Библиографический поиск литературных источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиографический поиск литературных источников



Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое вы­ражение в теме и рабочем плане диссертации. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содер­жится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основ­ные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних иссле­дованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к состав­лению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хо­рошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре загла­вий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе воз­можно уже в начале исследования уточнить цели.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, со­держание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечест­венных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, дис­сертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зару­бежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.


Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых — оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не толь­ко сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными.

Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сооб­щаемой информации, полнота охвата источников и наличие справоч­ного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыски­вать документы.

В настоящее время выпуском информационных изданий занима­ются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ), которые охватывают все отрасли народного хозяйства.

Сеть этих институтов и организаций в нашей стране объединена в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), которая осуществляет централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается ВИНИТИ, по общественным — ИНИОН, патентной документа­цией — НПО «Поиск», отчеты о НИР и ОКР, защищенные диссерта­ции обрабатывает ВНТИЦ, нормативно-техническую документа­цию - ВНИИКИ).

Основная масса пособий указанных выше институтов и органи­заций четко подразделяется на три вида изданий: библиографичес­кие, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокуп­ность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно опо­вещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой — сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функ­ция). Из библиографических описаний составляют библиографичес­кие указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный ха­рактер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отра­жают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их от­личают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Наиболее значительным библиографическим указателем является «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель такого издания — быстро информировать специалистов о новых публикациях по миро­вой науке и технике. Именно на эти издания возложена сейчас функ­


ция опережающего оповещения читателей о только что вышедшей научной и технической литературе. СИ представляет собой по пре­имуществу систематические указатели, выпускаемые в виде бюллете­ней, тематика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Отечественные и зарубежные публикации по медико-социаль­ным, гигиеническим и клиническим дисциплинам отражаются в СИ ВИНИТИ в специальной серии «Биология». Оперативность подго­товки СИ исключительно высока: в среднем один-два месяца, перио­дичность выпуска — 24 номера в год.

Реферативные издания содержит публикации рефератов, включаю­щих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К ре­феративным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные журналы в Российской Федерации по естествен­ным и техническим наукам издает ВИНИТИ под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ВИНИТИ — основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по естествознанию и технике, публикуя рефераты, аннотации и библиографические опи­сания, составляемые на статьи, монографии, сборники.

РЖ ВИНИТИ — единое многосерийное издание, состоящее из основных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоя­тельными тетрадями) и отдельных выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет — 12 раз в год, за исключени­ем РЖ «Химия» и «Биологическая химия», которые выходят 24 раза в год. Интервал с момента появления публикации до ее отражения в РЖ в среднем около четырех месяцев.

Реферативные сборники представляют собой периодические, про­должающиеся или непериодические издания, которые содержат ре­фераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные институты научно-технической информации и технико-экономичес­ких исследований. Такие издания носят обычно узкотематический ха­рактер.

Экспресс-информация (ЭЙ) — это периодическое издание жур­нальной или листовой формы, которое содержит расширенные рефе­раты наиболее актуальных опубликованных зарубежных материалов и неопубликованных отечественных документов, требующих оператив­ного освещения.

Наибольшую известность среди изданий рассматриваемого вида получила ЭЙ ВИНИТИ, которая адресуется работникам промышлен­ности, научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций и освобождает их от необходимости отбирать


материалы среди огромного числа публикаций в РЖ. Выпуски ЭЙ рассылаются по подписке.

В ЭЙ публикуются расширенные рефераты наиболее актуальных журнальных статей, описаний патентов, отчетов о научных работах и других документов научно-технического характера. Рефераты содер­жат все основные данные первоисточников, сопровождающиеся ри­сунками (графики, схемы, диаграммы, фотографии) и таблицами, а также теоретическими выкладками, вследствие чего необходимость обращения к оригиналу отпадает.

Периодичность выхода выпусков ЭЙ различна. В ВИНИТИ пе­риодичность каждой серии — четыре номера в месяц (48 номеров в год). С момента получения оригинальной публикации до ее отраже­ния проходит два-три месяца.

