Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тренировочные упражнения к заданию 4
1. Найдите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение:
1) вскарабкаться 2) сделал 3) взваливать 4) растерялись 2. Найдите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение: 1) изредка 2) распахнуть 3) отпихнул 4) подполье 3. В каком слове приставка означает "приближение"? 1) пригородный 2) приделать 3) приехать 4) пришить Начало формы44 4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «нахождение вблизи чего-либо»?
1) приусадебный 2) прицепиться 3) приглушенно 4) притаиться 5. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?
1) преобразовать 2) престрашный 3) превращать 4) преемник 6. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного? 1) отбросил 2) предпочитать 3) надкусил 4) распилил 7. В каком слове правописание приставки определяется её близостью к приставке «пере-»? 1)прервать 2) прекрасный 3) преспокойно 4)премудрый 8. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»? 1) пританцовывал 2) призадумался 3) придорожный 4) приклеил 9. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»? 1) сбор 2) здесь 3) разбить 4) несговорчивый 10. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?
1) вздохнув 2) всплеснула 3) сделать 4) вздрогнула
14
Абзац
| Н. С. Валгина: Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. И. Э. Бабель: Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя. Л. В. Щерба: Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей.
| Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. В диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения новой мысли автора (микротемы). Иногда писатель сознательно делает отступ в тексте там, где его можно и не делать, чтобы обратить внимание читателя на какую-нибудь важную проблему. Благодаря этому нам открывается совершенно иной ход мыслей.
|
Разное
| М. В. Панов: Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
| Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Наименьшая из них - звук, который в свою очередь создает слог, потом слоги складываются в слова, а они в словосочетания и предложения. Каждое морфема в слове имеет смысловое значение, каждое слово имеет лексическое значение. Связываясь в единое предложение, они выражают мысль. Каждая из этих единиц выполняет свою работу в речи.
| М.А. Рыбникова: Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек.
| Слов без корней не существует. В нём заключается лексическое значение слова. Правильно корень нужно находить для того, чтобы правильно написать слово, а иногда даже проследить этимологию (происхождение) слова.
| Ф. И. Буслаев: Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.
| Сказуемое – главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом. А глагол обозначает действие. Именно действие выстраивает рассказ, то есть суждение.
|
И.В. Артюшкова:Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи.
| Диалог – разговор двух и более лиц. В нем присутствуют предложения, разные по цели высказывания. Особое место в диалоге занимают вопросительные предложения. В ответах на вопросы звучит информация, ранее не известная для собеседника.
| Пунктуация
| С. И. Львова: Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Н. С. Валгина: То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания. Н. С. Валгина: Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля. Н. С. Валгина: Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство.
| Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию и несёт смысловую нагрузку, обозначают на письме логические паузы. Знаки препинания облегчают зрительное восприятие и понимание текста. Иногда они помогают выразить тончайшие оттенки смысла.
| Н.С. Валгина: Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости.
| Многоточие – особый знак препинания, который может использоваться в предложении любой цели высказывания и эмоциональной окраски. Он может существовать как самостоятельно, так и в сочетании с вопросительным и восклицательным знаками. Конечно, его может на письме заменить и точка, но без многоточия не обойдётся предложение, несущее в себе особые эмоции и напряженность мысли.
|
Задание 5. «Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»
1. Прилагательные. Две н пишется в прилагательных, образованных: -от существительных с основой на н: сон – со нн ый, осень – осе нн ий, длина – дли нн ый, окно – око нн ый; -с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекци онн ый, станци онн ый, утр енн ий, врем енн ый, письм енн ый. С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительны с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кож ан ый, песч ан ый, конопл ян ый, глин ян ый, серебр ян ый, гус ин ый, лебед ин ый.
Исключения: - юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса -н); - ветр ен ый (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: без ветр енн ый, под ветр енн ый); - олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый. 2. Причастия. В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполне нн ая-выполне н а, скоше нн ая-скоше н а. 3. Отглагольные прилагательные (прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие - отсутствие приставки: глаже н ый – по глаже нн ый). 1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соле н ый, копче н ый. 2) НН пишется: а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: реше нн ый, б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рис ова нн ый, раск ова нн ый, в) имеющих зависимое слово: круто перче нн ый, вяза нн ый спицами. 4. Наречия на –О и –Е.
