Программа итоговой аттестации на 2012 год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа итоговой аттестации на 2012 год



ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА 2012 ГОД

Специальность 032700.00 «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История»

Квалификация «Учитель права и истории»

УФА 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 032700.00 «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История», утвержденным 31 января 2005 года, Положением об Итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.03 №1155.

 

Цели и задачи государственной итоговой аттестации

Задачей итоговой государственной аттестации является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами за весь период обучения и установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В аттестационные испытания выпускников по специальности 032700«Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История» включены междисциплинарный экзамен «Юриспруденция с теорией и методикой обучения праву», экзамен «История России с теорией и методикой обучения истории» и защита выпускной квалификационной работы по специальности «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История».

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 032700 «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История», и «Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений».

Данная программа государственной итоговой аттестации по специальности «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История» разработана для подготовки студентов к сдаче междисциплинарного государственного экзамена и включает вопросы методики преподавания права, вопросы по основным категориям теории государства, права, гражданского права, изучение которых способствует приобретению студентами необходимых знаний и практических навыков.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы.

В качестве одного из аттестационных испытаний выступает защита студентом выпускной квалификационной работы, которая представляет собой вид научного исследования, имеющего квалификационный характер. Общими требованиями к выпускной квалификационной работе являются: актуальность темы, аргументированность выводов, практическая значимость и теоретическая обоснованность исследования.

Результаты экзамена и защиты ВКР оцениваются коллегиально на закрытом заседании аттестационной комиссии.

Решение государственной аттестационной комиссии является окончательным и апелляция по нему не допускается.

Объявление студентам результатов итогового междисциплинарного государственного экзамена и защиты ВКР проводится на открытом заседании итоговой аттестационной комиссии после сдачи аттестационных испытаний. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Программа государственной итоговой аттестации по специальности «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История» включает вопросы междисциплинарного государственного экзамена по трем дисциплинам: «Теория и методика обучения праву», «Теория государства и права», «Гражданское право».

Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты; государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. Государственного образовательного стандарта.

 

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

 

Требования к государственному междисциплинарному экзамену «Юриспруденция с теорией и методикой обучения праву»

Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен может проводиться по отдельным дисциплинам, входящим в циклы общепрофессиональных и предметных дисциплин, или в форме итогового междисциплинарного экзамена.

 

Содержание

Часть 2. Теория государства и права

Тема 3. Понятие и сущность государства. Общество и государство.

Общенациональное и классовое в сущности государства. Социальное назначение государства. Государство как поли­тическая, структурная и территориальная организация об­щества.

Разнообразие теорий (определений) государства. Основные признаки государства. Соотношение общества и государства. Понятие общества. Соотношение гражданс­кого общества и государства.

 

Часть 3. Гражданское право

Тема 5. Юридические лица.

Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридических лиц. Органы юридических лиц: понятие, виды. Наименование юридического лица. Место нахождения юридического лица. Филиалы и представительства.

Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности: фирменное наименование, деловая репутация, товарный знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, реклама, коммерческая и служебная тайна. Виды юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие юридические лица. Организационно-правовая форма юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, унитарные предприятия, учреждения, фонды, общественные и религиозные организации (объединения), объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Возникновение юридических лиц. Порядки создания юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц. Прекращения юридических лиц: реорганизация и ликвидация. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений.

Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как особые субъекты гражданского права. Органы публичной власти, реализующие гражданскую правосубъектность государства и других публично-правовых образований.

Случаи и порядок участия публично-правовых образований в вещных, обязательственных и иных гражданских правоотношениях. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований. Судебный иммунитет государства.

 

Тема 8. Сделки.

Понятие сделок. Субъекты сделок. Объекты сделок. Отличие сделок от других юридических фактов (неправомерных действий, юридического поступка, других юридических актов). Виды сделок. Односторонние и многосторонние сделки (договоры). Понятие договора. Срочные и бессрочные сделки. Условные и безусловные сделки. Возмездные и безвозмездные сделки. Реальные и консенсуальные сделки.

Форма сделок. Правовые последствия несоблюдения установленной формы сделок. Условия действительности сделок. Понятие и виды недействительных сделок. Ничтожные сделки. Оспоримые сделки. Правовые последствия признания сделки недействительной. Сроки исковой давности о применении последствий недействительности сделок. Недействительность части сделки.

