Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 2. Теория и методика преподавания истории
1. Методика обучения истории как самостоятельная педагогическая наука Предмет, задачи и методологические основы современной методики обучения истории. Значение методики обучения истории для учителя. Преподавание истории и развитие историко-методической мысли в России в конце XIX- начале ХХ в. Основные этапы развития школьного исторического образования и методики преподавания истории в СССР. Методическое наследие А.И.Стражева, В.Н.Бернадского, Н.В.Андреевской, В.А.Вагина, Ф.П.Коровкина, П.С.Лейбенгруба,Н.Г.Дайри, П.В.Горы, Д.Н.Никифорова. 2. Школьное историческое образование в современной России: переход к концентрической структуре, введение обязательного минимума содержания по истории в основной и средней школе, утверждение Федерального компонента Государственного стандарта по истории, ЕГЭ по истории, профильные и элективные курсы, новые параллельные и профильные программы и учебники, поиски эффективных путей обучения истории в современных условиях. 3. Понятие о школьном обучении истории: основные факторы процесса обучения, их объективные закономерные связи, эмпирический и теоретический уровни учебного познания истории. Цели школьного обучения истории: дискуссии 90-х годов ХХ в. о целях современного исторического образования в школе, формулировка целей обучения истории в Федеральном компоненте Госстандарта по истории, воспитание историей как формирование ценностей личности школьника, развитие учащихся средствами истории, комплексный характер целей обучения истории. Целевая установка урока истории и методические требования к ней. 4. Содержание школьного обучения истории: линейная и концентрическая структура исторического образования, федеральный, региональный и школьный компоненты содержания, методологические основы построения содержания школьных курсов истории, краткая характеристика содержания и образовательно-воспитательных функций курсов отечественной истории с 6 по 11 класс, модульные (профильные), элективные курсы. Структурные компоненты фактического и теоретического содержания учебного исторического материала, их характеристика. Внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные, хронологические и логические, горизонтальные и вертикальные связи в содержании учебного исторического материала.
Оформление содержания обучения истории в учебных программах и учебниках. Программы по истории в прошлом и настоящем. Учебно-методический комплекс по истории. 5. Познавательные возможности учащихся при обучении истории: возрастной и функциональный аспекты познавательных возможностей, уровни обученности, обучаемости и развития мотивов, познавательный интерес учеников к изучению истории и пути его формирования, подразделение учащихся по уровням обучаемости на сильных, средних и слабых, характеристика каждой из этих групп, диагностика познавательных возможностей учащихся в обучении истории. 6. Средства обучения истории как источники исторического знания и составная часть способов деятельности учителя и учащихся. Новый взгляд на средства обучения истории: рассматривание их как объекта критического и аксиологического анализа учащимися с учетом их субъективного, авторского характера. 7. Печатно-словесные средства обучения истории: подразделение их на группы по образовательной, воспитательной и развивающей функции в учебном процессе, по уровню педагогической обработки. Традиционные и новые подходы к использованию печатно-словесных средств в процессе обучения истории учащимися разных школьных возрастов с разными уровнями развития познавательных возможностей. 8. Учебник истории: структурные компоненты, признаки учебной книги нового поколения, современный учебник и его проблемы, мультимедийные учебники и компьютерные программы. 9. Исторические документы: научная и учебно-методическая классификация документов, их соотношение с другими средствами учебной деятельности учителя и учащихся, традиционные и новые подходы к их применению в учебном процессе. Художественная историческая, научно-популярная, научная, справочная историческая литература, рабочие тетради по истории, пути их использования в учебном процессе. 10. Наглядные средства обучения истории: их группировка по характеру исторического образа и способу демонстрации на уроке, традиционные и новые подходы к их использованию в учебном процессе.