Потребность в информации, способствующей внедрению достиже­ний науки и техники в производство, вызвала широкое распростране­ние информационных листков — оперативных печатных изданий, кото­рые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом произ­водственном опыте или научно-технических достижениях.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, на­правлению и сборник обзоров.

Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных доку­ментах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической пере­работки. Такие издания сообщают о состоянии или развитии какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров — обеспечить проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок на современном уровне разви­тия науки и техники, устранить параллелизм в работе научно-иссле­довательских организаций, помочь сделать правильный выбор на­правления и методов разработки в определенной области.

Наиболее значительным обзорным изданием по естествознанию и технике является серия сборников ВИНИТИ «Итоги науки и техники» (ИНТ). Это издание обобщает и систематизирует сведе­ния по материалам, опубликованным в соответствующих выпусках РЖ ВИНИТИ за один-три года. ИНТ издается сериями по отраслям науки и техники и выходит томами с периодичностью один-два раза в год. Каждый том содержит список литературы с указанием номеров рефератов. Серии ИНТ заняли прочное место в системе информаци­онно-библиографических изданий.

В отличие от бюллетеней сигнальной информации и рефератив­ных журналов, где помещаются библиографические описания и ре­фераты отдельных публикаций, серии ИНТ содержат концентриро­ванную обзорную информацию по актуальным вопросам науки и тех­ники, полученную в результате анализа и оценки содержания боль­


шого числа публикаций по каждому вопросу Цель выпуска таких серий — предоставить специалистам критически оцененную и обоб­щенную информацию проблемно-ориентировочного характера, зна­комя их с содержанием наиболее важных публикаций с минимальны­ми затратами времени.

Очень полезен для розыска материалов, не попавших в печать, Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИ-Центр), осуществляющий сбор, накопление и обработку информации по всем видам непубликуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и издающий по ним информационные издания рефератив­ного и сигнального типа; Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ), издающий информационные указатели литературы; Все­российский научно-исследовательский институт патентной информа­ции (ВНИИПИ), выпускающий оригинальные и собственные инфор­мационные издания по различным направлениям изобретательства, в том числе сигнальные, библиографические и реферативные издания.

Исследователям, работающим в области отраслевой науки, сле­дует обязательно знакомиться с изданиями центральных отраслевых органов информации, таких как Всероссийский институт информа­ции и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса, Всероссийский научно-исследовательский институт ин­формации и технико-экономических исследований по электронике (Информэлектро), Научно-информационный центр «Информпечать» и др.

Соискателю, ведущему разыскание литературных источников, нельзя обойти вниманием библиографические указатели литературы Го­сударственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ). Следует обращать внимание на издания Всероссийской книжной па­латы, которая выпускает библиографические указатели «Книжная ле­топись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и др.; издания Российской государствен­ной библиотеки; Всероссийской государственной библиотеки ино­странной литературы, издающей различные библиографические ука­затели и картотеки.

Наряду с информационными изданиями органов НТИ для ин­формационного поиска следует использовать автоматизированные ин­формационно-поисковые системы, базы и банки данных. Данные поис­ка могут быть использованы непосредственно, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к обнаружению первичных источников информации, каковыми являются научные труды (монографии, сбор­ники) и другие нужные для научной работы издания.

В связи с развитием научно-исследовательских работ и необхо­димостью детально анализировать литературу, выпущенную в преды-


дущие годы, все большее значение для исследователей приобретает ретроспективная библиография, назначением которой являются подго­товка и распространение библиографической информации о произ­ведениях печати за какой-либо период времени.

Эта библиография представлена широким кругом пособий. Среди них — тематические указатели и обзоры, каталоги отраслевых научно-технических издательств, персональная библиография выдаю­щихся естествоиспытателей и инженеров, библиографические указа­тели по истории естествознания и техники.

