Основы методологии и методики научного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методологии и методики научного творчества



Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие диссертацию как ква­лификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии и методике научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика высших учебных заве­дений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыка­ми научной работы больше всего возникает вопросов именно этого характера.

2.1. Особенности научной работы и этика научного труда

Научная работа отличается от всякой другой своей целью — по­лучить новое научное знание. Именно в процессе этой работы выра­батываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.

Научная работа — это прежде всего строго плановая деятель­ность. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плано­вое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследо­вание позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономер­ности в природе и обществе. В дальнейшем идет процесс продолже­ния целевой обработки первоначального замысла, уточнение, изме­нение, дополнение заранее намеченной схемы исследования.

Научная работа, являясь творческим процессом, предполагает как обязательное условие ее ведения плюрализм научного мнения.


Хотя такая работа может и должна планироваться, но при этом каж­дый ученый имеет право на свою точку зрения, он может иметь свое мнение, которое должно, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывания всем общей, единой точки зрения здесь не­уместны.

Основным итогом научной работы является внедрение ее резуль­татов, поскольку конечной целью науки как отрасли народного хо­зяйства служит внедрение результатов проведенных исследований в практику.

Для ведения научной работы необходимо научное общение. Это обусловлено тем обстоятельством, что любому исследователю, даже самому квалифицированному, всегда необходимо обговаривать и об­суждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения. Только при этом условии можно избежать заблуждений и ошибок, не пойти по ложному пути научного поиска.

Результаты такого общения оформляются чаще всего в письмен­ном виде исходя из двух соображений. Во-первых, только в таком виде можно изложить идеи, предложения и результаты на строго на­учном языке и в строго логической форме. Во-вторых, основная зада­ча любой научной работы — довести новое научное знание до самых широких кругов научной общественности. Если это знание остается только в голове ученого и о нем никто не может прочитать, то такое знание окажется невостребованным и, по сути дела, бесполезным для науки.

Результаты научной работы описываются и оформляются как различные виды литературной продукции. Мы же рассмотрим только те из них, с которыми чаще всего имеет дело начинающий исследо­ватель, а именно: реферат, научный отчет, тезисы доклада и журналь­ная научная статья.

Реферат — один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного произведения — показать эрудицию начинающего уче­ного, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Рефераты подобного рода, как правило, не публикуются.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целево­му назначению: литературный (обзорный), методический, информа­ционный, библиографический, полемический и другие.

Для начинающего исследователя (в период аспирантуры или подготовки кандидатской диссертации в порядке соискательства) ре­комендуется подготовить рефераты двух видов: литературный с обзо­ром основной литературы по избранной теме исследования и методи­ческий с критическим рассмотрением способов и приемов изучения намечаемого объекта.

Такие рефераты очень полезны. В самом деле, молодой исследо­ватель только-только определил тему диссертации, сформулировал ее


название в самом общем, предварительном виде. Основное знакомст­во с литературой по такой теме помогает ему ориентироваться в круге вопросов, которые были поставлены другими исследователями, но остались нерешенными. Замечания специалистов по содержанию таких рефератов также очень ценны как консультации.

В литературном (обзорном) реферате важно критически и всесто­ронне рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнитель­ные его стороны. Такой литературный критический обзор может по­служить основой для вводной части будущего диссертационного со­чинения.

Реферат методического характера целесообразно составить в пла­не сравнительной оценки применяемых приемов и способов решения планируемых задач. Следовательно, основное внимание реферата на­до сосредоточить на детальном анализе качества методов и ожидае­мых результатов исследования.

Цель такого реферата не столько в том, чтобы показать товари­щам и научному коллективу, где ведется подготовка молодого иссле­дователя, уровень его компетенции, но главным образом чтобы про­извести своевременную корректировку в работе, используя деловые критические замечания коллег.

