Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема : Основные направления современных исторических исследований↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Интеллектуальная история 2. История повседневности 3. Устная история Источники: Основная литература: История повседневности: Сборник научных работ. СПб., 2003. Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: Под. Ред. И.П. Дементьева, А.И. Патрушева – М.: Простор, 2002. Кром М. Отечественная история в антропологической перспективе..//Исторические исследования в России – II.Семь лет спустя / Под ред. Г.А. Бордюгова. – М.: АИРО-ХХ, 2003.С. 179-202. Методологические проблемы истории: учеб пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. Специальностей, обеспечивающих получение высш. образования; под общ. Ред.В.Н. Сидорцева. – Мн., 2006. Репина Л.П. Что такое интеллектуальная история? //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып.1.М.: Едиториал УРСС, 1999. С. 5-12. Репина Л.П. Интеллектуальная история: проблемы и перспективы. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып.2.М.: Едиториал УРСС, 2000. С. 5-13. Томпсон П. Голос прошлого: Устная история. М., 2003. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М.: Издательство «Весь Мир», 2000. С.261-284. Дополнительная литература: Марковцева О.Ю. Об-лик повседневности. Опыт феноменологического описания. Ульяновск, 2005. Хрестоматия по устной истории. СПб.,2003. Контрольные задания: 1. Расскажите о современных направлениях историографии, включенных в план семинарского занятия? 2. Какая связь существует между микро- и макро- историей? 3.В чем, по вашему мнению, состоят различия между историей идей и интеллектуальной историей, историей? 4. Как вы понимаете устную историю: как самостоятельное направление в исторической науке или как источник свидетельств для других исследований? Проблемные вопросы: ? Согласны ли вы с утверждением, что наличие множества направлений в историческом исследовании отрицает единство исторической реальности как предмета исторической науки, а данные этих исследований оторваны от понимания жизни в целом (за деревьями не видно леса)? Как связаны между собой все направления современной историографии с позиций новых парадигмально-методологических ориентаций? ? Какие идеи, подходы, принципы, методы и т.п. можно предложить для наиболее полного раскрытия потенциала современных направлений историографии? ? Какие новые направления исследований можете предложить вы? Упражнения: Выберите одну из современных исторических работ по интересующему вас направлению (микроистории, интеллектуальной истории, устной истории). Изучите ее и дайте ответ на следующие вопросы: • По каким признакам вы идентифицировали эту работу с определенным направлением (жанром) современного исторического исследования? • В чем выражается присутствие в этой работе других направлений современных исторических исследований? • Как в данном исследовании проявляется новизна в понимании истории, историчности, источников, методов и подходов исследования? • Какие новые стороны, аспекты, нюансы в бытии человека и социума раскрываются в данной работе? Примерные экзаменационные вопросы 1. «Теория и методология истории» как особая самостоятельная область теоретического знания в системе научного знания. 2. Предмет и метод курса «Теория и методология истории». Междисциплинарность курса. 3. Теория как форма организации научного знания. Свойства, структура, классификация и функции научных теорий. Теория как частный случай организации знаний в области теоретического. 4. Методология и методы научного исследования. 5. Характеристика современного состояния исторического познания с позиций теории и методологии истории. 6. Рациональность как предпосылка, содержания и способ существования исторического. 7. Историчность как форма, вариант, модус рационального порядка, укорененного в человеческом разуме и ментальных структурах общества. 8. Историческая реальность и способы ее установления в различных типах рациональности. 9. Предмет исторического познания в различных типах рациональности. 10. Специфика «ремесла историка» в различных типах рациональности. 11. Различное понимание историчности как характеристика различных культур и эпох с приоритетными в них духовными интенциями. 12. Переосмысление «идеи истории» в историческом познании. 13. Историческое знание и онтологические схемы динамики социальной реальности. 14. Историчность и динамика знания в различных типах рациональности. 15. Принцип историзма как метод познания и как способ построения онтологических схем и моделей динамики социальной реальности. 16. Принцип историчности как выражение многомерности динамики в состояниях социальной реальности. 