Тематические указатели и обзоры -- основная часть ретроспек­тивных изданий по естествознанию и технике. Их готовят централь­ные научно-технические библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, а также органы научно-технической информации. Указатели отражают лите­ратуру по какой-либо отрасли в целом или по ее разделу. Особую группу ретроспективных общеотраслевых библиографических посо­бий составляют указатели по техническим справочникам. Издаются узкоспециальные ретроспективные библиографические указатели и обзоры. Они выпускаются научно-техническими библиотеками науч­но-исследовательских институтов и высших учебных заведений, а также службами научно-технической информации.

Особый вид ретроспективной библиографии — внутрикниж-ные и пристатейные списки литературы. Социологические иссле­дования показывают, что такие списки приносят специалистам ог­ромную пользу, поскольку информируют их о вышедших за пред­шествующие годы публикациях, непосредственно относящихся к их роду занятий или профессии, минуя промежуточные библиогра­фические звенья.

Эффективным является изучение списков литературы в отрасле­вой технической периодике. Сейчас по различным отраслям техники и производства в нашей стране выходит свыше 1000 журналов, пери­одических сборников и бюллетеней, каждый из которых может ин­формировать своих читателей об имеющихся книгах и опубликован­ных статьях.

В монографиях библиографические списки встречаются особен­но часто и обычно помещаются в конце книги. В тематических сбор­никах списки приводятся после каждого крупного раздела. В некото­рых случаях внутрикнижные списки могут быть большими.

Ретроспективными указателями служат и каталоги отраслевых научно-технических издательств. Их ценность заключается в том, что они содержат наиболее полные и точные списки книг по тематичес­кому профилю того или иного издательства.

Ретроспективный характер носит персональная библиография выдающихся деятелей естествознания и техники. Она очень разнооб­


разна и представлена большим числом изданий. Это персональные указатели отдельных ученых и литературы о них, рубрики «персона-лии» в некоторых изданиях и, наконец, библиографические словари, содержащие списки произведений нескольких ученых, а также лите­ратуру и биографические сведения о них.

Таков основной круг литературных источников по выбранной теме. Завершив ознакомление с ними, весьма желательно изложить прочитанное в более или менее стройной системе в виде реферата на 15—20 страницах машинописного текста. После этого будет значи­тельно легче более точно сформулировать тему Вашего диссертацион­ного сочинения.

Чтение научной литературы

Первостепенное место среди подготовительных работ по написа­нию диссертации занимает чтение по избранной теме научной лите­ратуры, которая является одним из основных средств хранения до­стигнутого научного уровня. Это серьезный и очень напряженный труд, для обеспечения которого необходимо знание отдельных мето­дических приемов работы с научными публикациями.

Чтение любой научной книги начинается с первоначального зна­комства с нею. Такое знакомство осуществляется в два этапа. Первый этап — это беглый просмотр научной книги с целью создания самого общего о ней впечатления, и второй этап — более обстоятельный просмотр такой книги для уяснения ее основного содержания*.

Беглый просмотр научной книги начинается со знакомства с ее автором, ибо его фамилия говорит о многом, особенно если это из­вестный ученый. Следует также обращать внимание и на фамилию научного или титульного редактора. Нередко в научных книгах фами­лия автора встречается впервые и потому может ничего не говорить. В то же время фамилия научного или титульного редактора (академи­ка, доктора наук или профессора) может быть хорошо известна в на­учном мире. В большинстве случаев это является гарантией того, что данная книга написана на высоком научном уровне.

В подзаголовочных данных часто указывается фамилия автора предисловия или вступительной статьи. Особенно часто эти указания можно встретить в тематических сборниках, материалах научных съездов, конференций и симпозиумов, а также в собраниях класси­ков естественнонаучной и технической мысли. Авторами предисло­вий и вступительных статей, как правило, выступают известные уче-

* Подробнее см.: Кузин ФА., Адрианова В.П. Естественнонаучная и техническая ли­тература: Общее и специальное книговедение: Учеб.для вузов. — М.: «Книга», 1978.- С.253-257.


