Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое обоснование понятия профессионально важных качеств учителя истории

Поиск

Введение

Актуальность исследования. Процесс становления профессионализма учителя истории является длительным и требует систематической работы по повышению дидактической компетентности. На протяжении всей своей профессиональной карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать свой методический почерк и решать образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами учебного предмета «история».

В профессионализме учителя можно выделить два компонента: объективный и субъективный. К объективному компоненту относятся исторические, психологические, педагогические и дидактические знания, отражающие систему ориентиров профессиональной деятельности, а также владение основными видами педагогической деятельности, проявляющееся в педагогических способностях как формах педагогической активности. К основным видам педагогической деятельности, обеспечивающим эффективное управление образовательным процессом на уровне учебного предмета, относятся гносеологическая, проектировочная, конструкторская, контрольно-оценочная, коммуникативная, ценностно-ориентационная и рефлексивная.

Гуманная педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, авторизация педагогического опыта, уровень педагогической культуры определяют профессиональное поведение учителя, придают ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только как соответствующее профессиональной этике, но и по таким показателям, как концептуальность, индивидуальность, креативность, культурность.

Развитие профессионального поведения учителя является длительным процессом и проходит несколько этапов. Его основы закладываются еще при выборе профессии в условиях школы. Этот уровень профессионального поведения можно обозначить как наивно-профессиональный. В условиях педагогической семьи или под влиянием любимого учителя и школы закладывается будущий образ профессионала, который можно обозначить как «педагогический идеал». Результатом этого этапа является выбор профессии учителя. На этапе вузовской подготовки закладываются основы готовности к профессиональной деятельности, на базе которой формируется репродуктивное профессиональное поведение и осознается индивидуальный стиль педагогической деятельности; обеспечивается профессиональная адаптация педагога. Следующим этапом развития профессионального поведения является профессиональное становление и развитие индивидуального стиля в условиях самостоятельной педагогической деятельности. Этот уровень профессионального поведения можно обозначить как индивидуально-педагогический. И завершающим этапом в становлении профессионального поведения является личностно-психологический уровень, который отражает универсальную способность педагога выполнять все функции оптимально, успешно и удовлетворять потребность в личностном развитии.

С позиций педагогической культуры профессиональное поведение учителей с высшим уровнем педагогической культуры отличается устойчивостью и теоретической обоснованностью собственной педагогической позиции, системностью педагогической деятельности, умением творчески решать образовательные проблемы, гибкостью и вариативностью принимаемых в различных ситуациях решений. И, наоборот, профессиональное поведение учителей, для которых характерен «массовый» уровень педагогической культуры, отличается неустойчивостью, несформированностью собственной педагогической позиции и педагогического стиля, бессистемностью, непоследовательностью, неумением творчески разрешать педагогические проблемы. Можно заключить, что профессиональное поведение учителя – это форма практического существования его индивидуальной педагогической культуры.

С этой точки зрения учитель, обладающий высшим уровнем развития педагогической культуры, в профессиональном поведении проявляет следующие качества: принимает ученика как субъекта учения и видит перспективы его развития; выявляет причины поведения детей; принимает педагогически обоснованные решения и решает стратегические педагогические задачи; организует учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся; самостоятельно разрабатывает программы образования; работает в инновационном режиме; демонстрирует образцы поведения культурного человека. Этот уровень профессионального поведения следует определить как личностно-профессиональный.

Высокий уровень профессионального поведения характеризуется необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, педагогическими способностями, творческим поиском путей решения новых педагогических задач, устойчивой потребностью в профессиональном росте, обеспечением хороших результатов в общении и воспитании большинства учащихся.

Степень изученности проблемы. Закономерности и факторы становления личности педагога обоснованы в психологии и акмеологии (Н.А. Аминов, Д.Б. Богоявленская, И.А. Зимняя, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, В.А. Левин, А.К. Маркова, Е.Б. Перелыгина, А.В. Хуторской и др.). Отдельные аспекты проблемы исследованы в теории и методике педагогического образования (В.А. Кан-Калик, В.А. Сластёнин, Ю.П. Сокольников и др.).

Исследования Н.М. Зверевой, Е.А. Климова, О.Г. Красношлыковой, М.И. Лукьяновой, В.А. Метаевой, И.В. Просвирниной, Е.Д. Тенютиной, В.А. Толочек посвящены развитию профессиональной компетентности учителя. И.В. Ирхина, И.Е. Малова научно обосновали вопросы развития дидактической системы учителя в профессиональной деятельности в процессе непрерывной методической подготовки.

