Особенности процедуры проведения государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности процедуры проведения государственного экзамена



На государственном экзамене выпускник должен показать уровень своей интеллектуальной подготовки в качестве преподавателя истории в условиях модернизации исторического образования и современных кон­цептуальных новаций в области изучения истории. Государственный экзамен является, междисциплинарным. Он включает во­просы по Истории России и Теории и методике обучения истории.

Вопросы по теории и методике обучения истории в практической части органически связаны с вопросами по отечественной и истории. Студент вначале освещает проблему по отечественной истории на теоретическом уровне (на уровне знаний), а затем по теории и методике обучения истории – на практическом (уровне умений). Первый вопрос относится к отечественной истории, второй – к теории и методике обучения истории.

9. Структура билета, примерный вариант: 1. Развитие русской культуры XII-XVII веков 2. Наглядные средства в обучении истории. Дидактические правила и методические приемы применения изобразительных наглядных средств (на примере темы «Культура и быт в XIV-XV вв.», «Культура и быт в XVI в.».

В качестве примера приводится образец структуры билета. В первой части ответа выпускник раскрывает процесс развития культуры и быта России. Во второй части следует показать, возможные приемы и средства, используемые при изучении исторического материала, по которому сформулирован первый вопрос.

В каждом билете предусмотрены вопросы, позволяющие выявить знания и умения студентов.

В ходе Государственного экзамена студент должен продемонстрировать:

7) знание фактологического и теоретического материала, умение его систематизировать и классифицировать по мере значимости;

8) знание методологических концепций;

9) знание основных источников и литературы по дисциплине, умение их критически оценивать;

10)умение логически выстраивать устный ответ;

11)умение оперировать базовыми понятиями учебного курса;

12)умение выявлять причинно-следственные связи;

7) умение выражать собственное мнение и отстаивать его;

8) умение отражать межпредметные связи со смежными дисциплинами.

9) умение практически применять теоретические знания;

При ответе на первый вопрос билета по истории выпускник должен показать знания:

· имен, трудов и концепций классиков отечественной и зарубежной историографии;

· об основных источниках, по которым изучается российская история; о ли­тературе (включая и наиболее заметные художественные произведения), освещающей ход российской и всемирной истории; об основных факторах, влиявших на ход и содержание исторического процесса;

· об основных деятелях российской и всемирной истории и их вкладе в историю Рос­сийского государства;

· об основных этапах, датах и событиях российской истории; об оценках тех или иных событий, данных видными учеными-историками, политическими и общественными деятелями;

· об исторической географии России стран;

· о месте России во всемирно-историческом процессе в свете теорий об­щественно-экономических формаций и цивилизаций.

Выпускник должен проявить умения:

· работать с историческими источниками и литературой;

· работать с историческими картами;

· выявлять причинно-следственные связи тех или иных исторических событий;

· объективно анализировать и оценивать деятельность персонажей россий­ской и всеобщей истории;

· критически оценивать труды и высказывания ученых-историков;

· формировать собственное мнение и отстаивать его;

· отбирать и систематизировать исторический материал, необходимый для подтверждения собственных концепций;

· ориентироваться в потоке современной литературы по проблемам россий­ской и всеобщей истории.

При подготовке ответа на второй вопрос билета выпускник должен показать знания: ´

– о дореволюционном и советском опыте преподавания истории;

– о видных советских методистах-историках (А.И.Стражеве, Д.Н.Никифорове, А.А.Вагине, П.С.Лейбенгрубе, Н.Г.Дайри, П.В.Горе, Ф.П.Коровкине), их вкладе в методику обучения истории;

– об основных факторах процесса обучения истории, их взаимосвязях;

– о теоретическом и эмпирическом уровнях изучения исторического материала;

– о целях изучения истории в современной школе;

– об обязательном минимуме содержания исторического образования (Государственном стандарте), структуре и содержании Примерной программы по истории;

– об основных требованиях к уровню исторической подготовки учащихся применительно к I и II концентрам;

– о структуре школьного исторического образования в I и II концентрах, включая федеральный региональный школьный компонент;

– о структуре исторических знаний;

– о познавательных возможностях учащихся (обученность, обучаемость, интерес)

– об уровнях познавательной самостоятельности учащихся: воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом;

– о словесно-печатных средствах обучения истории: учебник, документ, художественная литература, справочная литература, периодическая печать;

– о традиционных и нетрадиционных подходах к их использованию в учебном процессе;

– о структурных компонентах школьного учебника;

– о наглядных средствах обучения истории: предметной, изобразительной и условно-графической наглядности;

– о традиционных и нетрадиционных подходах к их использованию в учебном процессе;

– о приемах, умениях, их соотношении с методами обучения;

– о приемах изучения фактического и теоретического материала (традиционных и нетрадиционных);

– об уроке истории, структурных компонентах урока истории и обществознания;

– о типах, формах (видах) урока истории и обществознания (традиционных и нетрадиционных формах);

– о технологическом подходе к уроку истории и обществознании;

– о диагностике знаний и умений школьников;

– о современном кабинете истории и обществознании;

– о профильных и элективных курсах по истории.

Выпускник должен проявить умения:

– свободно ориентироваться в обязательном минимуме (Государственном стандарте), Примерной и авторских программах, требованиях к уровню подготовки учащихся;

– ориентироваться в современных учебниках истории;

– производить отбор наиболее оптимальных учебников истории и обществознания;

– разрабатывать тематическое планирование по целым историческим курсам, по большим темам с учетом обязательного минимума, примерной программы;

– осуществлять структурно-функциональный анализ содержания учебного исторического материала;

– формулировать целевую установку урока;

– определять место урока в системе уроков с учетом связей: хронологических и логических; горизонтальных и вертикальных; внутрикурсовых и межкурсовых;

– отбирать наиболее целесообразные приемы и средства обучения (преподавания и учебной работы учащихся);

– планировать работу учащихся на трех уровнях познавательной самостоятельности учащихся;

– конструировать урок различных типов: комбинированный, изучения нового материала, повторительно-обобщающий, контрольно-зачетный, применяя как традиционные, так и нетрадиционные формы;

– овладеть частными технологиями при обучении истории: блочная, игровая, дискуссионно-проектная, дебаты;

– разрабатывать технологическую карту урока истории;

– осуществлять диагностику знаний и умений учащихся (тесты, как закрытые, так и открытые, стандартные и нестандартные задания и задачи, образные задания и т.д.);

– организовывать внеурочную работу по истории и обществознанию;

– обобщать и анализировать как собственный опыт работы, так и опыт работы других учителей истории и обществознания.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

А) ПО ИСТОРИИ РОССИИ

1. Генезис феодальных отношений у восточных славян и проблема образования Древнерусского государства.

Феодальная раздробленность как закономерный этап развития феодализма. Сравнительная характеристика основных феодальных центров Руси (социально-экономический, политический, историко-культурный аспекты).

Русское централизованное государство в XV-XVI вв. (особенности, этапы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.01 с.)