Памятка «как писать сжатое изложение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка «как писать сжатое изложение»



Содержание

Критерии оценивания работы…..……………….. Критерии оценивания изложения………………  
Способы сокращения текста……………………..  
Тренировочные упражнения к изложению………  
Задание 3……………………………………………  
Тренировочные упражнения к заданию 3………..  
Задание 4…………………………………………..  
Тренировочные упражнения к заданию 4………..  
Задание 5…………………………………………..  
Тренировочные упражнения к заданию 5………..  
Задание 6 и тренировочные упражнения…………  
Задание 7……………………………………………  
Тренировочные упражнения к заданию 7………..  
Задание 8, 11……………………………………….  
Тренировочные упражнения к заданиям 8 и11…..  
Задание 9 и тренировочные упражнения…………  
Задание 10…………………………………………  
Тренировочные упражнения к заданию 10……..  
Критерии оценивания сочинения 15.1……………  
Клише сочинения 15.1……………………………  
Комментарии к словам лингвистов…………...….  
Критерии оценивания сочинения 15.2….………..  
Клише сочинения 15.2……………………………..  
Тренировочные упражнения к сочинению 15.2…  
Критерии оценивания сочинения 15.3….………..  
Клише сочинения 15.3……………………………..  
Глоссарий «Моральные категории»……………  
Тренировочные упражнения к сочинению 15.3…  
Оценка текущих работ ученика  

 

 

 

Изложение

дата ИК 1 (2) ИК 2 (3) ИК 3 (2) Итого баллов (7)
         
         
         
         
         
         
         
         


Сочинение

дата С1К1 (2) С1К2 (3) С1К3 (2) С1К4 (2) Итого баллов (9)
           
           
           
           
           
           
           
           

Грамотность

дата ГК1 (2) ГК2 (2) ГК3 (2) ГК4 (2) ФК1 (2) Итого баллов (10)
             
             
             
             
             
             
             
             

 

 

2 вариант
Красота – то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Это вечная, нравственная проблема. Это слово каждый понимает по-своему. В рассказе Ю. Яковлева сказано: «…красивым считается хороший человек, а некрасивый – дрянным». Человек может быть красив внешне, но некрасив душой. Душевная красота тоже важна. Жаль, что многие, не подозревая этого, начинают обидно шутить над некрасивым человеком.
В нашей жизни очень много красивых девушек, например, «Мисс Кузбасса». Она подает пример того, что не нужно делать никаких пластических операций, чтобы хорошо выглядеть.
Мне кажется, я объяснила значение слова «красота» и привела удачные примеры
.

 

  С1К1 (2) С1К2 (3) С1К3 (2) С1К4 (2) Итого баллов (9)
1 вариант          
2 вариант          

 

 

Критерии оценивания экзаменационной работы

Всего 15 заданий.

Часть 1 (задание 1) – изложение.

Часть 2 - (задания 2-14) – тест.

Часть 3сочинение на выбор
15.1 – лингвистическое сочинение,
15.2 – сочинение-рассуждение по цитате из самого текста.
15.3 – сочинение-рассуждение на морально-этическую тему на основе проблемы, поднятой в тексте.

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

пятибалльной шкале.

0-14 баллов – «2»

15-24 балла – «3»

25-33 балла – «4» при условии: учащийся по критериям ГК1–ГК4

должен набрать не менее 4 баллов, иначе выставляется отметка «3».

34-39 баллов – «5» при условии: учащийся по критериям ГК1–ГК4 должен набрать не менее 6 баллов за грамотность, иначе выставляется отметка «4».

 

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения вместе, который составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

 

Часть 1. Изложение

Критерии оценивания сжатого изложения баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1  
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил 1 микротему  
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил более 1 микротемы  
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста  
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста  
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста  
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста  
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена 1 логическая ошибка, и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более 1 логической ошибки, и/илиимеется 2 случая нарушения абзацного членения текста  
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3  

 

 

(30)С появлением новенького с Нинкой стало твориться что-то странное. (31) Он заходил в булочную – она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32) Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
(33) Новенький сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился:
(34)-Не смей ходить! – крикнул он Нинке. – (35)-Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало.

(36) Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37) Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38) Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – и зеркало убило красавицу.
(По Ю. Яковлеву)

Задание 2. Сравни сочинения учеников. Выяви их достоинства и недостатки. Выставь баллы по критериям.

