Тематика семинарских занятий по «Методике обучения истории» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика семинарских занятий по «Методике обучения истории»



Тематика семинарских занятий по «Методике обучения истории»

Курс II полугодие (40 час.)

Дата Тема
    Анализ государственного стандарта общего образования по истории 2004г и 2010г. и базисного учебного плана.
    Анализ школьных программ по истории.
    Анализ школьных учебников по истории.
    Факты и даты на уроке истории. Их основные приемы изучения.
    Понятия и основные методические условия их формирования.
    Классификации педагогической технологии. Характеристика развивающего и модульного обучения.
    Характеристика проектного обучения и критического мышления.
    Кейс-стади и ИКТ как педагогические технологии.
    Урок истории - основная форма обучения истории. Формулирование темы и цели урока.
    Типы уроков и их классификация Составление конспектов урока.
    Анализ и самоанализ урока истории
    Методы и приёмы обучения истории
    Изучение источников и литературы на уроках истории
    Работа с учебником и со справочной литературой по истории.
    Наглядность на уроках истории.
    Методика работы с картографическими пособиями на уроках истории
    Использование игровых технологий на уроках истории в школе
    Организация и проведение дискуссий и дебатов на уроках истории (тема на выбор студентов)
    Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории.
    Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации. Рефлексия на уроках истории

 

 

СЕМИНАР № 1.Анализ государственного стандарта общего образования по истории 2004г и 2010г. и базисного учебного плана

Цель: раскрыть сущность современных подходов к отбору содержания школьного исторического образования при анализегосударственных стандартов общего образования, определить взаимосвязь между компонентом «содержание исторического образования» и процессом обучения истории в средней школе, показать место регионального компонента в структуре содержания школьного исторического образования.

Основные понятия: государственный и региональный образовательный стандарт по истории, базисный учебный план и его компоненты, концентрическая и линейная структура школьного образования.

Вопросы:

1.Федеральный компонент государственного стандарта: общие положения концепции, структура компонентов стандартов общего образования.

2. Региональный компонент стандарта общего образования.

3. Стандарты второго поколения.

4. Анализ и сравнение содержания стандартов общего образования 2004г. И 2010 г., их отличия от обязательного минимума содержания образовательных программ основной образовательной школы.

5. Базисный учебный план 2004 и 2010гг..

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Государственный стандарт общего образования по истории 2004г.

Государственный стандарт общего образования по истории 2010г

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М, «Просвещение»2011.

Баранов П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 21-26

Баранов П. А. К вопросу о стандартах школьного исторического образования // Современные подходы в преподавании истории: Материалы семинара. – СПб., 1996.

Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 13-21.

Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. – 1999. – № 8

Историческое образование в современной школе: Альманах. Изучение региональной истории в школе. – Вып. 3. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2004. – 120 с.

Кузнецова Ф.С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 5. – С. 52-56; № 6. – с. 46-50

 

СЕМИНАР № 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ

Цель: раскрыть основные структурные компоненты программ по истории, охарактеризовать и проанализировать примерные, авторские и рабочие программы по истории.

Основные понятия: учебно-методические комплексы, учебная программа: примерная, авторская, рабочая, структурный анализ учебного материала, тематическое планирование курсов истории.

Вопросы:

  1. Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования.
  2. Основные структурные компоненты программ по истории.
  3. Примерная программа, авторские программы и рабочие программы по истории.
  4. Комплексный анализ программы по истории (на конкретном примере).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., А.Ю. Морозов История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М, «Просвещение»2011.

История России: Программа учебного курса для старших классов. – М., 1997.

Комплект программ по истории с древнейших времён до наших дней. III – XI Кл. – М., 1998.

Программа учебного курса по отечественной истории для старших классов / Сост. Гевуркова Е. А., Егорова В. И., Колосков А. Г., Ларина Л. И. // Преподавание истории в школе. – 1996. - № 1–2.

Программы для классов с компенсирующей формой обучения / Сост. Элиасберг Н. И., Юдовская А. Я., Андреевская Т. П., Майков А. Н. // Преподавание истории в школе. – 1997. - № 1–2.

Программы для общеобразовательных учреждений. История. – М., 1997.

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5–11 классы. – М., «Просвещение», 2003.

СЕМИНАР № 3. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ

Цель: анализ структуры, принципов построения и основных компонентов учебников, выявления роли и значения учебников и учебных пособий для школьной практики, а также обучение научно-методическому анализу учебника.

