Способы изложения в научном тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы изложения в научном тексте



В научном стиле мы встречаемся с такими способами изложения текста как описание, повествование и рассуждение.

Описание представлено в научном стиле довольно широко и характеризуется наибольшей простотой и четкостью организации. Цель описания – создание подробного детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных (существенных и несущественных) признаков.

В описании в определенной последовательности перечисляются признаки, свойства, черты какого-либо предмета или явления и устанавливаются связи между ними, причем так, чтобы у учителя сложилось законченное представление о данном объекте.

Элементы описания обычно располагаются по степени значимости, так, чтобы каждый последующий элемент добавлял новые сведения к предыдущему. Общее представление о предмете может быть дано как в начале описания, так и в конце.

Такая форма изложения естественнонаучной и технической информации используется чаще всего при описании новой техники, материалов, опытов, экспериментов, приборов, поэтому различают описания предметов, действий и процессов

В текстах-описаниях используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления и пр.; предметом описания обычно являются размеры, протяженность, качество, пространство и т.п. Таким образом, если мы имеем целью раскрытие признаков предмета, мы строим описание.

Объектом повествования может являться процесс (т.е. закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо) или событие (т.е. тот или иной значительный педагогический факт и т.п.). Общая схема повествования включает начало, развитие и конец события. В текстах-повествованиях говорится о событиях, развивающихся в хронологической последовательности.

Объект повествования имеет временную протяженность и определенные временные границы, в рамках которых он претерпевает определенные изменения, количественно и качественно меняется. Повествование фиксирует отдельные стадии изменения объекта – от начальной ступени до конечного его состояния. Развитие действия, временные отношения (например, описание хода формирующего эксперимента) излагаются в текстах – повествованиях.

С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вывода нового знания о любых объектах и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.

В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложном – несколько мыслей. Выводов тоже может быть несколько или один обобщенный. Рассуждение может быть представлено следующими речевыми компонентами: объяснение нового понятия, явления; введение в объяснение термина; выведение и объяснение формулы, закона; цепь суждений, объясняющая авторскую точку зрения на что-либо; обоснование авторской позиции и т.д.

Разновидностью рассуждения является доказательство. Рассуждение и доказательство наиболее широко представлены в текстах по математике.

Одним из наиболее распространенных способов изложения в научном стиле является определение.

Научный текст начинается как правило с определения, затем следуют примеры. Сообщение передает информацию о материальных объектах, процессах (явлениях), событиях, действиях или отдельных свойствах объектов. Цель сообщения – информировать обо всех перечисленных объектах как о чем-то новом, только что ставшем реальным, существующим фактом.

После утверждения студенты защищают актуальность выбранной темы на научно-исследовательском семинаре, оформляют реферат, который сдается на кафедру и хранится вместе с индивидуальным планом.

Реферат пишется для того, чтобы показать, насколько глубоко изучен материал. Объем такого реферата составляет обычно 10-30 страниц машинописного текста.

Учебный реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат сдается на кафедру вместе с индивидуальным планом в первый месяц обучения в магистратуре.

Реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книги, сложных для понимания конструкций.

В реферате обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Изложение материала должны носить проблемно-тематический характер.

Диссертанту необходимо уметь вперед вести научную диссертацию.

Дополнение:

Кстати, хотелось бы дополнить…

Нельзя не обратить внимание еще на один аспект.

В подтверждение мыли…у меня есть несколько цитат. Полностью согласен с этим определением, но…

Согласие:

Я разделяю эту точку зрения.

Я хотел (а) бы присоединиться к мнению коллеги о …

Хочу поддержать мнение коллеги…

Мне близка позиция (кого?)…

Трудно не согласиться с тем, что…

Я бы, пожалуй, добавил еще, что…

Частичное согласие:

Я с этим согласен, но, с другой стороны…Безусловно, но с одной оговоркой…

С этим нельзя не согласиться, но…

Нельзя при этом забывать о том, что…

Это верно, однако…

По существу я согласен с (кем?), но с одной оговоркой: концепция (кого?) выглядит предпочтительнее других. Это так. Но для меня убедительнее подход, который предложил (кто?)…

Несогласие:

У меня есть возражение.

Это расходится с моим представлением о…

Я придерживаюсь противоположного мнения.

Позволю себе не согласиться с позицией (кого-либо).

Сомнение

Позволю себе усомниться в (абсолютной) справедливости Вашего высказывания.

Сомневаюсь, что это так, хотя…

Насколько я помню эту работу, в ней эти факты изложены несколько иначе.

это замечание не бесспорно.

Возможно, что я ошибаюсь, но мне кажется, что это…

Допускаю, что могу ошибаться, но…

Запрос информации, стимулирование собеседника к высказыванию, выражению своей позиции:

Не могли бы Вы сказать…

А что Вы подразумеваете под…

Интересно было бы узнать Ваше мнение о…

Не могли бы Вы ответить на несколько вопросов?

Мне хотелось бы узнать, во-первых…

А что Вы думаете о…?

Уточнение адекватности восприятия:

Неужели Вы думаете, что…?

Возможно, вы правы, но я хотел уточнить…

Если я правильно понял…

В начале обсуждения, возможно, имеет смысл уточнить, что мы понимаем под термином «…».

Ограничение активности собеседника:

Извините, я попросил бы вернуться к исходному тезису.

Минуточку, а нельзя ли более конкретно?

Простите, что я позволю себе вмешаться, но…

 

Этапы работы над рефератом

1. Выбор темы. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но, прежде чем сделать выбор, вам необходимо определить, над какой проблемой вы хотели бы поработать и более глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

3. Составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных карточках. На основе карточек составляется список литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.009 с.)