Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об особенностях преподавания истории и обществознания↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рекомендации по организации перехода на линейную систему обучения 6 класс (Старый УМК) Учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс. Класс Необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом. Например: - формирование идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период; - культурологические аспекты восприятия государства и личности царя; - особенности народного восприятия власти и важнейших событий; - историко-культурные сюжеты концепции «Москва – третий Рим»; -особенности взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве; - влияние ордынских элементов на формирование государственности в централизованной России; - особенности взаимоотношений России со странами Запада; - взаимоотношения между народами России в XVI веке.
Класс Два пути изучения истории России: 1. Усиление историко-культурологического подхода, так как это предложено для 7 класса. Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формированию российской идентичности в условиях европеизации. 2.Переход к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века необходимо осуществлять либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны.
9 класс (С 1861 года до начала Первой мировой войны) Предлагается усилить культурологические аспекты феномена российской интеллигенции в сопоставлении с интеллектуальной элитой Запада, показу её роли в формировании общественного мнения и протестных настроений, вызревания незападной альтернативы развития страны (славянофилы, теория официальной народности).
Класс Возможно не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России в 1914-2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в значительной исторической ретроспективе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории. Согласно Концепции обучение отечественной истории завершается в10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в11 классе. На усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание: 1. Завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов; 2. Комплексный и синхронизированный курс истории по проблемному принципу, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, сделав акцент на непосредственные интересы учащихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.); 3. Обучение основам источниковедения, философии и теории истории с увеличением самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; 4. Интенсивный курс подготовки к сдаче ЕГЭ. Для изучения на углубленном (профильном) уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета. Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно - деятельностный характер. Реализация историко - культурного стандарта предполагает изучать историю России с древности до наших дней с 5 по 10 класс по следующей структуре:
6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству 7 класс Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству 8 класс Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи 9 класс Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. 10 класс Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг. 10 класс Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг. 10 класс Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 10 класс Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. 10 класс Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг. 11 класс История России в мировом контексте ( базовый и профильный уровни) При переходе на новую линейную структуру исторического образования Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории. Исторические и культурные центры городов и поселений (архитектурные комплексы городов и кварталов, дворцов и замков (при возможности)). Место исторических событий, памятники истории и культуры. Воинские мемориалы, памятники боевой славы. В Республике Крым основой для изучения отечественной и региональной истории являются: Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея»; Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма - концлагерь Красный в селе Мирное Симферопольского района, Национальный заповедник "Херсонес Таврический"; Евпаторийский краеведческий музей (МБУ); Историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский» (ГБУ РК); Крымский этнографический музей (ГБУ РК); Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (ГБУ РК), который включает в себя 138 памятников истории, архитектуры и археологии, в том числе всемирно известный Ханский дворец в г. Бахчисарай, «пещерные города» Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон и историко-археологический квартал Салачик; Симферопольский Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия (ГБУ РК); «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» (ГБУ РК) с экспозицией «Романовы. Моя история»; Феодосийский музей древностей (МБУК); Центральный музей Тавриды (ГБУ РК) и много других объектов историко –культурного наследия. Учителя истории традиционно проводят учебные занятия и воспитательные мероприятия «Мы вместе», посвященные истории Крыма. При этом рекомендуется использовать следующие материалы: - Обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина к Совету Федерации 18 марта 2014 года; - Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: - Волобуев, О. В. Крым. 1944-2014 годы: непредсказуемые пути истории / О.В. Волобуев // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 6. - Исаев, А. В. Освобождение Крыма в 1944 году / А. В. Исаева // Преподавание истории в школе.-2014.-№ 6. - Кочегаров. К. А. Крым в истории России: метод, пос. / К. А. Кочегаров. - М.: Русское слово, 2014. - Крым и Севастополь: их историческое значение для России - 1111р://минобрнауки.рф/пресс-цептр/4140. - Сидоренко, Н. А. Хозяйственно-культурная составляющая миграций населения в Крым в 1940 - 1950-е годы / Н. А. Сидоренко // Преподавание истории в школе. - 2015. -№ 2. - С. 69-71. - Шапорина, О. II. Крымский регион в школьных учебниках отечественной истории XX века/ О. Н. Шапорина// Преподавание истории в школе. -2014. -№ 6.
