Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни научной рациональности и идеалы научности

Поиск

Стиль мышления и его значение в науке. Понятия «обоснование» и «рациональность». Классический тип рациональности. Неклассическая рациональность. Постнеклассическая рациональность. Рациональность и проблема идеала научности. Сциентизм и антисциентизм. Традиционные представления о науке, формы классического идеала. Математический, физический и гуманитарный идеалы научности. Проблема методологического редукционизма. Единство научного знания.

 

Философия и соотношение науки и инновационной деятельности

Отношение между наукой, техникой и инновациями: гносеологическое и социальное объяснение. Научно-методологический синтез научно-технических знаний. Наука техники и технические науки. Научные оценки техники. Натуралистическая, волевая и рациональная интерпретации технической деятельности. Естествознание и техника. Соотношение физико-математических, химических, биологических и технических наук в современных условиях НТР. Обществоведение и техника.

 

Практические занятия (семинары)

Раздел 1

Семинар по теме 1.2. Средства труда в древнем, античном и средневековом мире

1) Орудия труда в присваивающем хозяйстве

2) Производящий тип хозяйства: простые и сложные орудия труда

3) Как меняются технические характеристики орудий труда в зависимости от материала изготовления?

4) Металл и способы его обработки

5) Транспортные средства

6) Естествознание в античном мире

7) Технические характеристики раннего и развитого феодализма

8) Путь от ремесленного цеха к мануфактуре

9) Становление экспериментальной науки

Семинар по теме 1.3. Развитие науки и техники в России в X – первой половине XVII вв.

1) позитивные и негативные стороны изоляции России от мирового научного сообщества в X- первой половине XVII вв.

2) «Умопостижение» практическим путем

3) Приоритеты гуманитарного, естественнонаучного и технического знания на Руси

Семинар по теме 1.4. Мировые открытия во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.

1) Переход от мануфактурного к машинному производству.

2) Применение орудий труда, приводимых в движение силами природы.

3) Зарождение машинной техники

Семинар по теме 1.5. Вхождение России в мировое научное сообщество в XVIII в.

1) Естественнонаучные знания

2) Гуманитарные знания

3) Технические знания

Семинар по теме 1.6. Промышленная революция в странах Европы во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

1) Организация фабричного производства и его обеспечение рабочими машинами

2) Технология применения паровых двигателей в различных отраслях производства

3) Переворот в средствах транспорта

4) Создание научной основы познания материального единства мира

5) Получение российской наукой государственного статуса и сбалансированное развитие ее различных отраслей

6) Прикладной характер российских научных знаний

Семинар по теме 1.7. История научно-технических достижений и эпоха инноваций во второй половине XIX – начале XXI вв.

1) Естествознание

2) Астрономия и математика

3) Механика и физика

4) химия, геология и биология

5) Открытия, легшие в основу новых квантовых представлений о материи.

6) Лауреаты Нобелевской премии

 

Раздел 2

Семинар по теме 2.1

  1. Понятие науки.
  2. Ценность науки в современном обществе.
  3. Научная картина мира.

Семинар по теме 2.2

  1. От мифа к философии и науке.
  2. Содержание и методы древнегреческой науки.
  3. Рождение современной науки.
  4. Российская наука в истории европейской культуры.
  5. Научные революции.

 

Семинар по теме 2.3

  1. 1. Понятие современной науки, научной информации.
  2. Наука и общество.

Семинар по теме 2.4

1. Научное познание как процесс формирования к накопления знаний.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Познание как творчество.

Семинар по теме 2.5.

  1. Исторические типы рациональности.
  2. Идеалы научности.
  3. Единство научного знания.

Семинар по теме 2.6

  1. Научно-методологический анализ научно-технических знаний.
  2. Обществоведение и техника.

 

Тематика курсовых работ

  1. Античная цивилизация: приоритет науки или прикладных знаний.
  2. Конфликт между техническим прогрессом и церковными канонами в эпоху средневековья.
  3. Особенности развития отечественных научных знаний в X - первой половине XVII вв.
  4. Сближение техники с наукой в Европе во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
  5. Феномен российского технического образования самоучек XVIII
  6. Развитие науки в эпоху промышленного переворота (по отраслям)
  7. Фантазии и реалии полетной практики в конце XIX – начале XX вв.
  8. Изобретение телефона и радио как путь к коммуникативности в конце XIX– начале XX вв.
  9. Транспортная система во второй половине XIX– начале XX вв.
  10. Роль Второй мировой войны в развитии электроники.
  11. История создания лазера.
  12. Становление электронной промышленности СССР (1960-1980-е гг.).
  13. Основные этапы развития ЭВМ
  14. От механических компьютеров к персональным.
  15. Лауреаты Нобелевской премии.
  16. Образ науки, её цель и функции.
  17. Российская наука в истории европейской культуры.
  18. Особенности современной науки.
  19. Методология и методы научного познания в условиях НТР.
  20. Уровни научной рациональности.
  21. Соотношение современной науки и техники.
  22. Методологические и гносеологические проблемы философии и техники.
  23. История развития техники.
  24. Инженерная деятельность в системе современного производства.
  25. Социальная ответственность учёных в условиях НТР.
  26. Идеологические проблемы науки и техники.