В методике обучения истории исследуемая проблема являлась предметом пристального внимания известных методистов: Е.Е. Вяземского, П.А. Баранова, А.Т. Степанищева, М.Т. Студеникина, В.В. Шогана.

Вопрос становления профессионального портрета учителя истории обсуждался на страницах журнала «Преподавание истории и обществознания в школе». Для данной работы особый интерес представляет статья известного методиста П.А. Баранова «О модели профессиональной компетентности учителя истории». Автор не только представил структурные компоненты профессиональной компетентности учителя истории, а также наметил перспективы для дальнейшего изучения проблемы.

В статье Н.П. Овчинниковой «Профессиональный портрет учителя истории: теоретический и практический аспекты» характеризуются профессиональные качества учителя истории.

Как показал анализ литературы, проблема изучения профессионально важных качеств современного учителя истории привлекала к себе пристальное внимание педагогов и методистов. В данной курсовой работе делается попытка теоретического представления и практического изучения профессиональных качеств современного учителя истории.

Объект исследования – профессиональная деятельность современного учителя истории.

Предмет исследования – формирование профессионально важных качеств учителя истории.

Цель курсовой работы: изучение профессионально важных качеств учителя истории.

Задачи работы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Изучение специфики преподавательской деятельности учителя истории;

3. Исследование профессионально важных качеств учителя истории;

4. Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории.

5. Гипотеза исследования: мы полагаем, что профессионально важные качества должны формироваться в соответствии с профессиограммой.

Новизна исследования заключается в разработке профессиограммы профессии учитель истории.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Описание профессии

Образование – это индустрия, направленная в будущее. Школа как социальный институт всегда отражает состояние общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Общая характеристика профессии.

История – драгоценное достояние человечества, величайшая и ни чем не заменимая лаборатория познания общественного развития. Чтобы уверенно прокладывать людям путь в будущее, необходимо хорошо знать основные этапы и закономерности развития человеческого общества. Задача учителя истории – ознакомить школьников с прошлым человечества. Учитель способствует формированию у учащихся научных взглядов на процессы общественного развития, историю общества и культуры, понимания общих закономерностей историко-культурного процесса и своеобразия исторического пути народов. Воспитывает интерес к изучению прошлого и настоящего человечества.

В меняющемся мире профессия учителя истории приобретает новый статус. Преподавать историю в средней школе стало насколько сложно, настолько же и интересно. Важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Преподавание истории в условиях введения государственного образовательного стандарта вызывает ряд спорных вопросов, заставляет учителя работать над повышением своего профессионального уровня. Можно сказать, что в меняющемся мире профессия учителя истории динамична. Дискуссия о том, чему учит история, не ослабевает, а усиливается в условиях перехода общеобразовательных учреждений на новые государственные образовательные стандарты. В последние годы наблюдается тенденция восстановления баланса двух основных сторон образования – обучения и воспитания. Воспитательная функция истории поставлена авторами образовательного стандарта 2004 года на первую, главную позицию. 30 лет назад никто не помышлял о выборе учебника, о разных точках зрения на проблемные вопросы в преподавании истории. Задача модернизации школьного исторического образования предполагает разработку и использование вариативных учебников, предлагающих свои подходы к изложению учебного материала. Изучение истории может и должно помочь в решении еще одной практически значимой задачи. Речь идет о формировании умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.

Учитель истории особенно остро испытывает на себе все катаклизмы меняющегося мира. Его задача – постараться мыслить достойно, ибо в этом – основа нравственности.

 

Заключение

 

Модернизация системы школьного образования, связанная с переориентацией содержания курсов истории, потребовала разработку новых подходов к формированию профессионально важных качеств учителя истории.

Так как профессиональная деятельность учителя истории при всей своей специфике принадлежит к системе «человек – человек». Поэтому наиболее значимым компонентом профессиональной деятельности учителя является владение комплексом научно-практических знаний о человеке вообще и о ребенке конкретного возраста, в частности. И самое главное использовать эти знания в своей деятельности. В данной связи учитель истории должен обладать личностно-гуманитарной ориентацией, которая выражается в потребности и возможности формулировать и конкретизировать цели исторического образования.

Основными качествами, относящиеся к имиджу современного учителя истории, являются: знания, опыт, мастерство в сфере педагогической деятельности, коммуникативные особенности профессиональной деятельности.

