![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дпп. 5. 1. История России XIV – XVII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДПП. 5.1. История России XIV – XVII вв. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по профилю 050401.62 История по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование
Нижний Тагил
Программа дисциплины «История России XIV – XVII вв.» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и специалистов по циклу: ДПП профиля 050401.62 История направления 050400.62 Социально-экономическое образование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, указанного выше направления и специальности. Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, теории и методики обучения (протокол №1 от 25.09.2009 г.), утверждена на заседании Ученого совета Социально-экономического факультета (протокол № 2 от 23.10.2009 г.).
Зав кафедрой В.М. Кириллов, д.и.н., профессор
Председатель Ученого совета С.А. Устинова, к.ю.н., доцент
Авторы-составители: Ганиев А.М., кандидат ист. наук, доцент Бунькова А.А., ст. преподаватель
Пояснительная записка История России XIV–XVII вв. - базовый учебный курс цикла дисциплин профильной подготовки (федеральный компонент) Основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование. Она изучается студентами 3-го курса дневной формы обучения Цель преподавания дисциплины: дать основы теоретических и практических знаний по русской истории, ее специфике, месте России в средневековом мире; способствовать формированию систематических знаний о главных событиях и основных процессах русской истории XIV–XVII вв. и умений работы с источниками, методической, научной литературой. Задачи дисциплины:
2. определить и изучить исторические факты, необходимые для осмысления отечественной истории средневекового периода; 3. сформировать умения самостоятельно анализировать экономическую, социальную и политическую историю России XIV–XVII вв. Принципы отбора содержания и организации учебного материала обусловлены включенностью дисциплины в систему базовых исторических дисциплин. Распределение содержания между лекционными и практическими занятиями произведено на основе принципа информационной дополнительности. Лекционный курс сориентирован на рассмотрение узловых проблем экономической, социально-политической истории и культуры русского общества. В основу организации и изложения материала положен проблемный подход, позволяющий использовать современные достижения исторической науки в области отечественного средневековья, в том числе методов исторической антропологии и социокультурного подхода. Выход на изучение разных уровней общественного развития при анализе исторических процессов делает необходимым обращение к проблемам периодизации отечественной истории средневековья, к генетическому анализу социально-экономических и политических подсистем, что позволяет глубже понять их содержание, взаимные связи, соотношение общего и особенного, случайного и необходимого, осознать законы, управляющие этими процессами.
Практическая сторона курса ориентирует студента на непосредственную работу с историческим источником, что способствует формированию профессиональных навыков историка и формирует ответственное отношение к исторической информации. Совокупность перечисленных принципов обусловила: · структурный анализ феодальных социально-экономических и социально-политических структур, этнокультурных процессов на разных уровнях их развития; · контроль за аналитическим характером усвоения материала.
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов в соответствии с ГОС ВПО и квалификационной характеристикой выпускника: - знает об основных этапах и важнейших событиях средневековой истории России: место и роль ее в мировой средневековой истории; - владеет понятийно-терминологическим аппаратом по истории средневековой России, знает ее хронологию; - осознает значение явлений культуры средневековой России в контексте истории мировой культуры; - знает об основных школах и направлениях изучения средневековой истории, важнейшие историографические проблемы; - знает основные исторические источники, владеет приемами источниковедческого анализа и критики;
- понимает природу исторических фактов, умеет анализировать исторические явления и процессы по средневековой истории России; - знает основные концепции философии истории; понимает особенности исторического познания.
