История (отечественная история) (IX – XXI вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История (отечественная история) (IX – XXI вв. )



ИСТОРИЯ (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ) (IX – XXI вв.)

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

 

Хабаровск 2011

ББК Т3 (2)

Х 12

 

История (Отечественная история) (IX – XXI вв.): программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Е. Б. Бакшеева, Е. С. Скрабневская. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 40 с.

 

Рецензент канд. ист. наук, доцент В. Л. Кузьмин

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для бакалаврантов

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебной дисциплины «История» («Отечественная история») рассчитана на студентов (бакалаврантов) неисторических специальностей Хабаровской государственной академии экономики и права очной формы обучения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выбраны наиболее важные события прошлого, выдающиеся исторические деятели и их вклад в развитие страны.

 

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является углубление и систематизация знаний по истории России, полученных в средней школе, а также формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, понимания законов общественного развития. Изучение курса даёт возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития нашего общества. Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.

Учебный курс построен в соответствии с проблемно-хронологическим принципом: развитие истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней.

Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков освободительного и социал-демократического движения, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в периодических изданиях.

Исходя из поставленной цели, изучение дисциплины нацелено на решение следующих задач:

– выявление методологии исторического анализа, специфики предмета «История» («Отечественная история»);

– понимание функций истории: мировоззренческой (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практической (аккумуляция исторического опыта), критической (научное обоснование новых исторических подходов);

– определение особенностей исторического пути России и преемственности в её историческом развитии;

– выявление взаимосвязи и взаимообусловленности политических, экономических, социальных и культурных процессов в истории государства;

– понимание причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира

– освоение комплекса необходимых знаний и умение самостоятельно оценивать особенности отдельных этапов российской истории;

– определение места и роли России в мировом историческом процессе.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1.2. Знать:

– закономерности общественного развития;

– основные исторические факты, явления и процессы;

– периодизацию и основные даты истории России;

– выдающих исторических деятелей и их вклад в развитие страны.

2.2. Уметь:

– работать с научной литературой по истории;

– пользоваться научной и учебной литературой по предмету;

– раскрывать смысл и значение важнейших исторических понятий;

– давать оценку историческим явлениям и обосновывать свою точку зрения;

– анализировать и объяснять исторические события и процессы в прошлом и современном российском обществе;

– выражать и обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

– использовать компьютерную технику для поиска и анализа материалов по истории России.

2.3. Владеть:

– общей терминологией и лексикой исторической науки;

– представлениями о дискуссионных проблемах отечественной истории;

– навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;

– основами научно-исследовательской деятельности.

 

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется в формах выступлений на семинарских (практических) занятиях, докладов, выполнения тестовых работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

 

Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения. Сущность, формы и функции исторического сознания.

Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Основные этапы историографии отечественной истории. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Методология истории: палитра историко-теоретических концепций в современную эпоху. Теория общественно-экономических формаций и её познавательные возможности. Цивилизационный подход к истории, ориентация на социокультурные универсалии. Проблема соотношения формаций и цивилизаций в современных дискуссиях. Мировая и отечественная наука о цивилизации. Современные теории цивилизаций.

Россия в системе мировых цивилизаций: дискуссии в отечественной и зарубежной научной литературе. Важные природно-географические особенности российской цивилизации.

 

Тема 1. Восточные славяне в древности.

Древнерусское государство в IX – начале XII века

Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне накануне возникновения Древнерусского государства. Объединение славянских земель под властью киевских и новгородских князей. Возникновение Древнерусского государства. Династия Рюриковичей. Первые великие князья Древней Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства. Расцвет Древней Руси при Владимире I и Ярославе Мудром.

Социально-экономические отношения в Древнерусском государстве. Развитие городов и ремесла. Формы зависимости крестьян. Торговля и денежное обращение.