Подлинные вещественные памятники прошлого, их виды, изобразительно-наглядные средства, их виды, условно-графическая наглядность, её виды. 11. Приемы обучения истории. Понятие о приемах как способах деятельности учителя и учащихся с учебным материалом и как составной части содержания обучения истории. Адекватность приемов структурным компонентам учебного исторического материала, целям обучения и познавательным возможностям учащихся. Приемы – категории методики обучения истории. Соотношение понятий «приемы», «умения», «методы». Основные умения школьников при обучении истории. Пути формирования умений по истории. 12. Приемы эмпирического изучения исторических фактов. Приемы устного и наглядного изложения главных исторических фактов и усвоения их в форме близких к действительности исторических образов. Образное и сюжетное повествование, картинное и аналитическое описание, образная характеристика. Приемы изучения в сжатой (лаконичной) форме неглавных фактов: простое сообщение, конспективное повествование. Приемы преобразования фактического материала: составление картинных и кратких информативных планов, самостоятельное рисование образов материальных предметов, людей, местности, схем сражения, составление кадров сюжетного диафильма. Приемы творческой реконструкции главных исторических фактов: персонификация, драматизация, стилизация, воображаемое путешествие, интервьюирование персонажей, ролевая игра. 13. Приемы изучения теоретического материала. Приемы устного и наглядного изложения теоретического учебного материала: объяснение, рассуждение, доказательство, обобщающая характеристика, формирование обобщающих и оценочных выводов. Использование в изложении графических и письменно-графических средств (логических и других схем, таблиц, графиков). Приемы преобразования теоретического материала: самостоятельное составление тезисных и стереотипных планов, сравнительно-обобщающих, конкретизирующих таблиц, логических схем, аналитическая беседа. 14. Проблемное обучение истории. Основные понятия проблемного обучения: учебная проблема, проблемная ситуация, проблемные задания и задачи. Способы создания проблемных ситуаций, типы проблемных заданий и задач по истории. Приемы проблемного обучения: проблемное изложение, постановка проблемного задания или проблемной задачи, эвристическая беседа, рассуждение, исследование, проектная деятельность. 15. Методика формирования понятий в школьных курсах истории. Роль понятий в обучении истории. Классификации исторических понятий по содержанию, по степени обобщенности. Система понятий в школьном обучении истории, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий при обучении истории. Структура понятия, определение (дефиниция) понятий. Приемы и средства формирования понятий, виды словарных познавательных заданий. 16. Методические приемы и средства формирования пространственных заданий. Значение пространственной локализации фактов в обучении истории. Картографическая грамотность учащихся. Виды исторических карт: традиционные и новые. Правила использования исторической карты в обучении истории. Приемы работы с картой: привязка исторических событий и явлений к графическим обозначениям карты, «Оживление» карты наглядными средствами, чтение и составление легенды карты, вычеркивание объектов на контурной карте. Виды познавательных заданий для формирования картографических знаний и умений и их диагностики.
17. Методические приемы и средства формирования хронологических знаний и умений в школьных курсах истории. Роль хронологии в школьном изучении истории. Приемы и средства изучения хронологии: составление ленты и линии времени, календарей событий, хронологических и синхронистических таблиц, увязка датированных событий и явлений в хронологические комплексы и др. Упражнения и познавательные задания для диагностики и развития хронологических знаний и умений школьников. 18. Приемы и средства изучения статистического материала. Роль цифрового материала на уроках истории. Графические средства при изучении статистики: графики, диаграммы, статистические таблицы. Познавательные задания при использовании цифрового материала. 19. Урок истории: типы и формы. Основная форма обучения истории – урок. Различные точки зрения на классификацию уроков. Подразделение уроков на типы в зависимости от сочетания структурных элементов: урок изучения нового исторического знания; урок повторения, систематизации и обобщения исторического знания и познавательных умений; урок контроля и учета исторического знания и познавательных умений; урок решения всех дидактических задач обучения истории (комбинированный). Дополнительная классификация уроков истории по уровню познавательной деятельности учащихся: урок простого воспроизведения; урок простого и преобразующего воспроизведения; проблемный урок. Требования к уроку истории. Структурные компоненты комбинированного урока истории, их краткая характеристика. Формы проведения урока: традиционные (лекции, лабораторные занятия, практикумы, семинары, экскурсии, конференции, кино, видео и телеуроки), нетрадиционные (игровые, дискуссионные, оценочные). Достоинства и недостатки традиционных и нетрадиционных форм уроков. Система уроков по разделу и большой теме школьного курса истории на основе оптимального сочетания всего многообразия форм урока. 20. Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории. Функции проверки знаний и умений учащихся. Требования к проверке знаний и умений. Проблема форм, видов, приемов проверки в методической литературе. Выделение в учебном материале результатов его усвоения в виде формализованных (объективированных) и неформализованных (субъективированных) знаний. Задания для проверки формализованных знаний и элементарных умений (тесты специальных способностей и достижений, тесты интеллекта, задания со свободными ответами).
