В зависимости от характера деятельности Ю.Л. делятся на КОММЕРЧЕСКИЕ и НЕКОММЕРЧЕСКИЕ.

Коммерческие основной целью своей деятельности имеют систематическое получение прибыли (п.1 ст. 50 ГК РФ). К таковым относятся следующие Ю.Л. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень коммерческих организаций, предусмотренный в ГК РФ закрыт, следовательно, создание коммерческой организации иной правовой формы, чем предусмотрено п. 1 ст. 50 не допускается.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды. С одной стороны перечень некоммерческих организаций не является закрытым, но с другой стороны законодатель предусмотрел их появления только в формах предусмотренных законом (п.3. ст.50). В итоге остается четко определенный законом круг юридических лиц, которые могут создаваться на территории РФ.

Некоммерческие организации создаются для достижения определенной цели. Эту цель, а именно вид деятельности необходимо указывать в её наименовании. Такое Ю.Л. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. направленную на систематическое получение прибыли) только если это: 1. не противоречит их поставленным целям, 2. соответствует этим целям по своему характеру (п.3. ст.50).
В зависимости от прав учредителей (участников) на имущество Ю.Л.

1. Обязательственное право требования – когда собственником имущества является само Ю.Л., а участники по отношению к нему имеют лишь право требования. К таким Ю.Л. относятся все коммерческие организации, за исключением (унитарных предприятий – несобственников), а из числа некоммерческих – потребительские кооперативы (п.2 ст. 48 ГК РФ) и некоммерческие партнерства.
2. Ко второй группе относятся Ю.Л. несобственники. Право собственности или иное (ограниченное) вещное право на имущество Ю.Л. сохраняется за учредителями (участниками). К таким Ю.Л. относятся унитарные предприятия и учреждения.
3. К третьей группе относятся также как и к первой Ю.Л. собственники, но его учредители (участники) не имеют на такое имущество ни обязательственных, ни иных вещных прав. К такой группе относятся некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств).

Такая классификация наиболее четко проявляется при ликвидации Ю.Л. или выходе из него участника (учредителя). Например, при выходе участника в первом случае он вправе потребовать передачи той части имущества, которая причитается на его долю, во втором собственник получает весь остаток имущества. А в третьем случае участник (учредитель) не получает ничего.

Представленные здесь виды Ю.Л. являются основными для российской правовой системы.

26.Средства индивидуализации юридического лица.

Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное.

Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа.

По месту нахождения лица происходит исполнение обязательств, предъявление исков, применение к нему актов местных органов власти и решение многих других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности.

Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя:

· фирменное наименование изготовителя и его адрес;

· название товара;

· ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар;

· перечень его основных потребительских свойств;

· другие обязательные данные.

Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной).

Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара.

Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

27. Органы юридического лица: функции и виды.

Приобретенеие и отчасти осуществление гражданских прав и обязанностей - прерогатива органа юр. лица.

Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юр. лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочений (доверенности).

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление), так и несколько (директор и дирекция, правление и председатель правления). Органы могут быть единоличными и коллегиальными.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

*** Варинат 2.

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица, Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК).

 

28.Представительства и филиалы юридического лица.

Филиалы и представительства - это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т. п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.
Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т. е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица (п. 1 и 2 ст. 55 ГК). Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.
Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юридическим лицом положений (как правило, общего вида).

 

29. Возникновение юридического лица: способы и порядок создания

озникновение юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация.
На сегодняшний день российскому законодательству известно два способа образования Ю.Л.:

1) явочно-нормативный – который не требует предварительного разрешения на создания от публичной власти. Учредители в таком случае обращаются в регистрирующий орган с заявлением о регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях установленных в законе (ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Далее ФЗ № - 129). Причем за необоснованный отказ или иное нарушение порядка государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность (ст. 24 ФЗ № 129). Этот способ является основным при создании Ю.Л.
2) разрешительный – когда одним из условий создания Ю.Л., является необходимость получения согласия публичной власти. Как правило, этот способ является исключением из общего правила и необходим он для того, что бы избежать доминирующего (монопольного) положения на рынке. Например, так создаются коммерческие банки.

Ст. 52 ГК РФ содержит перечень документов, которые могут являться учредительными. К таким документам относятся: устав, учредительный договор, или положение об организации. Для каждой конкретной организационно правовой формы в ГК РФ есть специальные нормы, регламентирующие этот вопрос. Например: для АО учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (п.3 ст. 98 ГК РФ; п.1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Далее ФЗ № 208), для ООО учредительными документами являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав (п.1 ст. 89 ГК РФ; п.1 ст.11 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Далее ФЗ № 14).

Как уже было сказано в ответе на вопрос №25, необходимо четко отличать Учредительный договор как договор о создании (в таком статусе он не является учредительным документом) и договор, регулирующий деятельность Ю.Л., т.е. в качестве учредительного документа.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует только на основании устава, утвержденного этим учредителем (п.1. ст. 52 ГК РФ).

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п.2. ст. 52 ГК РФ).

Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК РФ). Таким образом, государство подстраховывается в законности создания Ю.Л., а так же контролирует его деятельность, не вмешиваясь при этом в его внутреннюю «политику» (н-р с помощью налоговых органов; путем выдачи лицензий и др.)

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) (ст. 2 ФЗ - № 129). Таким органам, начиная с 1 июля 2002 года, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (п. 1 постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319).

Документы необходимы для государственной регистрации перечислены в ст. 12 ФЗ № 129, к которым относятся:
1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
4. Если в качестве учредителя выступает иностранное Ю.Л. необходимо предоставить выписку, подтверждающую его статус;
5. документ об уплате государственной пошлины.

За государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, размер гос. Пошлины составляет - 2000 рублей (пп.1 п.1 ст. 333_33 Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ)

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1. ст. 8 ФЗ №129), это при условии, что предоставлены все необходимые документы, оформленные надлежащим образом в порядке установленном в законе.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ст. 11 ФЗ № 129)

30.Прекращение юридического лица путем реорганизации: понятие, формы, порядок.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
- слияние нескольких юридических лиц в одно;
- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным (а в случаях присоединения - к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности). Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица. Следовательно, реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования).
При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место либо прекращение юридических лиц (присоединение), либо возникновение юридических лиц (выделение), либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование). Вместе с тем российскому праву неизвестна реорганизация, при которой юридические лица не прекращаются и (или) не возникают. Такая реорганизация, предлагаемая в литературе на базе зарубежного опыта, должна осуществляться главным образом с целью отчуждения готового бизнеса или его части путем передачи одним юридическим лицом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей другому или другим, уже существующим юридическим лицам <1>

Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою "одежду" (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом своего видового статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение <1>. В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в качестве разгосударствления государственного имущества (мягкой формы его приватизации) использовалось преобразование государственных предприятий в арендные и коллективные предприятия.

Обычно реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке <1>.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с Законом юридическим лицам, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности антимонопольный орган может выдать предписание о принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких самостоятельных организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не затерялись в ходе реорганизации.
Процесс реорганизации вообще таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности участников юридического лица перед кредиторами (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью).
Поэтому закон требует, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.85 (0.012 с.)