1 вариант
Красота – то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота может быть не только внешней, есть ещё и внутренняя. Духовная красота, которая даже важнее внешней.
Людей с красивой внешностью много. Нинка же, героиня рассказа Ю. Яковлева, была некрасивым, но хорошим, добрым человеком, поэтому все её считали красивой. В предложении №12 автор даже говорит: «Нинка была стоящей девчонкой». Тем самым мы понимаем, что девочку все уважали и восхищались ей.
Писатели и поэты всех времен поднимали вопрос об истинной красоте человека. Например, Н. Заболоцкий размышляет о красоте в стихотворении «Некрасивая девочка» так: «Что есть красота, и почему её обожествляют люди?». Истинная красота – красота духовная. В этом убеждает нас и Л. Толстой в финале романа «Война и мир», описывая Наташу Ростову. Несмотря на то, что она «пополнела», «подурнела», красота её души неподвластна времени, в то время как внешнюю красоту время убивает.
Хотелось бы верить, что я смогла объяснить значение слова «красота» и привела удачные примеры.



49

Тренировочные упражнения по заданию 15.3

Задание 1. Прочитай текст. Объясни слово «КРАСОТА». Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение «Что такое настоящая красота?»

(1) Мы любили свой двор. (2) В нём никогда не было скучно. (3) Были у нас игры и собственного изобретения. (4) Например, игра в красавицу.
(5) Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (60 И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
(7) –Сыграем в красавицу?
(8) Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (Она) опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.
(10) Теперь мы вспоминаем, что Нинка на редкость была некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11) Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной.
(12) Нинка была настоящей девчонкой – мы выбирали красавицей её.
(13) Когда она выходили на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
(14) –У неё лебединая шея, заученно говорил один.
(15) Другой подхватывал:
(16) -У неё коралловые губы и жемчужные зубы…
(17) –У неё золотые кудри и атласная кожа…
(18)-У неё глаза синие, как море, и соболиные брови…
(19) Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей
(20) Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки никого нет.
(21) Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький. (22) Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23) Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
(24) –Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
(25) –Почему тебя? – удивился новенький. (26)-Разве ты красивая?
(27)У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее.
(28)-А меня выбирают.
(29)-Очень глупо, - сказал новенький.

 

Способы сокращения текста

Часть 2. Тест

Задание 3. «Образные средства»
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Глаза громадные, как прожекторы. (В. Маяковский.)
Метафора, развёрнутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.)
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.)

 

 

(26) Старуха Клюквина всё не могла успокоиться.
(27)-Ишь, выложила своё тряпьё под самый нос, - ворчала она.
(28) Потом втсала, взяла совок, выгребла из печки золы, подошла к окну и ловким движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку…
(29) И вдруг странная фигура мелькнула прямо перед глазами Клюквиной. (30) Она камнем упала сверху, прямо в середину Халаминого тряпья, и раскладушка развалилась. (31) Над бледным Колькой стояла Халима. (32) Она увидела тоненькую струйку крови, вытекающую изо рта, и схватила его на руки.
(33) –Живой? (34) Руки, ноги целые? – и забормотала что-то, радостно прижимая к себе этого шкодливого, никем во дворе не любимого мальчишку.
(35) И ещё не вполне поняв, что же произошло, старуха Клюквина бежала к раскладушке и кричала:
-Не парень, бес! (36) О откуда же он сверзился?
(37) Колька был жив и невредим, но с прокушенным языком…
(38) Соседи видели, как на другой день вредная старуха Клюквина торжественно отнесла в подвал Халиме большой пирог с вареньем, поклонилась ей и громко сказала:
-Прости, Халима. (39) Кушайте на здоровье.
(40) А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая…
(По Л. Улицкой)
Задание 2. Сравни сочинения учеников. Выяви их достоинства и недостатки. Выставь баллы по критериям.

 

1 вариант
Писательница Улицкая в финале рассказа пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Автор заставляет читателя задуматься, что такое великодушие. Приведу примеры из текста.
Например, в предложении №34 Халима проявила великодушие к Кольке, ведь она могла стоять и равнодушно смотреть на мальчика, который вместе со своей бабкой делал гадости. Но вместо этого она встревоженно подбежала к нему и спросила, всё ли у него в порядке. А в предложениях №38 и 39 автор показывает, что старуха Клюквина увидела Халиму с другой стороны.
Текст автора вызвал у меня чувство радости, потому что всё благополучно закончилось, и старуха Клюквина теперь по-другому будет относиться к Халиме.

2 вариант
В своём рассказе «Счастливый случай» писательница А. Улицкая в финале пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Автор подчеркивает, как Халима незаметно изменилась, совершив великодушный поступок. Приведу примеры из текста писательницы.
Например, в предложении №1 автор говорит о героине жёлтая и худая»,

Тренировочные упражнения по заданию 15.2

15.2 Прочитай текст. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.