Задания для проверки неформализованных знаний и сложных познавательных умений (задания с «открытыми ответами»: образные задания, творческие образные задания, логические и проблемные задания, эссе). Критерии оценки заданий с «открытыми ответами». Итоговая аттестация выпускников основной и средней школы по истории. Единый государственный экзамен по истории. 21. Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое планирование системы уроков. Подготовка очередного урока истории. Изучение программы, учебного материала, включение урока в систему уроков путем выявления внутри и межкурсовых связей. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, определение целевой установки урока. Отбор содержания урока и его методическая обработка. Отбор приемов и средств преподавания и учения, планирование познавательной деятельности учащихся на различных уровнях познавательной самостоятельности, формулирование познавательных заданий, Планирование закрепления исторического знания и познавательных умений. Составление домашнего задания. Планирование проверки знаний и познавательных умений. Составление конспекта (развернутого плана) урока. Способы формулирования тем уроков. 22. Технологический подход к уроку истории и конкретные технологии образования (блочное (тематическое) обучение, методика обучения истории по опорным сигналам, имитационные технологии и др.). 23. Результаты школьного обучения истории. Общая характеристика образовательных, воспитательных и развивающих результатов как реализованных целей обучения истории. Комплексный характер результатов, их зависимость от остальных факторов процесса обучения. Критерии определения качества результатов обучения: степень усвоения учениками в образной и образно-эмоциональной форме главных исторических фактов; степень овладения историческими понятиями и мировоззренческими идеями, умением применять теоретическое знание в учебной работе; уровень овладения приемами и умениями познавательной деятельности; степень развития волевых сил, эмоций, познавательных способностей учащихся. 24. Работа учителя над содержанием и методикой преподавания школьных курсов истории. Проверка результатов своей педагогической деятельности. Систематическая работа учителя над углублением своих научно-исторических, методологических и методических знаний, над совершенствованием своего педагогического мастерства. Текущее и перспективное планирование по предмету. Важность систематической записи и обобщения учителем результатов своей работы в течение дня с выявлением причин неуспехов и неудач. Проведение экспериментальных уроков с целью проверки педагогической эффективности отдельных методических приемов и средств обучения, методика проведения педагогических наблюдений и простейшего эксперимента.
25. Внеурочная работа. Роль внеурочных занятий в углублении исторического знания, в развитии познавательных умений и способностей учащихся, в воспитании устойчивого интереса к углубленному изучению исторического прошлого. Связь учебной и внеурочной работы. Содержание, формы, методические приемы и средства внеурочной работы по истории, их изменения в зависимости от возраста, индивидуальных склонностей и интересов учащихся. 26. Кабинет истории. Школьный исторический кабинет, задачи и содержание его работы. Оборудование кабинета обычными техническими и компьютерными средствами обучения, набором видео и мультимедийных пособий, наличие в кабинете библиотеки. Организация в кабинете тематических выставок. Проведение в кабинете учебных занятий. Роль кабинета в подготовке и проведении уроков, развертывании внеурочной работы по истории. 6. Рекомендуемая основная литература а) по истории России: 1. История России в новейшее время. 1945-2001 / под ред. А.Б.Безбородова. – М., 2001. 2. История России. 1917-2004 / Барсенков А.С., Вдовин А.И. – М., 2006. 3. История России. С древнейших времен до начала XXI века: В 2 т. / под ред. A.Н.Сахарова. – Т. 2: С начала XIX века до начала XIX века. – М., 2003. 4. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003. – СПб., 2004. 5. Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. / под ред. Э.М.Щагина, А.В.Лубкова. – М., 2004. 6. История России. 1938-2002: Учебное пособие / А.С.Барсенков, А.В.Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2003. 7. История России: Учебник для вузов / А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.В.Зуев и др. – М.: Высш. шк., 2001. 8. История России: учеб. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н,Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: Изд-во Проспект, 2004. 9. Отечественная история (1917-2001): Учебник / Отв. Ред. И.М.Узнародов. – М.: Гардарика, 2002. 10. Березовая Л.Г. Практикум по истории русской культуры Х-ХХ века: Уч. пособие для студ.вузов. – М., 2002. – 319 с. 11. История России с древнейших времен до наших дней. Уч. пособие / Под ред. Орлова. – М., 2001. 12. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Под ред. Кузьмина. – М., 2004. 13. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. Орлова. – М., 2001. б) дополнительная литература по истории России: 1. Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989. 2. Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума. – М., 1968. 3. Авторханов А. Империя Кремля. – Вильнюс, 1990. 4. Ананьич Б.В., Панелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. - СПб., 2000. 5. Анфилов В.А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. – М.. 1989. 6. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 г. – М., 1988. 7. Бивор Э. Сталинград. – Смоленск, 1999. 8. Богданович А.В. Три последних самодержавца. – М., 1990. 9. Боханов А.Н. Император Николай II. - М., 1998. 10. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1986. 11. Будина О.Р. Город и народные традиции русских. – М., 1989. 12. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. – М., 1990. 13. Валентинов (Вольский). Новая экономическая политика и кризис в партии после смерти Ленина. – М., 1992. 14. Великий князь Александр Александрович (Александр III): - Сб. документов. - М., 2002. 15. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне (о первой мировой войне). – М., 2001. 16. Гордон Л.А., Клопов Э.Р. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. – М., 1989. 17. Гусев К.В. В.М.Чернов: штрихи к политическому портрету. - М., 1999. 18. Зайончиковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 1968. 19. Захарова Л.Г. Великие реформы 1861-1874 гг. в истории Российского государства. - Уфа, 1994. 20. Каменский А. Российская империя в ХVIII веке: традиции и модернизация. – М., 1999. 21. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй пол. ХIХ в. – М., 1974. 22. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России: 1911-1917 гг. – М., 2001. 23. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте - финансист, политик, дипломат. - М., 1998. 24. Корецкий С.И. закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй пол. XVI в. – М., 1970. 25. Костин Б.А. Скоболев. – М., 2000. 26. Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.). - М., 1992. 27. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995. 28. Лурье Ф.М. Нечаев: Созидатель разрушения. – М., 2001. 29. Маннанов М.А. Военные аспекты внешней политики СССР конча 30-х годов: Было ли советское руководство готово к большой войне? Уфа, 2001. 30. Мироненко С.В. Николай I. – М., 1994. 31. Никитина С.К. История российского предпринимательства. - М., 2001. 32. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880 - 1917 гг.). - М.. 2000. 33. Рогалина Н.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. – М., 1989. 34. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-ХIII вв. – М., 1982. 35. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середин XIX – начало XX вв.). - М., 1995. 36. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в ХIХ в. – М., 1990. 37. Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. - М., 1998. 38. Тайный правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. 1866-1895 гг. статьи. Очерки. Воспоминания. - М., 2001. 39. Толмачев Е.П. Александр II и его время. В 2-х кн. - М., 1998. 40. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. – М., 1988. 41. Федеров В.А. Крестьянское движение в Центральной России 1800-1860 гг. – М., 1980. 42. Фроянов И.Л. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. – Л., 1974. 43. Хотулев В.В. Петр Столыпин: (трагедия России). - М., 1998. 44. Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и «Русская Правда». – М., 1965. 45. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия: исследование социально-политической истории времен Ивана Грозного. – М., 1974. 46. Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. - M., 1992. 47. Великая Отечественная война. 1941-1945. военно-исторические очерки. КН. 1-4. – М., 1998, 1999. 48. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Веселовский О.А. Война 1941-1945 гг. Факты и документы. – М., 2001. 49. Война и общество. 1941-45. В 2 кн. – М., 2004. 50. Семиряга М.И. Коллобрационизм. Природа, типология и проявления в годы II мировой войны. – М., 2005. 51. Поляк П.М. Жертва двух диктатур (о советских военнопленных). – М., 2002. 52. Серобязко С.И. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил. – М., 2004. 53. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М, 2001. 54. Старудобов В.П. Супердержавы ХХ века. Стратегическое противоборство. – М., 2001. 55. Емельянов Р.В. Сталин на вершине власти. – М., 2002. 56. Бурлацкий Ф.М. Никита Хрущев и его советники – Красные, черные, белые. – М., 2002. 57. Опепкин Л.А. «Оттепель»: как это было. – М., 1991. 58. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. – Р. На Д., 2002. 59. Дроздов Ю.И., Фиртымев В.И. На пути к возрождению. Ю.Андропов и В.Путин. – М., 2002. 60. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. – М., 2001.
7. Основная литература по теории и методике обучения истории: 1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. – М., 2000. 2. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. – М., 2000. 3. Федеральный компонент государственного стандарта по истории //Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 6,7. 4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. 5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методикам обучения истории в схемах, таблицах, описаниях – М., 1999. В качестве дополнительной литературы можно использовать статьи из журнала «преподавание истории и обществознания», освещающие наиболее важные аспекты методики обучения истории, прежде всего, на теоретическом уровне. 1. Короткова М.В. нетрадиционные формы уроков. 2002, № 7. 2. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности. 2003, № 7. 3. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы. 2004, № 8,9. 4. Стрелова О.Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций. 2005, № 1.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.079 с.) |