Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дпп. 5. 1. История России XIV – XVII вв.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДПП. 5.1. История России XIV – XVII вв. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по профилю 050401.62 История по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование
Нижний Тагил
Программа дисциплины «История России XIV – XVII вв.» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и специалистов по циклу: ДПП профиля 050401.62 История направления 050400.62 Социально-экономическое образование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, указанного выше направления и специальности. Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, теории и методики обучения (протокол №1 от 25.09.2009 г.), утверждена на заседании Ученого совета Социально-экономического факультета (протокол № 2 от 23.10.2009 г.).
Зав кафедрой В.М. Кириллов, д.и.н., профессор
Председатель Ученого совета С.А. Устинова, к.ю.н., доцент
Авторы-составители: Ганиев А.М., кандидат ист. наук, доцент Бунькова А.А., ст. преподаватель
Пояснительная записка История России XIV–XVII вв. - базовый учебный курс цикла дисциплин профильной подготовки (федеральный компонент) Основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование. Она изучается студентами 3-го курса дневной формы обучения Цель преподавания дисциплины: дать основы теоретических и практических знаний по русской истории, ее специфике, месте России в средневековом мире; способствовать формированию систематических знаний о главных событиях и основных процессах русской истории XIV–XVII вв. и умений работы с источниками, методической, научной литературой. Задачи дисциплины:
2. определить и изучить исторические факты, необходимые для осмысления отечественной истории средневекового периода; 3. сформировать умения самостоятельно анализировать экономическую, социальную и политическую историю России XIV–XVII вв. Принципы отбора содержания и организации учебного материала обусловлены включенностью дисциплины в систему базовых исторических дисциплин. Распределение содержания между лекционными и практическими занятиями произведено на основе принципа информационной дополнительности. Лекционный курс сориентирован на рассмотрение узловых проблем экономической, социально-политической истории и культуры русского общества. В основу организации и изложения материала положен проблемный подход, позволяющий использовать современные достижения исторической науки в области отечественного средневековья, в том числе методов исторической антропологии и социокультурного подхода. Выход на изучение разных уровней общественного развития при анализе исторических процессов делает необходимым обращение к проблемам периодизации отечественной истории средневековья, к генетическому анализу социально-экономических и политических подсистем, что позволяет глубже понять их содержание, взаимные связи, соотношение общего и особенного, случайного и необходимого, осознать законы, управляющие этими процессами. Практическая сторона курса ориентирует студента на непосредственную работу с историческим источником, что способствует формированию профессиональных навыков историка и формирует ответственное отношение к исторической информации. Совокупность перечисленных принципов обусловила: · структурный анализ феодальных социально-экономических и социально-политических структур, этнокультурных процессов на разных уровнях их развития; · контроль за аналитическим характером усвоения материала.
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов в соответствии с ГОС ВПО и квалификационной характеристикой выпускника: - знает об основных этапах и важнейших событиях средневековой истории России: место и роль ее в мировой средневековой истории; - владеет понятийно-терминологическим аппаратом по истории средневековой России, знает ее хронологию; - осознает значение явлений культуры средневековой России в контексте истории мировой культуры; - знает об основных школах и направлениях изучения средневековой истории, важнейшие историографические проблемы; - знает основные исторические источники, владеет приемами источниковедческого анализа и критики; - понимает природу исторических фактов, умеет анализировать исторические явления и процессы по средневековой истории России; - знает основные концепции философии истории; понимает особенности исторического познания.