При работе над рефератами следует не допускать ошибок при их подготовке. Так, некоторые диссертанты стремятся перечислить в ре­ферате все научные факты в их хронологической последовательности, год за годом. Этот прием часто применяется в обзорных рефератах. Но в одних случаях он вполне оправдан, а в других — не достигает цели, не раскрывает сути явления. Таким расположением фактичес­кого материала следует пользоваться весьма осмотрительно. Нельзя забывать, что многие сложные явления требуют для своего объясне­ния различные подходы. Выделить генеральную линию развития на­ших знаний о предмете — это значит понять и оценить достоинства и недостатки различных взглядов и подходов.

Можно предложить такой вариант плана для обзорного литера­турного реферата:

1) вводное слово о целевой установке реферата;

2) теоретическое и прикладное значение темы;

3) спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;

4) новые публикации по освещению темы;

5) нерешенные вопросы и их научное, социальное или экономи­ческое значение.

Для реферата методического характера план рассмотрения темы может быть, например, такой:


1) основные задачи исследования темы;

2) анализ наиболее употребительных методов исследования кон­кретного объекта;

3) отзывы видных специалистов о частнонаучных методах по изучению данного объекта;

4) выводы и предложения по существу дела.

Как показывает опыт подготовки научных кадров через аспиран­туру, рефераты представляют хорошую форму выполнения заданий по овладению научным методом главным образом в начальный период работы, например в первый год обучения в аспирантуре. В последую­щие периоды научной подготовки вместо рефератов целесообразно обсуждать в кругу коллег научные отчеты по теме.

По итогам аспирантской подготовки требуется написать научный отчет по теме диссертации и отчитаться по нему Такой отчет должен удовлетворять определенным требованиям.

В структуру отчета обычно включают:

а) титульный лист;

б) реферат;

в) содержание (оглавление);

г) введение;

д) аналитический обзор (если это требуется);

е) обоснование выбранного направления работы (или метода ре­шения задачи);

ж) основную часть отчета, излагающую конкретное содержание исследования и полученные результаты;

з) заключение;

и) список использованной литературы;

к) приложения.

В отчете освещается центральная идея и замысел исследования, а также намеченные пути его выполнения. Диссертанту надлежит объ­ективно осветить положительные и отрицательные результаты своей работы, дать анализ собственных решений. В отчете освещаются также сделанные за отчетное время публикации научных результатов, рефераты и сообщения научного характера. Часть материалов может быть дана в виде приложений.

Тезисы доклада обычно публикуются для предварительного озна­комления с основными положениями диссертации. Очень лаконич­но, почти телеграфным стилем, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого материала объ­емом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Основная цель тезисов доклада — в очень сжатой (до самого ми­нимума) конспективной форме изложить только основные итоги проведенного научного исследования. Если есть возможность опуб­ликовать развернутые тезисы (примерно 4-5 страниц машинописно­


го текста), то диссертант может дать более подробное описание «центральной идеи», обосновать свою работу, подчеркнуть ее роль и значение.

Журнальная научная статья — наиболее солидный и предпочти­тельный вид письменного оформления результатов и итогов прове­денного диссертационного исследования. Обычно она имеет строго ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста). Поэто­му каждый параграф этого письменного документа строится так, чтобы начало чтения сразу давало основную информацию. В основу текста здесь кладется одна научная мысль, одна научная идея. Основ­ная часть научных статей публикуется в научных журналах.

Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Без много­словия, превращающего название в аннотацию, и без излишней краткости, ведущей к размытости содержания. Первый абзац, начи­нающий статью, обычно вводит читателя в проблематику исследова­ния, но не ставит задачей дать обзор литературы, уже известной спе­циалистам. Здесь излагаются цель исследования, задачи данной рабо­ты, возможности ее практического использования. Эти данные помо­гают при чтении статьи быстрее уловить суть проблемы. Структура статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях приводимые в ней данные представляют собой обобще­ние тех, что получены в процессе научных изысканий.

В основу построения журнальной научной статьи может, напри­мер, быть положен такой план:

1) заглавие статьи с указанием фамилии автора (фамилия и ини­циалы), название научного или учебного учреждения, в кото­ром была выполнена работа;

2) вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теоретическом и практическом значениях;

3) краткие данные о методике исследования;

4) анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;

5) выводы и предложения.