Как известно, педагогический труд не терпит шаблона и равнодушия, требует от учителя постоянного поиска и креативного мышления, вдохновения, инициативы. Значительная часть учителей истории постоянно приобщается к новейшим достижениям педагогической науки, участвует в научных исследованиях и экспериментах, апробации новых предметных программ, учебников, ведет активный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Это, несомненно, способствует укреплению их имиджа, росту педагогического мастерства, культуры, общего кругозора, позволяет по-новому строить свою работу, а в целом обогащает практику школы новыми образовательными технологиями, инновационными разработками.

В профессиограмме учителя истории важное место занимает его ориентация в области своего предмета на методологическом, фактологическом и инструментальном уровнях.

В условия введения инновационных подходов в систему образования, профессия учителя истории не мыслима без внедрения в практику преподавания образовательных технологий обучения, в числе которых приоритетными являются информационно-коммуникативные технологии обучения.

Современному учителю истории необходимо обладать способностью к рефлексии и саморефлексии, что будет способствовать анализу результатов обучения, предупреждению формирования стереотипов мышления и поведения.

 

 


Список литературы

1. Алейникова, М.А. Как преодолеть скуку на уроках истории / М.А. Алейникова // Преподавание истории в школе. – 2001. – №9. – С. 64–68.

2. Баранов, П.А. О модели профессиональной компетентности учителя истории / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №9. – С. 57–62.

3. Баранов, П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №3. – С. 21–26.

4. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 496 с.

5. Вилсон, Г. Язык жестов – путь к успеху / Г. Вилсон – СПб: Питер, 2000. – 224 с.

6. Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №3. – С. 13–21

7. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Владос, 2003. – 384 с.

8. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. – Пермь, 1979.

9. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. – 1975. – №1; Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967; Крутецкий В.Н. Психология. – М., 1980.

10. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «032600 – История».

12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2001. – 234 с.

13. Калюжный, А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. – 2004. – №1. – С. 23–28.

14. Капустина, З. Имидж современного педагога / З. Капустина // Учитель. – 2006. – №1. – С. 59–61.

15. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И.А. Колесникова. – СПб., 2001. – 186 с.

16. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

17. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. – В кн. Формирование социально активной личности учителя. – М., 1983.

18. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.

19. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970. – С. 36–37.

20. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

21. Маленков, В. Современный урок истории / В. Маленков // История. – 1996. – №2. – С. 10–15.

22. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1993. – 324 с.

23. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Наука, 1998. – 236 с.

24. Оводова, А.Г. Имидж современного педагога / А.Г. Оводова // Начальная школа плюс до и после. – 2004 – №5. – С. 26–30.

25. Овчинникова, Н.П. Профессиональный портрет учителя истории: теоретический и практический аспекты / Н.П. Овчинникова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – №5. – С. 52–58.

26. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.Б. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

27. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

28. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

29. Роботова, А.С. Профессия-учитель / А.С. Роботова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

30. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.

31. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М., 1997.

32. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2002. – Ч. 1. – 304 с.

33. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.

34. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. – М., 1979.

35. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. – М.: Просвещение, 2000. – 184 с.

36. Торхова, А.В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект / А.В. Торхова. – Минск, 2004. – 208 с.

37. Учитель-методист – наставник стажера. – М., 1988.

38. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М., 1988

Размещено на Allbest.ru

Введение

Актуальность исследования. Процесс становления профессионализма учителя истории является длительным и требует систематической работы по повышению дидактической компетентности. На протяжении всей своей профессиональной карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать свой методический почерк и решать образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами учебного предмета «история».

В профессионализме учителя можно выделить два компонента: объективный и субъективный. К объективному компоненту относятся исторические, психологические, педагогические и дидактические знания, отражающие систему ориентиров профессиональной деятельности, а также владение основными видами педагогической деятельности, проявляющееся в педагогических способностях как формах педагогической активности. К основным видам педагогической деятельности, обеспечивающим эффективное управление образовательным процессом на уровне учебного предмета, относятся гносеологическая, проектировочная, конструкторская, контрольно-оценочная, коммуникативная, ценностно-ориентационная и рефлексивная.

Гуманная педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, авторизация педагогического опыта, уровень педагогической культуры определяют профессиональное поведение учителя, придают ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только как соответствующее профессиональной этике, но и по таким показателям, как концептуальность, индивидуальность, креативность, культурность.

