![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическое пособие по теории и методологии историиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Методическое пособие по теории и методологии истории
Автор: кандидат философских наук Зубова И.Л.
Ульяновск 2010
ББК 63я 73 З 91
Рекомендовано кафедрой «История Отечества» Факультета гуманитарных наук и социальных технологий
Печатается по решению Ученого совета Факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета
Рецензент: Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Липатова Н.В.
Зубова И.Л. Методическое пособие по теории и методологии истории. Ульяновск. УлГУ, 2010. – с.
Методическое пособие по курсу «Теория и методология истории» включает краткое изложение целей и задач курса, методические рекомендации по разделам, планы семинарских и самостоятельных занятий, контрольные задания, проблемные вопросы, упражнения, списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Пособие предназначено для студентов по специальности «история», а также может быть полезным интересующимся социальной философией, философией науки, историей и методологией исторической науки.
© Зубова И.Л. 2010 © Ульяновский государственный университет, 2010
Предварительные замечания
История как отрасль социально-гуманитарного знания обособилась от других отраслей знания уже в античной культуре. С этой поры можно говорить о существовании различных теоретических представлений об Истории* как особой реальности, выражающей Временные и Динамические состояния социума. Онтологические схемы и теоретические модели Истории находят выражение в систематиках и других форм знания представляют собой различные формы отражения и выражения упорядоченности социальной реальности и ее динамики. Будучи отражением и выражением фундаментальных отношений социального миропорядка теоретические схемы характеризуют различные культуры и эпохи со стороны базисных ценностей и приоритетных в них духовных интенций и экзистенциалов. Теоретические модели истории также выражают способы функционирования исторического знания в структурах и состояниях жизнедеятельности общества.
Научная институционализация исторического познания и знания происходит во второй половине ХIХ в. За период с конца ХIХ до начала ХХI в. в историческом познании возникло множество исследовательских парадигм, явившихся ответом на «вызов» лидирующих философских направлений и отраслей познания от позитивистских до посмодернистских. Они определяли статус и место исторического знания в системе научного знания и каждый раз вносили новизну в понимание предмета и метода исторического познания и исторической науки, в язык описания динамики социальной реальности, а вместе с этим и формы организации исторического знания. В свою очередь историческое познание и его обновляющееся методологическое обеспечение явилось одним из источников смены научной рациональности, сыграв большую роль в формировании неклассического типа мышления. Историческое познание не только осмысливает и раскрывает динамику социальной реальности в ее различных измерениях, но и является ее важнейшим фактором. Поэтому от его результатов во многом зависит состояние современного общества. С этих позиций представляет интерес изменение оснований исторического познания и поиск новых парадигмально-методологических ориентаций исторической наукой. Результатом пересмотра методологических оснований исторического познания в настоящее время явилось установление и толерантное сосуществование плюралистических подходов, методов и методик, применяемых историками различных школ и направлений. Спектр их широк и чрезвычайно разнообразен: от «релятивистского» подхода с соответствующей ему идиографической методологией, концентрирующей внимание на единичности, уникальности и целостности отдельного исторического события и признающего, что каждый историк пишет свою историю исходя из ситуации настоящего, до «рационалистического» подхода с номотетическим методом, где историк выявляет повторяющееся в истории чтобы открыть объективно существующие законы развития общества и прогнозировать будущее; от объясняющего до понимающего, от метафизического до диалектического, от описательного до количественно - формализованного методов и т.д. Конституирование новой парадигмы исторического познания обеспечивается устойчивым и равноправным соприсутствием различных парадигм и исследовательских подходов, правомерность которых, взятых в отдельности не может быть поставлена под сомнение.