17. Возникновение «идеи истории». Дискуссия по вопросу наличия у древних греков «идеи истории». 18. Модели истории в греко-римской историографии. 19. Модели истории в средневековой историографии. 20. Модели истории в историографии эпохи Возрождения. 21. Модели истории эпохи Просвещения. «Идея прогресса». История как научно обоснованный проект. 22. Гегелевская модель исторического процесса. 23. Марксистская модель исторического процесса. 24. Позитивистская модель исторического процесса. 25. Современные модификации деятельностно-продуктивной модели исторического процесса: неопозитивизм, неомарксизм, аналитическая философия, теории индустриального и постиндустриального общества, теоретическая история (Э. Карр, Э.П. Томпсон, А. Данто, К.Гемпель, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер, Н.Розов и др.). 26. Теоретические модели истории представителей антипозитивизма: философия жизни, неокантианство, неогегельянство (В. Дильтей, Ф. Ницше, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Р.Ю. Виппер, А.С. Лаппо-Данилевский, Р. Дж. Коллингвуд, В. Кроче). 27. Теоретические модели истории представителей антипозитивизма: русская религиозная философия, феноменология, герменевтика, экзистенцианализм (Н.Бердяев, Э. Гуссерль, Г. Шпет, В.Дильтей, Х.Г. Гадамер, П. Рикер, К.Ясперс, М.Хайдеггер). 28. Теоретические модели истории представителей культурно-исторической монадологии (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби). 29. Теоретические модели истории французской исторической школы «Анналов» и представителей «новой исторической науки» (М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель и др.). 30. Теоретическая модель истории представителей «презентизма» в историческом исследовании (Ч. Бирд, К.Беккер и др.). 31. Теоретические модели истории антропологического направления исторических исследований втор. пол. 20 века (К. Герц, Р. Дартон, Э. Ле Руа Ладюри). 32. Теоретические модели исторического процесса в концепциях космизации и ноосферичности истории (А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Гумилев, П.Тейяр де Шарден). 33. Теоретические модели истории в свете идей постмодернизма.(Р. Барт, М.Фуко, Х. Уйат, Ф. Анкерсмит и др.) 34. Теоретические модели истории в свете базисных принципов синергетики. 35. Характеристика исторического знания в различных типах рациональности. 36. Статус исторического факта в контексте различных методологий исследовательской деятельности. 37. Классификация методов исторического исследования в различных типах рационвальности. 38. Исторический источник. Работа историка с историческими источниками. 39. Историческое познание и проблема междисциплинарного синтеза знания. 40. Логоцентристская методология исторического познания. Подходы, принципы, методы. 41. Принцип историзма и историческая периодизация. 42. Использование количественных методов в историческом познании. Клиометрия. 43. Феноменолого-экзистенциальный и понимающий (герменевтический) методы в историческом познании. 44. Индивидуализирующий и идиографический методы исторического познания. 45. Синергетический и постмодернистский подходы в историческом исследовании. 46. Современные направления исторических исследований (историческая антропология, гендерная история, история повседневности, интеллектуальная история, микроистория и др.). 47. Устная история. Методология интерпретации устных свидетельств. 48. Экспериментальная история. 49. Теоретико-множественный метод в историческом исследовании. 50. Презентативно-экспликативный метод в историческом познании. 51. Теоретические схематики организации исторического знания. 52. Концепция как динамичная форма организации исторического знания. 53. Концептуализация в историческом познании. 54. Доконцептуальные формы организации исторического знания. 55. Методика исторического исследования. 56. Специфика исторического познания и его роль в определении социального статуса науки. 57. Историческое познание и принципы самоорганизации современной научной мысли. 58. Исторический релятивизм и проблема научности исторического познания и знания. 59. Социальные функции исторического познания и знания. История как одна из форм креативности в жизни социума. 60. Критерии научности исторического знания.
* История (с большой буквы) – описание и представление динамики социума в различных Временных измерениях в единстве с Пространственными, Информационными и Энергетическими характеристиками социума. История (с маленькой буквы) – описание и представление динамики социума в линейном времени. * Планы семинарских занятий рекомендуется использовать и для самостоятельной работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.007 с.) |