Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. История научно-технического прогресса и инновационной деятельности↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“История и философия нововведений” Рекомендуется Министерством образования России для направления подготовки магистров 553800 – Инноватика
1.Цели и задачи дисциплины
Вся история науки и техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Современная техника есть материальное воплощение накопленных человечеством знаний в борьбе за покорение сил природы, за господство над ними. Использование достижений естествознания есть лишь одна сторона техники. Другой стороной техники является общественная основа ее развития. Средства труда созданы человеком в процессе общественного производства. Естествознание лишь показывает возможные варианты разрешения технических вопросов. Только исходя из общественных условий, в рамках которых осуществляется развитие техники, можно понять направление ее развития. Целью изучения дисциплины «История и философия нововведений» является формирования у обучающихся знаний теоретических и методологических основ современной науки и техники, а также роли науки и техники в инновационном развитии производства, позволяющих применить знания на практике.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
ЗНАНИЯ – общих исторических и философских закономерностей и этапов развития науки и техники; социально-экономической обусловленности, взаимосвязи и взаимного влияния отдельных отраслей естествознания и техники в истории человечества с целью составления методик и выработки прогнозов инновационной политики и стратегии развития Российского государства; концепций и методов философского обоснования нововведений; методов выявления псевдонаучной деятельности, касающейся прогноза развития научно-технического прогресса. УМЕНИЯ И НАВЫКИ -применения на практике исторических, философских и экономических закономерностей инновационной деятельности и конкурентоспособности; учета макроэкономические факторов в историческом и философском срезе. З. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1.Разделы и темы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. История научно-технического прогресса и инновационной деятельности Методологические и методические основы истории науки и техники Наука как часть культуры. Взаимосвязь и преемственность науки. Отличия фундаментальной науки от инженерии, экономики, технологии и промышленности. Принципиальная невозможность построить систему объективных приоритетов. Роль личности и научного коллектива в фундаментальных исследованиях. Научные школы. Неразрывная связь фундаментальных и прикладных исследований. Соотношение уровня фундаментальных наук и качества образования. Обязательность государственной поддержки. Положение фундаментальной науки вне политики. Определение понятия «техника». Элементы процесса труда. Средства труда. Материальные условия. Естественнонаучные и общественные основы техники. Объективные законы и цели человека, развивающего технику. Роль личности и общества в развитии техники. Научно-технический прогресс: научно-технические достижения и научно-технические нововведения.
Естественнонаучные и технические знания на Руси Складывание гуманитарных начал просвещения. Практический путь процесса «постижения» мира. Письменность на Руси. «Черты и резы». Усовершенствование древнерусского языка. Кирилл и Мефодий. Религиозные принципы просвещения. Издательское дело. И. Федоров и П. Мстиславец. Развитие астрономии. Языческое и христианское толкование астрономических явлений. Математический аппарат новгородских еретиков. Появление на Руси оптических инструментов в XVII в. Прикладной характер математики. Упорядоченность русской денежной системы при Елене Глинской. Изучение западноевропейской точной науки на Руси в XVII в. Химия. Изучение свойств химических окисей металлов. Геология. География. Роль гидрографического фактора в освоении новых территорий Севера и Сибири в XV в. Походы «за три моря» русских купцов и иноков. Картографирование местности. Биология. Переход от пашенного к паровому земледелию в XI в. Медицина. Конфликт между народными волхвами и иностранными врачами. Лечебник «Мази». Евпраксия Мстиславовна – внучка Владимира Мономаха. Неотвратимость эпидемий. Создание Аптекарского приказа. Открытие первой медицинской школы. Прикладной характер развития технической мысли. Металлургия. Металлообработка. Метрология. Народное погодоведение. Механика. Традиционный путь развития технической мысли. Соединение теории и практики военного искусства в «Уставе ратных, пушечных и других дел».
Мировые открытия и технические достижения Пути создания и особенности мануфактурного производства. Зарождение машинной техники. Создание паровой машины. Зарождение приборостроения. Создание и совершенствование механических часов. Г. Гюйгенс. Сближение техники с наукой. Зарождение технических наук. Прикладной характер теоретических знаний Л. де Винчи. Создание основ механики. Учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Основные кинематические понятия Г. Галилея. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Установление И. Ньютоном зависимости законов движения планет от общих законов движения материи. Медицина. Открытие системы кровообращения. Гарвей. Создание микроскопа. Г. Галилей. Геология. Систематизация минералов и горных пород. Появление умозрительных космогонических гипотез Декарта и Лейбница.
Раздел 2. Философия науки и инновационной деятельности 4.2.1. Образ науки, её цель и функции Понятие науки. Достижение знаний как главная цель науки. Соотношение научного и ненаучного знаний. Наука как процесс познания. Особенности научной деятельности, основные функции науки. Ценность науки, в современном обществе, перспективы развития науки. Общие принципы классификации наук. Наука и паранаука. Научная картина мира. Интеграция естественных, технических и общественных наук.