Развитие профессионального поведения учителя является длительным процессом и проходит несколько этапов. Его основы закладываются еще при выборе профессии в условиях школы. Этот уровень профессионального поведения можно обозначить как наивно-профессиональный. В условиях педагогической семьи или под влиянием любимого учителя и школы закладывается будущий образ профессионала, который можно обозначить как «педагогический идеал». Результатом этого этапа является выбор профессии учителя. На этапе вузовской подготовки закладываются основы готовности к профессиональной деятельности, на базе которой формируется репродуктивное профессиональное поведение и осознается индивидуальный стиль педагогической деятельности; обеспечивается профессиональная адаптация педагога. Следующим этапом развития профессионального поведения является профессиональное становление и развитие индивидуального стиля в условиях самостоятельной педагогической деятельности. Этот уровень профессионального поведения можно обозначить как индивидуально-педагогический. И завершающим этапом в становлении профессионального поведения является личностно-психологический уровень, который отражает универсальную способность педагога выполнять все функции оптимально, успешно и удовлетворять потребность в личностном развитии.

С позиций педагогической культуры профессиональное поведение учителей с высшим уровнем педагогической культуры отличается устойчивостью и теоретической обоснованностью собственной педагогической позиции, системностью педагогической деятельности, умением творчески решать образовательные проблемы, гибкостью и вариативностью принимаемых в различных ситуациях решений. И, наоборот, профессиональное поведение учителей, для которых характерен «массовый» уровень педагогической культуры, отличается неустойчивостью, несформированностью собственной педагогической позиции и педагогического стиля, бессистемностью, непоследовательностью, неумением творчески разрешать педагогические проблемы. Можно заключить, что профессиональное поведение учителя – это форма практического существования его индивидуальной педагогической культуры.

С этой точки зрения учитель, обладающий высшим уровнем развития педагогической культуры, в профессиональном поведении проявляет следующие качества: принимает ученика как субъекта учения и видит перспективы его развития; выявляет причины поведения детей; принимает педагогически обоснованные решения и решает стратегические педагогические задачи; организует учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся; самостоятельно разрабатывает программы образования; работает в инновационном режиме; демонстрирует образцы поведения культурного человека. Этот уровень профессионального поведения следует определить как личностно-профессиональный.

Высокий уровень профессионального поведения характеризуется необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, педагогическими способностями, творческим поиском путей решения новых педагогических задач, устойчивой потребностью в профессиональном росте, обеспечением хороших результатов в общении и воспитании большинства учащихся.

Степень изученности проблемы. Закономерности и факторы становления личности педагога обоснованы в психологии и акмеологии (Н.А. Аминов, Д.Б. Богоявленская, И.А. Зимняя, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, В.А. Левин, А.К. Маркова, Е.Б. Перелыгина, А.В. Хуторской и др.). Отдельные аспекты проблемы исследованы в теории и методике педагогического образования (В.А. Кан-Калик, В.А. Сластёнин, Ю.П. Сокольников и др.).

Исследования Н.М. Зверевой, Е.А. Климова, О.Г. Красношлыковой, М.И. Лукьяновой, В.А. Метаевой, И.В. Просвирниной, Е.Д. Тенютиной, В.А. Толочек посвящены развитию профессиональной компетентности учителя. И.В. Ирхина, И.Е. Малова научно обосновали вопросы развития дидактической системы учителя в профессиональной деятельности в процессе непрерывной методической подготовки.

В методике обучения истории исследуемая проблема являлась предметом пристального внимания известных методистов: Е.Е. Вяземского, П.А. Баранова, А.Т. Степанищева, М.Т. Студеникина, В.В. Шогана.

Вопрос становления профессионального портрета учителя истории обсуждался на страницах журнала «Преподавание истории и обществознания в школе». Для данной работы особый интерес представляет статья известного методиста П.А. Баранова «О модели профессиональной компетентности учителя истории». Автор не только представил структурные компоненты профессиональной компетентности учителя истории, а также наметил перспективы для дальнейшего изучения проблемы.

В статье Н.П. Овчинниковой «Профессиональный портрет учителя истории: теоретический и практический аспекты» характеризуются профессиональные качества учителя истории.

Как показал анализ литературы, проблема изучения профессионально важных качеств современного учителя истории привлекала к себе пристальное внимание педагогов и методистов. В данной курсовой работе делается попытка теоретического представления и практического изучения профессиональных качеств современного учителя истории.

Объект исследования – профессиональная деятельность современного учителя истории.

Предмет исследования – формирование профессионально важных качеств учителя истории.

Цель курсовой работы: изучение профессионально важных качеств учителя истории.

Задачи работы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Изучение специфики преподавательской деятельности учителя истории;

3. Исследование профессионально важных качеств учителя истории;

4. Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории.

5. Гипотеза исследования: мы полагаем, что профессионально важные качества должны формироваться в соответствии с профессиограммой.

Новизна исследования заключается в разработке профессиограммы профессии учитель истории.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Теоретическое обоснование понятия профессионально важных качеств учителя истории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.01 с.)