 

Тема 9. Представительство.

Понятие представительства. Основания возникновения представительства. Предмет и содержание представительства. Представитель, его отличие от других лиц, выступающих в чужом интересе (коммерческого посредника, конкурсного управляющего, душеприказчика, комиссионера). Виды представительства. Коммерческое представительство.

Понятие доверенности. Форма доверенности. Нотариально удостоверенные доверенности. Виды доверенностей. Срок действия доверенности. Передоверие. Основания и правовые последствия прекращения доверенности.

Тема 14. Общие положения о праве собственности.

Собственность как экономическое отношение. Присвоение и отчуждение, хозяйственное господство над вещью, «благо» и «бремя» как свойства экономических отношений собственности. Экономические формы присвоения материальных благ (формы собственности).

Понятие и содержание права собственности. Правомочия собственника, их содержание и осуществление. Формы и виды права собственности по российскому законодательству. Субъекты права собственности. Приобретение права собственности. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Гражданско-правовой режим бесхозяйных вещей. Понятие и значение приобретательной давности. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору. Прекращение права собственности. Классификация оснований прекращения права собственности и их характеристика.

 

Теория государства и права

1. Алексеев С. С. Теория права. В 3-х т. – М., 1993.

2. Алексеев С. С. Философия права. М., 1997.

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2003.

4. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007.

5. Коваленко И. А. Теория государства и права: вопросы и ответы. – М., 1998.

6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право. – М., 2006.

7. Кузнецов И.А., Михайлов М.В., Хабибулин А.Г. Формирование правовой культуры в период становления гражданского общества в России: монография. – Уфа: БАГСУ, 2005.

8. Лазарев В. В., Липень С. В., Теория государства и права. – М., 2002

9. Лившиц Р. В. Теория права. – М., 2000.

10. Личные неимущественные права граждан: понятие осуществление защита / Малейна М.Н. – М., МЗ Пресс, 2000.

11. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учеб. – М., 2006.

12. Назаренко Г. В. Теория государства и права: Учеб. пособие. – М., 1998.

13. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 1997.

14. Общая теория государства и права: Академический курс. В 3 т. – М., 2005.

15. Сырых В. М. Теория государства и права: Учеб. – М., 1998.

16. Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 2006.

17. Хабибулин А.Г., Михайлов М.В., Кузнецов И.А., Ишкильдина Г.Р. Модернизация правосознания и правовой культуры гражданского общества России: монография. – Уфа, БГПУ, 2007.

18. Теория государства и права: учебник / Под общей ред. Ф.Б. Мухаметшина. – Уфа: ОНиРИО УЮИ МВД РФ, 2005.

19. Хропанюк В. И. Теория государства и права. – М., 2007.

20. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2001.

 

 

Гражданское право

1. Гражданский кодекс Российской Федерации / Коммент. А.М. Эрделевского.- М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2005.- 704 с.- (Кодексы Российской Федерации).

2. Гражданское законодательство. Сборник нормативных актов / Сост. А.П. Сергеев. ч. 1, 2. – М., Проспект, 2000.

3. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- 6-е изд., перераб. и доп. – М., ТК Велби: Проспект Т.1.- 2004.

4. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- 6-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект Т.2.- 2004.

5. Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: БЕК Т.1.- 2003.

6. Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: БЕК Т.2:Полутом 1.- 2003.

7. Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: БЕК Т.2:Полутом 2.- 2003.

8. Гуев А. Н. Гражданское право: в трех томах.- М.: ИНФРА-М.-(Высшее образование) Т.1.- 2004.

9. Гуев А. Н. Гражданское право: в трех томах. - М.: ИНФРА-М.-(Высшее образование) Т.2.- 2004.

10. Гуев А. Н. Гражданское право: в трех томах.- М.: ИНФРА-М.-(Высшее образование) Т.3.- 2003.

11. Авторское и патентное право. – М., приор, 2000.

12. Пиляева В. В. Гражданское право в схемах и определениях.- М., КноРус, 2001.

13. Пиляева В. В. Гражданское право в вопросах и ответах / В.В.Пиляева.- М., КноРус, 2003.