 

Тема 2. Русские земли накануне и в период образования

Тема 4. Россия в XIX веке

 

Дворцовый переворот 1801 г. Правление Александра I. М. М. Сперанский. Либерализм и консервативные тенденции в государственной политике России. Реформы в сфере государственного управления и народного просвещения. Создание министерства финансов. Мероприятия в области промышленности и торговли. Протекционизм. Положение крепостных крестьян. «Указ о вольных хлебопашцах». Отмена крепостного права в Прибалтийских губерниях.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Усиление влияния России в Европе. «Священный союз».

Формирование тайных кружков и обществ. Пути модернизации России в представлениях декабристов. Восстание декабристов 1825 г. и его последствия.

Правление Николая I. Кодификация законов Российской империи. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина. П. Д. Киселёв. Реформа государственной деревни. Развитие торговли и промышленности. Дискуссии о путях развития России. Охранительство. Западники и славянофилы. Зарождение революционно-демократической идеологии (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский).

Россия и Кавказ в первой половине XIX в.

Крымская война 1853 – 1856 гг., её политические и экономические последствия для России. Нарастание кризиса крепостничества.

Александр II и либеральные реформы в России. Отмена крепостного права. Механизм проведения аграрной реформы 1861 г. Взаимосвязь преобразований в деревне с реформами – судебной, земской, городской, народного просвещения, военной, финансовой. Создание Государственного банка. М. Х. Рейтерн – министр финансов в эпоху реформ.

Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора. «Хождение в народ». Эпоха политического террора. Земское движение. М. Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II.

Пореформенное развитие России. Обострение социальной напряжённости, поляризация политических сил. Правление Александра III. Эпоха контрреформ в социальной сфере. Активная политика государства в аграрной, финансовой и промышленной областях. Создание Крестьянского и Дворянского банков. Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский – министры финансов 80-х гг. XIX в.

Своеобразие российского капитализма. Складывание классов буржуазии и пролетариата. Смена парадигмы в революционном движении: от народничества к марксизму. Характерные черты русского марксизма. Г. В. Плеханов.

 

Заключение

Человечество в начале третьего тысячелетия: тревоги и надежды. Исторический путь России – путь исканий, реформ и революционных потрясений. Значение уроков истории для правильного выбора пути возрождения.

 

Учебная литература

1. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времён до падения самодержавия: учеб. пособие / А. Ю. Дворниченко. – М.: Весь мир, 2010.

2. Дворниченко А. Ю. Отечественная история (до 1917 г.): учеб. пособие / А. Ю. Дворниченко, С. Г. Кащенко, М. Ф. Флоринский. – М.: Гардарика, 2011.

3. Дворниченко А. Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009.

4. Деревянко А. П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М.: КноРус, 2010.

5. Жукова Л. В. История России с древнейших времен до настоящего времени: учеб. пособие / Л. В. Жукова. – М.: Экзамен, 2009.

6. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – М.: Высшая школа, 2008.

7. История России с древнейших времен до наших дней: учебник

для вузов / под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011.

8. История России с древнейших времен до 1861 г.: учебник для вузов / под ред. Н. И. Павленко. – М.: Юрайт, 2010.

9. История Отечества: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Шанов и [др.] – М.: Проспект, 2008.

10. История России в Новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010.

11. История России: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2009.

12. Кузнецов И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К˚,2009.

13. Кривошеев М. В. Отечественная история: конспект лекций: учеб. пособие / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

14. Леванов Б. В. История России XIX – XX вв.: учеб. пособие / Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов. – М.: ВЛАДОС, 2008.

15. Некрасова М. Б. Отечественная история: учеб. пособие / М. Б. Некрасова. – М.: Юрайт, 2011.

16. Орлов А. С. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов и [др.] – М.: Проспект, 2011.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарское занятие – важная и обязательная форма учебного процесса, являющаяся дополнением лекционной формы обучения с целью углублённого рассмотрения вопросов темы.

На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций.

Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:

1) теоретическую в виде устного обсуждения поставленных вопросов;

2) практическую (письменную), которая заключается в выполнении тестовых заданий.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме.

4. Уделить особое внимание основным понятиям, терминам и определениям, овладение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Осмыслить даты, относящиеся к данной теме.

6. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения.

7. Записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «с места», во время выполнения практической работы, а также при подготовке к зачёту.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И РАБОТЕ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

В связи с активным внедрением в практику работы академии компьютерных технологий помимо ответа на семинарском занятии с использованием конспекта студенты могут готовить презентации.

Требования к подготовке презентаций

1. Следует выбрать тему презентации, затем продумать каждый слайд (первоначально это можно сделать на бумаге), при этом важно ответить на вопросы:

– что будет на каждом слайде;

– о чём следует говорить;

– как будет сделан переход к следующему слайду.

2. Презентация должна начинаться с титульной страницы, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада.

3. Слайды должны быть аккуратными, т.е. не должно быть разнобоя в шрифтах и ошибок в словах.

4. Оптимальное количество строк на слайде от 6 до 11. Следует избегать перегруженности и мелкого шрифта, т.к. это усложняет восприятие.

5. Слайды могут содержать схемы, таблицы, графики, а также фотографии и небольшие (не более 2 – 3 минут) видеоролики.

6. Подготовленный слайд не следует читать дословно. Лучше всего, если на слайде будут написаны основные позиции, а Вы будете рассказывать своими словами их содержательный смысл.

7. Оптимальная скорость переключения – один слайд за 1 – 2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.

8. На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше, объясняя и комментируя их.

9. Последний слайд с выводами следует проговорить.

10. Время показа презентации – не более 7 – 10 минут.

 

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе на семинаре.

2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:

а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления с использованием презентации или мини-конспекта в качестве вспомогательного средства;

б) готовность и умение отвечать на вопросы и на основе сказанного делать выводы;

в) владение терминологией курса и датами;

г) временной регламент выступления 7 10 минут.

3. В ходе семинарского занятия необходимо внимательно слушать выступления однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы.

4. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и фломастер (мел).

5. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала следует задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара необходимо учесть недостатки, отмеченные преподавателем.

6. После завершения изучения курса «История («Отечественная история») студент должен владеть его основными концепциями, использовать их для обсуждения и анализа важнейших процессов, происходящих в стране и мире в целом.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Литература

1. Гумилёв Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Ильин В. В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Литература

1. Гумилёв Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. История Отечества: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Шанов и [др.] – М.: Проспект, 2008.

3. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М.: Аудиокнига, 2008.

5. Орлов А. С. История России в датах / А. С. Орлов и [др.] – М.: Проспект, 2011.

6. Платонов С. Ф. История России. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2007.

7. Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития / А. Н. Поляков // Вопросы истории. 2008. № 9.

8. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарёв. – Минск: Харвест, 2006.

9. Пчелов Е. В. Рюрик / Е. В. Пчелов. – М.: Молодая гвардия, 2010.

10. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII вв. / М. Б. Свердлов. – СПб.: Академический проект, 2007.

11. Соловьёв С. М. Древнерусские князья / С. М. Соловьёв. – М.: Наука, 2011.

12. Хрусталёв Д. Г. Русь: от нашествия до «ига». 30 – 40-е гг. XIII в. / Д. Г. Хрусталёв. – СПб.: Евразия, 2008.

13. Широкорад А. Б. Русь и Орда / А. Б. Широкорад. – М.: Вече, 2008.

ТЕМА 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

(XIII – XVII вв.)

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Монгольское нашествие на Русь, борьба против иноземного ига. Влияние Золотой Орды на развитие средневековой Руси.

2. Борьба Руси с европейскими рыцарями-крестоносцами.

3. Славянские земли и Великое княжество Литовское.

4. Предпосылки и этапы объединения русских земель под властью московских князей. Причины незавершённости процесса централизации.

 

 

Литература

1. Богданов А. П. Александр Невский. Православие. Традиции. Люди / А. П. Богданов. – М.: Вече, 2009.

2. Борисов Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. – М.: Молодая гвардия, 2006.

3. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилёв. – М.: АСТ, 2009.

4. Иловайский Д. И. Собиратели Руси / Д. И. Иловайский. – М.: АСТ, 2008.

5. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

6. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М.: Аудиокнига, 2008.

7. Платонов С. Ф. История России: полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2007.

8. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарёв. – Минск: Харвест, 2006.

9. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII вв. / М. Б. Свердлов. – СПб.: Академический проект, 2007.

10. Трепавлов В. В. Золотая Орда в XIV столетии / В. В. Трепавлов. – М.: Квадрига, 2010.

11. Шикман А. Кто есть кто в российской истории: биографический словарь-справочник / А. Шикман. – М.: Вагирус, 2009.

 

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Правление Ивана IV Грозного: от реформ к восточной деспотии.

2. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги, значение.

3. Россия после Смуты. Правление первых царей династии Романовых. Закрепощение крестьян.

Литература

1. Андреев И. Л. Алексей Михайлович / И. Л. Андреев. – М.: Молодая гвардия, 2008.

2. Валишевский К. Первые Романовы: исторические очерки / К. Валишевский. – М.: Терра – Книжный клуб, 2009.

3. Иловайский Д. И. Царская Русь / Д. И. Иловайский. – М.: Аудиокнига, 2007.

4. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

5. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М.: Аудиокнига, 2008.

6. Козляков В. Н. Михаил Федорович / В. Н. Козляков. – М.: Молодая гвардия, 2010.

7. Лисейцев Д. В. Россия после Смуты – время выбора / Д. В. Лисейцев, Н. М. Рогожин // Отечественная история. 2008. № 5.

8. Лисейцев Д. В. Эволюция приказной системы Московского государства в эпоху Смуты / Д. В. Лисейцев // Отечественная история. 2006. № 1.

9. Ляпин Д. А. История России: XVII век: учеб. пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2008.

10. Миронов Б. Н. Развитие государственности в России в XVII – начале XX века / Б. Н. Миронов // Общественные науки и современность. 2009. № 4.

11. Морозова Л. Е. Иван IV Грозный: Имя Россия. Исторический выбор 2008. – М.: ACT: Астрель, 2008.

12. Платонов С. Ф. История России. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2007.

13. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарёв. – Минск: Харвест, 2006.

14. Торопцев А. П. Императорский дом Романовых / А. П. Торопцев. – М.: Олма Медиа Групп, 2009.

15. Флоря Б. Н. Иван Грозный / Б. Н. Флоря. – М.: Молодая гвардия, 2009.

16. Шикман А. Кто есть кто в российской истории: биографический словарь-справочник / А. Шикман. – М.: Вагирус, 2009.

Литература

1. Агеева О. Г. Императорский двор России, 1700 – 1796 гг. / О. Г. Агеева. – М.: Наука, 2008.

2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна / Е. В. Анисимов. – М.: СиДиКом, 2007.

3. Брикнер А. Г. История Петра Великого / А. Г. Брикнер. – М.: АСТ, 2007.

4. Брикнер А. Г. Пётр I Великий. Его жизнь и царствование: иллюстрированная история / А. Г. Брикнер. – М.: Эксмо, 2009.

5. Валишевский К. Пётр Великий / К. Валишевский. – М.: Квадрат, 2006.

6. Гуськов А. Г. Пётр I: Имя Россия. Исторический выбор 2008 / А. Г. Гуськов. – М.: ACT, 2008.

7. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

8. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М.: Аудиокнига, 2008.

9. Коняев Н. М. Подлинная история Дома Романовых / Н. М. Коняев. – М.: Вече, 2009.

10. Миронов Б. Н. Развитие государственности в России в XVII – начале XX века / Б. Н. Миронов // Общественные науки и современность. 2009. № 4.

11. Павленко Н. И. Пётр I / Н. И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2010.

12. Павленко Н. И. Екатерина I / Н. И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2007.

13. Масси Р. К. Петр Великий: Личность и эпоха: пер. с англ.: в 2 т. / Р. К. Масси. – СПб.: Вита Нова, 2009.

14. Овсянников Ю. М. Петр Великий – первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Россия после смерти Петра I. «Дворцовые перевороты»: причины, особенности, значение. Активизация военно-дворянской оппозиции.