Входная аттестация. Выявление имеющихся у студентов знаний и навыков учебной работы. Проводится в виде срезов знаний, тестирования, собеседования. Текущая аттестация качества усвоения знаний. Определение уровня усвоения знаний, возможностей его углубления и расширения. Проводится в форме письменных проверочных работ, выступлений с докладами, собеседования. Итоговая аттестация. Определение степени усвоенности основных понятий, фактов и процессов. Экзамен в 5 семестре. 2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. История России XIV–XVII вв.: предмет, структура и задачи изучения курса. Средневековая Россия в школьном курсе истории, его структура. Значение отечественной истории в гражданском и патриотическом воспитании молодого поколения. Территория н население России в XIV–XVII вв. Природно– климатические и географические условия развития. Методологические основы изучения отечественной истории. Место России XIV–XVII вв. в мировой цивилизации: общее и особенное. Основные исторические школы и концепции отечественной исторической науки. Отечественное источниковедение. Раздел II. Русские земли и княжества в составе Золотой Орды и Литвы в ХIV – первой половине ХV вв. Начало объединения русских земель. Золотая Орда XIV–XV вв. Социально - политические, экономические и этнокультурные процессы, их особенности. Северо-Западные и Северо- Восточные русские земли и Золотая Орда, характер взаимоотношений. Проблема русско-ордынских отношений в современной историографии. Политическое дробление Золотой Орды, ее ослабление и распад во второй половине XIV – первой половине ХУ вв. Западные и Южнорусские земли и Литва, характер взаимоотношений. Образование Великого княжества Литовского и Русского, его внутренняя и внешняя политика в ХIV – ХV вв. Польско–литовские отношения, их объединение и образование Речи Посполитой. Формирование политической системы Великого Владимирского княжения на рубеже ХIII – ХIV веков. Северо-восточная Русь и Новгородская республика: социально - политические, экономические и этнокультурные процессы, их особенности. Изменения в структуре феодальной собственности. Основные категории крестьян, их положение. Развитие городов, ремесла и торговли. Усиление центростремительных тенденций и начало объединительного процесса. Возникновение Московского княжества. Даниил Александрович. Юрий Данилович (1303 - 1325). Соперничество с Тверским княжеством. Начало возвышения Москвы. Правление Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1340) и его сыновей. Складывание Великого Московского княжества. Церковь, ее роль в объединительном процессе. Митрополит Алексей. Сергей Радонежский. Дмитрий Иванович. Куликовская битва и ее историческое значение. Феодальная война во второй четверти ХV века в Московском княжестве и ее последствия. Василий II Темный. Москва и Тверь, Москва и Новгород: характер взаимоотношений в первой половине и середине ХV в. Окончательное закрепление за Москвой роли политического центра объединения русских земель и борьбы за независимость от Золотой Орды. Раздел III. Образование и становление Русского государства во второй половине XV – первой половине ХVI вв. Завершение объединительного процесса и образование государства. Социально - экономические и политические предпосылки. Складывание основной территории единого государства (присоединение Ярославского, Ростовского княжеств, ликвидация независимости Великого Новгорода и великого княжества Тверского). Свержение золотоордынского ига, его значение. Правление Ивана III и Василия III, их внутренняя и внешняя политика. Складывание системы центральных и местных органов управления. Характер властных отношений, возникновение представительных органов. Боярская дума. Законодательство. Судебник 1497 г. Ивана III. Суд и судопроизводство на Руси. Особенности российской государственности: установление сильной единоличной власти, новый этап на пути изживания удельной системы, полная победа подданства над вассалитетом. Усиление деспотических тенденций при Василии III. Окончательный подрыв удельной системы. Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Светская власть и церковь. Нестяжатели и иосифляне. Оформление самодержавной идеологии. «Сказание о великих князьях Владимирских», теория «Москва - третий Рим». Военно-административные реформы Елены Глинской. Период боярского правления и ослабление процесса централизации. Народные волнения 40–х годов, их последствия, Земский Собор 1549 года. Воцарение Ивана IV. Проблема типологии Русского государства в отечественной и зарубежной историографии. Формирование великорусского этноса, особенности его материальной и духовной культуры. Историческое значение образования Русского централизованного государства. Темы семинарских занятий. Источники: см. занятие 1. Литература. 1. Аграрная история северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI вв. – Л., 1971. 2. Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история северо-восточной Руси XV – XVI вв. – М. – Л., 1966. 3. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л., 1988. 4. Андреев И.Л. Дворянство и служба в XVII вв. // ОИ. 1998. №2. 5. Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. – М., 1986. 6. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. – М., 1980. 7. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV – XVI вв. – М., 1966. 8. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. – М., 1969. 9. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси XIV – XVI вв. – М. – Л., 1947. Т. 1. 10. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. – М., 1986. 11. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV – XVI вв.). – М., 1977. 12. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М., 1972. 13. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI вв.: Очерки социально-политической истории. – М., 1982. 14. Зимин А.А. Феодальная знать Тверского и Рязанского княжеств и московское боярство конца XV – первой трети XVI века // ИСССР. 1973. № 3. 15. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. – М., 1988. 16. Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси к XIV – первой половине XV вв. – Л., 1979. 17. История крестьянства СССР. – М., 1990. Т. 2.: Крестьянство в период раннего и развитого феодализма. 18. Кияс Артур. Поместная система в Московском государстве в XV – первой половине XVI века. Историография и проблематика. – Познань, 1984. 19. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. – М., 1985. 20. Кобрин В.Б. Из истории правительственной политики в области княжеского и вотчинного землевладения в XV – XVI вв. (Законы 1551, 1562, 1572) // ИСССР. 1984. №1. 21. Кобрин В.Б. Землевладельческие права княжат в XV – первой трети XVI вв. и процесс централизации Руси // ИСССР. 1981. №4. 22. Кобрин В.Б., Юрганов А.Я. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси // ИСССР. 1991. № 4. 23. Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. – М., 1987. 24. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. – М., 1988. 25. Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1992. 26. Плигузов А.И. О размерах церковного землевладения в России XVI в. // ИСССР. 1988. №2. 27. Сахаров А.М. Об эволюции феодальной собственности на землю в Российском государстве в XVI в.// ИСССР. 1978. № 4. 28. Тихомиров М.Н. Российское государство в XV – XVII вв. – М., 1972. 29. Тихонов Ю.А. Помещичьи усадьбы и помещичье хозяйство в России после Соборного Уложения 1649 г. (1649 – 1679 гг.) // ИСССР. 1978. №4. 30. Ускин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества// ОИ. 1993. № 5. 31. Хорошкевич А. Л. Руси и Восточная Европа в XIII – XV вв. // История Европы. – М., 1992. Т II., ч. II. 32. Черкасова М.С. О борьбе помещиков за землю в конце XV – первой половине XVI века // ИСССР. 1989. № 5. 33. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV вв. – М., 1960. 34. Шапиро А.Л. О природе феодальной собственности на землю // ВИ. 1969. №12. 35. Шапиро А. Л. Проблемы социально-экономической истории Руси XIV – XVI вв. – Л., 1977. 36. Шватченко О.А. Образование единого Российского государства и изменения в статусе вотчины в XVI – XVII вв. // Система государственного феодализма. Сб. статей. – М., 1993. Вып. 1. 37. Шватченко О.А. Размещение и структура вотчинного землевладения в первой трети XVII в. // Исторические записки. – М., 1987. Т. 115. 38. Шватченко О.А. Светские феодальные вотчины России в первой трети XVII в. – М., 1990. 39. Юрганов А.Ю. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // ОИ. 1996. № 3.
Источники: см.: тема 1. Литература: Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история северо-восточной Руси XV – XVI вв. – М. – Л., 1966. Вдовина Л. И. Крестьянская община и монастырь в центральной России в первой половине XVIII в. – М., 1984. Воробьев В.М. Изживалось ли холопство в поместьях Северо-Запада России середины XVII – н. XVIII в. // ИСССР. 1983. №4. Горская Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. М. 1977. Горский А. Д. Община на черносошных землях и сеньориях: Семейное и общинное право // История крестьянства СССР. – М., 1990. Т. 2: Крестьянство в период раннего и развитого феодализма. Горский А. Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV – XV вв. – М., 1960. Горский А.Д. К вопросу о сущности черного землевладения на Руси в XIV – XV вв. // Проблемы развития феодальной собственности на землю. М. 1979. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М.1994. Дегтярев А.Я. Русская деревня в XV – XVII в. Очерки истории сельского расселения. Л. 1980. Дегтярев А. Я. Советская историография сельского расселения феодальной Руси (XV – XVII вв.) // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы историографии. Сб. к 75-летию со дня рожд. В. В. Мавродина. – Л., 1983. Зимин А.А. Холопы на Руси. М. 1973. История Европы. Т.3. От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). М. 1993. История крестьянства СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 2. -М. 1989. Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. – М., 1987. Колычева Е. И. Холопство и крепостничество, конец XV – XVI вв. – М., 1971. Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси в период образования Русского централизованного государства. Конец XIII – начало XVI в. – Л., 1965. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. 1998. Милов Л. В. Общее и особенное российского феодализма (Постановка проблемы) // ИСССР. 1989. № 5. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности Российского исторического процесса // ВИ. 1992. №4/5. Панеях В. М. Кабальное холопство на Руси в XVI в. – Л., 1967. Панеях В. М. Холопство в первой половине XVII в. – Л., 1984. Панеях В.М. Добровольное холопство в первой половине XVII в. // Исторические записки. Вып. 108. М. 1982. Панеях В.М. К спорам о холопьем наделе в XVI в. // ИCCCР. 1973. № 3. Панеях В.М. Уложение 1597 г. о холопстве // Ученые записки. Вып. 77. М. 1965. Сахаров А. М. Русская деревня XVII в. По материалам патриаршего хозяйства. М., 1966. Хелли Р. Холопство в России. 1450-01725. М., 1998. Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. – М., 1960. Шапиро А. Л. Крестьянское землепользование // Аграрная история Северо-запада России XVI в. Новгородские пятины. – Л., 1974. Шапиро А. Л. Натуральные и денежные повинности крестьян // Аграрная история Северо-запада России XVI в. Новгородские пятины. – Л., 1974. Шапиро А. Л. Опыт моделирования крестьянского хозяйства // Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI в. – Л., 1971. Шапиро А. Л. Проблемы социально-экономической истории Руси XIV – XVI вв. – Л., 1977. Шапиро А. Л. Размеры земельных наделов // Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI в. – Л., 1971. Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Определите влияние татаро-монгольского нашествия на этнические, демографические и этнокультурные процессы в древнерусских землях. Обоснуйте выводы ссылками на исторические источники и научную литературу. 2. Установите характер русско-золотоордынских и русско-литовских отношений в XIV – XVI вв. Определите правовой статус русских земель в составе этих государств. При ответе на этот вопрос важно составить карту-схему границ русского государства с указанием свободных и зависимых территорий. 3. Составьте таблицу дат и событий (исторических фактов), иллюстрирующих объединительный процесс в русских землях. Цветом выделите опорные даты. Подумайте, существовала ли альтернатива Москве. Сделайте свое предположение. В качестве доказательств используйте и материалы таблицы. Здесь другим цветом выделите ключевые события, в которых Москва могла лишиться своей инициативы. 4. Определите место работ Л.Н. Гумилева в отечественной историографии по проблеме золотоордынского ига. Укажите слабые и сильные стороны его выводов. 5. Подберите и проанализируйте материал по проблемам: “Общее и особенное в преодолении феодальной раздробленности и образовании единых государств в странах Восточной и Западной Европы”; “Европейское Возрождение и культурный подъем в русских землях в конце XIV - XV вв.”. 6. Ответьте, на каких идейно–религиозных и нравственных традициях сложилось Русское централизованное государство? 7. Докажите, какой путь развития государственности России в XVI в. был предпочтительнее: реформы «Избранной рады», представительных учреждений или деспотической власти Ивана Грозного? 8. Составьте схему структуры власти и управления в Российском государстве XVI – XVII вв., показав при этом их эволюцию. 9. Дайте периодизацию процесса юридического оформления государственной системы крепостного права в конце XV - XVII вв., выясните причины и сущность каждого из ее периодов. 10. Подберите материал по проблемам: “Борьба за централизацию в странах Европы, Ближнего и Среднего Востока”; “Формы сословного представительства в монархиях различных европейских стран”; “«Второе издание крепостничества» в странах к востоку от Эльбы” и проанализируйте их, используя сравнительно-исторический метод. 11. Проанализируйте основные события Смуты начала XVII в. Выясните политические цели различных сословий и социальных групп. Представьте ваши выводы в виде схемы, таблицы или диаграммы. 12. Оформите справку о фактах героизма и мужества русских людей, проявленных в борьбе против польской и шведской интервенции. 13. Подумайте об исторических судьбах Русского государства в случае утверждения на престоле королевича Владислава. Представьте свои выводы в виде схемы, иллюстрирующей причинно-следственные связи в данном случае. 14. Составьте перечень основных событий, связанных с деятельностью церковных институтов в XV – XVII вв. На основе этого перечня определите роль церкви в развитии русской средневековой цивилизации и государственности. 15. Представьте список имен, с которыми связаны особые достижения в культуре русского общества в XVII веке. Аннотируйте каждое из них. 16. Составьте таблицу: “ Внешняя политика России в XVI – XVII вв.: основные направления, задачи, итоги и последствия”.
