Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «Педагогика и методики преподавания»↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кафедра «Педагогика и методики преподавания» Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. Магистерская диссертация по педагогике Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 УДК ББК
Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, И.В. Руденко. – Тольятти, 2011. – 58 с.
Рецензенты: Тумакова О.Е. – к.п.н., Председатель научно-методического совета АНО «Планета детства» «Лада»; Сундеева Л.А. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов – магистров, обучающихся на педагогическом факультете ТГУ по направлению «Педагогика». В нем раскрыты основные этапы подготовки магистерской работы, требования к ее структуре и процедуре защиты. В учебно-методическом пособии с учётом современных требований подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками, а также описаны особенности подготовки и оформления магистерских диссертаций. Материал может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ. Пособие подготовлено на основе Положения о выпускной квалификационной работе Тольяттинского государственного университета, утвержденного в 2010 году.
ISBN
© Тольяттинский государственный университет © Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………... 4 1. Общие положения …………………………………………………………………... 6 2. Требования к магистерской диссертации………………………………………….. 9 3. Этапы выполнения диссертационного исследования……………………………. 12 4. Теоретическая часть исследования в магистерской диссертации………………… 29 5. Экспериментальная часть исследования в магистерской диссертации ………... 36 6. Правила построения научного текста……………………………………………….. 37 7. Порядок защиты магистерской диссертации……………………………………… 37 7.1. Организация предварительной защиты магистерской диссертации…………… 47 7.2. Процедура защиты магистерской диссертации………………………………….. 48 Приложение………………………………………………………………………….…. 51 Введение В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, так как отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него способностей, присущих молодому начинающему научному работнику (Ф. А. Кузин). Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в учебном процессе занимает такая форма организации учебно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно- исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения посвящен подготовке к защите магистерской диссертации. Магистерская диссертация характеризует ее автора как профессионала, владеющего умением самостоятельно вести научный поиск, творчески формулировать и добиваться решения научных проблем при помощи методов и приемов научного познания. Главная задача работы над магистерской диссертацией показать уровень научной квалификации и способность вести научные исследования, решать конкретные научные задачи. Она выполняется с целью публичной защиты для получения квалификации и академической степени магистра соответствующей научной специальности. Однако, подготовка магистерской диссертации вызывает у студентов значительные затруднения, связанные с методикой ее проведения, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к магистерским работам по педагогике. Пособие призвано помочь студентам не только осмыслить основные правила подготовки научной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке и написании магистерской диссертации. Содержание включает базовые методические и теоретические положения, принятые в современной высшей школе. Изложение теории сопровождается конкретными примерами, имеющими ярко выраженную практическую направленность. В пособии раскрываются общие положения о магистерской работе, тактика выбора темы и технология обоснования ее актуальности. Представлены требования к оформлению текста магистерской диссертации, раскрыты особенности научного стиля, которые помогут студентам грамотно отразить содержание научных мыслей и идей. В пособии раскрываются требования, предъявляемые к содержанию теоретической и экспериментальной части магистерской работы, описывается логика и структура каждой из частей. Детальное рассмотрение процедуры предварительной и основной защиты магистерской работы поможет студентам чувствовать себя уверенно на итоговой государственной аттестации. В заключении предложены списки литературы, информационных центров, электронной базы данных, знакомство с которыми расширит возможности исследователей в поиске необходимых материалов для работы. В приложение вынесены документы, на которые следует опираться в процессе подготовки и оформления работы. Представленные материалы адресованы студентам высших учебных заведений психолого-педагогического направления, руководителям, консультантам и рецензентам студенческих научных работ.
Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по психолого-педагогическому направлению (степень – магистр педагогики), носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в области психологии и педагогики начального образования. Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики обучения и воспитания в начальной школе. Квалификационная работа содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки. Работа над магистерской диссертацией проводится в рамках бюджета времени учебного плана магистратуры, из числа часов, отводимых на научно-исследовательскую работу в I-III семестрах, различные виды практик, подготовку магистерской диссертации в IV cеместре. Тема магистерской диссертации выбирается студентом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы в течение двух недель со времени начала обучения в магистратуре, в те же сроки разрабатывается индивидуальный план обучения, который утверждается на заседании кафедры. Тема выбирается кандидатом в магистры самостоятельно, исходя из его личных научных и практических интересов и с учетом ее актуальности в научном и практическом плане. Она должна иметь сравнительно новые достоверные результаты научной и практической значимости. Тема и проблема исследования должна предполагать новый интересный подход к ее раскрытию на основании методов научного поиска. Магистерская диссертация может быть продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра. Тематика магистерских диссертаций окончательно утверждается (с учетом возможных корректировок) на заседании кафедры. На начальном этапе работы студенты готовят реферат по теме магистерской диссертации с обоснованием актуальности и значимости проблемы будущего исследования. Реферат включает анализ сложившейся ситуации в соответствующей области исследования формулировку выявленных противоречий и конкретной цели научной работы как результат данного анализа. Объем реферата – 8-12 страниц стандартного печатного текста. Требования к реферату определяются выпускающей кафедрой и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций. Промежуточный контроль о ходе работы над магистерской диссертацией осуществляется дважды: в форме отчета за первый год обучения на научно-исследовательском семинаре и в форме научного доклада на итоговой научной студенческой конференции «предзащиты» в середине мая второго года обучения. Руководитель магистерской диссертации утверждается приказом ректора ТГУ. Им может быть профессор или доцент одной из кафедр, принимающих участие в реализации магистерских программ или сотрудник научно-исследовательского института, имеющий ученую степень доктора или кандидата наук. Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений работы. Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с высокой профессиональной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), т.е. все то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам. В диссертации автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем. Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научно-теоретические проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения. Магистерская диссертация в большей степени ориентирована на определенную практическую значимость. Главные выводы работы служит основой конкретных рекомендаций и мер по совершенствованию тех процессов и явлений, которые являются предметом исследования в диссертации. Тематика магистерской диссертации разрабатывается преподавателями выпускающей кафедры с учетом направления их научно-исследовательской работы. Обязательно учитываются содержание изученных педагогических дисциплин, собственные научно-исследовательские интересы студентов, целесообразность реализации тематики исследования в городе и регионе. Требования к магистерской диссертации 1. Диссертация представляет собой результаты исследования, выполненного самостоятельно студентом под руководством преподавателя выпускающей кафедры. 2. Диссертация может иметь как экспериментальный, так и теоретический характер. 3. Объем рукописи не должен превышать 60 - 100 стр. текста формата А4 (не считая таблиц и рисунков). 4. Все важнейшие положения, факты, закономерности и т.п., упоминаемые в работе, должны содержать ссылки на авторов. 5. Диссертация может быть иллюстрирована рисунками (фото, диаграммы, графики и т.п.) и таблицами. Заимствованные рисунки и таблицы, помещаемые в работе, обязательно должны содержать ссылки на авторов. 6. Магистерская диссертация должна быть аккуратно оформлена. Титульный лист работы выполняется по прилагаемому образцу (Приложение 1). 7. Диссертация должна быть выполнена на компьютере (распечатана на пронумерованных листах формата А4, с полями: верхнее, нижнее – по 2 см., левое – 3 см., правое – 1 см.. Текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через 1,5 интервала, форматирование – по ширине, отступ первой строки – 1,27 (1,25) см. 8. В конце работы приводится алфавитный список использованной литературы. Структура магистерской диссертации может быть представлена следующим образом: 1. Титульный лист. 2. Аннотацию (характеристика темы и актуальности). 3. Содержание (оглавление). 4. Введение. Во введении необходимо рассмотреть: - актуальность темы магистерской диссертации, проблему исследования; - объект и предмет исследования; - цель работы и исследовательские задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели; - рабочую гипотезу; - обоснование выбранного решения поставленной задачи; - способы реализации результатов магистерской дисеертации (методы исследования); - апробацию магистерской работы; - объём и структуру магистерской работы. Введение излагается на 5-7 страницах. 5. Основная часть работы, состоящая из глав и параграфов, подразделов и пунктов; 6. Заключение с выводами по поставленным задачам. В заключении подводятся итоги решения поставленных задач, формулируются выводы и рекомендации, которые должны кратко констатировать полученные результаты; отмечается практическая значимость работы, область ее реального или перспективного использования; приводятся данные об эффективности исследования или указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования; указываются пути дальнейших исследований в рамках данной проблемы. Примерный объем 3 страницы. 