Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическое пособие по теории и методологии истории↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Методическое пособие по теории и методологии истории
Автор: кандидат философских наук Зубова И.Л.
Ульяновск 2010
ББК 63я 73 З 91
Рекомендовано кафедрой «История Отечества» Факультета гуманитарных наук и социальных технологий
Печатается по решению Ученого совета Факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета
Рецензент: Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Липатова Н.В.
Зубова И.Л. Методическое пособие по теории и методологии истории. Ульяновск. УлГУ, 2010. – с.
Методическое пособие по курсу «Теория и методология истории» включает краткое изложение целей и задач курса, методические рекомендации по разделам, планы семинарских и самостоятельных занятий, контрольные задания, проблемные вопросы, упражнения, списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Пособие предназначено для студентов по специальности «история», а также может быть полезным интересующимся социальной философией, философией науки, историей и методологией исторической науки.
© Зубова И.Л. 2010 © Ульяновский государственный университет, 2010
Предварительные замечания
История как отрасль социально-гуманитарного знания обособилась от других отраслей знания уже в античной культуре. С этой поры можно говорить о существовании различных теоретических представлений об Истории* как особой реальности, выражающей Временные и Динамические состояния социума. Онтологические схемы и теоретические модели Истории находят выражение в систематиках и других форм знания представляют собой различные формы отражения и выражения упорядоченности социальной реальности и ее динамики. Будучи отражением и выражением фундаментальных отношений социального миропорядка теоретические схемы характеризуют различные культуры и эпохи со стороны базисных ценностей и приоритетных в них духовных интенций и экзистенциалов. Теоретические модели истории также выражают способы функционирования исторического знания в структурах и состояниях жизнедеятельности общества. Научная институционализация исторического познания и знания происходит во второй половине ХIХ в. За период с конца ХIХ до начала ХХI в. в историческом познании возникло множество исследовательских парадигм, явившихся ответом на «вызов» лидирующих философских направлений и отраслей познания от позитивистских до посмодернистских. Они определяли статус и место исторического знания в системе научного знания и каждый раз вносили новизну в понимание предмета и метода исторического познания и исторической науки, в язык описания динамики социальной реальности, а вместе с этим и формы организации исторического знания. В свою очередь историческое познание и его обновляющееся методологическое обеспечение явилось одним из источников смены научной рациональности, сыграв большую роль в формировании неклассического типа мышления. Историческое познание не только осмысливает и раскрывает динамику социальной реальности в ее различных измерениях, но и является ее важнейшим фактором. Поэтому от его результатов во многом зависит состояние современного общества. С этих позиций представляет интерес изменение оснований исторического познания и поиск новых парадигмально-методологических ориентаций исторической наукой. Результатом пересмотра методологических оснований исторического познания в настоящее время явилось установление и толерантное сосуществование плюралистических подходов, методов и методик, применяемых историками различных школ и направлений. Спектр их широк и чрезвычайно разнообразен: от «релятивистского» подхода с соответствующей ему идиографической методологией, концентрирующей внимание на единичности, уникальности и целостности отдельного исторического события и признающего, что каждый историк пишет свою историю исходя из ситуации настоящего, до «рационалистического» подхода с номотетическим методом, где историк выявляет повторяющееся в истории чтобы открыть объективно существующие законы развития общества и прогнозировать будущее; от объясняющего до понимающего, от метафизического до диалектического, от описательного до количественно - формализованного методов и т.д. Конституирование новой парадигмы исторического познания обеспечивается устойчивым и равноправным соприсутствием различных парадигм и исследовательских подходов, правомерность которых, взятых в отдельности не может быть поставлена под сомнение. Новизна в историческом исследовании во многом зависит от способности историка сотворять собственную методологию научного поиска используя потенциал накопленного знания. Новая парадигма исторического познания предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке историков. Это обстоятельство делает особо актуальным и придает теоретическую и практическую значимость преподаванию студентам исторических специальностей, предусмотренный Государственным образовательным стандартом, курса «теории и методологии истории». В содержание курса включены основные положения, предусмотренные Государственным стандартом, которые были дополнены результатами философско-научных изысканий автора по проблематике исторического познания и знания, философии и истории науки, а также опыта преподавания истории, историографии, методологии истории, философии и истории философии. Содержание кура строится на актуализации и переосмыслении огромного опыта накопленного в этих отраслях знания. Методология курса построена на принципах теоретико-методологического плюрализма, фальсифицируемости, презентативной целостности и др. В ней сочетаются ставшие традиционными для философии и науки методы (диалектический, феноменологический, экзистенциально-герменетический, структуралистский, постструктуралистский, историко-сравнительный, структурно-функциональный, аналитико-синтетический) и подходы и методы не нашедшие широкого распространения в научно-исследовательской деятельности (презентативно-экспликативный, теоретико-множественный, континуалистский