Входная аттестация. Выявление имеющихся у студентов знаний и навыков учебной работы. Проводится в виде срезов знаний, тестирования, собеседования. Текущая аттестация качества усвоения знаний. Определение уровня усвоения знаний, возможностей его углубления и расширения. Проводится в форме письменных проверочных работ, выступлений с докладами, собеседования. Итоговая аттестация. Определение степени усвоенности основных понятий, фактов и процессов. Экзамен в 5 семестре. 2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. История России XIV–XVII вв.: предмет, структура и задачи изучения курса. Средневековая Россия в школьном курсе истории, его структура. Значение отечественной истории в гражданском и патриотическом воспитании молодого поколения. Территория н население России в XIV–XVII вв. Природно– климатические и географические условия развития. Методологические основы изучения отечественной истории. Место России XIV–XVII вв. в мировой цивилизации: общее и особенное. Основные исторические школы и концепции отечественной исторической науки. Отечественное источниковедение. Раздел II. Русские земли и княжества в составе Золотой Орды и Литвы в ХIV – первой половине ХV вв. Начало объединения русских земель. Золотая Орда XIV–XV вв. Социально - политические, экономические и этнокультурные процессы, их особенности. Северо-Западные и Северо- Восточные русские земли и Золотая Орда, характер взаимоотношений. Проблема русско-ордынских отношений в современной историографии. Политическое дробление Золотой Орды, ее ослабление и распад во второй половине XIV – первой половине ХУ вв. Западные и Южнорусские земли и Литва, характер взаимоотношений. Образование Великого княжества Литовского и Русского, его внутренняя и внешняя политика в ХIV – ХV вв. Польско–литовские отношения, их объединение и образование Речи Посполитой. Формирование политической системы Великого Владимирского княжения на рубеже ХIII – ХIV веков. Северо-восточная Русь и Новгородская республика: социально - политические, экономические и этнокультурные процессы, их особенности. Изменения в структуре феодальной собственности. Основные категории крестьян, их положение. Развитие городов, ремесла и торговли. Усиление центростремительных тенденций и начало объединительного процесса. Возникновение Московского княжества. Даниил Александрович. Юрий Данилович (1303 - 1325). Соперничество с Тверским княжеством. Начало возвышения Москвы. Правление Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1340) и его сыновей. Складывание Великого Московского княжества. Церковь, ее роль в объединительном процессе. Митрополит Алексей. Сергей Радонежский. Дмитрий Иванович. Куликовская битва и ее историческое значение. Феодальная война во второй четверти ХV века в Московском княжестве и ее последствия. Василий II Темный. Москва и Тверь, Москва и Новгород: характер взаимоотношений в первой половине и середине ХV в. Окончательное закрепление за Москвой роли политического центра объединения русских земель и борьбы за независимость от Золотой Орды.
Раздел III. Образование и становление Русского государства во второй половине XV – первой половине ХVI вв. Завершение объединительного процесса и образование государства. Социально - экономические и политические предпосылки. Складывание основной территории единого государства (присоединение Ярославского, Ростовского княжеств, ликвидация независимости Великого Новгорода и великого княжества Тверского). Свержение золотоордынского ига, его значение. Правление Ивана III и Василия III, их внутренняя и внешняя политика. Складывание системы центральных и местных органов управления. Характер властных отношений, возникновение представительных органов. Боярская дума. Законодательство. Судебник 1497 г. Ивана III. Суд и судопроизводство на Руси. Особенности российской государственности: установление сильной единоличной власти, новый этап на пути изживания удельной системы, полная победа подданства над вассалитетом. Усиление деспотических тенденций при Василии III. Окончательный подрыв удельной системы. Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Светская власть и церковь. Нестяжатели и иосифляне. Оформление самодержавной идеологии. «Сказание о великих князьях Владимирских», теория «Москва - третий Рим». Военно-административные реформы Елены Глинской. Период боярского правления и ослабление процесса централизации. Народные волнения 40–х годов, их последствия, Земский Собор 1549 года. Воцарение Ивана IV. Проблема типологии Русского государства в отечественной и зарубежной историографии. Формирование великорусского этноса, особенности его материальной и духовной культуры. Историческое значение образования Русского централизованного государства. Темы семинарских занятий. Источники: см. занятие 1. Литература. 1. Аграрная история северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI вв. – Л., 1971. 2. Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история северо-восточной Руси XV – XVI вв. – М. – Л., 1966. 3. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л., 1988. 4. Андреев И.Л. Дворянство и служба в XVII вв. // ОИ. 1998. №2. 5. Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. – М., 1986. 6. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. – М., 1980. 7. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV – XVI вв. – М., 1966. 8. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. – М., 1969. 9. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси XIV – XVI вв. – М. – Л., 1947. Т. 1.
10. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. – М., 1986. 11. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV – XVI вв.). – М., 1977. 12. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М., 1972. 13. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI вв.: Очерки социально-политической истории. – М., 1982. 14. Зимин А.А. Феодальная знать Тверского и Рязанского княжеств и московское боярство конца XV – первой трети XVI века // ИСССР. 1973. № 3. 15. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. – М., 1988. 16. Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси к XIV – первой половине XV вв. – Л., 1979. 17. История крестьянства СССР. – М., 1990. Т. 2.: Крестьянство в период раннего и развитого феодализма. 18. Кияс Артур. Поместная система в Московском государстве в XV – первой половине XVI века. Историография и проблематика. – Познань, 1984. 19. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. – М., 1985. 20. Кобрин В.Б. Из истории правительственной политики в области княжеского и вотчинного землевладения в XV – XVI вв. (Законы 1551, 1562, 1572) // ИСССР. 1984. №1. 21. Кобрин В.Б. Землевладельческие права княжат в XV – первой трети XVI вв. и процесс централизации Руси // ИСССР. 1981. №4. 22. Кобрин В.Б., Юрганов А.Я. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси // ИСССР. 1991. № 4. 23. Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. – М., 1987. 24. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. – М., 1988. 25. Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1992. 26. Плигузов А.И. О размерах церковного землевладения в России XVI в. // ИСССР. 1988. №2. 27. Сахаров А.М. Об эволюции феодальной собственности на землю в Российском государстве в XVI в.// ИСССР. 1978. № 4. 28. Тихомиров М.Н. Российское государство в XV – XVII вв. – М., 1972. 29. Тихонов Ю.А. Помещичьи усадьбы и помещичье хозяйство в России после Соборного Уложения 1649 г. (1649 – 1679 гг.) // ИСССР. 1978. №4. 30. Ускин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества// ОИ. 1993. № 5. 31. Хорошкевич А. Л. Руси и Восточная Европа в XIII – XV вв. // История Европы. – М., 1992. Т II., ч. II. 32. Черкасова М.С. О борьбе помещиков за землю в конце XV – первой половине XVI века // ИСССР. 1989. № 5. 33. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV вв. – М., 1960. 34. Шапиро А.Л. О природе феодальной собственности на землю // ВИ. 1969. №12. 35. Шапиро А. Л. Проблемы социально-экономической истории Руси XIV – XVI вв. – Л., 1977. 36. Шватченко О.А. Образование единого Российского государства и изменения в статусе вотчины в XVI – XVII вв. // Система государственного феодализма. Сб. статей. – М., 1993. Вып. 1. 37. Шватченко О.А. Размещение и структура вотчинного землевладения в первой трети XVII в. // Исторические записки. – М., 1987. Т. 115. 38. Шватченко О.А. Светские феодальные вотчины России в первой трети XVII в. – М., 1990. 39. Юрганов А.Ю. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // ОИ. 1996. № 3.
Источники: см.: тема 1. Литература: Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история северо-восточной Руси XV – XVI вв. – М. – Л., 1966.
Вдовина Л. И. Крестьянская община и монастырь в центральной России в первой половине XVIII в. – М., 1984. Воробьев В.М. Изживалось ли холопство в поместьях Северо-Запада России середины XVII – н. XVIII в. // ИСССР. 1983. №4. Горская Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. М. 1977. Горский А. Д. Община на черносошных землях и сеньориях: Семейное и общинное право // История крестьянства СССР. – М., 1990. Т. 2: Крестьянство в период раннего и развитого феодализма. Горский А. Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV – XV вв. – М., 1960. Горский А.Д. К вопросу о сущности черного землевладения на Руси в XIV – XV вв. // Проблемы развития феодальной собственности на землю. М. 1979. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М.1994. Дегтярев А.Я. Русская деревня в XV – XVII в. Очерки истории сельского расселения. Л. 1980. Дегтярев А. Я. Советская историография сельского расселения феодальной Руси (XV – XVII вв.) // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы историографии. Сб. к 75-летию со дня рожд. В. В. Мавродина. – Л., 1983. Зимин А.А. Холопы на Руси. М. 1973. История Европы. Т.3. От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). М. 1993. История крестьянства СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 2. -М. 1989. Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. – М., 1987. Колычева Е. И. Холопство и крепостничество, конец XV – XVI вв. – М., 1971. Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси в период образования Русского централизованного государства. Конец XIII – начало XVI в. – Л., 1965. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. 1998. Милов Л. В. Общее и особенное российского феодализма (Постановка проблемы) // ИСССР. 1989. № 5. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности Российского исторического процесса // ВИ. 1992. №4/5. Панеях В. М. Кабальное холопство на Руси в XVI в. – Л., 1967. Панеях В. М. Холопство в первой половине XVII в. – Л., 1984. Панеях В.М. Добровольное холопство в первой половине XVII в. // Исторические записки. Вып. 108. М. 1982. Панеях В.М. К спорам о холопьем наделе в XVI в. // ИCCCР. 1973. № 3. Панеях В.М. Уложение 1597 г. о холопстве // Ученые записки. Вып. 77. М. 1965. Сахаров А. М. Русская деревня XVII в. По материалам патриаршего хозяйства. М., 1966. Хелли Р. Холопство в России. 1450-01725. М., 1998. Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. – М., 1960. Шапиро А. Л. Крестьянское землепользование // Аграрная история Северо-запада России XVI в. Новгородские пятины. – Л., 1974. Шапиро А. Л. Натуральные и денежные повинности крестьян // Аграрная история Северо-запада России XVI в. Новгородские пятины. – Л., 1974. Шапиро А. Л. Опыт моделирования крестьянского хозяйства // Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI в. – Л., 1971. Шапиро А. Л. Проблемы социально-экономической истории Руси XIV – XVI вв. – Л., 1977. Шапиро А. Л. Размеры земельных наделов // Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI в. – Л., 1971. Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Определите влияние татаро-монгольского нашествия на этнические, демографические и этнокультурные процессы в древнерусских землях. Обоснуйте выводы ссылками на исторические источники и научную литературу. 2. Установите характер русско-золотоордынских и русско-литовских отношений в XIV – XVI вв. Определите правовой статус русских земель в составе этих государств. При ответе на этот вопрос важно составить карту-схему границ русского государства с указанием свободных и зависимых территорий. 3. Составьте таблицу дат и событий (исторических фактов), иллюстрирующих объединительный процесс в русских землях. Цветом выделите опорные даты. Подумайте, существовала ли альтернатива Москве. Сделайте свое предположение. В качестве доказательств используйте и материалы таблицы. Здесь другим цветом выделите ключевые события, в которых Москва могла лишиться своей инициативы. 4. Определите место работ Л.Н. Гумилева в отечественной историографии по проблеме золотоордынского ига. Укажите слабые и сильные стороны его выводов. 5. Подберите и проанализируйте материал по проблемам: “Общее и особенное в преодолении феодальной раздробленности и образовании единых государств в странах Восточной и Западной Европы”; “Европейское Возрождение и культурный подъем в русских землях в конце XIV - XV вв.”. 6. Ответьте, на каких идейно–религиозных и нравственных традициях сложилось Русское централизованное государство? 7. Докажите, какой путь развития государственности России в XVI в. был предпочтительнее: реформы «Избранной рады», представительных учреждений или деспотической власти Ивана Грозного? 8. Составьте схему структуры власти и управления в Российском государстве XVI – XVII вв., показав при этом их эволюцию. 9. Дайте периодизацию процесса юридического оформления государственной системы крепостного права в конце XV - XVII вв., выясните причины и сущность каждого из ее периодов. 10. Подберите материал по проблемам: “Борьба за централизацию в странах Европы, Ближнего и Среднего Востока”; “Формы сословного представительства в монархиях различных европейских стран”; “«Второе издание крепостничества» в странах к востоку от Эльбы” и проанализируйте их, используя сравнительно-исторический метод. 11. Проанализируйте основные события Смуты начала XVII в. Выясните политические цели различных сословий и социальных групп. Представьте ваши выводы в виде схемы, таблицы или диаграммы. 12. Оформите справку о фактах героизма и мужества русских людей, проявленных в борьбе против польской и шведской интервенции. 13. Подумайте об исторических судьбах Русского государства в случае утверждения на престоле королевича Владислава. Представьте свои выводы в виде схемы, иллюстрирующей причинно-следственные связи в данном случае. 14. Составьте перечень основных событий, связанных с деятельностью церковных институтов в XV – XVII вв. На основе этого перечня определите роль церкви в развитии русской средневековой цивилизации и государственности. 15. Представьте список имен, с которыми связаны особые достижения в культуре русского общества в XVII веке. Аннотируйте каждое из них. 16. Составьте таблицу: “ Внешняя политика России в XVI – XVII вв.: основные направления, задачи, итоги и последствия”.
