Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные революции как форма развития науки Т.Кун

Поиск

Это первая модель науки, которую можно назвать социокультурной. «Структура научных революций»,1962. «Вторичное размышление о парадигме»1974.

Одно из опорных понятий теории Куна - это научное сообщество, как подлинный субъект научной деятельности. Неопозитивисты исследовали абстрактный интеллект, исполняющий логические процедуры.

Основой объединения ученых в сообщество становится дисциплинарная матрица, включающая в себя во-первых общепризнанные положения метафизического (философского) характера, общепринятые ценности и образцы научной деятельности. Это парадигма в самом общем смысле - признанные конкретным научным сообществом достижения, которые в течение определенного времени предоставляют модель для постановки проблемы и их решения.

Любая наука проходит ряд стадий в своем развитии (обращение к истории реальной науки в его работе):

· Допарадигмальная – наличие враждующих школ и направлений, претендующих на то, чтобы стать основанием будущим парадигмам.

· Стадия научной революции – происходит оформление парадигмы.

· Стадия нормальной (зрелой) науки

Важнейшим свойством научной парадигмы становится высокая эффективность в применении к определенному классу задач. Предметная область науки оказывается в значительной мере структурирована, и ограничена средствами специфичной для нее парадигмы.

Таким образом, в данный период цель научных исследований – совершенствование имеющегося знания, решение все более изощренных задач – кумулятивная стадия развития научного познания.

Хотя парадигма совершенствуется на том же классе задач, что ею же и отобран, происходит постепенное накопление исключений, нерешенных задач и тому подобных явлений.

Осознание неэффективности парадигмы обозначает начало кризиса в данной научной области - экстраординарный период, то есть противостояние приверженцев парадигмы и оппозиционеров. Если появляется новая парадигма, то можно говорить о научной революции.

Процесс смены парадигм не поддается полностью рациональному объяснению. Они не соизмеримы, так как старая объясняет больше фактов и всегда более разработана. Тем не менее, всегда выбирается новая. В этом процессе играют роль социокультурные факторы, а так же иррациональные моменты – вера в эвристический потенциал новой парадигмы.

Таким образом, концепция Куна совмещает кумулютявистский и некумулютявисткий подходы к пониманию процесса развития научного знания.

 

Концепция П. Фейерабенда

Фейерабенд анализирует науку с такой позиции, когда наука понимается, как одна из многих форм мышления не обязательно наилучшая. Необходимо четко осознать ее преимущества и ограничения.

Фейерабенд критикует идею о необходимости следованию строго установленным методам познания.

Невозможно и не необходимо поддерживать только общепризнанные способы познания, поскольку «глаза должны быть открыты», нельзя ограничивать поиск заранее и необходимо учитывать то, что исследователь формируется определенной системой образования, в рамках определенного идеала рациональности.

Автор не предлагает новую методологию, он говорит о том, что для развития необходимо науки принять тезис о том, что универсальных способов познания не существует.

Пролиферация (размножение) теорий, которые предлагают различные способы описания реальности. Сочетается с принципом дополнительности Бора. Таким образом исследователи должны постоянно изобретать новые точки зрения относительно фактов и через конкуренцию и критику осуществляется рост научного знания.

 

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Основные вопросы касающиеся развития науки:

· Каковы движущие силы этого процесса

· Является ли постоянное накопление истинного знания единственно верной моделью науки

· Как сочетаются эволюционные и революционные моменты в этом процессе

Интернализм (А. Койре, К. Поппер)

Поскольку наука – это духовная деятельность, и мир познания в теоретической своей составляющей автономен по отношению к реальному миру, то все изменения в науке происходят по ее внутренней логике развития. Научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система, влияние на которую со стороны внешних факторов выражается лишь ускорением или замедлением хода научного познания.

Те очевидные взаимосвязи, что существуют между философскими и научными представлениями сторонники данной точки зрения объясняют неразделимостью мировоззренческого и научного знаний.

Экстернализм (Шпенглер, Бернау, Лоренц, Косарева)

Возникновение и развитие науки объясняется существенным влиянием культуры в целом и ее отдельных сфер и носителей. Особо акцентируется влияние этих условий не только на выбор направления, тем исследований, но и на содержание научных теорий.

Различают жесткий экстернализм, сторонники которого за каждой существенной новацией видят коренные изменения в социальной и культурной сфере, и умеренный (мягкий) экстернализм, объясняющий опосредованное влияние общекультурных факторов через общий фон знания, и тогда основной задачей исследователя науки становится реконструкция социальных условий и ориентиров научной деятельности.

Одно из направлений, в котором разрабатывается данный подход в науке – эволюционная эпистемология (учение об истинном знании) – познание понимается как момент эволюции живой природы. Акцентируются общие для человека и других живых существ формы поведения, а к этапам развития науки применяются биологические термины.

В последние десятилетия граница между этими двумя подходами все более стирается. Проблему видят в том, чтобы понять взаимодействие внешних и внутренних факторов либо в развитии науки, либо для смены теорий, понятий и т.д.

 

Кумулятивизм и антикумулятивизм

Кумулятивизм

Сторонники кумулятивизма абсолютизируют момент количественного роста знаний. Речь идет об увеличении числа накопленных фактов, степени общности законов и накопление неизменных истин.

Познание понимается как непрерывный процесс приближения к абстрактному и универсальному идеалу истины

Развитие такого понимания приводит к представлению о том, что объектом научного исследования становятся не явления как таковые, а слой опосредований, созданный предшествующей наукой, новые проблемы вырастают из решения старых, и науке незачем открывать новые смысловые пространства, а нужно лишь уточнять, детализировать, совершенствовать знания. Кумулятивизм подчеркивает преемственность знаний.

Согласно кумулятивизму в последовательности сменяющих друг друга теорий новая не отбрасывает ничего из предшествующих, а включает в себя предыдущую как предельный случай.

На этой основе был сформулирован общенаучный принцип соответствия: Можно задать такие экстремальные значения определенным теоретическим параметрам, что результаты старой и новой теории совпадут в некоторой общей области явлений.

Очевидно, что такая точка зрения (кумулятивизм) не учитывает переоценку и качественный отбор накапливающихся знаний. В этой позиции отсутствует процедура отрицания, процедура выявления противоречий.

Антикумулятивизм (Пол Ферреро)

В ходе развития науки не существует устойчивых и сохраняющихся компонентов. Каждый новый этап эволюции науки связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки – постоянная борьба и смена теорий, в которой нет ни логической ни содержательной преемственности.

Реальный процесс развития науки сочетает в себе и стадии накопления знаний и моменты коренных качественных преобразований.

Тот качественный скачек в развитии научных знания, который можно характеризовать как научную революцию предполагает во-первых перестройку философских и методологических оснований науки, а во-вторых формирование новых стратегий деятельности.

Отечественная философия науки достаточно широко исследовала эту проблему. Исследовались такие вопросы как:

· Изменения в научной картине мира

· Сочетание внутридисциплинарного процесса развития знаний и междисциплинарных влияний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.008 с.)