1. Категории зависимого населения в Российском государстве XIV – XV вв. Исследование социального и правового статуса. 2. Развитие русско-ордынских отношений в XV – XVI вв. 3. Роль церкви в борьбе с ордынскими ханами в XIV – XV вв. 4. Феодальная война в Московском княжестве. 5. основные проблемы изучения образования территории Московского государства. 6. Московские и тверские князья в Орде. 7. Человек в позднем летописании. Московская династия князей. 8. Позднее летописание и проблемы его изучения. 9. Опричнина глазами современников и потомков. 10. Смута начала XVII в. глазами современников. 11. Смута начала XVII в. в отечественной историографии. 12. Городские восстания в русском государстве. 13. Земские соборы: восприятие современниками. 14. Фавориты у власти и против нее: Андрей Курбский. 15. «Москва – Третий Рим» как идеология Русского государства. 16. История права Русского государства. XV – XVII вв. 17. Самозванство как культурно-исторический феномен. 18. История церковного раскола второй половины XVII в. 19. Алексей Михайлович и патриарх Никон: история конфликта. 20. Боярская Дума в политическом устройстве Московского государства. 21. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв. 22. Кабальное холопство в истории Русского государства XV – XVII вв. 23. Черносошное крестьянство в Русском государстве XV – XVII в.. 24. Правительственная политика в области феодального землевладения в XVI в. 25. Монастырское землевладение в XV – XVII в. 26. Церковь в эпоху Ивана Грозного. 27. Этнокультурная и демографическая история Русского государства в XIV – XVII вв.: итоги изучения. 28. Эпидемии в истории русского государства в XIV –XVI вв. 29. Городская культура Руси в XIV – XVII вв. 30. Феодальные отношения в Русском государстве XIV – XVII вв. и особенности перехода к Новому времени.
1. Подчинение территории Древнерусского государства монголо-татарам. Система подчинения и управления русской землей. 2. Усиление Северо-восточных земель. Возвышение Москвы. 3. Процесс объединения земель вокруг Москвы. 4. Князья московской династии. Борьба за власть. 5. Этапы борьбы Русской земли с Золотоордынскими ханами. 6. Феодальная война XV в. Причины. Содержание. Результаты. Василий II. 7. Русская земля и Орда в XIV - XV вв. 8. Русская земля и Литва в XIV - XV вв. 9. Характеристика источниковой базы по истории русского общества и государства XV – XVII вв. 1. Складывание территории Московского государства. 2. Великорусская народность в свете отечественной историографии. 3. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв. 4. Категории зависимого населения в Русском государстве XV – XVII вв. Крестьянская община. Проблема крестьянских переходов. 5. Государственная политика в закрепощении крестьян. Барщина. 6. Законотворческая деятельность государства в XV – XVI вв. 7. Складывание идеологии Московского государства. 8. Иван III, Василий III. История власти и характеристика личности. 9. Роль Боярской Думы в управлении государством в XV – XVII вв. 10. Регентство Елены Глинской. Борьба за власть. Боярское правление. 11. Венчание на царство Ивана IV. Преобразования в первый период правления Ивана IV. 12. Земские соборы в истории Русского государства. 13. Опричнина: причины, содержание, последствия. Мнения в отечественной историографии. 14. Кризис династии. Избрание Бориса Годунова. Правление Бориса Годунова. 15. Смута. Причины. Основные силы. Ход событий. Результаты. Последствия. 16. Роль самозванцев в Смуте. 17. Семибоярщина. Итоги правления. 18. Становление новой династии. Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова. Первые годы после Смуты. 19. Алексей Михайлович. Содержание и итоги правления. 20. Бунты в истории Русского государства. XVII в. 21. Соборное Уложение 1649 г. 22. Патриарх Никон. История и последствия церковного раскола. 23. Основные направления внешней политики в XV – XVII вв. Решенные и нерешенные вопросы. 24. Развитие общественной мысли в XVI – XVII вв. 25. Быт и нравы русского народа в XV – XVII вв. 26. Основные черты русской культуры в XV – XVII вв. 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература Учебники, учебно-методические пособия: История России с древних времен до XVIII века: учебно-методическое пособие/ авторы-составители А.М. Ганиев, А.А. Бунькова. – Нижний Тагил, 2008. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина, Н.В. Козлова, Б.Н. Флоря; под ред. Л.В. Милова. - М., 2009. Дополнительная литература ДПП. 5.1. История России XIV – XVII вв. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по профилю 050401.62 История по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование
Нижний Тагил
Программа дисциплины «История России XIV – XVII вв.» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и специалистов по циклу: ДПП профиля 050401.62 История направления 050400.62 Социально-экономическое образование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, указанного выше направления и специальности. Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, теории и методики обучения (протокол №1 от 25.09.2009 г.), утверждена на заседании Ученого совета Социально-экономического факультета (протокол № 2 от 23.10.2009 г.).