ные. Это помогает составить предварительное мнение о книге, так как говорит о ее научной ценности.

Указание на повторность издания свидетельствует о высоких каче­ствах книги, обеспечивающих устойчивый спрос на нее со стороны заинтересованных ученых. Сообщение о повторное™ издания иногда сопровождается сведениями, что оно дополнено, исправлено или переработано. Часто эти сведения оказываются очень полезными, т.к. свидетельствуют о наличии в данной книге новых научных фактов или новой их интерпретации.

При первом просмотре научной книги следует обращать внима­ние на ее выходные данные, т.е. совокупность сведений, которые ука­зывают на место издания, название издательства и год выпуска.

Название издательства помогает во многих случаях определить тематику книги. Особенно это касается книг специализированных научно-технических издательств, отраслевая специализация которых прежде всего находит отражение в тематике выпускаемой литературы. Год выпуска указывает новизну и актуальность тематики книги. Если она издана много лет назад, то можно утверждать, что материал ее существенно устарел.

Надзаголовочные данные (название организации, от имени кото­рой выпущена научная книга, название серии, номер выпуска серии и т.п.) также помогают составить первое впечатление о такой книге. Если, например, в подзаголовочных данных сообщается название ка­кого-либо института АН РФ, то можно не сомневаться, что это по­служит хорошей рекомендацией, так как указывает на издание, под­готовленное наиболее квалифицированными специалистами.

Много полезных сведений при первом знакомстве с научной книгой могут дать выпускные данные, которые помещаются на конце­вой полосе или на обороте титульного листа. Из них с точки зрения диссертанта наиболее важна дата подписания такой книги в печать, ибо эта дата дает возможность выяснить степень актуальности изда­ния, особенно когда необходимо установить, получило ли отражение в его тексте то или иное научное достижение или общественно-поли­тическое событие.

Рассмотренные выше элементы научной книги позволяют соста­вить лишь самое общее впечатление о ней. Но это, как уже говорилось, только первый этап изучения такой книги. Цель последующего про­смотра — уяснение в самых общих чертах ее основного содержания.

Существенную помощь в первоначальном ознакомлении с содер­жанием научной книги могут оказать некоторые элементы ее спра-вочно-сопроводительного аппарата, предваряющие основной текст. Это прикнижная аннотация, предисловие и вступительная статья.

В прикнижной аннотации приводятся краткие сведения о содер­жании и читательском назначении, раскрывается основная идея, по­


казывается научное и практическое значение издания. Из аннотации можно уточнить его основную тему, задачи, поставленные автором, и метод, которым он пользовался, а также принадлежность к опреде­ленной научной школе (или научному направлению), общую струк­туру книги и т.п.

Предисловие к научной книге может даваться в различных вари­антах (собственно предисловие, «от автора», «от редактора», «от пере­водчика», «от редакции» и т.п.). В предисловии чаще всего объясня­ются мотивы написания книги, особенности ее содержания и по­строения, степень полноты освещения тех или иных проблем, указы­вается круг потенциальных читателей, а также лиц, принимавших участие в создании и рецензировании издания.

Вступительная статья (одна из разновидностей предисловия) обычно предваряет труды крупного ученого или научного коллектива, отдельные произведения или собрания сочинений классиков науки. Во вступительной статье дается оценка работ, входящих в состав дан­ного издания, характеризуется мировоззрение ученого, система его научных и общественных взглядов, перечисляются наиболее крупные труды и т.п.

При знакомстве с научной книгой особенно внимательно нужно читать ее введение, которое не принадлежит к научно-справочному аппарату такой книги, а является вступительным разделом к ее ос­новному тексту. Во введении к большинству научно-теоретических работ дается общая характеристика предмета исследования и краткая история его разработки в научной литературе (т.е. историографичес­кая справка), обосновывается актуальность темы и сообщается об ис­точниках фактического материала, а также формулируется цель и за­дачи описанного исследования. Эти сведения дают возможность по­лучить первоначальное впечатление о содержании научной книги с точки зрения существа предмета, о котором в ней идет речь.