Новизна в историческом исследовании во многом зависит от способности историка сотворять собственную методологию научного поиска используя потенциал накопленного знания. Новая парадигма исторического познания предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке историков. Это обстоятельство делает особо актуальным и придает теоретическую и практическую значимость преподаванию студентам исторических специальностей, предусмотренный Государственным образовательным стандартом, курса «теории и методологии истории». В содержание курса включены основные положения, предусмотренные Государственным стандартом, которые были дополнены результатами философско-научных изысканий автора по проблематике исторического познания и знания, философии и истории науки, а также опыта преподавания истории, историографии, методологии истории, философии и истории философии. Содержание кура строится на актуализации и переосмыслении огромного опыта накопленного в этих отраслях знания. Методология курса построена на принципах теоретико-методологического плюрализма, фальсифицируемости, презентативной целостности и др. В ней сочетаются ставшие традиционными для философии и науки методы (диалектический, феноменологический, экзистенциально-герменетический, структуралистский, постструктуралистский, историко-сравнительный, структурно-функциональный, аналитико-синтетический) и подходы и методы не нашедшие широкого распространения в научно-исследовательской деятельности (презентативно-экспликативный, теоретико-множественный, континуалистский и др.). При разработке курса использовался операционно-процедурный и методологический арсенал синергетики, а сама она была взята как парадигма современного уровня развития научного познания. В содержание курса включено рассмотрение презентативности теоретических представлений об Истории как особой реальности, взятой во всей целостности ее проявления и методов ее познания, принципов исторического исследования, характерных для различных эпох, философских и историко-научных направлений и школ. Большое внимание в курсе уделяется междисциплинарной структуре исторического познания и знания, взаимовлиянию и взаимопредставленнности методов общенаучных, исторических и других наук. Также в данном курсе изучается методология и методика решения исследовательских задач в различных парадигмах научной рациональности (классической, неклассической и постнеклассической). Цель и задачи курса предусматривают изучение и применение студентами в своей образовательной и исследовательской деятельности существующих на данный момент теорий динамики социальной реальности, принципов и методов исторического познания. Однако этим они не исчерпываются. Такой инструменталистский подход к курсу теории и методологии истории будет мало эффективным. В историческом познании и его методологии в наибольшей степени выражается творческий характер бытия человека и науки. Последняя по своему статусу призвана не только производить, но и открывать и порождать новое. Теоретико-методологическое знание, выработанное и накопленное во всех сферах науки, выступает одним из факторов и содержательных моментов креативных ситуаций. Оно также служит созданию пространств возможного и организации в них научного поиска. Исходя из этого, в работе по освоению курса студентам предлагается сделать акцент на актуализацию и интенсификацию интеллектуальной самодеятельности. Такая работа будет способствовать проявлению и формированию открытости мышления в противоположность мышлению методологизированному, стереотипизированному, алгоритмизированному, замкнутому на свои уже сложившиеся схемы и основания. Поэтому цель и задачи курса, скорее, состоят в усвоении основ теоретико-методологического знания через проявление творческой активности студентами.
Данное пособие составлено в соответствии со структурой, содержанием и методологией курса «Теория и методология истории». Оно призвано оказать помощь студентам в овладении теоретико-методологическим знанием, без которого невозможно профессиональное становление историка. Учебное пособие состоит из пяти разделов. В разделы включены планы семинарских и самостоятельных занятий, краткое изложение отдельных вопросов и аспектов курса, методические рекомендации, контрольные задания, проблемные вопросы, упражнения, рекомендуемая литература по каждой теме. Наиболее значимая литература по курсу включена в хрестоматию (электронная версия) и может быть использована студентами для подготовки к семинарским занятиям и экзамену.
Раздел I. Введение. Вопросы данного раздела рассматриваются в лекции, предварительных замечаниях к курсу (см. выше) и рекомендуются для самостоятельной работы студентов с использованием материалов электронной хрестоматии по теории и методологии истории. При работе студентам, прежде всего надо обратиться к актуальности изучения курса «теория и методология истории» с позиций современного состояния исторической науки, а также достижений современной науки и философии. Современная наука пересматривает свои традиционные основания, как нечто вечное и неизменное, а ее принципы и концепты становятся более пластичными и многомерными. Все это открывает новые возможности для осуществления научного поиска. Поэтому необходимо усвоить не только классическую трактовку основных концептов курса «теория», «метод» и «методология», но и понять новое содержание этих концептов. Занятие 1. Самостоятельная работа по теме: «Теория и методология истории»:
Основные концепты. 1.«Теория» и «область теоретического». а) Традиционное понимание и трактовка теории в качестве главного признака научного познания и знания б) Теория как форма организации; в) Теория как частный случай организации знаний в области теоретического г) структура и классификация научных теорий в классическом и неклассическом понимании. 2.«Метод» и «методология» в классическом и неклассическом понимании. 3.«Теория и методология истории» как особая область теоретического знания в системе научного и философского знания 4.Современное состояние исторической науки и задачи изучения курса. Основная литература: Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории, № 2-3 1991. С.21-36. Дорошенко Н.М. Российская методология истории (философские подходы). СПб., 2005. С.13-27. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. С.23–52. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С.9-20. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб.пособие для студ.высш.учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.3-15. Филюшкин А. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале ХХI в. («Россия XXI». 2002 № 4) http: //www.ecc.ru/ XXI/ Rus_21/ARXXIV/2002/filuhkin_2002_ 4.htm. Дополнительная литература: Баранец Н.Г. История и философия естествознания (методическое пособие для студентов и аспирантов). Ульяновск: Издательство УлГУ, 2006. С.32- 40, 47- 60. Бермус А.С. Введение в гуманитарную методологию: Научная монография. – М., 2007. С.30-58. Кареев Н. Теория исторического знания. – СПб., 1913.С.43-53. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М.,1989. С.3-14. Контрольные задания: 1. Почему теорию принято считать признаком научности? 2. Каковы свойства и структура теории как формы организации знания в традиционном (классическом) понимании? 3. По каким критериям осуществляется классификация теорий в традиционном (классическом) понимании? 4. Какие функции выполняет теория в традиционном (классическом) понимании? 5.Что представляет собой область теоретического? Какое место отводится теории в этой области? 6.Что такое метод и методология в традиционном (классическом) понимании? Охарактеризуйте составные части метода (подход, принцип, способ, операция, процедура и т.п.). Как осуществляется классификация методов? Проблемные вопросы: 1. В чем состоит значение для понимания и трактовки динамики научного познания и знания концепта «область теоретического»? 2. Какой смысл содержится в словах И.- В.Гете: «Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни»? 3. Почему К.Ясперс считает, что «подлинная наука включает знание о методах и границах знания»? 4. В чем состоит неклассическое понимание метода и методологии? Почему в научном познании нельзя ограничиваться только классическим пониманием метода и методологии? 5.Почему Х.-Г. Гадамер считал метод серьезным врагом «наук о духе» (гуманитарных наук)? Упражнения. • Определите задачи изучения курса «теория и методологии истории» исходя из классического и неклассического понимания концептов «теория», «метод» и «методология». Сформулируйте задачи изучения курса по теории и методологии истории лично для себя.
