Принципы естественнонаучного познания окружающего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы естественнонаучного познания окружающего мира



В основе естественнонаучного, познания действительности лежит сложный творческий процесс, включающий творческий анализ, который состоит из чередования не только сознательных, но и подсознательных элементов. Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса:1. ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым; 2. трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных; 3. останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено. Данные правила в одинаковой мере применимы для естественнонаучных и гуманитарных знаний. Цель естествознания - описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов. Однако естествоиспытатель не может только создавать теории или выдвигать гипотезы. Он должен связать их с "действенным ходом вещей", подтвердить их опытом, доказать их жизнью. Для естествоиспытателя истинность теоретического вывода доказывается только опытом. После того как теория проверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, в которой устанавливаются границы истинности. Данная стадия обусловливается объективными и субъективными факторами. Один из существенных объективных факторов - динамизм окружающего нас мира. Другой объективный фактор связан с несовершенством техники эксперимента. Поиском истины занимается человек, он же создает теорию и проводит эксперимент. Его органы чувств и интеллектуальные способности нельзя считать совершенными. Это и есть субъективный фактор познания действительности. Объективные и субъективные факторы не позволяют однозначно утверждать, что естественнонаучная истина абсолютна. Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности. 1. Причинность. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. 2. Критерий истины. Естественнонаучная истина проверяется только практикой. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественнонаучные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. 3. Относительность научного знания. Научное знание всегда относительно и ограничено. Задача ученого - установить границы соответствия знания действительности - интервал адекватности. Один из существенных признаков относительности естественнонаучных знаний вытекает из ее подтверждения экспериментом, в большинстве случаев основанном на измерениях, а измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи задача ученого указать интервал неточности.

Классификация методов научного познания

Существуют разные принципы классификации этих методов, но чаще всего она осуществляется по двум основаниям.

I. По сфере применения и универсальности методов:

1) конкретные методики, универсальность которых не может перейти границу отдельных научных проблем; 2) частнонаучные методы обладают большей степенью универсальности в смысле применимости к достаточно широкому кругу проблем в рамках одной науки; 3) общенаучные методы, которые могут быть использованы в различных отраслях научного знания; 4) всеобщие методы познания, обладающие наибольшей универсальностью.

II. По области применения методов с точки зрения основных уровней логического познания достаточно четко выделяются:

1) методы эмпирического познания, с помощью которых осуществляется процесс накопления и проверки фактов; 2) методы теоретического познания, методы построения теории; 3) методы, которые могут быть использованы как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Научное наблюдение должно быть четко, строго организовано, продуманы средства наблюдения и т. д. Описание должно осуществляться на основе строгого научного языка в терминах той науки, в которой оно используется. Измерение. Наука разработала очень точный инструментарий измерений, который позволяет получать максимально точные характеристики изучаемых предметов и процессов. Эксперимент. С помощью эксперимента удается повысить достоверность полученных знаний. Он позволяет многократно воспроизводить одни и те же взаимодействия и более четко фиксировать закономерности, обнаруживаемые в ходе этих взаимодействий. Но эксперимент, несмотря на свою эффективность, имеет свои пределы. Не все объекты удается подвергнуть эксперименту. Методы теоретического познания довольно многообразны в зависимости от предмета наук и определяются его спецификой. Дедуктивно-аксиоматический метод. Из набора аксиом дедуктивно выводится теория. Изменение какого - либо одного постулата в корне изменяет теорию. Исторический метод – описание исторического процесса возникновения, становления, развития какого - либо объекта – лежит в основе исторических наук. Логический метод – это тот же исторический, но очищенный, рафинированный. Он выявляет самое существенное, главное в каком - либо процессе. Общелогические методы и приемы исследования. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные часта. Синтез – их объединение в единое целое. Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Индукция – движение мысли от единичного к общему. Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте Между моделью и объектом должно быть известное подобие – в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Общенаучные методы познания

Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня прежде всего являются синтез и анализ. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Индукция - способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может полной и неполной. Дедукция –способ рассуждения или метод движения знания от частного, т. е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предложить их сходство и в других признаках. Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно

Критерии научности знания

Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного. Мы выделяем четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания; 4) рациональность знания. Системность знания. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия, а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Хаотический набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может. Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Наука — это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследований, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования. Наука появляется только тогда, когда для этого создаются объективные условия в обществе, т.е. имеется достаточно высокий уровень развития цивилизации. Теоретичность знания. Теоретичность знания предполагает получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру, а затем уже на их основе проводятся прикладные исследования, если их допускает существующий уровень развития техники. Рациональность знания. Наличие эспериментального метода исследования. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Познание мира преимущественно с помощью разума появилось только в Древней Греции. Для науки, начиная с Нового времени, вводится дополнительный, пятый критерий научности — это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Данный критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека.

Можно назвать несколько критериев научного знания: 1) систематизированность знания; 2) непротиворечивость знания; 3) обоснованность знания. Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе. Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам. Обоснованность научного знания. Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.018 с.)