В соответствии с выделением в научных исследованиях теорети­ческого и эмпирического уровня знания различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретические статьи описывают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализа­ция, формализация, моделирование. В статьях, где даны расчеты, объектами описания в аналитической или графоаналитической форме являются физические, химические, физико-химические про­цессы, результаты и методика экономических расчетов и др. В рабо­тах, посвященных интерпретации явлений, процессов, проблем, ос­нованных на систематизации научных фактов с выделением главных понятий, принципов, законов, приводятся математические выкладки и модели, но материал излагается преимущественно в текстовой


форме. Основное значение в структуре приобретают логические пра­вила и законы.

Эмпирические статьи описывают результаты исследований, про­водимых с помощью методов эксперимента, наблюдения, измерения и др., но с использованием и ряда теоретических методов. В их заго­ловках часто присутствуют слова «расчет», «оценка», «определение», «методика». Описываются методика исследования, средства для его осуществления, дается характеристика и классификация полученного материала, его интерпретация, в случае внедрения содержатся сведе­ния об опытно-промышленной проверке. Данные обычно представ­лены в виде графиков, реже — схем, диаграмм, чертежей, фотогра­фий, в табличной форме, иногда — в виде математических моделей.

Заключительная часть статьи, подытоживая материал, должна от­вечать на вопросы, поставленные вводной частью, перекликаться с ней и тем самым показывать читателю место работы в системе зна­ний отрасли.

Кроме письменных видов передачи результатов научной работы, используются и устные организационные формы научного общения. К их числу относятся научные съезды, конгрессы, симпозиумы, кон­ференции и семинары. Научный съезд — это собрание представите­лей целой отрасли науки в масштабе страны, научный конгресс — то же, что и съезд, только на международном уровне, симпозиум — меж­дународное совещание научных работников по какому-либо относи­тельно узкому специальному вопросу (проблеме).

Наиболее часто устное научное общение происходит на уровне конференций и семинаров. Научная конференция — это собрание на­учных или практических работников (в последнем случае конферен­ция называется научно-практической). Научная и научно-практичес­кая конференции всегда бывают тематическими. Они могут прово­диться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне.

Научный семинар — это обсуждение сравнительно небольшой группой участников подготовленных ими научных докладов, сообще­ний, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Научные семинары могут быть как разовыми, так и постоянно дейст­вующими. Они являются важным средством сплочения исследова­тельского коллектива, выработки у его членов общих подходов, воз­зрений. Научные семинары проводятся, как правило, в рамках одной научной организации или одного учебного заведения, хотя на их за­седания могут приглашаться и представители других организаций.

В научной работе проводятся самые разнообразные исследова­ния, однако все их разнообразие можно свести к двум основным типам.

Фундаментальные исследования являются важным самостоятель­ным направлением научной работы и играют важную роль в разви­


тии самой науки и дальнейшем ее использовании в процессе произ­водства. Результатом этих исследований служит открытие новых за­конов природы, общества и мышления, систематизация, расширение и углубление знаний по определенной научной проблеме.

К прикладным исследованиям — другому направлению научной работы — относятся исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты, которые ведутся с целью разработки основных принципов изго­товления новой техники и прогрессивной технологии. Именно благо­даря таким исследованиям наука непосредственно входит в производ­ство, превращая научные идеи в материальные процессы и предметы.

В процессе научной работы ученые общаются между собой, ис­пользуя особый тип речи, называемый «научный стиль»*. Такой стиль характеризуется стремлением к четкости выражения мысли, строгой логике изложения, точности и однозначности формулировок. В язы­ке науки используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология. Именно наличие в речи ученых большого количества специальных терминов прежде всего от­личает такую речь от обычного разговорного языка. Для научного стиля характерны также некоторые особенности в использовании синтаксических и стилистических средств.