Основные понятия: учебно-методические комплексы, учебники истории нового поколения.

Вопросы:

1. Основные компоненты учебников, их характеристика. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебни­ков истории и их виды.

2. Понятие «учебники истории нового поколения». Характеристика полных линий учебников истории.

3. Виды заданий по учебнику в разных возрастных группах.

4. Анализ учебников.

Письменный, сравнительный анализ учебников по истории по предложенной схеме

Таблица

Сравнительная характеристика учебных пособий

Название Авторский коллектив Структура Основной текстовый материал Дополнительный текстовый материал Пояснительный текстовый материал Примечание
             
             

Основная литература

1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 8-9.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика пре­подавания истории. - М., 2003. - С.175-189.

3. Демчик Е.В. Школьные учебники с точки зрения препода­вателя вуза //Преподавание истории в школе. - 2002. - № 10.

4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по мето­дике преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.20-26.

5. Учебники по истории, обществоведению, экономике и праву на 2007/08 уч. год //Преподавание истории и обществознания в школе.-2007 - № 3.

6. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографическое явление //Преподавание истории в школе. - 2007. - № 7.

Дополнительная литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподава­ния истории в школе. - М., 1999. - С.71-79.

2. Захваткина И.З. Учебное пособие: источник информа­ции или информация для размышления? //Преподавание исто­рии в школе. - 2003. - № 5.

3. Исакова И.А., Кузьмин Ю.М. Учебники 90-х: оценку Дает практика // Преподавание истории и обществознания в школе.-2001. - №4.

4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999. - С.69-73.

5. Левинтов Н.Г. О новом поколении учебников по но­вой и новейшей истории // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8.

6. Миницкий Н.И. К созданию учебно-методических комплексов по истории.//

Преподавание истории в школе. - 2005. - № 5.

7. Шевырев А.П. Учебник по истории: каким ему быть? // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 5.

СЕМИНАР № 4. ФАКТЫ И ДАТЫ НА УРОКЕ ИСТОРИИ. ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Цель: - усвоение наиболее эффективных приемов и средств, которые используются для изучения фактического материала.

- осознание специфики приемов изучения хронологии, рассмотрение наиболее употребляемых в школьной практике приемов, их роли в обучении истории.

Основные понятия: факт, дата, хронология

Вопросы:

I. Работа с фактами

1. Факт, их классификация.

2. Сущность эмпирического изучения фактического мате­риала.

3. Общая характеристика образно-эмоциональных приемов.

4. Примеры приемов. Каждый студент демонстрирует пример изложения исторического факта, используя прием и средства (наглядные пособия, документы, отрывки из художественной литературы и т.д.), соответствующие его содержанию и целям изучения. Каждый студент получает индивидуальное задание.

II. Работа с датами

1. Хронология, ее цель и задачи.

2. Приемы и средства изучения хронологии.

3. Задания и игры по выработке хронологических умений учащихся. Тесты по хронологии.

4. Выполнение практического задания (дается преподава­телем).

Основная литература

1. Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления //Преподавание истории в школе. – 2004.- N 1.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика пре­подавания истории. - М., 2003. - С.134, 213-22,.256-266.

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по мето­дике преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.38-52, 91-95.

4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и обучения истории: В 2 ч. - М., 2002. - 4.1. - С.205-221.

5. СтуденикинМ.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000. - C.117-131.

6. Серкин А.В. К проблеме интерпритации фактов на уроках истории //Преподавание истории в школе. – 2003.- N 10.

7. Юргасов М.К. Хронологические карты - новый тип ди­дактического материала по истории // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 5.

Дополнительная литература

1. КоротковаМ.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999. - С.99-106, 120-123.

2. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб­ное пособие для студентов педагогических институтов. - М., 1986.-С. 74-81, 82-87, 123-127.

3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1969. - С.329-336.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомен­дации учителю истории: Основы профессионального мастер­ства. - М., 2000.- С.30-37.

5. Годер Г.И. Преподавание истории в V классе. - М., 1998. - С.73-84.

6. ГораП.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988. - С.98-109.

7. Линко Г.М. Работа с хронологией в школе Пособие для учителя. - Л., 1960.

 

Литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2011г. «Просвещение».

Гилева Е. А. Метод проекта - эффективный способ повышения качества образования // Школа. 2001. № 2.

Ильин Г. Проблема различия обучения и образования: (На примере контекстного обучения и проективного образования) // Alma mater. 2001. № 5.

Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн, 2001.

Орлова Л. В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы: учеб.-метод. пособие. Мн., 2002.

Хромова А. А. В режиме самооценки: (Об обучении школьников с применением метода проектов) // Учитель. 2001. № 3.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе
http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер
http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии
http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения
http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка

 

Вопросы

    1. Конкретная ситуация (или кейс). Типы конкретных ситуаций. Структура кейса.
    2. Технология работы с кейсом в учебном процессе.
    3. Этапы проведения занятия.
    4. Мультимедиа – технологии и информационная технология обучения.Цифровой образовательный ресурс.
    5. Возможности применения Интернет-ресурсов и объектов ЦОРна уроках истории.
    6. Положительные стороны применения ИКТ Проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
    7. Учебная презентация.

Литература
1. Обучение менеджменту (конкретные ситуации). Сост. Ширяева И.В., Разина Е.М. — М.: Школа бизнеса МГУ, 1995.
2. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления // Менеджмент, 1995, № 1, с.8 - 11 Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методическое рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н.,Олегов Ю.Г, Фоламьев А.Н.,- М: Изд-во РАГС, 1997г./
3. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации. Кн. 1,2 -М: ГУУ, 1998г.

4. С.А.Мухина, А.А.Соловьева. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.

5. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

6. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 202. – 286 с.

7. Хью МакЛин, И.Кузнецова, Т.Никулина, А.Поздняков, А.Зоткин. Кейс-стади в образовании. Сборник материалов для создания кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И.Кузнецовой.

 

 

Литература

Актуальные вопросы методики обучение истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. – М.,1984. – С. 226-239.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

Вагин А.А. Методика обучения истории. – М., 1972. – С. 152-170.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.,1999. – С. 89-106.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – С. 170-131.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. – М.: Владос, 2002. – С. 137-146.

Дайри Н.Г. Приёмы текущей проверки знаний учащихся по истории. - М., 1958.

Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960.

Дмитриев В.А. Тесты и учебная деятельность школьников // ПИШ – 2000. - № 8.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. – С.137-141.

Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VI – X классах. – М., 1987.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Ф.П. Коровкин. – М., 1978. – Ч.1. – С. 183-193.

Методика обучения истории в школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Н.Г.Дайри. – М., 1978. – Ч.2. – С. 112-119.

Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед.ин.-тов по спец. 2108 «История» / С.А.Ежова, А.В.Дружкова и др. – М.,1986. – С. 236-244.

Пасман Т.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе. – 1996. - № 7.

Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 6.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М.: Владос, 2002. – С. 221-243.

Яковлев Н.И., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – 1998. - № 6.

 

 

Семинар 11. А нализ и самоанализ урока истории

Цель: рассмотреть современные требования к анализу и самоанализу в профессиональной деятельности учителя истории.

Основные понятия: а нализ и самоанализ урока

Вопросы:
1. Формы анализа урока истории.

А) краткий

Б) структурный

В) системный

Г) полный

Д) комбинированный

Е) психологический

Ж) дидактический

З) аспектный

2. Факторы, определяющие самоанализ профессиональной деятельности учителя истории.

3. Практическое задание: проанализировать урок истории.

Литература.

1. Стражев А. И. Методика преподавания истории.— М., 1969

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. — М.: Русское слово,2006г.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М.: Просвещение, 1999.

 

 

Литература

1. Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 5. – С. 16-23.

2. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов: Комплект-пакет документов. – М., 1993.

3. История СССР в документах и иллюстрациях (1917 – 1980). Хрестоматия для учителя. Сост. В.И.Виноградов. М.: Просвещение, 1980.

4. Иоффе А.Н. Использование источников для ознакомления школьников с политической мыслью прошлого // Обществознание в школе – 1998. – № 4.

5. Клокова Г., Розенталь И. Россия, 1917 год: Комплект-пакет документов. – М., 1993.

6. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. – С. 124-132.

7. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Народное образование. – 2001. - № 1.

8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 131-142.

9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. – М., 2002. – С. 98-124.

10. Харламова Е.В., Ильина Т.И. Работа с источниками на уроках истории // ПИ и ОШ. – 2003. – №1. – С.71-72.

11. Храпченкова З.М. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе.- 1986.- № 1.

 

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучение истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. – М.,1984. – С. 226-239.

2. Алексашкина Л.Н. школьные учебники истории: тенденции и перспективы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10.

3. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 8,9.

4. Бадретдинова М.М. Художественные произведения на уроках истории: о межпредметных связях и литературе как историческом источнике// Третьи международные Измайловские чтения. Ч.2.- Оренбург: изд-во ОГПУ. 2003.

 

5. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. – М., 2002.

6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. – М.,1968. – С. 365-412.

7. В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2006. №6

8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М., 1999.

9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.,1999. – С. 89-106.

10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М., 2000. – С. 147-153.

11. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России. – М., 1997, 2002 (раздел 3).

12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебники истории – «хорошие» и «правильные» //История. 2001. № 36.

13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. – М., 2003.

14. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. – М., 1988. – С. 190-202.

15. Гранина Л.В., Фукс А.Н., Шор Б.М. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. – М., 1987.

Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. – М., 1978.

Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9

Историческое образование в современной школе: Альманах. – М.: «Русское слово», 2004. Вып. 1.

Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы// Под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ. 2002

Кинкулькин А.Т. Об учебниках истории Отечества в ХХ веке – нынешних и будущих //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№ 10.

Короткова М.В., Студеникин.М.Т. Методика обучения истории. – М.: Владос, 1999. – С. 137-142.

Методика обучения истории в школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Н.Г.Дайри. – М., 1978. – Ч.2. – С. 95-112.

Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед.ин.-тов по спец. 2108 «История» / С.А.Ежова. – М.,1986. – С. 217-236.

Новиков М.В., Перфилова Т.Е. Новые учебники по истории: рекомендации международного сообщества профессионалов// Преподавание истории в школе. 2001. № 5.

Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М.,1989.

Прохорова Г.А. Обучение приемам составления планов по тексту учебника (VII класс) //Преподавание истории в школе, 1975, № 4.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М.: Владос, 2002. – С. 124-144.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – С. 151-163.

Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников //Преподавание истории в школе. 1999. № 6.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

 

Литература

12. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968.

13. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. -–М., 1985. – С.87-127.

14. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971.

15. Иванова Н.А. Особенности построения зрительного ряда для уроков истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2000. - № 4. – С.31-36.

16. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., 2000.

17. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах и описаниях. – М., 1999. – С.111-116

18. Методика обучения истории в средней школе. Ч.1. / Ф.П. Коровкин. – М., 1978. – С.117-123.

19. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. – М., 1978.

20. Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории. – М., 1978.

21. Стрелова О.Ю. Новая жизнь школьных иллюстраций // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. -№ 1.

22. Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 144с.

23. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

24. Средства наглядности по истории России и мировых цивилизаций. – М., 1997.

25. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 1984.

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М., 1984. – С. 116-120.

2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М., 1991.

  1. Вагин А.А. Методика преподавания в средней школе. - М., 1968. - С.217-234.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастер­ства. - М., 2000. - С.38-48.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика пре­подавания истории. - М., 2003. - С.266-276.
  4. Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – N 4.
  5. Воронкина Е.А. Использование контурных карт для организации контроля знаний //Преподавание истории в школе. – 2004. – N 8.

8. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. – М., 1985. – С. 49-84.

9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988. – С. 98-115.

10. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону, 1997.

11. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV – VIII классы). М., 1978.

12. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов / Г.А. Леонтьева. – М., 1994. – С. 232-244.

13. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах и описаниях. – М., 1999. – С.116-120.

14. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., 2000.

  1. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по мето­дике преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.94-99.
  2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999. - С.116-119.
  3. Киршнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
  4. Коваль Т.В. Начало правления Александра П (уроки в Х классе, базовый уровень)// Преподавание истории в школе. 2007. № 2
  5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М. 2000.
  6. Кузьмина И.А. Самостоятельная работа школьников по изучению общественных дисциплин (история и современность).//Преподавание истории в школе. 2001. №7
  7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1975.
  8. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
  9. Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилет­ней школе: Пособие для учителей. - М., 1962.
  10. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся. – М., 1982
  11. Мандель Б.Р. Сложные игры: принципы и способы построения // Школьные технологии. 2006. № 1.
  12. Мостяева Л.В. Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ // Преподавание истории в школе.-2006. №7.
  13. Методика преподавания истории в средней школе / Пособие для студентов пед. ин-тов / С.А. Ежова. – М., 1986. – С. 86-89.
  14. Полторак Д.И. и др. Методика использования средств обучения в преподавании истории. М. 1978.

