Тема 5. Методика научного исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Методика научного исследования.



1. Планирование научной работы в научно-исследовательских органи­зациях, вузах, на кафедрах.

2. Основные этапы научного исследования.

3. Выбор темы научного исследования студентом, определение его це­ли и задач.

4. Объект и предмет исследования.

5. Факторы, определяющие вы­бор темы.

6. Информационное обеспечение научной работы студента.

7. Интернет как источник научной информации.

8. Библиотечные катало­ги, их виды. Электронный каталог и электронная библиотека.

9. Методы обработки и хранения информации. Традиционные и совре­менные носители информации.

Тема 6. Работа студента с научной литературой.

1. Основные источники научной информации.

2. Виды научных и учебных изданий.

3. Систематизация и анализ научной и учебной информации.

4. Методика чтения научной литературы.

5. Виды чтения специальной литературы.

6. Формы регистрации научной информации.

 

Тема 7. Научно-исследовательская работа студента вуза.

1. Виды научно-исследовательских студенческих работ.

2. Магистерская диссертация.

3. Реферат как научное произведение, его назначение и структура.

4. Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада.

5. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпи­рические статьи.

6. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.

7. Этика научно-исследовательской работы студента.

 

Тема 8. Учебно-научные работы студента вуза.

1. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы.

2. Рубрикация учебно-научной работы.

3. Курсовая работа с исследовательскими целями, основные требования к ней.

4. Дипломная работа с исследовательскими целями, основные требова­ния к ней.

5. Особенности подготовки и защиты курсовых и дипломных работ с исследовательскими целями.

 

Тема 9. Требования к языку и оформлению студенческих работ.

1. Функциональные стили современного русского литературного языка.

2. Языковые особенно­сти научного стиля.

3. Требования к языку студенческой научной работы.

4. Редактирование студенческой научной работы. Приемы изложения научного материала и его редактирования.

5. Требования к техническому оформлению научной работы.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

 

1. Понятие «наука» и классификация наук.

2. Научное исследование как форма существования и развития науки.

3. Наука и философия. Философия науки.

4. Основные концепции современной науки.

5. Роль науки в развитии общества.

6. Главные функции науки в обществе.

7. Управление наукой и ее организационная структура.

8. Министерство образования и науки РФ, его функции в сфере вузовской науки.

9. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

10. Российская академия наук (РАН) как высшее научное учреждение РФ.

11. Научная деятельность в высшем учебном заведении. Научно-исследовательская работа студентов.

12. Магистратура.

13. Организация подготовки научных и научно-педагогических работников в РФ. Аспирантура и докторантура.

14. Ученые степени и ученые звания.

15. Научное исследование: его сущность и особенности.

16. Классификация научных исследований.

17. Методология научного исследования. Методология и научное по­знание.

18. Методы научного исследования.

19. Уровни научного исследования.

20. Классификация методов.

21. Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики.

22. Классификация систем.

23. Понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании.

24. Этапы процесса моделирования.

25. Классификация моделей и формы моде­лирования.

26. Математические модели и методы.

27. Планирование научной работы в научно-исследовательских органи­зациях, вузах, на кафедрах.

28. Основные этапы научного исследования.

29. Выбор темы научного исследования студентом, определение его це­ли и задач.

30. Объект и предмет исследования.

31. Факторы, определяющие вы­бор темы.

32. Информационное обеспечение научной работы студента.

33. Интернет как источник научной информации.

34. Библиотечные катало­ги, их виды. Электронный каталог и электронная библиотека.

35. Методы обработки и хранения информации. Традиционные и совре­менные носители информации.

36. Основные источники научной информации.

37. Виды научных и учебных изданий.

38. Систематизация и анализ научной и учебной информации.

39. Методика чтения научной литературы.

40. Виды чтения специальной литературы.

41. Формы регистрации научной информации.

42. Виды научно-исследовательских студенческих работ.

43. Магистерская диссертация.

44. Реферат как научное произведение, его назначение и структура.

45. Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада.

46. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпи­рические статьи.

47. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.

48. Этика научно-исследовательской работы студента.

49. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы.

50. Рубрикация учебно-научной работы.

51. Курсовая работа с исследовательскими целями, основные требования к ней.

52. Дипломная работа с исследовательскими целями, основные требова­ния к ней.

53. Особенности подготовки и защиты курсовых и дипломных работ с исследовательскими целями.

54. Функциональные стили современного русского литературного языка.

55. Языковые особенно­сти научного стиля.

56. Требования к языку студенческой научной работы.

57. Редактирование студенческой научной работы. Приемы изложения научного материала и его редактирования.

58. Требования к техническому оформлению научной работы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ)

1. Великие имена в истории экономической науки.

2. Великие имена в истории юридической науки.

3. Ученые степени и ученые звания в истории отечественной науки и высшего образования.

4. Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования (Германия, Англия, Франция, США).

5. Академические звания в России и за рубежом.

6. Виды научно-исследовательских работ.

7. Виды диссертационных научно-исследовательских работ (в России, за рубежом). Основные требования, предъявляемые к ним.

8. Современное информационное обеспечение научной работы.

9. Электронная библиотека в вузе.

10. Особенности проведения научных исследований в условиях информатизации современного общества.

11. Основные современные источники научной информации.

12. Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях: преимущества и недостатки.

13. Этика научно-исследовательской работы.

14. Значение системы «Антиплагиат» для обеспечения качества научно-исследовательской работы.

15. Результаты научных исследований как интеллектуальная собственность.

16. Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме.

17. Культура устной и письменной речи ученого и преподавателя вуза.

18. Особенности научного стиля современного русского литературного языка.

19. Комплексная языковая подготовка исследователя (родной и иностранный языки, культура речи, терминоведение и др.) как неотъемлемый компонент научной подготовки.

20. Виды научных публикаций (обзор).

21. Редактирование и рецензирование научных работ.

22. Переход вуза на международную систему подготовки «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы.

23. Существуют ли в вузе реальные условия для научно-исследовательской работы студентов? (Ваше видение проблемы).

24. Особенности современного научного ландшафта России.

25. Отечественные (советские, российские) лауреаты Нобелевских премий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б.И., Дробышева В.В., Злобина Н.В., Нижегородов Е.В., Терехова Г.И. – М.: Форум, 2009.

2. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А.Я., Михайленко Т.Д., Багмет Н.П., Глазунова И.В., Смир­нов А.В.– М.: РИО РТА, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Арене В.Ж. Азбука исследования (методология постановки проведения исследования). – М.: Интернет Инжиниринг, 2006.

2. Введение в системный анализ: учебник / Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. – М.: Высшая школа, 1989.

3. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методо­логия. – М.: Наука, 1980.

4. Гаевский А. Визуальный самоучитель работы на компьютере и в сети Интернет. Основы компьютерной грамотности. – М.: Триумф, 2007.

5. Громов Ю.А. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности. Энциклопедический справочник. – М.: Экономика, 2003.

6. Дистанционное обучение: учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1998.

7. Колесникова Н.И. От конспекта до диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта, 2002.

8. Королюк В.С. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Наука, 1985.

9. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформле­ния. Порядок защиты: практ. пособие для докторантов, аспирантов, маги­стров. - 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.

10. Кузьмин А.С. Flash-память и другие современные носители информации. – М.: Горячая линия. Телеком, 2005.

11. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие. – М., 2001.

12. Липатова Н.Г. Моделирование информационных систем в тамо­женном деле: учебное пособие. – М.: РИО РТА ФТС России, 2006.

13. Макрусев В.В. Основы системного анализа таможенного дела: направления, проблемы, методология: монография. – М.: РИО РТА ГТК РФ, 2001.

14. Мальханова И.А. Деловое общение: учеб. пособие. 4-е изд. – М.: Академия, Проект: Трикста, 2005.

15. Мальцев Ю.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. – М.: Военно-техн. ун-т, 2003.

16. Математиче­ские методы в экономике: учебник / Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.

17. Методические рекомендации издателя: памятка автору / Волкова Н.И., Кузнецова Е.А., Мусатова Е.Д. – М.: РИО РТА, 2007.

18. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты / Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. – М., 1995.

19. Основы научных исследований: учеб. пособие / Анкундинов И.Г., Митрофанов А.М., Соколов О.Л. – СПб.: СЗТУ, 2002.

20. Основы научных исследований по организации и управлению: учеб. пособие / Баркалов С.А., Мещерякова О.К. и др. – Воронеж: Воронежск. гос. строит. ун-т, 2002.

21. Ос­новы научно-литературной работы в медицине: учеб. издание / Маймулов В.Г., Лучкевич В.С, Румянцев А.П., Семенова В.В. – СПб.: СПб ГМА, 1996.

22. Основы научных исследований: Курс лекций для аспирантов в 2-х частях / Черныш А.Я., Михайленко Т.Д., Багмет Н.П., Анисимов Е.Г., Липатова Н.Г., Глазунова И.В., Деточка А.В. – М.: РИО РТА, 2008.

23. Основы научных исследований: теория и практика / Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остоухов В.В. – М.: Гелиос АРВ, 2006.

24. Пивоев В.П. Методология и методика научного исследования: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Петрозаводск: Изд-во Петр ГУ, 2006.

25. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учеб. практ. пособие. – М.: РДЛ, 2001.

26. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. Максимова В.И. – М.: Гардарики, 2004.

27. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / под ред. Черняк В.Д. – М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

28. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002.

29. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. – М.: Рольф, 1996.

30. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека / Володина Н.С., Иванова А. Ю., Клюев А.С. и др. – М.: Флинта, Наука, 2002.

31. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / Багов В.П., Селезнев Е.Н., Ступаков В.С. – М.: Камертон, 2006.

32. Усачева И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.

33. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: Экзамен, 2005.

34. Федорченко Е.А. Язык документов таможенной службы и вопросы культуры речи: лингвостилистический практикум для руководителей таможенных органов Российской Федерации. – М.: РИО РТА, 1998.

35. Хлебников А. Информационные системы в экономике: системы экономического анализа: учеб. пособие. – М.: Феникс, 2007.

36. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.

в) программное обеспечение

1. Пакет прикладных программ MS Office.

2. Компьютерная презентация тем.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. www.customs.ru. – Официальный сайт Федеральной таможенной службы

2. www.consultant.ru.– Справочная правовая система Консультант Плюс

3. Сайт Всемирной таможенной организации www.wcoomd.org.

4. www.worldcustomsjournal.org. – Международный таможенный электронный журнал

5. Электронная библиотека Российской таможенной академии.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная и научная литература, исторические труды ученых. Видеозаписи, связанные с программой курса, компьютер, подключенный к видеопроектору и другие технические возможности для их просмотра. Класс, оборудованный для презентаций лекций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (проведение круглых столов, тренингов, научных дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия. Во время семинаров и самостоятельной подготовки студентам обеспечивается доступ к сети Интернет.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по проблемным вопросам теории и практики;

- развитие творческих способностей при самостоятельном изучении научных проблем в процессе освоения современных методов научного исследования;

- поиск целесообразных вариантов решения научных задач;

- выявление научных проблем и направлений их решения;

- оформление студенческих научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ в соответствии с нормативными требованиями.

При решении этих задач студентам рекомендуются для изучения и анализа пособия, раскрывающие основные методические подходы, методы, методики, а также соответствующие публикации. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к научной аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» в различных ситуациях.

Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной литературе и научным публикациям по основам научных исследований. Проверка выполнения заданий осуществляется на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются тематические дискуссии в рамках общей обсуждаемой или решаемой научной проблемы.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа осуществляется в рамках предлагаемой примерной сквозной тематики рефератов и посвящается какой-либо значимой классической, либо современной научной проблеме, либо фундаментальному научному открытию. Творческая работа нацелена на раскрытие творческих способностей студента.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) может применяться балльно-рейтинговая система успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются работа на семинарских занятиях, творческая работа (реферат), итоговое испытание. Итоговое испытание осуществляется в форме устного зачета. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.043 с.)