Таковы основные методические приемы первоначального знакомст­ва с научной книгой. Рассмотрим теперь некоторые приемы чтения такой книги, позволяющие более эффективно усваивать ее содержание.

Существенно снижает трудоемкость работы с научной литерату­рой умение пользоваться техникой быстрого чтения. Умение читать быстро — важное условие, позволяющее усваивать гораздо больший объем материала, чем это можно было бы ожидать. Конечно, исполь­зование быстрого чтения имеет свои ограничения. Так, при чтении материалов математического или технического характера, смысл ко­торых раскрывается шаг за шагом, оно мало эффективно, однако оно может быть очень полезно при чтении описательных частей подоб­ных материалов, а также текстов гуманитарного содержания.

Техника быстрого чтения должна применяться в зависимости от задач знакомства с содержанием научной книги. Если вашей целью яв-


ляется получение общего представления о предмете, быстрое чтение может помочь. Если же, однако, вы нуждаетесь в более подробной информации, то быстрое чтение будет полезно лишь на этапе поиска тех частей текста, которые следует изучить более обстоятельно.

Нужно также определить, действительно ли быстрое чтение эф­фективно при работе с данной книгой. Одни книги для этого более удобны (те, например, которые имеют много заголовков и подзаго­ловков и в которых уже первая фраза каждого абзаца содержит доста­точную информацию о его содержании), другие же совершенно не пригодны для использования техники быстрого чтения. Для решения этого вопроса попробуйте быстро прочесть книгу, пробежав глазами заголовки и подзаголовки, прочтя первые и последние абзацы разде­лов и глав.

При наработке навыков быстрого чтения постарайтесь избавить­ся от привычки (если вы ее имеете) проговаривать про себя то, что вы читаете. Большинство из нас приучены читать с такой скоростью, с какой говорят. На самом деле наш мозг в состоянии воспринимать слова много быстрее, чем мы их произносим. Многие, однако, ни­когда так и не научаются читать быстрее, чем говорят.

Стремясь читать быстрее, воспринимайте слова группами, а не по отдельности. Во многих фразах лишь одно или два слова являются важными, а остальные для восприятия смысла не существенны. Когда вы разовьете в себе способность к быстрому чтению, прежде чем начать что-либо читать, составьте «план», например, перечень вопросов, на которые вы хотели бы получить ответы. Тогда в процес­се быстрого чтения ваш мозг автоматически будет стараться отбирать информацию, необходимую для ответа на поставленные вопросы.

Если вы знаете о предмете достаточно много, то прежде чем при­ступить к быстрому чтению, потратьте несколько минут на то, чтобы коротко записать основные известные вам положения. Это поможет вам использовать быстрое чтение в режиме пополнения имеющихся знаний, позволяя в быстром темпе проглядывать известные места.

Желательно при быстром чтении просматривать вновь уже про­читанный материал. Почаще возвращайтесь на несколько страниц назад, чтобы вспомнить основные положения того, что вы уже уяс­нили в процессе быстрого чтения. При этом следите, не обнаружили ли вы для себя чего-нибудь нового и важного -- ведь при быстром чтении по первому разу можно кое-что и упустить.

Ускорить процесс чтения научной литературы можно, если рабо­тать сосредоточенно и по определенной системе. Нет и не может быть стандарта для такой системы. Она отрабатывается каждым ис­следователем индивидуально. Но могут быть рекомендованы некото­рые наиболее общие советы по серьезному и производительному чте­нию научной литературы.


Решающее значение при чтении научных публикаций имеет не только получение новой информации, но и ее усвоение. Начинаю­щие ученые обычно стараются научиться читать быстро, чтобы за ми­нимум времени получить максимум полезной информации. Но сна­чала надо научиться читать с разбором, неторопливо, продумывая сущность новых знаний и осмысленно запоминая прочитанное.