• Прочитайте фрагменты из «Методов исторического исследования» И.Д Ковальченко и «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевского и ответьте на следующие вопросы: Определите с каких позиций (классических ли неклассических) И. Д. Ковальченко характеризует теорию, метод и методологию? Как А.С.Лаппо-Данилевский разрешает спор между сторонниками и противниками методологии истории? Какие аргументы приводит А.С.Лаппо-Данилевский в пользу существования методологии истории как самостоятельной дисциплины? Какие аргументы по этому поводу назовете вы? Занятие 2 Самостоятельное занятие по теме: Рациональность и Историчность. 1. Историчность как атрибут социальной реальности. 2. Историчность как форма, вариант, модус рационального порядка, укорененного в человеческом разуме и ментальных структурах общества. 3. Критерии классификации типов (классической, неклассической и постнеклассической), видов (античный, средневековый, нововременной, современный) и форм (мифологическая, религиозная, художественная, идеологическая, научная, философская, повседневная) рациональности. 4. Типы, виды и формы историчности. 5. Презентативность типов, видов, форм рациональности и историчности. Основная литература: Зубова И.Л. Историческое познание и знание в различных типах рациональности. Дис.канд.филос.наук: 09.00.08 /Ульяновский гос.техн.ун-т.–Ульяновск, 2004.– С.22-44. Зубова И.Л. Феномен сознания и переосмысление «идеи истории». Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение: Труды международной научной конференции. 9-12 сентября 2004г. / под ред. Проф. А.П. Романовой. Астрахань: Издательский дом «астраханский университет», 2004.С.88-93. Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов/ Л.П.Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. С.10-17. Савельева И.М., Полетаев А.В. Типы знания о прошлом. //Феномен прошлого.-М. Изд.дом ГУ ВШЭ,2005. С.12 – 66. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб.пособие для студ.высш.учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.21-25. Дополнительная литература: Рикер П. Память, история, забвение. – М., 2004. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история: В 2 т.-СПб.: Наука, 2006. Т.2. Лоуэнталь Тош Д. Прошлое – чужая страна. – СПб.,2004. Степин В.С. Теоретическое знание. М.,2003. Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М.: Издательство «Весь Мир», 2000. Хаттон Х. История как искусство памяти. – СПб.,2003. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М.: Ладомир, 2000. Контрольные задания: 1. Что такое социальная реальность, рациональность, историчность? 2. Почему Историчность является атрибутом социальной реальности? 3. Назовите критерии классификации типов, видов, форм рациональности? 4. Как возникает рациональность производная от гносеологии и методологии научно-познавательной деятельности? Почему она превращается в своеобразную доминату западноевропейской культуры и оформляется в качестве классического варианта рациональности? 4. Какая связь существует между классической рациональностью и «идеей истории»? 5. Охарактеризуйте различные типы, виды и формы историчности. Проблемные вопросы: ? Почемусодержание Историчности не исчерпывается «идеей истории»?Какие последствия для научного познания и жизни современного общества имело доминирование в сознании людей и ментальных структурах общества классической идеи истории? ? Как могут соотноситься между собой различные типы, виды и формы историчности? Упражнения: • Покажите на примерах презентативность типов, видов, форм рациональности и историчности. • Как присутствуют в вашем сознании и жизнедеятельности различные типы и виды и формы историчности? Планы семинарских занятий * Занятие 3 Занятие 4 Упражнения. Прочитайте рекомендованные произведения Болинброка, Ницше, Тоша и ответьте на следующие вопросы: • Как названные авторы отвечают на вопрос: для чего нужна история? • Почему, по их мнению, статус исторического познания и знания нельзя определять только на основе его социальных функций? • Как Болинброк, Ницше, Тош характеризуют человеческую природу? Как человеческая природа проявляется в историческом познании? Что сближает эти характеристики и в чем состоит различие?
Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10. Занятие 11. Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 15 ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Методическое пособие по теории и методологии истории
Автор: кандидат философских наук Зубова И.Л.
Ульяновск 2010
ББК 63я 73 З 91
Рекомендовано кафедрой «История Отечества» Факультета гуманитарных наук и социальных технологий
Печатается по решению Ученого совета Факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета
Рецензент: Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Липатова Н.В.
Зубова И.Л.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.54 (0.014 с.) |