Таковы основные особенности научной работы. В этой работе есть и своя этика. Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-то официальных требований и документов, но эти нормы су­ществуют.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, напри­мер, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к осо­бенностям научной деятельности. Как нечто подобное краже оцени­вается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи и резуль­таты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложью считается пред­намеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Во-вторых, этические нормы научной деятельности служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первая среди них — необходимость отстаивания истины. Так, широко, например, известно изречение Аристотеля:

«Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими сим­патиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привхо­дящими обстоятельствами. История науки с благодарностью чтит имена подвижников (таких, например, как Джордано Бруно), кото­рые не отреклись от своих убеждений перед лицом тяжелейших ис­пытаний и даже самой смерти.

* Подробнее о научном стиле см. главу 4.4. «Язык и стиль диссертации» настоящего пособия.


К моральным ценностям науки необходимо также отнести оцен­ку истинности научных утверждений независимо от расы, пола, воз­раста, авторитета. Так, результаты крупного, известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем ре­зультаты начинающего исследователя.

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблужде­ние. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе — логически или экс­периментально — обоснованным.

Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому. Для того, чтобы удовлетворять этим требованиям, он должен хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, он должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим. Кроме того, в публикациях ученый должен привести те доказательства и аргумен­ты, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяю­щую провести независимую проверку его результатов.

В научном сообществе научное знание должно становиться общим достоянием, а сам ученый должен быть беспристрастным и искать истину бескорыстно. Вознаграждение и признание необходи­мо рассматривать лишь как возможное следствие научных достиже­ний, а не самоцель.

Этические нормы охватывают и другие стороны научной дея­тельности: процессы подготовки и проведения исследований, прове­дения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зре­ния и т.п.

Безусловно, нередки случаи нарушения учеными указанных эти­ческих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими иссле­дователями, так что он, по сути дела, окажется вне науки. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, как правило, чем материальное вознаграждение. Особен­ность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана, и ре­зультаты ее используются коллегами для получения новых знаний.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вы­зывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нару­


шителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения при­обретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении кли­мата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее

развитие научных знаний.

Ученый, максимально информированный в области своих изыс­каний, за их пределами часто является некомпетентным человеком. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, а затем водородную бомбу — чудовищные средства уничто­жения жизни на Земле. Создавать или не создавать атомную бомбу — это уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социо­логии и других гуманитарных наук. Между тем он решался не учены­ми, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению своих за­мыслов ряд выдающихся ученых.

Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильного

использования достижений науки. В таком случае сразу возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. К сожалению, дости­жение истины не всегда ведет к добру. В этой связи очень к месту вспомнить слова французского мыслителя М. Монтеня, который ска­зал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь

вред».

Любой ученый, который серьезно и ответственно относится к

науке и ее достижениям, может попасть в ситуацию своеобразного выбора, который неизбежно придется делать. В этой связи примене­ние научных достижений и использование научных знаний не явля­ется нейтральным, в том числе и в моральном отношении.

Ответственность за применение достижений науки в первую оче­редь несут сами творцы науки. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения ре­зультатов научных исследований. Но будут ли ученые способствовать только прогрессу общества или же, наоборот, будут служить силам реакции — это уже зависит от самих ученых и их ответственности за

будущее.

1.2. Категории и понятия научной работы

Приступая к подготовке диссертации, следует прежде всего усво­ить язык, на котором ученые общаются между собой. Такой язык весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имеющих хождение только в научной среде. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и ясно диссер­тант может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, ока­зать должное воздействие на читателя своего диссертационного сочи­нения.


Возможно, что некоторые научные понятия и словосочетания терминологического характера, приводимые ниже, могут показаться кому-то банальными или недостаточно точными. Возможно, это и так. Но приведение их все же имеет смысл, поскольку они являются основой усвоения последующего материала.

Абсолютное — безусловное по своей сущности и безотноситель­ное к чему-то внешнему (например, абсолютное пространство и время в классической механике И.Ньюгона).

Абстрагирование — прием мышления, который заключается в от­влечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно­временным выделением интересующих нас свойств и отношений. Ре­зультатом абстрагирующей деятельности мышления является образо­вание абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

Аксиомы — утверждения, доказательство истинности которых не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность акси­ом на выводимые из них следствия.

Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их все­стороннего изучения.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обла­дает.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (пред­мет) исследования.