1. Категории зависимого населения в Российском государстве XIV – XV вв. Исследование социального и правового статуса. 2. Развитие русско-ордынских отношений в XV – XVI вв. 3. Роль церкви в борьбе с ордынскими ханами в XIV – XV вв. 4. Феодальная война в Московском княжестве. 5. основные проблемы изучения образования территории Московского государства. 6. Московские и тверские князья в Орде. 7. Человек в позднем летописании. Московская династия князей. 8. Позднее летописание и проблемы его изучения. 9. Опричнина глазами современников и потомков. 10. Смута начала XVII в. глазами современников. 11. Смута начала XVII в. в отечественной историографии. 12. Городские восстания в русском государстве. 13. Земские соборы: восприятие современниками. 14. Фавориты у власти и против нее: Андрей Курбский. 15. «Москва – Третий Рим» как идеология Русского государства. 16. История права Русского государства. XV – XVII вв. 17. Самозванство как культурно-исторический феномен. 18. История церковного раскола второй половины XVII в. 19. Алексей Михайлович и патриарх Никон: история конфликта. 20. Боярская Дума в политическом устройстве Московского государства. 21. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв. 22. Кабальное холопство в истории Русского государства XV – XVII вв. 23. Черносошное крестьянство в Русском государстве XV – XVII в.. 24. Правительственная политика в области феодального землевладения в XVI в. 25. Монастырское землевладение в XV – XVII в. 26. Церковь в эпоху Ивана Грозного. 27. Этнокультурная и демографическая история Русского государства в XIV – XVII вв.: итоги изучения. 28. Эпидемии в истории русского государства в XIV –XVI вв. 29. Городская культура Руси в XIV – XVII вв. 30. Феодальные отношения в Русском государстве XIV – XVII вв. и особенности перехода к Новому времени.
1. Подчинение территории Древнерусского государства монголо-татарам. Система подчинения и управления русской землей. 2. Усиление Северо-восточных земель. Возвышение Москвы. 3. Процесс объединения земель вокруг Москвы. 4. Князья московской династии. Борьба за власть. 5. Этапы борьбы Русской земли с Золотоордынскими ханами. 6. Феодальная война XV в. Причины. Содержание. Результаты. Василий II. 7. Русская земля и Орда в XIV - XV вв. 8. Русская земля и Литва в XIV - XV вв. 9. Характеристика источниковой базы по истории русского общества и государства XV – XVII вв. 1. Складывание территории Московского государства. 2. Великорусская народность в свете отечественной историографии. 3. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв. 4. Категории зависимого населения в Русском государстве XV – XVII вв. Крестьянская община. Проблема крестьянских переходов. 5. Государственная политика в закрепощении крестьян. Барщина. 6. Законотворческая деятельность государства в XV – XVI вв. 7. Складывание идеологии Московского государства. 8. Иван III, Василий III. История власти и характеристика личности. 9. Роль Боярской Думы в управлении государством в XV – XVII вв. 10. Регентство Елены Глинской. Борьба за власть. Боярское правление. 11. Венчание на царство Ивана IV. Преобразования в первый период правления Ивана IV. 12. Земские соборы в истории Русского государства. 13. Опричнина: причины, содержание, последствия. Мнения в отечественной историографии. 14. Кризис династии. Избрание Бориса Годунова. Правление Бориса Годунова. 15. Смута. Причины. Основные силы. Ход событий. Результаты. Последствия. 16. Роль самозванцев в Смуте. 17. Семибоярщина. Итоги правления. 18. Становление новой династии. Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова. Первые годы после Смуты. 19. Алексей Михайлович. Содержание и итоги правления. 20. Бунты в истории Русского государства. XVII в. 21. Соборное Уложение 1649 г. 22. Патриарх Никон. История и последствия церковного раскола. 23. Основные направления внешней политики в XV – XVII вв. Решенные и нерешенные вопросы. 24. Развитие общественной мысли в XVI – XVII вв. 25. Быт и нравы русского народа в XV – XVII вв. 26. Основные черты русской культуры в XV – XVII вв. 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература Учебники, учебно-методические пособия: История России с древних времен до XVIII века: учебно-методическое пособие/ авторы-составители А.М. Ганиев, А.А. Бунькова. – Нижний Тагил, 2008. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина, Н.В. Козлова, Б.Н. Флоря; под ред. Л.В. Милова. - М., 2009. Дополнительная литература ДПП. 5.1. История России XIV – XVII вв. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по профилю 050401.62 История по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование
Нижний Тагил
Программа дисциплины «История России XIV – XVII вв.» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и специалистов по циклу: ДПП профиля 050401.62 История направления 050400.62 Социально-экономическое образование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, указанного выше направления и специальности. Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, теории и методики обучения (протокол №1 от 25.09.2009 г.), утверждена на заседании Ученого совета Социально-экономического факультета (протокол № 2 от 23.10.2009 г.).