7. Список использованной литературы (Библиография). Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в теоретических и научно-методических источниках. Для написания обзора по теме магистерской работы необходимо использовать не менее 100 источников. В список литературы включаются все использованные автором работы в соответствии с общей нумерацией. Исходные данные оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 о библиографическом описании. Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех. Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей: пособие для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина.- Ростов - на – Дону: Феникс, 2010.- 10 п.л. Отсутствие запятой после фамилии автора не считается ошибкой. Подобным образом оформляются и авторефераты диссертаций. Ахметжанова, Г.В. Технология формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии: (Автореф. дис…. канд. пед. наук) / Г.В. Ахметжанова. - Тольятти: ТолПИ, 1997. - 22 с. Необходимо обратить внимание на то, что автор указывается дважды, причем во втором случае меняется следование фамилии и инициалов. Если книга имеет 2 или 3 автора, то вначале указывается один, а затем все авторы. Руденко, И.В. Педагогическая гармония: уч. пособие для доп. проф. образования воспитателей детского сада / И.В. Руденко, О.Е. Тумакова. – ТГУ. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 127 с. Если книга написана четырьмя или более авторами, то ее описание дается на название. На заглавие также описываются коллективные монографии, сборники статей. Если авторов более четырех, то указываются первые три и добавляется и [ и др.] Груздова, И.В. Проблема становления и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста / И.В. Груздова // Педагогика: семья – школа – общество: монография / И.А. Абатина [и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 21. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 55-71. Ахметжанова, Г.В. Инновационный подход к организации учебной деятельности студентов ВУЗа: монография / Г.В. Ахметжанова, Е.С. Павлова. - Тольятти: 2010. -160 с. 8. Приложение. В приложения следует включать иллюстративные и вспомогательные материалы. К магистерской диссертации прилагается автореферат магистерской диссертации – составленный студентом реферат проведенного им исследования. Объем автореферата – 10-15 страниц стандартного печатного текста. Автореферат магистерской диссертации включает: а) общую характеристику работы: актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования; новизна исследования; методы или методология проведения исследования; теоретическая, научная, практическая значимость исследования; научная обоснованность и достоверность; научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту; апробация результатов исследования; личный вклад автора в исследование; структура и объем магистерской диссертации; б) основное содержание работы; в) основные выводы и результаты; г) список публикаций, включающий все работы по теме диссертации. Конкретные требования к автореферату магистерской диссертации определяются выпускающими кафедрами и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.
Примеры введений Пример 1. «Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации» (О.Е. Тумакова)
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема совершенствования современной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров находится в центре внимания российских реформ. С ее решением в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» связывается достижение стратегической цели государства, направленной на повышение доступности качественного образования в соответствии с современными потребностями общества и инновационным развитием экономики. Ступень дошкольного детства рассматривается как предмет особой образовательной политики. Необходимость роста уровня профессионализма воспитателя детского сада, влияющего на личностный рост ребенка, предопределяет непрерывность профессионального развития педагога «в течение всей жизни». В этой связи, акцентируется внимание на вопросах совершенствования системы повышения квалификации воспитателей, профессионально мобильных, способных к продуктивной деятельности, в которой они становятся субъектами инновационных процессов. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностно-профессиональную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.Г. Маралов, В.С. Мухина, А.В. Петровский). Сформированность личностно-профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, а следовательно, и повышение качества его образования. В психолого-педагогической литературе последних лет позиция педагога рассматривается как показатель профессионализма. Анализ различных точек зрения ученых, определяющих место позиции в структуре личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), её роль в педагогической деятельности (В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.Л. Селиванова), позволяет сделать вывод о том, что позиция воплощает единство сознания и деятельности. Исследователями она определяется как интегративное качество личности, выражающееся во внутреннем состоянии и внешнем профессиональном проявлении. Отсюда актуализируется проблема формирования целостности личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада как единства внутреннего и внешнего, мировоззренческого и поведенческого, личностного и профессионального. Это обусловливает важность целенаправленной работы с педагогами дошкольного образования по гармонизации профессионального сознания профессионального поведения (Т.Д. Богданова, Р.С. Буре, А.И. Васильева, М.Т. Громкова, О.В. Дыбина, М.А. Ковардакова, Л.