Практические занятия (семинары) Раздел 1 Семинар по теме 1.2. Средства труда в древнем, античном и средневековом мире 1) Орудия труда в присваивающем хозяйстве 2) Производящий тип хозяйства: простые и сложные орудия труда 3) Как меняются технические характеристики орудий труда в зависимости от материала изготовления? 4) Металл и способы его обработки 5) Транспортные средства 6) Естествознание в античном мире 7) Технические характеристики раннего и развитого феодализма 8) Путь от ремесленного цеха к мануфактуре 9) Становление экспериментальной науки Семинар по теме 1.3. Развитие науки и техники в России в X – первой половине XVII вв. 1) позитивные и негативные стороны изоляции России от мирового научного сообщества в X- первой половине XVII вв. 2) «Умопостижение» практическим путем 3) Приоритеты гуманитарного, естественнонаучного и технического знания на Руси Семинар по теме 1.4. Мировые открытия во второй половине XVII – первой половине XVIII вв. 1) Переход от мануфактурного к машинному производству. 2) Применение орудий труда, приводимых в движение силами природы. 3) Зарождение машинной техники Семинар по теме 1.5. Вхождение России в мировое научное сообщество в XVIII в. 1) Естественнонаучные знания 2) Гуманитарные знания 3) Технические знания Семинар по теме 1.6. Промышленная революция в странах Европы во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. 1) Организация фабричного производства и его обеспечение рабочими машинами 2) Технология применения паровых двигателей в различных отраслях производства 3) Переворот в средствах транспорта 4) Создание научной основы познания материального единства мира 5) Получение российской наукой государственного статуса и сбалансированное развитие ее различных отраслей 6) Прикладной характер российских научных знаний Семинар по теме 1.7. История научно-технических достижений и эпоха инноваций во второй половине XIX – начале XXI вв. 1) Естествознание 2) Астрономия и математика 3) Механика и физика 4) химия, геология и биология 5) Открытия, легшие в основу новых квантовых представлений о материи. 6) Лауреаты Нобелевской премии
Раздел 2 Семинар по теме 2.1
Семинар по теме 2.2
Семинар по теме 2.3
Семинар по теме 2.4 1. Научное познание как процесс формирования к накопления знаний. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 3. Методы научного познания. 4. Познание как творчество. Семинар по теме 2.5.
Семинар по теме 2.6
Тематика курсовых работ
Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Кино-, фото-, ауди- и видео- материалы по истории научно-технического развития
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные аудитории, оснащенные мультимедийными средствами отображения информации и кинопроекционной аппаратурой. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Преподавание дисциплины базируется на использовании лекций и практических занятий. Основная цель практических занятий – углубленное изучение проблем, затронутых в лекционном курсе, и отработка навыков в применении изучаемых методов оценки текущего состояния и прогнозов инновационной деятельности. Помимо аудиторных занятий предусматривается значительный объем самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарским занятиям, а также курсовых работ.
Программа составлена в соответствии с Временными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлению 553800 –Инноватика. Программу составили: Тарасова В.Н., д.и.н., профессор (Московский государственный университет путей сообщения); Пауткина А.В., к.ф.-м.н., доцент (Московский государственный университет путей сообщения); Савкина Е.В. ст. преп. (Московский государственный университет путей сообщения); Шлекин С. И. ст. преп. (Московский государственный университет путей сообщения); Некрасов С.П. к.т.н., проф. (СПбГПУ).
Программа одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 553800 – Инноватика. Протокол № 4 от 19.12.2003 г.
Сопредседатель Совета УМО по университетскому политехническому образованию Ю.С. Васильев
Председатель УМС по направлению 658200 – Инноватика И.Л. Туккель
Ученый секретарь С.П. Некрасов
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“История и философия нововведений” Рекомендуется Министерством образования России для направления подготовки магистров 553800 – Инноватика
1.Цели и задачи дисциплины
Вся история науки и техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Современная техника есть материальное воплощение накопленных человечеством знаний в борьбе за покорение сил природы, за господство над ними. Использование достижений естествознания есть лишь одна сторона техники. Другой стороной техники является общественная основа ее развития. Средства труда созданы человеком в процессе общественного производства. Естествознание лишь показывает возможные варианты разрешения технических вопросов. Только исходя из общественных условий, в рамках которых осуществляется развитие техники, можно понять направление ее развития. Целью изучения дисциплины «История и философия нововведений» является формирования у обучающихся знаний теоретических и методологических основ современной науки и техники, а также роли науки и техники в инновационном развитии производства, позволяющих применить знания на практике.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
ЗНАНИЯ – общих исторических и философских закономерностей и этапов развития науки и техники; социально-экономической обусловленности, взаимосвязи и взаимного влияния отдельных отраслей естествознания и техники в истории человечества с целью составления методик и выработки прогнозов инновационной политики и стратегии развития Российского государства; концепций и методов философского обоснования нововведений; методов выявления псевдонаучной деятельности, касающейся прогноза развития научно-технического прогресса. УМЕНИЯ И НАВЫКИ -применения на практике исторических, философских и экономических закономерностей инновационной деятельности и конкурентоспособности; учета макроэкономические факторов в историческом и философском срезе. З. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1.Разделы и темы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. История научно-технического прогресса и инновационной деятельности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.8 (0.01 с.) |