Часть 2. Теория и методика преподавания истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Теория и методика преподавания истории



1. Методика обучения истории как самостоятельная педагогическая наука

Предмет, задачи и методологические основы современной методики обучения истории. Значение методики обучения истории для учителя.

Преподавание истории и развитие историко-методической мысли в России в конце XIX- начале ХХ в. Основные этапы развития школьного исторического образования и методики преподавания истории в СССР.

Методическое наследие А.И.Стражева, В.Н.Бернадского, Н.В.Андреевской, В.А.Вагина, Ф.П.Коровкина, П.С.Лейбенгруба,Н.Г.Дайри, П.В.Горы, Д.Н.Никифорова.

2. Школьное историческое образование в современной России: переход к концентрической структуре, введение обязательного минимума содержания по истории в основной и средней школе, утверждение Федерального компонента Государственного стандарта по истории, ЕГЭ по истории, профильные и элективные курсы, новые параллельные и профильные программы и учебники, поиски эффективных путей обучения истории в современных условиях.

3. Понятие о школьном обучении истории: основные факторы процесса обучения, их объективные закономерные связи, эмпирический и теоретический уровни учебного познания истории.

Цели школьного обучения истории: дискуссии 90-х годов ХХ в. о целях современного исторического образования в школе, формулировка целей обучения истории в Федеральном компоненте Госстандарта по истории, воспитание историей как формирование ценностей личности школьника, развитие учащихся средствами истории, комплексный характер целей обучения истории. Целевая установка урока истории и методические требования к ней.

4. Содержание школьного обучения истории: линейная и концентрическая структура исторического образования, федеральный, региональный и школьный компоненты содержания, методологические основы построения содержания школьных курсов истории, краткая характеристика содержания и образовательно-воспитательных функций курсов отечественной истории с 6 по 11 класс, модульные (профильные), элективные курсы.

Структурные компоненты фактического и теоретического содержания учебного исторического материала, их характеристика. Внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные, хронологические и логические, горизонтальные и вертикальные связи в содержании учебного исторического материала.

Оформление содержания обучения истории в учебных программах и учебниках. Программы по истории в прошлом и настоящем. Учебно-методический комплекс по истории.

5. Познавательные возможности учащихся при обучении истории: возрастной и функциональный аспекты познавательных возможностей, уровни обученности, обучаемости и развития мотивов, познавательный интерес учеников к изучению истории и пути его формирования, подразделение учащихся по уровням обучаемости на сильных, средних и слабых, характеристика каждой из этих групп, диагностика познавательных возможностей учащихся в обучении истории.

6. Средства обучения истории как источники исторического знания и составная часть способов деятельности учителя и учащихся. Новый взгляд на средства обучения истории: рассматривание их как объекта критического и аксиологического анализа учащимися с учетом их субъективного, авторского характера.

7. Печатно-словесные средства обучения истории: подразделение их на группы по образовательной, воспитательной и развивающей функции в учебном процессе, по уровню педагогической обработки. Традиционные и новые подходы к использованию печатно-словесных средств в процессе обучения истории учащимися разных школьных возрастов с разными уровнями развития познавательных возможностей.

8. Учебник истории: структурные компоненты, признаки учебной книги нового поколения, современный учебник и его проблемы, мультимедийные учебники и компьютерные программы.

9. Исторические документы: научная и учебно-методическая классификация документов, их соотношение с другими средствами учебной деятельности учителя и учащихся, традиционные и новые подходы к их применению в учебном процессе.

Художественная историческая, научно-популярная, научная, справочная историческая литература, рабочие тетради по истории, пути их использования в учебном процессе.

10. Наглядные средства обучения истории: их группировка по характеру исторического образа и способу демонстрации на уроке, традиционные и новые подходы к их использованию в учебном процессе.

Подлинные вещественные памятники прошлого, их виды, изобразительно-наглядные средства, их виды, условно-графическая наглядность, её виды.

11. Приемы обучения истории. Понятие о приемах как способах деятельности учителя и учащихся с учебным материалом и как составной части содержания обучения истории. Адекватность приемов структурным компонентам учебного исторического материала, целям обучения и познавательным возможностям учащихся. Приемы – категории методики обучения истории. Соотношение понятий «приемы», «умения», «методы». Основные умения школьников при обучении истории. Пути формирования умений по истории.

12. Приемы эмпирического изучения исторических фактов. Приемы устного и наглядного изложения главных исторических фактов и усвоения их в форме близких к действительности исторических образов. Образное и сюжетное повествование, картинное и аналитическое описание, образная характеристика.

