Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система нормативных актов гражданского права↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система нормативных актов гражданского права Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). История принятия Действующий Гражданский процессуальный кодекс — третий для России. Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1923 по 1964 годы, второй Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1964 года по 1 февраля 2002 года[2]. 24 октября 1992 года Верховным Советом РСФСР была принята «Концепция судебной правовой реформы», одной из задач которой было приведение гражданского процессуального законодательства в соответствие с изменениями в общественно-политической и экономической жизни страны. С 1995 года по инициативе Верховного Суда России ведётся активная работа по изменению действовавшего ГПК РСФСР. В кодекс были внесены новые институты (мировой юстиции,приказного и заочного производства и другие), существенно модифицированы процессуальные правила. Планомерное изменение процессуальных норм позволило провести их практическую оценку и выявить недостатки. Одновременно рабочей группой, созданной приказом Министерства юстиции России от 23 мая 1993 года, велась работа по подготовке проекта нового кодифицированного источника. В состав рабочей группы наряду с практическими работниками входили учёные Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова. При окончательной доработке проекта ГПК России был учтён опыт применения новых институтов, введённых в ГПК РСФСР 1964 года, а также последовательно решены многие процессуальные вопросы, такие как действие принципов диспозитивности, состязательности, объективной (судебной) истины, степень активности суда, процессуальное положениепрокурора, порядок апелляционного и надзорного судопроизводства и многие другие. Несмотря на новое разрешение многих процессуальных вопросов, ГПК России сохранил преемственность процессуальных норм, выработанных в период советской власти, что позволило избежать существенных трудностей при его введении в действие.
8.Действие гражданского законодательства:во времени в пространстве и по кургу лиц. Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо установленных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках ("Российская газета" или "Собрание законодательства Российской Федерации") в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу. Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что, по общему правилу, гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре). Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законо-
9. Применения гражданского законодательства по аналогии: аналогия закона, аналогия права. Толкование гражданско-правовых норм. Виды юридического лица В зависимости от характера деятельности Ю.Л. делятся на КОММЕРЧЕСКИЕ и НЕКОММЕРЧЕСКИЕ. Коммерческие основной целью своей деятельности имеют систематическое получение прибыли (п.1 ст. 50 ГК РФ). К таковым относятся следующие Ю.Л. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень коммерческих организаций, предусмотренный в ГК РФ закрыт, следовательно, создание коммерческой организации иной правовой формы, чем предусмотрено п. 1 ст. 50 не допускается. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды. С одной стороны перечень некоммерческих организаций не является закрытым, но с другой стороны законодатель предусмотрел их появления только в формах предусмотренных законом (п.3. ст.50). В итоге остается четко определенный законом круг юридических лиц, которые могут создаваться на территории РФ. Некоммерческие организации создаются для достижения определенной цели. Эту цель, а именно вид деятельности необходимо указывать в её наименовании. Такое Ю.Л. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. направленную на систематическое получение прибыли) только если это: 1. не противоречит их поставленным целям, 2. соответствует этим целям по своему характеру (п.3. ст.50). 1. Обязательственное право требования – когда собственником имущества является само Ю.Л., а участники по отношению к нему имеют лишь право требования. К таким Ю.Л. относятся все коммерческие организации, за исключением (унитарных предприятий – несобственников), а из числа некоммерческих – потребительские кооперативы (п.2 ст. 48 ГК РФ) и некоммерческие партнерства. Такая классификация наиболее четко проявляется при ликвидации Ю.Л. или выходе из него участника (учредителя). Например, при выходе участника в первом случае он вправе потребовать передачи той части имущества, которая причитается на его долю, во втором собственник получает весь остаток имущества. А в третьем случае участник (учредитель) не получает ничего. Представленные здесь виды Ю.Л. являются основными для российской правовой системы. 26.Средства индивидуализации юридического лица. Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное. Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. По месту нахождения лица происходит исполнение обязательств, предъявление исков, применение к нему актов местных органов власти и решение многих других вопросов. Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности. Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней. В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя: · фирменное наименование изготовителя и его адрес; · название товара; · ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар; · перечень его основных потребительских свойств; · другие обязательные данные. Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой. Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной). Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку. Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам. 27. Органы юридического лица: функции и виды. Приобретенеие и отчасти осуществление гражданских прав и обязанностей - прерогатива органа юр. лица. Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юр. лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочений (доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление), так и несколько (директор и дирекция, правление и председатель правления). Органы могут быть единоличными и коллегиальными. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. *** Варинат 2. Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников). Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы. Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица, Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами. Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК).
28.Представительства и филиалы юридического лица. Филиалы и представительства - это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т. п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.
29. Возникновение юридического лица: способы и порядок создания озникновение юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация. 1) явочно-нормативный – который не требует предварительного разрешения на создания от публичной власти. Учредители в таком случае обращаются в регистрирующий орган с заявлением о регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях установленных в законе (ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Далее ФЗ № - 129). Причем за необоснованный отказ или иное нарушение порядка государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность (ст. 24 ФЗ № 129). Этот способ является основным при создании Ю.Л. Ст. 52 ГК РФ содержит перечень документов, которые могут являться учредительными. К таким документам относятся: устав, учредительный договор, или положение об организации. Для каждой конкретной организационно правовой формы в ГК РФ есть специальные нормы, регламентирующие этот вопрос. Например: для АО учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (п.3 ст. 98 ГК РФ; п.1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Далее ФЗ № 208), для ООО учредительными документами являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав (п.1 ст. 89 ГК РФ; п.1 ст.11 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Далее ФЗ № 14). Как уже было сказано в ответе на вопрос №25, необходимо четко отличать Учредительный договор как договор о создании (в таком статусе он не является учредительным документом) и договор, регулирующий деятельность Ю.Л., т.е. в качестве учредительного документа. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует только на основании устава, утвержденного этим учредителем (п.1. ст. 52 ГК РФ). В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п.2. ст. 52 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК РФ). Таким образом, государство подстраховывается в законности создания Ю.Л., а так же контролирует его деятельность, не вмешиваясь при этом в его внутреннюю «политику» (н-р с помощью налоговых органов; путем выдачи лицензий и др.) Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) (ст. 2 ФЗ - № 129). Таким органам, начиная с 1 июля 2002 года, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (п. 1 постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319). Документы необходимы для государственной регистрации перечислены в ст. 12 ФЗ № 129, к которым относятся: За государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, размер гос. Пошлины составляет - 2000 рублей (пп.1 п.1 ст. 333_33 Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ) Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1. ст. 8 ФЗ №129), это при условии, что предоставлены все необходимые документы, оформленные надлежащим образом в порядке установленном в законе. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ст. 11 ФЗ № 129) 30.Прекращение юридического лица путем реорганизации: понятие, формы, порядок. Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как: Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою "одежду" (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом своего видового статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение <1>. В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в качестве разгосударствления государственного имущества (мягкой формы его приватизации) использовалось преобразование государственных предприятий в арендные и коллективные предприятия. Обычно реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке <1>. В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с Законом юридическим лицам, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности антимонопольный орган может выдать предписание о принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких самостоятельных организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.85 (0.012 с.) |