14. Проблемы современного гражданского права. Сборник статей / Отв.ред. Литовкин В.Н. Рахмилович В.А. – М., Городец, 2000.

15. Телюкина М. В. Гражданское право / Отв.ред. Е.А.Суханов.- М., БЕК, 2001.

16. Телюкина М. В. Гражданское право. – М., Бек, 2001.

 

Критерии оценивания.

Уровень качества ответа студента на государственном экзамене определяется каждым членом экзаменационной комиссии по своей дисциплине с использованием следующей системы оценок:

1. Оценка «отлично» предполагает:

- свободное владение основными терминами и понятиями дисциплин;

- грамотное использование научной лексики;

- отличное знание и владение методами и средствами решения учебных задач дисциплин;

- последовательное и логичное изложение материала дисциплин;

- законченные выводы и обобщения по теме вопросов;

- исчерпывающие ответы на вопросы при сдаче экзамена;

- владение дополнительными знаниями по теме.

2. Оценка «хорошо» предполагает:

- знание основных терминов и понятий дисциплин;

- грамотное использование научной лексики;

- хорошее знание и владение методами и средствами решения учебных задач дисциплин;

- последовательное и логичное изложение материала дисциплин;

- умение формулировать некоторые обобщения по теме вопросов;

- достаточно полные ответы на вопросы при сдаче экзамена.

3. Оценка «удовлетворительно» предполагает:

- удовлетворительное знание основных терминов и понятий курса;

- ограниченное использование научной лексики;

- удовлетворительное знание и владение методами и средствами решения учебных задач дисциплин;

- недостаточно последовательное изложение материала курса;

- умение формулировать отдельные выводы и обобщения по теме вопросов.

4. Оценка «неудовлетворительно» предполагает:

- неудовлетворительное знание основных терминов и понятий курса;

- преобладание бытовой лексики;

- неудовлетворительное знание основных терминов и понятий курса;

- отсутствие логики и последовательности в изложении материала курса;

- неумение формулировать отдельные выводы и обобщения по теме вопросов.

Каждый член комиссии выставляет оценки по вопросам своей дисциплины, входящие в билет с учетом вышеперечисленных критериев. Итоговая оценка выставляется в результате совместного обсуждения ответов всеми членами государственной аттестационной комиссии. Основой для итоговой оценки является средняя оценка за все вопросы, входящие в билет. Любые разногласия оценки государственного экзамена трактуются в пользу экзаменующегося.

 

Дисциплины стандарта, на основе которых составлена программа:

Дисциплина 1. Теория и методика обучения праву.

Дисциплина 2. Теория государства и права.

Дисциплина 3. Гражданское право.

Требования к государственному экзамену

«История России с теорией и методикой обучения истории»

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. История России.

Тема 1. Генезис феодальных отношений у восточных славян и проблема образования Древнерусского государства.

Происхождение славян. Прародина славян - основные концепции, теории, гипотезы. Археология, лингвистика, письменные и другие источники о праславянах.

Геополитическая ситуация, природа и их влияние на направление, и характер исторического развития Руси. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Характеристика восточнославянских племен, балтов, угро-финнов, тюрков. Славянская ассимиляция или культурный синтез. Понятие «Русь» в современной исторической науке.

Генезис древнерусской государственности. Современные трактовки «норманского» вопроса. Содержание и особенности политического объединения восточнославянских и финноугорских племен в европейском регионе. Особенности процесса формирования государственности у восточных славян.

Ранняя средневековая монархия: особенности общественно-политического устройства Киевского государства. Принятие христианства. Особенности русского православия. Роль церкви в политической жизни Древнерусского государства.

А) ПО ИСТОРИИ РОССИИ

1. Генезис феодальных отношений у восточных славян и проблема образования Древнерусского государства.

Феодальная раздробленность как закономерный этап развития феодализма. Сравнительная характеристика основных феодальных центров Руси (социально-экономический, политический, историко-культурный аспекты).

Б) ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

1. Учебник истории: его структура, компоненты, современные требования к нему (на примере одного из учебников отечественной истории для 6-го класса).

2. Курс отечественной истории в 6-м классе: требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методические комплексы.

3. Понятие о методах, методических приемах и средствах обучения истории (произвести отбор методических приемов и средств при изучении темы «Русское государство в XVI в.»).