В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы: неожида нн ый - неожида нн о, взволнова нн ый - взволнова нн о.
Тренировочные упражнения к заданию 5
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
1) невиданного, 2) деревянный, 3) божественным, 4) длинной
2. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном от имени существительного, оканчивающегося на Н, с помощью суффикса -Н-, пишется две буквы Н"?
1) бетонный, 2) самоотверженных, 3) завоёванных. 4) проломленному 3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"? 1) странном, 2) неожиданно, 3) опущенным, 4) сонным.
4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано". 1) раздражённо, 2) длинными, 3) уверена, 4) больной 5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-«?
1) военный, 2) намеченной, 3) болезненный, 4) увековеченный
6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько –Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного»?
1) похищенные, 2) усиленно, 3) удвоенным, 4) естественна 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н-«?
1) каменного, 2) совершенно, 3) облегчённо, 4) вверенный
8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? 1) пригнанных, 2) размеренно, 3) драгоценного, 4) полноценным
9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"?
1) длинной, 2) пустынный, 3) начерченные, 4) путешественник 10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"? 1) нарушено, 2) буквально, 3) нужно, 4) стыдно
Синтаксис
| И. И. Постникова: Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.
| Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).
| А. А. Реформатский: Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис.
| Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями собеседников. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
| Н.С. Валгина: В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира.
| Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Словосочетание представляет наименование отдельных понятий и включается в предложение, которое является законченным высказыванием мысли человека.
| М. Е. Салтыков-Щедрин: Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
| Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
| А. И. Горшков: Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис.
| Синтаксис весьма богат разными стилистическими возможностями. Например, в разговорном стиле чаще используется диалог, много неполных предложений, а в деловом стиле их употребление сведено до минимума. В научном стиле много сложных предложений, вставных и вводных конструкций. В публицистическом стиле много риторических предложений. Художественный стиль богат разными стилистическими фигурами.
| Г. Я. Солганик: Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам.
| Каждый член предложения имеет свое место в предложении. Также и предложения в тексте должны быть расположены по определенным правилам. Между ними устанавливаются различные смысловые отношения. Содержание последующего может раскрывать смысл предыдущего, а может быть противопоставлено предыдущему. Такой тип связи называют последовательным. Бывает и так, что первое предложение всего текста или абзаца может быть независимым, а все остальные раскрывают его смысл. Такой тип связи предложений в тексте называется параллельным.
|
Выразительность языка
| А. И. Горшков: Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. О. Н. Емельянов: Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего.
| Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Именно выразительность заставляет привлечь особое внимание читателя, а также она характеризует и самого говорящего.
| В. Г. Короленко: Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. В. Виноградов: Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими.
| Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. В построении текста следует использовать такие средства, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя. Это могут быть как выразительные средства речи, так и отдельные морфемы, так и словоформы.
| К. Г. Паустовский: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
| Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
| В. В. Виноградов: Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано.
| В художественном произведении используется особый стиль художественной литературы, в котором допускается использование не только общеупотребительных слов, возвышенной лексики, но и просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, чтобы передать характер героев. Но это должно быть оправдано или мотивировано задачей автора.
|
11. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"? 1) районных, 2) ухоженный, 3) единственный, 4) повышенно 12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме"? 1) испуганно, 2) привезённые, 3) невоздержанна, 4) отчаянно 13. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"? 1) прочитанное, 2) длинноносого, 3) совершенно, 4) заваленная 14. В каком слове правописание НН определяется правилом: " Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н"? 1) общественной, 2) истинных, 3) ответственности, 4) нравственной
Задание 6. «Умение подбирать синонимы»
Синонимы – слова, близкие по значению. Стилистические синонимы – это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. Есть (нейтр.) – кушать (литер.) - жрать (жаргон)- лопать (простореч.) – уплетать (простореч.)
|