Тренировочные упражнения к заданию 6



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренировочные упражнения к заданию 6



Назови среди синонимов нейтральные и стилистически окрашенные.

спать — дрыхнуть — почивать,
недостат­ки — пробелы — дефекты — недочеты,
лицо — лик — морда.

2. Выполни задания.

1. Замените слово ЗАВАЛИТЬиз предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.

2. Замените слово ДОХАиз предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.
17

3. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ(любопытстве)из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

4. Замените слово ОКЛИКНУЛиз предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18) Мимо меня прошел один из моих друзей. (19) Я окликнул его.

5. Замените слово В БАДЕЙКАХиз предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках.

6. Замените слово НЕЖЕЛИиз предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14) Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.

7. Замените слово ИМЕНИТЫХиз предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.

8. Замените слово НЕВЕСТЬиз предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.

Б. В. Шергин: Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания, а также различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Части речи
А. А. Потебня: Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.
А. А. Реформатский: Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
И.Г. Милославский: Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение. Хотя союзы являются служебной частью речи, текст без них подчас построить невозможно. Сочинительные союзы помогают связать однородные понятия и предложения в одно целое, противопоставляют одно явления другому. Особенно богаты значениями подчинительные союзы, с помощью которых можно построить сравнение, выразить значение уступки, времени, причины, условия, следствия.

 


А. А. Мирошниченко: Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами ).
А. Кузнецов: Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя. От первого лица строятся рассказы автора. Это значит, что рассказчик пытается объяснить не только увиденные события, но и донести до читателя свои чувства, эмоции. Достаточно часто в рассказах от первого лица можно встретить не только общеупотребительную лексику, но и слова разговорные, просторечья, которые услышал автор от собеседника. Благодаря им можно лучше узнать характер и образ жизни героя рассказа и самого автора.
В.В. Виноградов: Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе. И.Б. Голуб: Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом. И. Г. Милославский: Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент. Русский язык богат лексикой разных стилей. Иногда, чтобы передать характер героя произведения, описать ситуацию, писатель прибегает не только к нейтральной лексике, но и к просторечьям, жаргонизмам, диалектным словам. Следует умело подходить и к образным средствам, фразеологизмам, словам научного и делового стиля. Неправильное или неуместное их употребление, сочетание в общем контексте часто приводит к комичному звучанию, нелепице.

 

 

Задание 7. «Способы связи слов в словосочетании»

согласование управление примыкание
Зависимое слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение   Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное   Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие  
При изменении формы меняются оба слова При изменении формы меняется лишь главное слово Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу.

Алгоритм выполнения задания

1. Найдите в словосочетании главноеи зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
2. Главное слово оставьте без изменения. В центре внимания зависимое слово!
Определите, какой частью речионо выражено.

каша из гречки – снаряд для спортсменов тропинка в гору - человек без совести - вопрос по литературе гостиница при вокзале - костюм в полоску – кусты сирени – совет отца – ком снега – судьба матери – занятия музыкой – собака с гладкой шерстью - ружьё с двумя стволами парень с рыжими волосами - особняк в три этажа девушка двадцати лет

 

3. Прочитайте в задании, какой тип связинужно получить.
Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит НАРЕЧИЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ (можно использовать предлог):

нар. сущ.
робко предложил > предложил с робостью

19

Если УПРАВЛЕНИЕ в ПРИМЫКАНИЕ, то СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -НАРЕЧИЕМ:
сущ. нар.
разглядывали с изумлением> разглядывали изумлённо

Если нужно преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:

прил. сущ.
людские шаги > шаги людей

Если УПРАВЛЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЕМ, то НАОБОРОТ:

сущ. прил.
разводы нефти > нефтяные разводы



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.006 с.)