и др.). При разработке курса использовался операционно-процедурный и методологический арсенал синергетики, а сама она была взята как парадигма современного уровня развития научного познания. В содержание курса включено рассмотрение презентативности теоретических представлений об Истории как особой реальности, взятой во всей целостности ее проявления и методов ее познания, принципов исторического исследования, характерных для различных эпох, философских и историко-научных направлений и школ. Большое внимание в курсе уделяется междисциплинарной структуре исторического познания и знания, взаимовлиянию и взаимопредставленнности методов общенаучных, исторических и других наук. Также в данном курсе изучается методология и методика решения исследовательских задач в различных парадигмах научной рациональности (классической, неклассической и постнеклассической). Цель и задачи курса предусматривают изучение и применение студентами в своей образовательной и исследовательской деятельности существующих на данный момент теорий динамики социальной реальности, принципов и методов исторического познания. Однако этим они не исчерпываются. Такой инструменталистский подход к курсу теории и методологии истории будет мало эффективным. В историческом познании и его методологии в наибольшей степени выражается творческий характер бытия человека и науки. Последняя по своему статусу призвана не только производить, но и открывать и порождать новое. Теоретико-методологическое знание, выработанное и накопленное во всех сферах науки, выступает одним из факторов и содержательных моментов креативных ситуаций. Оно также служит созданию пространств возможного и организации в них научного поиска. Исходя из этого, в работе по освоению курса студентам предлагается сделать акцент на актуализацию и интенсификацию интеллектуальной самодеятельности. Такая работа будет способствовать проявлению и формированию открытости мышления в противоположность мышлению методологизированному, стереотипизированному, алгоритмизированному, замкнутому на свои уже сложившиеся схемы и основания. Поэтому цель и задачи курса, скорее, состоят в усвоении основ теоретико-методологического знания через проявление творческой активности студентами. Данное пособие составлено в соответствии со структурой, содержанием и методологией курса «Теория и методология истории». Оно призвано оказать помощь студентам в овладении теоретико-методологическим знанием, без которого невозможно профессиональное становление историка. Учебное пособие состоит из пяти разделов. В разделы включены планы семинарских и самостоятельных занятий, краткое изложение отдельных вопросов и аспектов курса, методические рекомендации, контрольные задания, проблемные вопросы, упражнения, рекомендуемая литература по каждой теме. Наиболее значимая литература по курсу включена в хрестоматию (электронная версия) и может быть использована студентами для подготовки к семинарским занятиям и экзамену.
Раздел I. Введение. Вопросы данного раздела рассматриваются в лекции, предварительных замечаниях к курсу (см. выше) и рекомендуются для самостоятельной работы студентов с использованием материалов электронной хрестоматии по теории и методологии истории. При работе студентам, прежде всего надо обратиться к актуальности изучения курса «теория и методология истории» с позиций современного состояния исторической науки, а также достижений современной науки и философии. Современная наука пересматривает свои традиционные основания, как нечто вечное и неизменное, а ее принципы и концепты становятся более пластичными и многомерными. Все это открывает новые возможности для осуществления научного поиска. Поэтому необходимо усвоить не только классическую трактовку основных концептов курса «теория», «метод» и «методология», но и понять новое содержание этих концептов. Занятие 1. Самостоятельная работа по теме: «Теория и методология истории»: Основные концепты. 1.«Теория» и «область теоретического». а) Традиционное понимание и трактовка теории в качестве главного признака научного познания и знания б) Теория как форма организации; в) Теория как частный случай организации знаний в области теоретического г) структура и классификация научных теорий в классическом и неклассическом понимании. 2.«Метод» и «методология» в классическом и неклассическом понимании. 3.«Теория и методология истории» как особая область теоретического знания в системе научного и философского знания 4.Современное состояние исторической науки и задачи изучения курса. Основная литература: Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории, № 2-3 1991. С.21-36. Дорошенко Н.М. Российская методология истории (философские подходы). СПб., 2005. С.13-27. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. С.23–52. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С.9-20. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб.пособие для студ.высш.учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.3-15. Филюшкин А. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале ХХI в. («Россия XXI». 2002 № 4) http: //www.ecc.ru/ XXI/ Rus_21/ARXXIV/2002/filuhkin_2002_ 4.htm. Дополнительная литература: Баранец Н.Г. История и философия естествознания (методическое пособие для студентов и аспирантов). Ульяновск: Издательство УлГУ, 2006. С.32- 40, 47- 60. Бермус А.С. Введение в гуманитарную методологию: Научная монография. – М., 2007. С.30-58. Кареев Н. Теория исторического знания. – СПб., 1913.С.43-53. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М.,1989. С.3-14. Контрольные задания: 1. Почему теорию принято считать признаком научности? 2. Каковы свойства и структура теории как формы организации знания в традиционном (классическом) понимании? 3. По каким критериям осуществляется классификация теорий в традиционном (классическом) понимании? 4. Какие функции выполняет теория в традиционном (классическом) понимании? 5.Что представляет собой область теоретического? Какое место отводится теории в этой области? 