2. Политика «просвещённого абсолютизма» в России. Внутренняя политика Екатерины II.

3. Влияние освободительных идей Просвещения на развитие российской общественно-политической мысли и культуры в XVIII веке.

Литература

1. Агеева О. Г. Императорский двор России, 1700 – 1796 гг. / О. Г. Агеева. – М.: Наука, 2008.

2. Анохина С. Л. Реформы в России XVIII – XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие / С. Л. Анохина, Е. И. Нестеренко, Н. Е. Петухова. – М.: Вузов. учебник, 2009.

3. Брикнер А. Г. История России. Екатерина Великая / А. Г. Брикнер, К. Валишевский. – М.: Престиж-Бук, 2010.

4. Вольпе М. Л. Императрица Екатерина Великая / М. Л. Вольпе. – М.: Зебра Е, 2010.

5. Гусляров Е. А. Екатерина II в жизни: систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков / Гусляров Е. А. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; Звёздный мир, 2007.

6. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времён до падения самодержавия: учеб. пособие / А. Ю. Дворниченко. – М.: Весь мир, 2010.

7. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. для вузов / под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011.

8. История России с древнейших времен до 1861 г.: учеб. для вузов / под ред. Н. И. Павленко. – М.: Юрайт, 2010.

9. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

10. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М.: Аудиокнига, 2008.

11. Платонов С. Ф. История России: полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2007.

12. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарёв. – Минск: Харвест, 2006.

13. Труайя А. Екатерина Великая: пер. с фр. / А. Труайя. – М.: Эксмо, 2008.

14. Энциклопедия Российской монархии. – М.: Эксмо, 2010.

ТЕМА 4. РОССИЯ В XIX ВЕКЕ

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Внутренняя политика российских императоров в первой половине XIX века.

2. Зарождение революционного движения в России. Декабризм.

3. Общественно-политические движения 30 – 40-х гг. XIX в.: особенности, основные направления, значение.

 

Литература

 

1. Архангельский А. Александр I / А. Архангельский. – М.: АСТ, 2009.

2. Боханов А. Н. Николай I / А. Н. Боханов. – М.: Вече, 2008.

3. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4. История России XIX – начала XX вв.: учебник для вузов / под ред. В. А. Фёдорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

5. История России в XIX веке: дореформенная Россия. – М.: Центрполиграф, 2009.

6. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М.: Аудиокнига, 2008.

7. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века / А. А. Корнилов. – М.: Мир книги; Литература, 2007.

8. Кузнецов И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Дашков и К˚, 2009.

9. Соловьёв С. М. Император Александр I. Политика, дипломатия / С. М. Соловьёв. – М.: АСТ, 2007.

10. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций: учеб. пособие / Н. А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2007.

11. Фёдоров В. А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В. А. Фёдоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов. – М.: КноРус, 2008.

12. Шестопалов А. П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е годы XIX в. / А. П. Шестопалов // Вопросы истории. 2008. № 5.

13. Экштут С. Александр I. Его сподвижники. Декабристы: в поисках исторической альтернативы / С. Экштут. – М.: АСТ, 2009.

 

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Либеральные реформы Александра II: причины, особенности, характер, историческое значение.

2. Общественно-политическая борьба вокруг проблем исторического выбора. Консервативные, либеральные и революционные идеи в пореформенной России.

3. Политика контрреформ императора Александра III.

 

Литература

1. Балязин В. Н. Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III / В. Н. Балязин. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

2. Беспалов С. В. Реформа 1861 г. и её место в политических дебатах конца XIX – начала XX в. / С. В. Беспалов // Россия и современный мир. 2008. № 4.

3. Боханов А. Н. Император Александр III / А. Н. Боханов. – М.: русское слово, 2009.

4. Горская Н. И. Земское собрание и мировой суд / Н. И. Горская // Вопросы истории. 2009. № 7.

5. Грудцына Л. Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России / Л. Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. 2009. № 6.

6. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

7. История России XIX – начала XX вв.: учебник для вузов / под ред. В. А. Фёдорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

8. Ляшенко Л. М. Александр II / Л. М. Ляшенко. – М.: Молодая гвардия, 2010.

9. Миронов Б. Н. Развитие государственности в России в XVII – начале XX века / Б. Н. Миронов // Общественные науки и современность. 2009. № 4.

10. Некрасова М. Б. Отечественная история: учеб. пособие / М. Б. Некрасова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010.

11. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций: учеб. пособие / Н. А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2007.

12. Шестопалов А. П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е годы XIX в. / А. П. Шестопалов // Вопросы истории. 2008. № 5.

Литература

1. Боханов А. Н. Николай II / А. Н. Боханов. – М.: Вече, 2008.

2. История политических партий России / под ред. А. И. Зевелева. – М.: Высшая школа, 2008.

3. История России XIX – начала XX вв.: учебник для вузов / под ред. В. А. Фёдорова. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

4. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010.

5. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

6. Кара-Мурза С. Столыпин – отец русской революции / С. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2008.

7. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века / А. А. Корнилов. – М.: Мир книги; Литература, 2007.

8. Кострикова Е. Г. Государственная дума России и реформирование Министерства иностранных дел / Е. Г. Кострикова // Отечественная история. 2007. № 1.

9. Мультатули П. В. Николай II. Имя Россия. Исторический выбор 2008 / П. В. Мальтитули. – М.: ACT; Астрель, 2008.

10. Некрасова М. Б. Отечественная история: учеб. пособие / М. Б. Некрасова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010.

11. Ольденбург С. С. Царствование Николая II / С. С. Ольденбург. – М.: ACT; Астрель, 2008.

12. Первая революция в России: взгляд через столетие / под ред. А. П. Корелина, С. В. Тютюкина. – М.: Памятники исторической мысли, 2005.

13. Фёдоров В. А. История России. 1861 – 1917: учебник для вузов / В. А. Фёдоров. – М.: Высшее образование, 2009.

14. Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905 – 1907 гг. – 1917 – 1922 гг. / Т. Шанин. – М.: Весь Мир, 2007.

 

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Первая мировая война (1914 – 1918 гг.): особенности борьбы за передел мира.

2. Нарастание экономического и политического кризиса в России. Февральская революция 1917 г. и проблема исторического выбора.

3. Октябрьские события: причины прихода к власти большевиков. Международное значение Октябрьской революции.

Литература

1. Боханов А. Н. Николай II / А. Боханов. – М.: Вече, 2008.

2. Виллмотт Г. П. Первая мировая война: пер. с англ. / Г. П. Виллмотт. – М.: Ломоносов, 2010.

3. Дьяков Ю. Л. Идеология большевизма и реальный социализм / Ю. Л. Дьяков. – М.; Тула: Гриф и К˚, 2009.

4. История политических партий России / под ред. А. И. Зевелева. – М.: Высшая школа, 2008.

5. История России XIX – начала XX вв.: учеб. для вузов / под ред. В. А. Фёдорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

6. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010.

7. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

8. Леванов Б. В. История России XIX – XX вв.: учеб. пособие / Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов. – М.: ВЛАДОС, 2008.

9. Медушевский А. Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 г. / А. Н. Медушевский // Отечественная история. 2007. № 6.

10. Медушевский А. Н. Учредительное собрание как политический институт революционного периода / А. Н. Медушевский // Отечественная история. 2008. № 2.

11. Некрасова М. Б. Отечественная история: учеб. пособие / М. Б. Некрасова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010.

12. Фёдоров В. А. История России. 1861 – 1917: учебник для вузов / В. А. Фёдоров. – М.: Высшее образование, 2009.

13. Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905 – 1907 гг. – 1917 – 1922 гг. / Т. Шанин. – М.: Весь Мир, 2007.

14. Шацилло В. Последняя война царской России / В. Шацилло. – М.: Эксмо, 2010.

Литература

1. Барсенков А. С. История России. 1917 – 2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия / В. П. Булдаков. – 2-е изд. – М.: РОССПЭН, 2010.