Приемы изучения в сжатой (лаконичной) форме неглавных фактов: простое сообщение, конспективное повествование. Приемы преобразования фактического материала: составление картинных и кратких информативных планов, самостоятельное рисование образов материальных предметов, людей, местности, схем сражения, составление кадров сюжетного диафильма.

Приемы творческой реконструкции главных исторических фактов: персонификация, драматизация, стилизация, воображаемое путешествие, интервьюирование персонажей, ролевая игра.

13. Приемы изучения теоретического материала. Приемы устного и наглядного изложения теоретического учебного материала: объяснение, рассуждение, доказательство, обобщающая характеристика, формирование обобщающих и оценочных выводов. Использование в изложении графических и письменно-графических средств (логических и других схем, таблиц, графиков).

Приемы преобразования теоретического материала: самостоятельное составление тезисных и стереотипных планов, сравнительно-обобщающих, конкретизирующих таблиц, логических схем, аналитическая беседа.

14. Проблемное обучение истории. Основные понятия проблемного обучения: учебная проблема, проблемная ситуация, проблемные задания и задачи. Способы создания проблемных ситуаций, типы проблемных заданий и задач по истории. Приемы проблемного обучения: проблемное изложение, постановка проблемного задания или проблемной задачи, эвристическая беседа, рассуждение, исследование, проектная деятельность.

15. Методика формирования понятий в школьных курсах истории. Роль понятий в обучении истории. Классификации исторических понятий по содержанию, по степени обобщенности. Система понятий в школьном обучении истории, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий при обучении истории. Структура понятия, определение (дефиниция) понятий. Приемы и средства формирования понятий, виды словарных познавательных заданий.

16. Методические приемы и средства формирования пространственных заданий. Значение пространственной локализации фактов в обучении истории. Картографическая грамотность учащихся. Виды исторических карт: традиционные и новые. Правила использования исторической карты в обучении истории. Приемы работы с картой: привязка исторических событий и явлений к графическим обозначениям карты, «Оживление» карты наглядными средствами, чтение и составление легенды карты, вычеркивание объектов на контурной карте. Виды познавательных заданий для формирования картографических знаний и умений и их диагностики.

17. Методические приемы и средства формирования хронологических знаний и умений в школьных курсах истории.

Роль хронологии в школьном изучении истории. Приемы и средства изучения хронологии: составление ленты и линии времени, календарей событий, хронологических и синхронистических таблиц, увязка датированных событий и явлений в хронологические комплексы и др. Упражнения и познавательные задания для диагностики и развития хронологических знаний и умений школьников.

18. Приемы и средства изучения статистического материала. Роль цифрового материала на уроках истории. Графические средства при изучении статистики: графики, диаграммы, статистические таблицы. Познавательные задания при использовании цифрового материала.

19. Урок истории: типы и формы. Основная форма обучения истории – урок.

Различные точки зрения на классификацию уроков. Подразделение уроков на типы в зависимости от сочетания структурных элементов: урок изучения нового исторического знания; урок повторения, систематизации и обобщения исторического знания и познавательных умений; урок контроля и учета исторического знания и познавательных умений; урок решения всех дидактических задач обучения истории (комбинированный).

Дополнительная классификация уроков истории по уровню познавательной деятельности учащихся: урок простого воспроизведения; урок простого и преобразующего воспроизведения; проблемный урок.

Требования к уроку истории.

Структурные компоненты комбинированного урока истории, их краткая характеристика.

Формы проведения урока: традиционные (лекции, лабораторные занятия, практикумы, семинары, экскурсии, конференции, кино, видео и телеуроки), нетрадиционные (игровые, дискуссионные, оценочные).

Достоинства и недостатки традиционных и нетрадиционных форм уроков. Система уроков по разделу и большой теме школьного курса истории на основе оптимального сочетания всего многообразия форм урока.

20. Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории. Функции проверки знаний и умений учащихся. Требования к проверке знаний и умений. Проблема форм, видов, приемов проверки в методической литературе. Выделение в учебном материале результатов его усвоения в виде формализованных (объективированных) и неформализованных (субъективированных) знаний. Задания для проверки формализованных знаний и элементарных умений (тесты специальных способностей и достижений, тесты интеллекта, задания со свободными ответами).

Задания для проверки неформализованных знаний и сложных познавательных умений (задания с «открытыми ответами»: образные задания, творческие образные задания, логические и проблемные задания, эссе). Критерии оценки заданий с «открытыми ответами».