6.Что такое метод и методология в традиционном (классическом) понимании? Охарактеризуйте составные части метода (подход, принцип, способ, операция, процедура и т.п.). Как осуществляется классификация методов? Проблемные вопросы: 1. В чем состоит значение для понимания и трактовки динамики научного познания и знания концепта «область теоретического»? 2. Какой смысл содержится в словах И.- В.Гете: «Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни»? 3. Почему К.Ясперс считает, что «подлинная наука включает знание о методах и границах знания»? 4. В чем состоит неклассическое понимание метода и методологии? Почему в научном познании нельзя ограничиваться только классическим пониманием метода и методологии? 5.Почему Х.-Г. Гадамер считал метод серьезным врагом «наук о духе» (гуманитарных наук)? Упражнения. • Определите задачи изучения курса «теория и методологии истории» исходя из классического и неклассического понимания концептов «теория», «метод» и «методология». Сформулируйте задачи изучения курса по теории и методологии истории лично для себя. • Прочитайте фрагменты из «Методов исторического исследования» И.Д Ковальченко и «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевского и ответьте на следующие вопросы: Определите с каких позиций (классических ли неклассических) И. Д. Ковальченко характеризует теорию, метод и методологию? Как А.С.Лаппо-Данилевский разрешает спор между сторонниками и противниками методологии истории? Какие аргументы приводит А.С.Лаппо-Данилевский в пользу существования методологии истории как самостоятельной дисциплины? Какие аргументы по этому поводу назовете вы? Занятие 2 Самостоятельное занятие по теме: Рациональность и Историчность. 1. Историчность как атрибут социальной реальности. 2. Историчность как форма, вариант, модус рационального порядка, укорененного в человеческом разуме и ментальных структурах общества. 3. Критерии классификации типов (классической, неклассической и постнеклассической), видов (античный, средневековый, нововременной, современный) и форм (мифологическая, религиозная, художественная, идеологическая, научная, философская, повседневная) рациональности. 4. Типы, виды и формы историчности. 5. Презентативность типов, видов, форм рациональности и историчности. Основная литература: Зубова И.Л. Историческое познание и знание в различных типах рациональности. Дис.канд.филос.наук: 09.00.08 /Ульяновский гос.техн.ун-т.–Ульяновск, 2004.– С.22-44. Зубова И.Л. Феномен сознания и переосмысление «идеи истории». Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение: Труды международной научной конференции. 9-12 сентября 2004г. / под ред. Проф. А.П. Романовой. Астрахань: Издательский дом «астраханский университет», 2004.С.88-93. Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов/ Л.П.Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. С.10-17. Савельева И.М., Полетаев А.В. Типы знания о прошлом. //Феномен прошлого.-М. Изд.дом ГУ ВШЭ,2005. С.12 – 66. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб.пособие для студ.высш.учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.21-25. Дополнительная литература: Рикер П. Память, история, забвение. – М., 2004. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история: В 2 т.-СПб.: Наука, 2006. Т.2. Лоуэнталь Тош Д. Прошлое – чужая страна. – СПб.,2004. Степин В.С. Теоретическое знание. М.,2003. Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М.: Издательство «Весь Мир», 2000. Хаттон Х. История как искусство памяти. – СПб.,2003. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М.: Ладомир, 2000. Контрольные задания: 1. Что такое социальная реальность, рациональность, историчность? 2. Почему Историчность является атрибутом социальной реальности? 3. Назовите критерии классификации типов, видов, форм рациональности? 4. Как возникает рациональность производная от гносеологии и методологии научно-познавательной деятельности? Почему она превращается в своеобразную доминату западноевропейской культуры и оформляется в качестве классического варианта рациональности? 4. Какая связь существует между классической рациональностью и «идеей истории»? 5. Охарактеризуйте различные типы, виды и формы историчности. Проблемные вопросы: ? Почемусодержание Историчности не исчерпывается «идеей истории»?Какие последствия для научного познания и жизни современного общества имело доминирование в сознании людей и ментальных структурах общества классической идеи истории? ? Как могут соотноситься между собой различные типы, виды и формы историчности? Упражнения: • Покажите на примерах презентативность типов, видов, форм рациональности и историчности. • Как присутствуют в вашем сознании и жизнедеятельности различные типы и виды и формы историчности? Планы семинарских занятий * Занятие 3 Занятие 4 Упражнения. Прочитайте рекомендованные произведения Болинброка, Ницше, Тоша и ответьте на следующие вопросы: • Как названные авторы отвечают на вопрос: для чего нужна история? • Почему, по их мнению, статус исторического познания и знания нельзя определять только на основе его социальных функций? • Как Болинброк, Ницше, Тош характеризуют человеческую природу? Как человеческая природа проявляется в историческом познании? Что сближает эти характеристики и в чем состоит различие?
Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10. Занятие 11. Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 15 ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Методическое пособие по теории и методологии истории
Автор: кандидат философских наук Зубова И.Л.
Ульяновск 2010
ББК 63я 73 З 91
Рекомендовано кафедрой «История Отечества» Факультета гуманитарных наук и социальных технологий
Печатается по решению Ученого совета Факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета
Рецензент: Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Липатова Н.В.
Зубова И.Л.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.137 (0.012 с.) |