 

Лабораторный практикум

 

Не предусмотрен.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. М., 1985.
  2. Верещагин И.К., Косяченко Л.А., Кокин С.М. Введение в оптоэлектронику. М., 1991.
  3. Грехем Л. Очерки истории российской и советской науки. М., 1998.
  4. Дятчин Н.И. История развития техники. Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Зворыкин А.А., Осьмова Н.Н., Чернышев В.И., Шухардин С.В. История техники. М., 1962.
  6. История техники. А.А. Зворыкин, Н.И. Осьмова, В.И. Чернышев, С.В. Шухардин. М., 1962.
  7. Лилли С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в связи с общественным прогрессом. М., 1970.
  8. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.
  9. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие. М., 2001.
  10. Дональд Дж. Стерлинг. Техническое руководство по волоконной оптике. М., 1998.
  11. Техника в ее историческом развитии. 70-е гг. XIX в. – начало XX в. М., 1982.
  12. Шухардин С.В. История науки и техники. Учебное пособие. Ч.1. С древнейших времен до конца XVIII в. М., 1974; Ч.2. С конца XVIII в. до начала XX в. М., 1976.
  13. Шухардин С.В. Документы по истории науки и техники. Развитие науки и техники в 1917-1941 гг. М., 1979.
  14. Шухардин С.В. История научно-технических достижений второй половины XX в. 1946-1980 гг. М., 1981.
  15. Graham Loren R. Sience in Russia and the Soviet Union. A Short History. Cambridge University Press, 1993.
  16. Marritt Roe Smith, Becoming Engineers. Unpublished manuscript.
  17. Technician's Guide to Fiber Optics. Donald J. Sterling. Jr, 1993.
  18. Философия и методология науки /ред. Купцов В.И./ Ч.1,2. -М., 1994
  19. Современная философия науки /Хрестоматия/ - Ред. Печенкин А.А. - М, 1994
  20. Ляликов А.П. Философия техники и технического творчества. – СПб. 1996.
  21. Социальные технологии: 500 терминов. Толк. словарь /ред. Иванов В.Н., Некредина Г.Д. и др./ - М.,1994. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М, 1995

 

б) дополнительная литература:

  1. Алферов Ж.И. Физика и жизнь. - М.-С.-Петербург, 2001.
  2. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона. М., 2002.
  3. Волков В.А., Кузнецов Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М., 1991.
  4. А.Ф. Иоффе. О физике и физиках. Л., 1985.
  5. П.Л. Капица. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1981.
  6. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Техника, 1965.
  7. Развитие естествознания в России (XVIII – начало XX вв.) – М., 1977.
  8. Чернышев В.И. Из истории развития техники в первые годы Советской власти (1917-1927). М., 1962.
  9. Концепции современного естествознания. Хрестоматия. - М.,2001
  10. Шлёкин С.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.
  11. Философия и методология науки /ред. Купцов В.И./- М.,1994. Ч.1
  12. Вдовин-Чуриков Г.П. Проблемы науки. – М., 1993.
  13. Кедров Б.М. Классификация наук. –М., 1985.
  14. Бернар Д. Наука в истории общества. – М., 1985.
  15. Пуанкаре о науке. - М.,1990.
  16. Чикалов Р.А. Революция в естествознании и технический прогресс конца XIX - начала XX веков. - Минск,1989.
  17. Кун Т. Структура научных революций. - М.,1977.
  18. Стёгаш В.С. Эпоха перемен и сценарий будущего. - М.,1996.
  19. Юзвишин И.И. Информациология. - М.,1996.
  20. Современная философия науки. Христоматия. - М.,1994.
  21. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.,1994.
  22. Ворожцов В.П., Москаленко А.Т. Методологические установки учёного. Природа и функции.- Новосибирск, 1986.
  23. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983.
  24. Кузнецов Б.Г. От Галилея до Эйнштейна. - М.,1966.
  25. Шлёкин С.И. Познание, его гуманистическая сущность, формы и методы. -М.,1996.
  26. Когнитивная эволюция и творчество /ред. Меркулов И.П./-М.,1996.
  27. Эволюция, культура, познание /ред. Меркулов И.П./ М.,1996.
  28. Логика научного познания. Актуальные проблемы /ред. Горский Д.П./-М., 1987.
  29. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. -М.,1987.
  30. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. -С.-П. 1999
  31. Исторические типы рациональности. -М., 1995-1996. Т.1-2.
  32. Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы. -М.,1985.
  33. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. -М.,1985.
  34. Стенин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

 

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Кино-, фото-, ауди- и видео- материалы по истории научно-технического развития

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории, оснащенные мультимедийными средствами отображения информации и кинопроекционной аппаратурой.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Преподавание дисциплины базируется на использовании лекций и практических занятий. Основная цель практических занятий – углубленное изучение проблем, затронутых в лекционном курсе, и отработка навыков в применении изучаемых методов оценки текущего состояния и прогнозов инновационной деятельности.

Помимо аудиторных занятий предусматривается значительный объем самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарским занятиям, а также курсовых работ.

 

Программа составлена в соответствии с Временными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлению 553800 –Инноватика.

Программу составили:

Тарасова В.Н., д.и.н., профессор (Московский государственный университет путей сообщения);

Пауткина А.В., к.ф.-м.н., доцент (Московский государственный университет путей сообщения);

Савкина Е.В. ст. преп. (Московский государственный университет путей сообщения);

Шлекин С. И. ст. преп. (Московский государственный университет путей сообщения);

Некрасов С.П. к.т.н., проф. (СПбГПУ).

 

Программа одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 553800 – Инноватика. Протокол № 4 от 19.12.2003 г.

 

Сопредседатель Совета УМО по университетскому

политехническому образованию Ю.С. Васильев

 

Председатель УМС по направлению 658200 – Инноватика И.Л. Туккель

 

Ученый секретарь С.П. Некрасов

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.007 с.)