В. Поздняк). Личностно-профессиональная позиция воспитателя – не врожденное качество. Она формируется под влиянием образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, как «образо-ваяние», направленное на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада. Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного профиля приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «встроены» дошкольные учреждения. Образовательная среда детского сада как нельзя лучше обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности личностно-профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов в условиях детского сада позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность с точки зрения сформированной позиции специалиста. Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя. На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается знаниевый подход. Требуют углубленных исследований вопросы адаптации научных знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно-профессиональных позиций. В итоге, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между: · необходимостью создания эффективных условий для повышения квалификации дошкольных работников и отсутствием теоретического осмысления потенциальных возможностей образовательной среды детского сада как фактора совершенствования их профессионализма; · растущими требованиями к деятельности дошкольного учреждения в условиях его перехода к гуманистическим, личностно-ориентированным образовательным моделям и несформированностью личностно-профессиональной позиции воспитателя в отношении работы в данной парадигме; · научными знаниями об особенностях формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя и недостаточным уровнем использования этих знаний для гармонизации профессионального сознания и профессионального поведения, обусловливающей целостность данной позиции. Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как и при каких условиях обеспечивается эффективное формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации? В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации». Объект исследования: процесс повышения квалификации воспитателя детского сада в системе дополнительного профессионального образования. Предмет исследования: формирование личностно-профессиональной позиции как фактора повышения квалификации воспитателя детского сада. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада, обеспечивающую повышение его квалификации. Гипотеза исследования: процесс формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада будет эффективным, если: - повышение квалификации воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения базируется на идее гармонизации и целостности профессионального сознания и профессионального поведения; - теоретически обоснована, спроектирована и внедрена в образовательную деятельность детского сада модель формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный компоненты; - определены критерии и показатели сформированности личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада, которые характеризуются: направленностью педагогической деятельности, мотивационной готовностью воспитателя к педагогической деятельности, проявлением базовых ценностей и личностного потенциала, наличием психолого-педагогических и методических знаний, системой педагогических умений в соответствии с профессиональными функциями; - разработан и реализован комплекс психолого-педагогических, организационно-методических и материально-стимулирующихусловий, обеспечивающий эффективность внедрения модели на базе дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования. 1. Обосновать сущность процесса повышения квалификации воспитателей на основе генезиса данной проблемы и определить понятие «личностно-профессиональная позиция воспитателя детского сада». 2. Раскрыть компоненты личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада. 3. Определить критерии и показатели уровня сформированности личностно-профессиональной позиции воспитателя. 4. Выявить и экспериментально проверить условия, способствующие эффективной реализации модели по формированию личностно-профессиональной позиции воспитателя на базе ДОУ. Методологическую основу исследования составили: философские положения о взаимодействии человека с окружающим миром; учение о ценностях; концепция ведущей роли личности в процессе ее развития; положения системного, личностного, деятельностного подходов к изучению социальных явлений; современные концепции развития профессионально-педагогического образования. Теоретической основой исследования стали: -научные труды по проблемам философии образования и её гуманистической парадигме (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев,В.С. Безрукова, Б.С. Гершунский, М.А. Молчанова, Л.Н. Максимова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская); -историко-педагогические труды, освещающие проблему личностно-профессионального развития воспитателя детского сада (Г.Д. Бухарова, Е.А. Гребенщикова, В.И. Логинова, Л.Н. Литвин, А.М. Лушников, Н.Б. Мчелидзе, М.Ф. Шабаева); -теории личностно-профессионального становления педагога в процессе непрерывного образования (В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Кустов, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.Г. Онушкин); -исследования по проблеме повышения квалификации педагогических кадров (С.Г. Вершловский, Т.Д. Богданова, А.А. Деркач, О.В. Дыбина, Ю.Н. Кулюткин, М.А. Ковардакова, Л.М. Митина, Э.М. Никитин, А.Ю. Панасюк, Е.П. Тонконогая, П.В. Худоминский); -концепции самоопределения личности (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс); -психолого-педагогические исследования, объясняющие место и роль позиции в структуре личности (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), в структуре педагогической деятельности (Л.В. Алиева, В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, А.И. Григорьева, И.А. Колесникова, О.К. Позднякова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.Л. Селиванова); -работы по комплексному сопровождению ребенка и взрослого в процессе деятельности (К.