Итоговая аттестация выпускников основной и средней школы по истории. Единый государственный экзамен по истории.

21. Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое планирование системы уроков. Подготовка очередного урока истории. Изучение программы, учебного материала, включение урока в систему уроков путем выявления внутри и межкурсовых связей. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, определение целевой установки урока. Отбор содержания урока и его методическая обработка. Отбор приемов и средств преподавания и учения, планирование познавательной деятельности учащихся на различных уровнях познавательной самостоятельности, формулирование познавательных заданий, Планирование закрепления исторического знания и познавательных умений. Составление домашнего задания. Планирование проверки знаний и познавательных умений.

Составление конспекта (развернутого плана) урока.

Способы формулирования тем уроков.

22. Технологический подход к уроку истории и конкретные технологии образования (блочное (тематическое) обучение, методика обучения истории по опорным сигналам, имитационные технологии и др.).

23. Результаты школьного обучения истории. Общая характеристика образовательных, воспитательных и развивающих результатов как реализованных целей обучения истории. Комплексный характер результатов, их зависимость от остальных факторов процесса обучения.

Критерии определения качества результатов обучения: степень усвоения учениками в образной и образно-эмоциональной форме главных исторических фактов; степень овладения историческими понятиями и мировоззренческими идеями, умением применять теоретическое знание в учебной работе; уровень овладения приемами и умениями познавательной деятельности; степень развития волевых сил, эмоций, познавательных способностей учащихся.

24. Работа учителя над содержанием и методикой преподавания школьных курсов истории. Проверка результатов своей педагогической деятельности. Систематическая работа учителя над углублением своих научно-исторических, методологических и методических знаний, над совершенствованием своего педагогического мастерства.

Текущее и перспективное планирование по предмету.

Важность систематической записи и обобщения учителем результатов своей работы в течение дня с выявлением причин неуспехов и неудач. Проведение экспериментальных уроков с целью проверки педагогической эффективности отдельных методических приемов и средств обучения, методика проведения педагогических наблюдений и простейшего эксперимента.

25. Внеурочная работа. Роль внеурочных занятий в углублении исторического знания, в развитии познавательных умений и способностей учащихся, в воспитании устойчивого интереса к углубленному изучению исторического прошлого.

Связь учебной и внеурочной работы.

Содержание, формы, методические приемы и средства внеурочной работы по истории, их изменения в зависимости от возраста, индивидуальных склонностей и интересов учащихся.

26. Кабинет истории. Школьный исторический кабинет, задачи и содержание его работы. Оборудование кабинета обычными техническими и компьютерными средствами обучения, набором видео и мультимедийных пособий, наличие в кабинете библиотеки. Организация в кабинете тематических выставок.

Проведение в кабинете учебных занятий. Роль кабинета в подготовке и проведении уроков, развертывании внеурочной работы по истории.

6. Рекомендуемая основная литература

а) по истории России:

1. История России в новейшее время. 1945-2001 / под ред. А.Б.Безбородова. – М., 2001.

2. История России. 1917-2004 / Барсенков А.С., Вдовин А.И. – М., 2006.

3. История России. С древнейших времен до начала XXI века: В 2 т. / под ред. A.Н.Сахарова. – Т. 2: С начала XIX века до начала XIX века. – М., 2003.

4. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003. – СПб., 2004.

5. Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. / под ред. Э.М.Щагина, А.В.Лубкова. – М., 2004.

6. История России. 1938-2002: Учебное пособие / А.С.Барсенков, А.В.Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2003.

7. История России: Учебник для вузов / А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.В.Зуев и др. – М.: Высш. шк., 2001.

8. История России: учеб. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н,Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: Изд-во Проспект, 2004.

9. Отечественная история (1917-2001): Учебник / Отв. Ред. И.М.Узнародов. – М.: Гардарика, 2002.

10. Березовая Л.Г. Практикум по истории русской культуры Х-ХХ века: Уч. пособие для студ.вузов. – М., 2002. – 319 с.

11. История России с древнейших времен до наших дней. Уч. пособие / Под ред. Орлова. – М., 2001.

12. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Под ред. Кузьмина. – М., 2004.

13. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. Орлова. – М., 2001.

б) дополнительная литература по истории России:

1. Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989.

2. Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума. – М., 1968.

3. Авторханов А. Империя Кремля. – Вильнюс, 1990.

4. Ананьич Б.В., Панелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. - СПб., 2000.

5. Анфилов В.А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. – М.. 1989.

6. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 г. – М., 1988.

7. Бивор Э. Сталинград. – Смоленск, 1999.