3. Дьяков Ю. Л. Историческая наука и власть (советский период) / Ю. Л. Дьяков. – М.: Гриф и К˚, 2008.

4. Земцов Б. Н. Конституционные основы большевистской власти (первая советская Конституция 1918 г.) / Б. Н. Земцов // Отечественная история. 2006. № 5.

5. История России XIX – начала XX вв.: учебник для вузов / под ред. В. А. Фёдорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

6. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010.

7. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

8. Коновалова О. В. К истории Гражданской войны в России: В. М. Чернов, эсеры и Директория / О. В. Коновалова // Отечественная история. 2006. № 5.

9. Митюрин Д. В. Гражданская война: белые и красные / Д. В. Митюрин. – М.: Полигон, 2007.

10. Мишина А. В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н. И. Махно (1818 – 1921 гг.) / А. В. Мишина // Отечественная история. 2006. № 1.

11. Лавров В. М. В. И. Ленин: Имя Россия. Исторический выбор 2008. – М.: ACT; Астрель, 2008.

12. Сахаров А. Н. 1930: год «коренного перелома» и начала Большого террора / А. Н. Сахаров // Вопросы истории. 2008. № 9.

13. Ципкин Ю. Н. Антибольшевистские силы России в период гражданской войны (1917 – 1922 гг.): учеб. пособие / Ю. Н. Ципкин. – 2-е изд. – Хабаровск, 2006.

14. Шестаков В. А. И. В. Сталин: Имя Россия. Исторический выбор 2008. – М.: ACT; Астрель, 2008.

 

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. СССР на путях форсированного строительства социализма: индустриализация, массовая коллективизация, культурная революция.

2. Сталинизм как политическая система. Утверждение режима личной власти и культа личности И.В. Сталина.

3. Итоги социально-политического развития СССР к концу 30-х годов.

Литература

1. Барсенков А. С. История России. 1917 – 2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Дьяков Ю. Л. Историческая наука и власть (советский период) / Ю. Л. Дьяков. – М.: Гриф и К˚, 2008.

3. Жуков Ю. Н. Народная империя Сталина / Ю. Н. Жуков. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2009.

4. Зима В. Ф. Голод 1932 – 1933 гг. в письмах трудящихся России / В. Ф. Зима // Отечественная история. 2006. № 2.

5. История России XIX – начала XX вв.: учебник для вузов / под ред. В. А. Фёдорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

6. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010.

7. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

8. Куликова Г. Б. Из истории формирования культа личности Сталина (А. Барбюс и создание биографии «отца народов» в начале 1930-х гг.) / Г. Б. Куликов // Отечественная история. 2006. № 1.

9. Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 – 1941 гг. / Е. Осокина. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008.

10. Сахаров А. Н. 1930: год «коренного перелома» и начала Большого террора / А. Н. Сахаров // Вопросы истории. 2008. № 9.

11. Тепляков А. Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 гг. / Тепляков А. Г. – СПб.: Новый хронограф, 2008.

12. Шестаков В. А. И. В. Сталин: Имя Россия. Исторический выбор 2008. – М.: ACT; Астрель, 2008.

Литература

1. Барсенков А. С. История России. 1917 – 2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Великая война и великая Победа народа. 1941 – 1945 гг.: в 2 т.: коллективная монография / под ред. А. Н. Сахарова и [др.] – М.: Академкнига, 2010.

3. Гланц Д. Битва за Ленинград, 1941 – 1944 / Д. Гланц. – М.: Астрель, 2008.

4. Дайнес В. О. Жуков: биография отдельного лица / В. О. Жуков. – М.: Молодая гвардия, 2010.

5. Ильмярв М. Был ли выбор? Балтийские страны и трехсторонние переговоры 1939 г. / М. Ильмярв // Отечественная история. 2008. № 4.

6. История России IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

7. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010.

8. Кульков Е. Война 1941 – 1945 гг. Факты и документы / Е. Кульков, М. Мягков, О. Ржешевский. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.213 с.)