При выборе учебников по истории для основной школы рекомендуется использовать те, которые относятся к одной линии издательства, отвечают требованиям Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС (УМК издательства «Дрофа» (6-10 кл.), «Просвещение» (6-11 кл), УМК издательства «Русское слово» (6-9 класс). Для переходного периода в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников» «…организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067. Федеральные перечни учебников размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru. Выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В 2016/2017 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей истории рекомендуется: - принять участие в общественно-профессиональном обсуждении (экспертизе) концепции учебно-методического комплекса по всемирной истории; - организовать учебно-воспитательную работу, посвященную знаменательным событиям отечественной и всемирной истории. - проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по истории в 2015/2016 учебного года и определить меры по улучшению качества исторической подготовки учащихся. При реализации внеурочной деятельности и воспитательной работы по учебному предмету «История» следует также уделить внимание памятным датам отечественной и всемирной истории. В 2016/2017 учебном году исполняется 250 лет со дня рождения знаменитого историка, литератора публициста, критика И. М. Карамзина, 1000 лет с начала княжения Ярослава Мудрого (1016 г.), а также 555 лет с начала правления Ивана III (1462 г.), 20 лет первым выборам президента Российской Федерации (1996 г.). Обращение к данным этапам формирования российской государственности важно для формирования политической культуры учащихся. В этой связи для формирования ориентиров гражданской и социальной самоидентификации в процессе овладения знаниями об основных этапах развития российского государства и общества, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира, стоит отметить следующие юбилеи: 110 лет с завершения Первой русской революции (июль 1907 г.), 100 лет с начала Февральской революции. Падение монархии (февраль 1917 г.), 60 лет XX Съезд КПСС. Разоблачение культа личности Сталина (1956 г.). Также отмечается 110 лет со дня первого заседания Государственной Думы Российской империи, что, с учетом выборов в сентябре 2016 г. депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, имеет особую актуальность для формирования представления о политическом устройстве Российской Федерации. В текущем учебном году отмечается юбилей таких событий, как 775 лет Ледовому побоищу (1242 г.), 205 лет Бородинскому сражению (1812 г.), 100 лет «Брусиловскому прорыву» (май 1916), 75 лет с начала Битвы за Москву, а также параду на Красной площади (ноябрь 1941 г.). Эти героические даты важны для воспитания обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. Необходимость формирования знаний о всемирно-историческом развитии человечества, приведшем к современному состоянию мира, позволяет уделить внимание юбилейным датам таких важнейших событий мировой истории, как: 2350 лет с начала похода Александра Македонского на Восток (334 г. до н.э.) и складывания уникальной эллинистической культуры, 240 лет с принятия Декларации независимости США (1776 г.), в которой впервые прозвучали идеи Века Просвещения, формирование современных европейских государств - 310 лет с образования Великобритании (1707 г.), 155 и 145 лет с момента появления единых Италии (1861 г.) и Германии (1871 г.), являющихся одними из ключевых партнеров нашей страны на мировой арене. При этом особое внимание при изучении всемирной истории необходимо уделить месту и роли России во всемирно-историческом процессе, поэтому актуально осветить вклад нашей страны при праздновании 75-летия с подписания Декларации объединенных наций (январь 1942 г.), 65-летия заключения Сан-Францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.), 55-летия Карибского кризиса (1962 г.). - Для формирования представления о вкладе России в сокровищницу мировой культуры важны следующие памятные даты: 900 лет с создания Повести временных лет (1116 г.), 150 лет с учреждения Московской консерватории (1866 г.), 60 лет с запуска первого искусственного спутника (октябрь 1957 г.). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 07 октября 2015 г. № 503 в целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино.