8. Богданович А.В. Три последних самодержавца. – М., 1990.

9. Боханов А.Н. Император Николай II. - М., 1998.

10. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1986.

11. Будина О.Р. Город и народные традиции русских. – М., 1989.

12. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. – М., 1990.

13. Валентинов (Вольский). Новая экономическая политика и кризис в партии после смерти Ленина. – М., 1992.

14. Великий князь Александр Александрович (Александр III): - Сб. документов. - М., 2002.

15. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне (о первой мировой войне). – М., 2001.

16. Гордон Л.А., Клопов Э.Р. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. – М., 1989.

17. Гусев К.В. В.М.Чернов: штрихи к политическому портрету. - М., 1999.

18. Зайончиковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 1968.

19. Захарова Л.Г. Великие реформы 1861-1874 гг. в истории Российского государства. - Уфа, 1994.

20. Каменский А. Российская империя в ХVIII веке: традиции и модернизация. – М., 1999.

21. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй пол. ХIХ в. – М., 1974.

22. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России: 1911-1917 гг. – М., 2001.

23. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте - финансист, политик, дипломат. - М., 1998.

24. Корецкий С.И. закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй пол. XVI в. – М., 1970.

25. Костин Б.А. Скоболев. – М., 2000.

26. Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.). - М., 1992.

27. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.

28. Лурье Ф.М. Нечаев: Созидатель разрушения. – М., 2001.

29. Маннанов М.А. Военные аспекты внешней политики СССР конча 30-х годов: Было ли советское руководство готово к большой войне? Уфа, 2001.

30. Мироненко С.В. Николай I. – М., 1994.

31. Никитина С.К. История российского предпринимательства. - М., 2001.

32. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880 - 1917 гг.). - М.. 2000.

33. Рогалина Н.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. – М., 1989.

34. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-ХIII вв. – М., 1982.

35. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середин XIX – начало XX вв.). - М., 1995.

36. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в ХIХ в. – М., 1990.

37. Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. - М., 1998.

38. Тайный правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. 1866-1895 гг. статьи. Очерки. Воспоминания. - М., 2001.

39. Толмачев Е.П. Александр II и его время. В 2-х кн. - М., 1998.

40. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. – М., 1988.

41. Федеров В.А. Крестьянское движение в Центральной России 1800-1860 гг. – М., 1980.

42. Фроянов И.Л. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. – Л., 1974.

43. Хотулев В.В. Петр Столыпин: (трагедия России). - М., 1998.

44. Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и «Русская Правда». – М., 1965.

45. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия: исследование социально-политической истории времен Ивана Грозного. – М., 1974.

46. Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. - M., 1992.

47. Великая Отечественная война. 1941-1945. военно-исторические очерки. КН. 1-4. – М., 1998, 1999.

48. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Веселовский О.А. Война 1941-1945 гг. Факты и документы. – М., 2001.

49. Война и общество. 1941-45. В 2 кн. – М., 2004.

50. Семиряга М.И. Коллобрационизм. Природа, типология и проявления в годы II мировой войны. – М., 2005.

51. Поляк П.М. Жертва двух диктатур (о советских военнопленных). – М., 2002.

52. Серобязко С.И. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил. – М., 2004.

53. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М, 2001.

54. Старудобов В.П. Супердержавы ХХ века. Стратегическое противоборство. – М., 2001.

55. Емельянов Р.В. Сталин на вершине власти. – М., 2002.

56. Бурлацкий Ф.М. Никита Хрущев и его советники – Красные, черные, белые. – М., 2002.

57. Опепкин Л.А. «Оттепель»: как это было. – М., 1991.

58. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. – Р. На Д., 2002.

59. Дроздов Ю.И., Фиртымев В.И. На пути к возрождению. Ю.Андропов и В.Путин. – М., 2002.

60. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. – М., 2001.

 

7. Основная литература по теории и методике обучения истории:

1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. – М., 2000.

2. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. – М., 2000.

3. Федеральный компонент государственного стандарта по истории //Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 6,7.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003.

5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методикам обучения истории в схемах, таблицах, описаниях – М., 1999.

В качестве дополнительной литературы можно использовать статьи из журнала «преподавание истории и обществознания», освещающие наиболее важные аспекты методики обучения истории, прежде всего, на теоретическом уровне.

1. Короткова М.В. нетрадиционные формы уроков. 2002, № 7.

2. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности. 2003, № 7.

3. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы. 2004, № 8,9.

4. Стрелова О.Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций. 2005, № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.079 с.)