29. Работа с картой на уроках истории / Сост. Г.И. Самсонова. - Якутск, 1981.

  1. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.103-117.
  2. Стрелова О.Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 7
  3. Фатке Вагнер. Работа с картой // ПИШ. – 1992. - № 3.

 

Литература

Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998. С. 47.

Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С.23.

Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 38.

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996

 

 

Семинар 18.Организация и проведение дискуссий и дебатов на уроках истории (тема на выбор студентов)

Цель: описать характерные черты учебной дискуссии и дебатов и их возможности на уроках истории

Основные понятия: дискуссии и дебаты

Вопросы:

4. Типы и формы дискуссий. Характерные черты учебной дискуссии.

5. Методические подходы к проведению дискуссий.

6. Дебаты. Формы дебатов.

7. Этапы дебатов.

8. Использование дебатов в образовательном процессе.

9. Дискуссии и дебаты: прием, метод или технология?

Разработка сценарного плана диспута или дискуссии или дебатов

Литература

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

Гончарова А.И. Диспут на уроке // Преподавание истории в школе. – 1991. – № 5
Старобинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории СССР в 8 классе // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 1

Дебаты: Учебно-методический комплект»/Т.В.Светенко

Е.К.Калинкина «Дебаты на уроках истории»,

О.Л.Петренко «Задания по истории России для учащихся 10-11 классов/ -М.:Изд-во «Бонфи», 2001.

А.Т.Степанищев Методика преподавания и изучения истории. В 2-х ч.. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М., 2002.

Е.Н.Титова, Л.М. Андриянкина «Движение и восстание декабристов: урок-игра «Дебаты»// «Преподавание истории и обществознания в школе», 2009, №3.

Семинар 19.Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории.

Цель: определить задачи, функции и основные методы диагностики результатов обучения истории; определить место ГИА и ЕГЭ в структуре педагогической диагностики.

Основные понятия: педагогическая диагностика, контроль, тестирование, ЕГЭ, усвоение знаний, критерии учебной подготовки, обученность и обучаемость, образованность, рейтинговая оценка.

 

Вопросы:
1. Функции и виды диагностики.
2. Проблема диагностики и оценки уровня подготовки учащихся в свете современных подходов к целям школьного исторического образования.
3. Традиционные и нетрадиционные формы контроля и самоконтроля в обучении истории.

4.Тесты в обучении истории.

5. Общая характеристика заданий с «открытыми ответами».

6. Типы познавательных заданий и критерии их проверки.

7. Организация и проведение ГИА и ЕГЭ.

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М., 1984. – с. 252-266

2. Вагин А.А. Методика обучения истории. – М., 1972. – с. 152-170.

3. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №4

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 2003. – С. 55-70.

5. Дайри Н.Г. Приёмы текущей проверки знаний учащихся по истории. – М., 1958

6. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003.

8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994.

9. Настольная книга учителя истории. – М.: Эксмо, 2006.

10. Пасман Г.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе. – 1996. – №7

11. Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков //Преподавание истории в школе. – 1998. – №6

12. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

13. Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории. – М., 1984. – С.145-168.

2. Бекмурзаева С.А. Путешествие во времени: от древней Хазарии до Золотой Орды // Преподавание истории в школе. – 2005.- № 10. – С.38-45.

3. Виноградов В.Ф. Пути повышения эффективности урока на основе реализации межпредметных связей // Преподавание истории в школе. – 1988.- № 5. – С.43-46.

4. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории. – М., 1990.

5. Зверев И.Д., Максимова В.А. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981.

6. Карпова Н.А. Интегрированные уроки истории и культуры // Преподавание истории в школе. – 2004. - №5. – С.64-65.

7. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М., 1981.

8. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. – М., 1981.

9. Максимова В.А. Межпредметные связи в процессе обучения. – М., 1988.

10. Меделяев В.Н. Уроки интегративного типа // Преподавание истории в школе. – 1991.- № 4. – С.147-148.

11. Межпредметные связи в преподавании истории в 9-10 классах. – М., 1977.

12. Методика преподавания истории в средней школе. / Ежова С.А. - М., 1986. – С.113-121.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

14. Скальская А.А. Интеграция в изучении истории и социально-гуманиарных дисциплин в средней общеобразовательной школе: Учебно-методические материалы. - Стерлитамак, 2003.

 

 

Тематика семинарских занятий по «Методике обучения истории»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.213 с.)