Зав кафедрой В.М. Кириллов, д.и.н., профессор
Председатель Ученого совета С.А. Устинова, к.ю.н., доцент
Авторы-составители: Ганиев А.М., кандидат ист. наук, доцент Бунькова А.А., ст. преподаватель
Пояснительная записка История России XIV–XVII вв. - базовый учебный курс цикла дисциплин профильной подготовки (федеральный компонент) Основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование. Она изучается студентами 3-го курса дневной формы обучения Цель преподавания дисциплины: дать основы теоретических и практических знаний по русской истории, ее специфике, месте России в средневековом мире; способствовать формированию систематических знаний о главных событиях и основных процессах русской истории XIV–XVII вв. и умений работы с источниками, методической, научной литературой. Задачи дисциплины:
2. определить и изучить исторические факты, необходимые для осмысления отечественной истории средневекового периода; 3. сформировать умения самостоятельно анализировать экономическую, социальную и политическую историю России XIV–XVII вв. Принципы отбора содержания и организации учебного материала обусловлены включенностью дисциплины в систему базовых исторических дисциплин. Распределение содержания между лекционными и практическими занятиями произведено на основе принципа информационной дополнительности. Лекционный курс сориентирован на рассмотрение узловых проблем экономической, социально-политической истории и культуры русского общества. В основу организации и изложения материала положен проблемный подход, позволяющий использовать современные достижения исторической науки в области отечественного средневековья, в том числе методов исторической антропологии и социокультурного подхода. Выход на изучение разных уровней общественного развития при анализе исторических процессов делает необходимым обращение к проблемам периодизации отечественной истории средневековья, к генетическому анализу социально-экономических и политических подсистем, что позволяет глубже понять их содержание, взаимные связи, соотношение общего и особенного, случайного и необходимого, осознать законы, управляющие этими процессами. Практическая сторона курса ориентирует студента на непосредственную работу с историческим источником, что способствует формированию профессиональных навыков историка и формирует ответственное отношение к исторической информации. Совокупность перечисленных принципов обусловила: · структурный анализ феодальных социально-экономических и социально-политических структур, этнокультурных процессов на разных уровнях их развития; · контроль за аналитическим характером усвоения материала.
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов в соответствии с ГОС ВПО и квалификационной характеристикой выпускника: - знает об основных этапах и важнейших событиях средневековой истории России: место и роль ее в мировой средневековой истории; - владеет понятийно-терминологическим аппаратом по истории средневековой России, знает ее хронологию; - осознает значение явлений культуры средневековой России в контексте истории мировой культуры; - знает об основных школах и направлениях изучения средневековой истории, важнейшие историографические проблемы; - знает основные исторические источники, владеет приемами источниковедческого анализа и критики; - понимает природу исторических фактов, умеет анализировать исторические явления и процессы по средневековой истории России; - знает основные концепции философии истории; понимает особенности исторического познания.
Входная аттестация. Выявление имеющихся у студентов знаний и навыков учебной работы. Проводится в виде срезов знаний, тестирования, собеседования. Текущая аттестация качества усвоения знаний. Определение уровня усвоения знаний, возможностей его углубления и расширения. Проводится в форме письменных проверочных работ, выступлений с докладами, собеседования. Итоговая аттестация. Определение степени усвоенности основных понятий, фактов и процессов. Экзамен в 5 семестре. 2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. История России XIV–XVII вв.: предмет, структура и задачи изучения курса. Средневековая Россия в школьном курсе истории, его структура. Значение отечественной истории в гражданском и патриотическом воспитании молодого поколения. Территория н население России в XIV–XVII вв. Природно– климатические и географические условия развития. Методологические основы изучения отечественной истории. Место России XIV–XVII вв. в мировой цивилизации: общее и особенное. Основные исторические школы и концепции отечественной исторической науки. Отечественное источниковедение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.016 с.) |