Зав кафедрой В.М. Кириллов, д.и.н., профессор
Председатель Ученого совета С.А. Устинова, к.ю.н., доцент
Авторы-составители: Ганиев А.М., кандидат ист. наук, доцент Бунькова А.А., ст. преподаватель
Пояснительная записка История России XIV–XVII вв. - базовый учебный курс цикла дисциплин профильной подготовки (федеральный компонент) Основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование. Она изучается студентами 3-го курса дневной формы обучения Цель преподавания дисциплины: дать основы теоретических и практических знаний по русской истории, ее специфике, месте России в средневековом мире; способствовать формированию систематических знаний о главных событиях и основных процессах русской истории XIV–XVII вв. и умений работы с источниками, методической, научной литературой. Задачи дисциплины:
2. определить и изучить исторические факты, необходимые для осмысления отечественной истории средневекового периода; 3. сформировать умения самостоятельно анализировать экономическую, социальную и политическую историю России XIV–XVII вв. Принципы отбора содержания и организации учебного материала обусловлены включенностью дисциплины в систему базовых исторических дисциплин. Распределение содержания между лекционными и практическими занятиями произведено на основе принципа информационной дополнительности. Лекционный курс сориентирован на рассмотрение узловых проблем экономической, социально-политической истории и культуры русского общества. В основу организации и изложения материала положен проблемный подход, позволяющий использовать современные достижения исторической науки в области отечественного средневековья, в том числе методов исторической антропологии и социокультурного подхода. Выход на изучение разных уровней общественного развития при анализе исторических процессов делает необходимым обращение к проблемам периодизации отечественной истории средневековья, к генетическому анализу социально-экономических и политических подсистем, что позволяет глубже понять их содержание, взаимные связи, соотношение общего и особенного, случайного и необходимого, осознать законы, управляющие этими процессами. Практическая сторона курса ориентирует студента на непосредственную работу с историческим источником, что способствует формированию профессиональных навыков историка и формирует ответственное отношение к исторической информации. Совокупность перечисленных принципов обусловила: · структурный анализ феодальных социально-экономических и социально-политических структур, этнокультурных процессов на разных уровнях их развития; · контроль за аналитическим характером усвоения материала.
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов в соответствии с ГОС ВПО и квалификационной характеристикой выпускника: - знает об основных этапах и важнейших событиях средневековой истории России: место и роль ее в мировой средневековой истории; - владеет понятийно-терминологическим аппаратом по истории средневековой России, знает ее хронологию; - осознает значение явлений культуры средневековой России в контексте истории мировой культуры; - знает об основных школах и направлениях изучения средневековой истории, важнейшие историографические проблемы; - знает основные исторические источники, владеет приемами источниковедческого анализа и критики; - понимает природу исторических фактов, умеет анализировать исторические явления и процессы по средневековой истории России; - знает основные концепции философии истории; понимает особенности исторического познания.
Входная аттестация. Выявление имеющихся у студентов знаний и навыков учебной работы. Проводится в виде срезов знаний, тестирования, собеседования. Текущая аттестация качества усвоения знаний. Определение уровня усвоения знаний, возможностей его углубления и расширения. Проводится в форме письменных проверочных работ, выступлений с докладами, собеседования. Итоговая аттестация. Определение степени усвоенности основных понятий, фактов и процессов. Экзамен в 5 семестре. 2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. История России XIV–XVII вв.: предмет, структура и задачи изучения курса. Средневековая Россия в школьном курсе истории, его структура. Значение отечественной истории в гражданском и патриотическом воспитании молодого поколения. Территория н население России в XIV–XVII вв. Природно– климатические и географические условия развития. Методологические основы изучения отечественной истории. Место России XIV–XVII вв. в мировой цивилизации: общее и особенное. Основные исторические школы и концепции отечественной исторической науки. Отечественное источниковедение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.144 (0.013 с.) |