(1)Летом жёлтая и худая Халима начинала просушивать постель. (2) Она выносила раскладушки и наваливала на них одеяла и перины такой преогромной кучей, что непонятно было, как всё это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с семьёй.
(3) Куча эта возвышалась как раз под окном Клюквиных, живших на первом этаже двухэтажного дома.
(4) Старуха Клюквина, высунувшись в окно, добросовестно бранила Халиму.
(5) –Колюня, подь сюда! – приказала она своему шкодливому внуку Кольке. (6) –А ну-ка скинь всё!
(7) Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.
(8) Старуха Клюквина всё стояла у окна и поругивалась. (9) Потом в голову ей пришла, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку.(10)Нести во двор она не хотела – а ну как украдут? - и решила проветрить её на чердаке.
(11) Она позвала Кольку и, снявши в сенцах ключ с гвоздя, стала подниматься вслед за ним на чердак.
(12) Старуха отомкнула замок, и они вошли в огромное помещение.
(13) Колюня каждый раз восхищенно замирал перед кучами хлама, жадно разглядывал причудливые очертания. (14) Он ткнулся было туда, но бабка, повесив жакетку на бельевую веревку, потянула его к выходу, замнула низкую дверь и стала спускаться по лестнице. (15) Колюня шёл следом, мучительно соображая, как бы стащить у неё клюс и забраться на чердак.
(16) Он вышел во двор и задумчиво посмотрел на крышу. (17) Трехэтажный дом стоял впритык к их дому, но крыша трехэтажки метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома. (18) «Если выход на чердак в трехэтажке открыт, можно рискнуть», - решил Колюня.
(19) Он пошёл просить ключ от чердака к дворничихиному Витьке. (20) Колька наврал ему, что на крышу упал Шуркин кожаный мяч и, если Витька поможет достать ему ключ от чердачной двери, они вдвоем, конечно, будут навеки владельцами этого мяча!
(21) У Витьки загорелись глаза. (22)Через три минуты оба они стояли у деревянной чердачной двери.
(23)-Ты посиди пока, я слазию на двухэтажку, может, там мяч-то, - сказал Колюня. (24) Он приземлился на крышу двухэтажки, подошёл к растворенному чердачному окну и гляну вниз.
(25)Колька увидел задний двор, большой дуб, сараи, Шуркину голубятню, присел на корточки: ему хотелось увидеть и раскладушку с разноцветными перинами, песочницу, доминошный стол…
42

Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! (А. Володин.)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?(А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Задание 4. «Правописание приставок»

1. Приставки на –З и –С. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С:
и с т ратить, бе с п ечный, и з г нать, бе з д омный.
Помни о словах: з десь- з дешний, з дание, з доровье, где З - часть корня.

2. Пре- и при.
Значения ПРЕ:
1) ОЧЕНЬ (пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать,
2) ПЕРЕ (преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик.
Значения ПРИ:
1) Близость, сближение (пришкольный, примыкающий, приблизиться).
2) Неполное действие (приоткрытый, пригореть).
3) Присоединение (прибить, причалить).

Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗРЕТЬ (жалеть),
ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку),
ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам),
ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРИЁМНИК (устройство) – ПРЕЕМНИК (наследник),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться),
ПРИДАТЬ (форму) – ПРЕДАТЬ (друга).

Задание 5. «Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»


1. Прилагательные.
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-от существительных с основой на н: сон – со нн ый, осень – осе нн ий, длина – дли нн ый, окно – око нн ый;
-с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекци онн ый, станци онн ый, утр енн ий, врем енн ый, письм енн ый.
С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительны с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кож ан ый, песч ан ый, конопл ян ый, глин ян ый, серебр ян ый, гус ин ый, лебед ин ый.

Исключения:
- юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса );
- ветр ен ый (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: без ветр енн ый, под ветр енн ый);
- олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый.

2. Причастия.
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполне нн ая-выполне н а, скоше нн ая-скоше н а.

3. Отглагольные прилагательные
(прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие - отсутствие приставки: глаже н ый – по глаже нн ый).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соле н ый, копче н ый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: реше нн ый,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рис ова нн ый, раск ова нн ый,
в) имеющих зависимое слово: круто перче нн ый, вяза нн ый спицами.

4. Наречия на –О и –Е.

В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы: неожида нн ый - неожида нн о, взволнова нн ый - взволнова нн о.

 

Тренировочные упражнения к заданию 5

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1) невиданного, 2) деревянный, 3) божественным, 4) длинной

2. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном от имени существительного, оканчивающегося на Н, с помощью суффикса -Н-, пишется две буквы Н"?

1) бетонный, 2) самоотверженных, 3) завоёванных. 4) проломленному
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?
1) странном, 2) неожиданно, 3) опущенным, 4) сонным.

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
1) раздражённо, 2) длинными, 3) уверена, 4) больной
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-«?

1) военный, 2) намеченной, 3) болезненный, 4) увековеченный

6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько –Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного»?