Ю. Белая, О.С. Газман, М.Т. Громкова, А.А. Майер, Л.М. Шипицина, С.С. Лебедева, М.Л. Маневцова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков). Реализация поставленных задач потребовала привлечения различных методов исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования; тестирование; анкетирование; самоанализ педагогов; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической статистики. Опытно-экспериментальной базой исследования явились: ИНПО ТГУ, детские сады: №127 «Гуси-лебеди», №187 «Солнышко», №193 «Земляничка», №203 «Алиса», №206 «Сударушка», № 207 «Эдельвейс» АНО ДО «Планета детства «Лада», МДОУ №165 «Пушинка» г.о. Тольятти. В исследовательской работе приняли участие 304 воспитателя ДОУ. Этапы исследования. Исследование проводилось в течение шести лет и состояло из трех этапов. Первый этап (2003-2004) – поисково-аналитический - изучение состояния проблемы в философской, психологической, педагогической литературе и в практике дошкольного образования; ее теоретическое осмысление, конкретизация научных идей; формулирование гипотезы исследования; определение цели, объекта, предмета, задач, методики исследования. Второй этап (2004-2006) – теоретико-проектировочный -определение концептуальных положений, разработка модели и программы дополнительного профессионального образования «Педагогическая гармония»; определение методов организации исследования; апробация теоретических положений и публикация текущих результатов. Третий этап (2006-2009) – экспериментально-обобщающий – многоаспектная проверка выдвинутой гипотезы, совершенствование механизмов формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в условиях дошкольного учреждения, апробация авторской программы «Педагогическая гармония»; обработка результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования: · на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя, направленного на целостность и гармонизацию профессионального сознания и профессионального поведения (формирование триединства ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов позиции); · опираясь на идеи гуманизации, интеграции, сочетания системного подхода и положений личностно-ориентированного профессионального образования, впервые спроектирована и реализована модель формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации в дошкольном образовательном учреждении, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный компоненты и реализуемая на основе принципов гуманизации, научности, целенаправленности, оптимальности, перспективности, учета специфики детского сада; · выделены критерии и показатели сформированности личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада, которая определяется: направленностью педагогической деятельности на субъектное развитие ребенка; проявлением внутренних мотивов, связанных с личной потребностью к самореализации; пониманием ценностных ориентаций профессии педагога, переводом их в цели деятельности; оптимальным проявлением профессионально-значимых качеств личности; овладением глубокими, системными психолого-педагогическими и методическими знаниями; осознанным владением системой педагогических умений в соответствии с профессиональными функциями; · выявлен комплекс условий, способствующих эффективной реализации модели формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя в ДОУ. К ним относятся: психолого-педагогические условия - формирование ценностно-ориентированной мотивации педагогической деятельности на основе личной рефлексии; актуализация и обогащение субъектного опыта воспитателя; организация взаимодействия психолога с воспитателем детского сада; организационно-методические условия - создание программы самообразования как личностно-важного фактора и побудительной силы в развитии каждого педагога; овладение образовательными технологиями; организация системы комплексного сопровождения ребенка; материально-стимулирующие условия - наличие системы стимулирования воспитателей; разработка и выпуск инструктивно-методических пособий; оформление портфолио педагога. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, вносят определенный вклад в развитие теории профессионального образования в аспекте повышения квалификации воспитателя детского сада. В результате исследования: · уточнено понятие «личностно-профессиональная позиция воспитателя детского сада», определяемое как «ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций»; · представлена авторская модель формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада, способствующая обогащению педагогической теории в определении содержания и принципов формирования личностно-профессиональной позиции; · раскрыты компоненты личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада (ценностно-мотивационный, содержательный, деятельностный), сформированность которых обеспечивает целостность позиции, гармонизацию профессионального сознания и поведения педагога; · разработаны содержательные характеристики уровней сформированности личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада (высокий, средний, низкий). Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обеспечения модернизации процесса повышения квалификации воспитателя детского сада. Авторская программа «Педагогическая гармония» может быть использована при организации курсов повышения квалификации работников дошкольного образования, при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров для студентов педагогических вузов и средних специальных учебных заведений. Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической доказанностью теоретических положений, логической структурой исследования, применением методов экспертной оценки, статистического анализа и обработки результатов исследования экспериментальной и контрольной групп участвующих в эксперименте воспитателей. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях для работников ДОУ г.о. Тольятти (2004–2009), на кафедре педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.016 с.) |