Нормативно – правовые документы по обеспечению школьного исторического образования. · Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 · Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 г. N 761 · Указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 "О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности" · Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" · Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 (в ред. от 7 октября 2013 г.) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы" · "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, патриотическое воспитание · Концепция модернизации образования одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Приказ Минобрнауки РФ N 393 от 11.02.2002 · Федеральный государственный стандарт основного общего образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Документ изменен приказом №1644 от 29.12.2014 · Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Наименование в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года) Документ изменен приказом №1645 от 29.12.2014 · Приказ Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5марта 2004 года №1089» · Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г.;Примерная основная образовательная программа среднего общего образования(в разработке) http://fgosreestr.ru/ · Письмо МинобрнаукиРоссии от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «Офедеральном перечне учебников». · Приказ № 1559 от 8 декабря 2014 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» · Приказ N 1529 от 28.12.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253» · Приказ Министерства образования и науки Российский Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 31.03.2014 № 253»Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 · Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 г. № НТ-16/08пр · ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 2 февраля 2015 г. «О федеральном перечне учебников» · Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» · Концепция нового УМК по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт (ИКС)Историко-культурный стандарт · «Концепция поддержки развития педагогического образования» и профессиональный стандарт педагога от 11.12. 2013 г. · ПисьмоМинобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов" · Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования / Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296. http://www.garant.ru · Резолюция IIIВсероссийского Съезда учителей истории и обществознания от 6 апреля 2016 г.http://school.historians.ru/ · Резолюция IV Всероссийского съезда учителей права и обществознания от 17 мая 2016 г., (представленпроект Концепции преподавания обществознания) · «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. · Приказ Минкультуры России от 17.12.2015 № 3119 "Об утверждении Порядка бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам" «Вестник образования» №8 2016 год Информация о федеральных и региональных нормативных документах находится на сайтах: http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал. Издательства «Просвещение», Материалы для скачивания
· Рабочая программа с 6 по 9 класс к новому УМК по истории России под ред. А.В. Торкунова(6-10 кл.) · История России. Поурочные рекомендации. 6 класс (Журавлева О. Н.) · История России. Поурочные рекомендации. 7 класс (Журавлева О. Н.) · История России. Поурочные рекомендации. 8 класс (Журавлева О. Н.) · История России. Поурочные рекомендации. 9 класс (Барыкина И.Е.) · История России. Поурочные рекомендации. 10 класс (Андреевская Т.П.) · Хрестоматия. История России. 6–10 классы. Часть 1. Сост. Данилов А.А.Хрестоматия. История России. 6–10 классы. Часть 2. Сост. Данилов А.А.Презентация – пособие Горинова М.М., Морукова М.Ю. (Великая Отечественная война 1941-1945) · Презентация – как совершить исторический переход: УМК по истории под ред. А. В. Торкунова (6-10) · Презентация – пособия для учителей и учащихся к новому УМК история России под ред. А.В. Торкунова · Видеозапись интернет-дискуссии «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника». · Информация о новых учебниках по истории России. · Видеозапись онлайн-встречи «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника для 6 класса»
об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году Преподавание учебных дисциплин общественно-гуманитарного цикла в 2016/2017 учебном году претерпевает значительные изменения. Особенно это касается истории. Интеграционный характер истории служит достижению приоритетной внешнеполитической цели России - становлению новой системы многополярного мира, стремлению к национальной консолидации на основе духовно-культурной общности и общности исторической судьбы. Именно история играет ключевую роль в формировании личности школьника, готовит его жить в меняющемся мире, с учётом предшествующего опыта, позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. ФГОС предполагает изменение основ образовательного процесса: переход от «педагогики знаний» к педагогике деятельностного и компетентностного подходов. Изменение целей образования в настоящее время идёт от формирования системы знаний к формированию компетентной личности, способной применять знания в жизни. На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа, противодействие попыткам фальсификации истории, навязывания некоторым народам исторической вины для приобретения политических дивидендов. Стремление из трагических страниц истории формулировать обвинительные заключения и культивировать стереотипы должно встречать адекватную и аргументированную реакцию российских граждан. Для этого необходимо знать ключевые моменты истории своей страны, понимать причинно-следственные связи, отделять достоверные факты от сознательных искажений, субъективных суждений и интерпретаций. В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания - одно из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в школе. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, главной целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Цель изучения истории в основной школе в редакции примерной программы - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. Задачи изучения истории в основной школе: - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; - развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма; - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений. Содержание учебного предмета «История» в основной школе отражено в единой Примерной программе по истории для 5-9 классов в виде двух курсов: «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». В соответствии с требованиями историко – культурного стандарта рекомендуется в курсе Отечественной истории в общеобразовательных организациях преподавать историю России как историю крупнейшей многонациональной, поликультурной и поликонфессиональной страны, делая акцент на положительном опыте взаимодействия культур и религий, созидательном характере политических, экономических, социальных и культурных связей между народами Российского государства. Исходя из концептуальных основ стандарта, можно сформулировать следующие рекомендации по реализации концепции преподавания курса «История России»: 1. Педагог, при формировании ценностных ориентаций у школьников, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности, должен позаботиться о том, чтобы не «мельчить», не перегружать учащихся обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями. 2. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, т.е. кем бы ни был ты: мордвин, чуваш, карел или татарин, ты должен помнить, что нас объединяет то, что мы – россияне. 3. Одним из «трудных вопросов» является тема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Старшеклассники должны уметь проводить чёткую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п. 4. При формировании у школьников чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Одновременно самое пристальное внимание следует уделить освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формированию российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения. 5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. Существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история. В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории следует вести преподавание региональной истории в тесной связи с общероссийской историей, раскрывая сложные процессы из истории единого Российского государства на понятных и близких школьникам примерах из истории родного края. Предполагается ввести региональный компонент в форме истории различных народов Российского государства в новый учебник по курсу «История» для 11 класса». (Из Резолюции III Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания). Учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34-35 неделях учебного года): в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов для реализации авторских программ, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных технологий и т.д. При планировании школьного исторического образования следует учитывать начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран. Переход на новую линейную структуру преподавания отечественной истории начался осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса. В 2016-2017 учебном году 6 и 7 классы должны быть переведены на новую систему преподавания, предполагающую обновление содержания исторического образования в соответствии с Концепцией единого учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко – культурным стандартом. Рекомендации по организации перехода на линейную систему обучения 6 класс (Старый УМК) Учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс. Класс Необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом. Например: - формирование идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период; - культурологические аспекты восприятия государства и личности царя; - особенности народного восприятия власти и важнейших событий; - историко-культурные сюжеты концепции «Москва – третий Рим»; -особенности взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве; - влияние ордынских элементов на формирование государственности в централизованной России; - особенности взаимоотношений России со странами Запада; - взаимоотношения между народами России в XVI веке.
Класс Два пути изучения истории России: 1. Усиление историко-культурологического подхода, так как это предложено для 7 класса. Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формированию российской идентичности в условиях европеизации. 2.Переход к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века необходимо осуществлять либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны.
9 класс (С 1861 года до начала Первой мировой войны) Предлагается усилить культурологические аспекты феномена российской интеллигенции в сопоставлении с интеллектуальной элитой Запада, показу её роли в формировании общественного мнения и протестных настроений, вызревания незападной альтернативы развития страны (славянофилы, теория официальной народности).
Класс Возможно не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России в 1914-2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в значительной исторической ретроспективе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории. Согласно Концепции обучение отечественной истории завершается в10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в11 классе. На усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание: 1. Завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов; 2. Комплексный и синхронизированный курс истории по проблемному принципу, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, сделав акцент на непосредственные интересы учащихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.); 3. Обучение основам источниковедения, философии и теории истории с увеличением самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; 4. Интенсивный курс подготовки к сдаче ЕГЭ. Для изучения на углубленном (профильном) уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета. Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно - деятельностный характер. Реализация историко - культурного стандарта предполагает изучать историю России с древности до наших дней с 5 по 10 класс по следующей структуре:
6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству 7 класс Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству 8 класс Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи 9 класс Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. 10 класс Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг. 10 класс Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг. 10 класс Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 10 класс Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. 10 класс Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг. 11 класс История России в мировом контексте ( базовый и профильный уровни) При переходе на новую линейную структуру исторического образования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.014 с.) |