Верификация — проверка, эмпирическое подтверждение теорети­ческих положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

Генезис — процесс образования и становления какого-либо при­родного или социального явления.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния каких-либо явлений.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокуп­ности таких случаев.

Доказательство — установление (обоснование) истинности вы­сказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргумен­тация проводится по правилам и средствам логики.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющее­ся отношение между явлениями в природе и в обществе.


Закономерность (общественная) — повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического про­цесса.

Идеалы науки — теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимально обоснованного и доказатель­ного знания.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изу-чениЯ) но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Изобретение — решение технической задачи, отличающейся су­щественной новизной и дающей положительный эффект.

Измерение — операция, в основе которой лежит сравнение объ­ектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осу­ществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы изме­рения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свой­ства со стороны их количественных характеристик.

Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в кото­ром общий вывод строится на основе частных посылок.

Интуиция — способность непосредственного постижения исти­ны. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания. Ре­зультаты интуитивного познания со временем логически доказывают­ся и проверяются практикой.

Исследование научное — процесс выработки новых научных зна­ний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направле­ние исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследова­ний, включающая определенное количество исследовательских про­блем из одной научной дисциплины, включая область ее примене­ния.

Исследовательское задание — элементарно организованный ком­плекс исследовательских действий, сроки исполнения которых уста­навливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследова­тельской темы.

Истина — правильное, адекватное отражение предметов и явле­ний действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме — как результат деятельности человеческо­го мышления.

Историография — научная дисциплина, изучающая историю ис­торической науки.


Категория — форма логического мышления, в которой раскрыва­ются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объ­ектов) какой-либо области знания или деятельности человека, ис­пользуемая как средство для установления связей между этими поня­тиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законор, присущих отображенной в ней области действи­тельности.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Метод исследования — способ применения старого знания для по­лучения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методика исследования — система конкретных приемов или спо­собов осуществления какого-либо исследования.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с опреде­ленных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответству­ет объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объектив­ной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Наука -- система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о яв­лениях природы и общества.

Науковедение — раздел науки, изучающий закономерности функ­ционирования и развитие науки, структуру и динамику научной дея­тельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наукометрия — область науковедения, занимающаяся статисти­ческими исследованиями структуры и динамики научной информа­ции.

Научная тема -- задача научного характера, требующая проведе­ния научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.


Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализирован­ное отображение действительности.

Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание — исследование, которое характеризуется свои­ми особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научное предвидение — определение и описание на основе науч­ных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.

Научный факт — событие или явление, которое является основа­нием для заключения или подтверждения. Является элементом, со­ставляющим основу научного знания.

Обобщение — прием мышления, в результате которого устанав­ливаются общие свойства и признаки объектов.

Открытие — установление неизвестных ранее объективно суще­ствующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Объект исследования — процесс или явление, порождающие про­блемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Парадигма — понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное виде­ние мира и соответственно образцы или модели постановки и реше­ния исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

Понятие — мысль, в которой отражаются отличительные свойст­ва предметов и отношения между ними.

Постановка вопроса при логическом методе исследования вклю­чает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходи­мость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпа­дают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание поста­новки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки во­проса.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объек­та исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследова­ний. Различают следующие виды проблем:


— исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

— комплексная научная — взаимосвязь научно-исследователь­ских тем из различных областей науки, направленных на ре­шение важнейших народнохозяйственных задач;

— научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-ис­следовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направлен­ной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Прогнозирование — специальное научное исследование конкрет­ных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, призна­ков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, един­ство.

Средства науки —- это методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система науч­ных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осущест­вляется научная деятельность).

Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные по­нятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и стано­вятся элементами целостной системы.

Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явле­ния, определяющая его характер или отдельные его черты.

Формализация — прием, который заключается в построении аб­страктно-математических моделей, раскрывающих сущность изучае­мых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (форму­лами).

Формула изобретения — описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия — описание открытия, составленное по ут­вержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.

Эксперимент — апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Эмпирическое описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюде­


нии. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.115 с.)