4. Методика работы с историческими терминами и понятиями (на примере темы «Экономическое и политическое развитие России в XVII в.»).

5. Наглядные средства в обучении истории. Дидактические правила и методические приемы применения изобразительных наглядных средств (на примере темы «Культура и быт в XIV-XV вв.», «Культура и быт в XVI в.»).

6. Приемы эмпирического изучения главных исторических фактов на воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом уровнях (на примере темы «Россия в первой четверти XVIII в.).

7. Современные требования к уроку истории. Содержание подготовки учителя к уроку истории (на примере темы «Россия в 1725-1762 гг.»).

8. Курс истории в старших классах и его специфические особенности по сравнению с курсами истории в основной школе. Проблема просвещенного абсолютизма в курсе истории 10-го класса.

9. Проблемное обучение истории. Проблемные задания и задачи при изучении социально-экономического и политического развития России в первой половине XIX в.

10. Методические приемы и средства изучения картографического материала (работа с картой при изучении темы «Отечественная война 1812 г., «Крымская война»).

11. Исторические знания и их компоненты. Факты и теории в школьном обучении истории (на примере темы «Общественное движение 30-50-х годов XIX в.»).

12. Применение исторических документов в обучении истории (на примере темы «Либеральные реформы в России в 60-70-х годах XIX в.).

13. Методические приемы и средства изучения теоретического содержания учебного материала (на примере изучения вопросов экономики в курсе истории России второй половины XIX в. в 8-м классе).

14. Курс отечественной истории в 8-м классе: требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методические комплексы. Основные понятия и умения при изучении общественного движения России 70-80-х годов.

15. Классификация уроков истории. Соотношение типов и форм уроков истории (на примере изучения одной из тем «Культура России в 1-й половине XIX в.», «Культура России во 2-й половине XIX в.).

16. Учебные умения школьников при обучении истории, способы их формирования (проследить, какие учебные умения можно формировать у учащихся 9-го класса при изучении темы «Революция 1905-1907 гг.»).

17. Методические пути и средства интегрирования материала по всеобщей и отечественной истории (на примере тем»Первая мировая война», «Российская империя в Первой мировой войне»).

18. Курс отечественной истории в 9-м классе: требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методические комплексы. Подходы по структурированию материала по событиям 1917-1922 гг. в школьных учебниках истории.

19. Функции проверки знаний и умений учащихся и методика её организации (на примере темы «Преобразования в советской России в 1917-1918 гг.»).

20. Приемы и средства формирования хронологических знаний и умений при обучении истории (на примере «Гражданская война в России: причины, основные этапы, политика участников).

21. Уровни познавательной деятельности учащихся при обучении истории (варианты организации познавательной деятельности учащихся при изучении истории нашей страны в 20-е годы ХХ в.).

22. Приемы работы с текстом учебника (на примере учебника истории России IX класса).

23. Познавательные задания и задачи в обучении истории: роль и методика их применения на уроках истории (на примере темы «СССР в 1920-1930-е годы».

24. Системный подход к изучению национально-регионального компонента по истории (на примере темы: «Индустриализация и коллективизация в ССССР»).

25. Методика организации и проведения познавательных игр, дискуссий и дебатов (возможные варианты проведения дискуссий, дебатов по теме «Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.»).

26. Средства обучения истории как источники исторического знания школьников. Новый взгляд на средства обучения при изучении темы «Великая Отечественная война».

27. Приемы изучения теоретического материала на воспроизводящем и преобразующем уровнях (на примере темы «СССР в 1945-1953 гг.»).

28. Формирование у учащихся критического мышления при обучении истории (на примере темы «СССР в 1953-1964 гг.»).

29. Диагностика знаний и умений учащихся. Тестовые задания по истории (на примере темы «СССР в 1960-1980-е годы).

30. Условно-графические и изобразительные средства изучения фактического и теоретического материала (на примере темы «Внешняя политика СССР в 1946-1985 гг.»).

31. Лабораторно-практические занятия по истории (на примере темы «СССР в 1985-1991 гг.»).

32. Семинарские занятия по истории (методика проведения семинара по теме «Реформирование политической системы в СССР во второй половине 1980-х годов»).

33. Школьное историческое образование в современной России.

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА 2012 ГОД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.13 с.)