1) похищенные, 2) усиленно, 3) удвоенным, 4) естественна
7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н-«?

1) каменного, 2) совершенно, 3) облегчённо, 4) вверенный

8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?
1) пригнанных, 2) размеренно, 3) драгоценного, 4) полноценным

9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"?

1) длинной, 2) пустынный, 3) начерченные, 4) путешественник
10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"?
1) нарушено, 2) буквально, 3) нужно, 4) стыдно

 

 

Синтаксис
И. И. Постникова: Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение. Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).
А. А. Реформатский: Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями собеседников. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
Н.С. Валгина: В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Словосочетание представляет наименование отдельных понятий и включается в предложение, которое является законченным высказыванием мысли человека.
М. Е. Салтыков-Щедрин: Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
А. И. Горшков: Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис. Синтаксис весьма богат разными стилистическими возможностями. Например, в разговорном стиле чаще используется диалог, много неполных предложений, а в деловом стиле их употребление сведено до минимума. В научном стиле много сложных предложений, вставных и вводных конструкций. В публицистическом стиле много риторических предложений. Художественный стиль богат разными стилистическими фигурами.
Г. Я. Солганик: Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам. Каждый член предложения имеет свое место в предложении. Также и предложения в тексте должны быть расположены по определенным правилам. Между ними устанавливаются различные смысловые отношения. Содержание последующего может раскрывать смысл предыдущего, а может быть противопоставлено предыдущему. Такой тип связи называют последовательным. Бывает и так, что первое предложение всего текста или абзаца может быть независимым, а все остальные раскрывают его смысл. Такой тип связи предложений в тексте называется параллельным.
Выразительность языка
А. И. Горшков: Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. О. Н. Емельянов: Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Именно выразительность заставляет привлечь особое внимание читателя, а также она характеризует и самого говорящего.
В. Г. Короленко: Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. В. Виноградов: Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими. Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. В построении текста следует использовать такие средства, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя. Это могут быть как выразительные средства речи, так и отдельные морфемы, так и словоформы.
К. Г. Паустовский: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
В. В. Виноградов: Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано. В художественном произведении используется особый стиль художественной литературы, в котором допускается использование не только общеупотребительных слов, возвышенной лексики, но и просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, чтобы передать характер героев. Но это должно быть оправдано или мотивировано задачей автора.

 

 

11. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?
1) районных, 2) ухоженный, 3) единственный, 4) повышенно
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме"?
1) испуганно, 2) привезённые, 3) невоздержанна, 4) отчаянно
13. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?
1) прочитанное, 2) длинноносого, 3) совершенно, 4) заваленная
14. В каком слове правописание НН определяется правилом: " Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н"?
1) общественной, 2) истинных, 3) ответственности, 4) нравственной


Задание 6. «Умение подбирать синонимы»

Синонимы – слова, близкие по значению. Стилистические синонимы – это слова, тож­дественные по своему значению и различные по стили­стической окраске или имеющие разную сферу употребления. Есть (нейтр.) – кушать (литер.) - жрать (жаргон)- лопать (простореч.) – уплетать (простореч.)

Задание 7. «Способы связи слов в словосочетании»

согласование управление примыкание
Зависимое слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение   Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное   Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие  
При изменении формы меняются оба слова При изменении формы меняется лишь главное слово Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу.

Алгоритм выполнения задания

1. Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
2. Главное слово оставьте без изменения. В центре внимания зависимое слово!
Определите, какой частью речи оно выражено.

каша из гречки – снаряд для спортсменов тропинка в гору - человек без совести - вопрос по литературе гостиница при вокзале - костюм в полоску – кусты сирени – совет отца – ком снега – судьба матери – занятия музыкой – собака с гладкой шерстью - ружьё с двумя стволами парень с рыжими волосами - особняк в три этажа девушка двадцати лет

 

3. Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит НАРЕЧИЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ (можно использовать предлог):

нар. сущ.
робко предложил > предложил с робостью

19

Если УПРАВЛЕНИЕ в ПРИМЫКАНИЕ, то СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -НАРЕЧИЕМ:
сущ. нар.
разглядывали с изумлением > разглядывали изумлённо

Если нужно преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:

прил. сущ.
людские шаги > шаги людей

Если УПРАВЛЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЕМ, то НАОБОРОТ:

сущ. прил.
разводы нефти > нефтяные разводы

Задание 9. «Обособленные члены предложения»

1.Обособленные согласованные определения и приложения.

1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой, ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения:
Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

2.Обособленные обстоятельства:

1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий: А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.

Основная часть

1 аргумент. Почему автор использует это языковое явление.

2 аргумент. Почему автор использует это языковое явление.

 

Заключение

Подводится итог высказыванию лингвиста и своему сочинению.

29

Часть 3. Сочинение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.084 с.)