Прежде всего читать научные тексты следует творчески, не от­влекаясь. Чтение подряд может увести в сторону. Поэтому сразу оп­ределите, где находится материал, относящийся непосредственно к теме вашей диссертации. Затем уясните для себя, что вы хотите вы­нести из каждого используемого вами источника.

Если книга или статья принадлежит вам, делайте в них пометки, используйте маркер для выделения важных мест, чтобы их можно было потом легко найти. Этим вы обеспечите последовательность в своей работе, ибо всякий раз, встретившись с вопросами, которые уже проработаны, вы сможете восстановить по ним соответствующий ход своих мыслей. Только не работайте так с библиотечными книга­ми и журнальными статьями, прежде снимите с них ксерокопию.

По мере чтения составляйте для себя вопросы. Как только вы пройдете какое-либо важное место, составьте по нему вопрос для последующей самопроверки (с указанием страниц первоисточника). Составляйте списки таких вопросов в процессе всего чтения. Актив­ное и целенаправленное чтение — это чтение с пером в руках.

Очень важно и полезно в процессе чтения составлять резюме того, что вы прочитали. Пользуясь резюме, вы можете сократить объем материала, который необходимо изучить, до любого удобного вам размера. Резюмируя прочитанный текст, вы тем самым опреде­ляете, что в нем важно, а что нет. Это поможет избежать бесполезных трат времени и энергии, неизбежных при пассивном чтении.

Учитывая все это, стремитесь постепенно все больше работать со своими резюме, а не с оригиналами записей или других источников. На перечитывание резюме требуется гораздо меньше времени, чем на просмотр нескольких страниц текста оригинального материала. При этом вы проделываете ничуть не меньшую умственную работу Поста­райтесь, чтобы ваше резюме охватывало все основные положения и идеи, которые вас интересуют.

При составлении резюме пользуйтесь диаграммами. Например, читая первоисточник или просматривая свои записи, изобразите по­средине листа бумаги овал и впишите в него тему или вопрос. Нари­суйте линии, исходящие из овала, и на их концах напишите по одно-му-два слова, которые могли бы вам напомнить об аспектах или фак­тах, важных для данной темы.

Используя диаграмму или перечень основных положений темы, расставьте в них приоритеты. Вначале определите самое важное из


указанных положений, затем самое важное из оставшихся и т.д. В ре­зюме должны остаться только самые важные положения. Для состав­ления хорошего резюме очень важно уметь исключать положения, ценность которых невелика.

Составляя резюме, старайтесь делать их как можно более ком­пактными, чтобы ими можно было пользоваться в любом месте и в любое время. Одним из решений этой задачи является использование библиографических карточек или специальной записной книжки. При этом обращайте внимание на систему индексов: она должна по­зволять быстро находить любое необходимое резюме.

Практикуйтесь в использовании сделанных вами резюме для вос­становления в деталях содержания соответствующих тем. С помощью оригинального материала проверяйте себя, не пропущено ли вами что-то важное. Восполняйте эти пропуски несколькими словами в своем резюме так, чтобы в следующий раз они могли послужить вам подсказкой.

При чтении и составлении резюме прочитанного не нужно стре­миться только к заимствованию материала. Параллельно следует об­думать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возник­шие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для по­лучения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет не­посредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки про­читанного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно сле­дить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разде­лом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разра­батывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из ко­торых продумывать в деталях.

Заканчивая разговор о рациональном чтении в качестве послед­него совета укажем, что читать научную литературу в порядке перво­го знакомства даже по сравнительно узкому кругу вопросов не следу­ет очень долго. Начинающие исследователи, сами того не подозревая, «затягивают» процесс работы над диссертацией, считая, что, прежде чем приступить к написанию текста диссертационной работы, необ­ходимо прочитать еще что-то. Этот процесс может продолжаться го­дами. Все время будет казаться, что не все еще прочитано. И так до бесконечности. В результате никакого времени на знакомство с лите­ратурой по теме диссертации не хватит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.046 с.)