Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы познания, источник, объект, субъект.

Поиск

Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное, познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование действительности с определенной целью, получение нового знания, не существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос. Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний. Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный. Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах: 1) Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник, определяющий с точки зрения марксистской тории. 2) Источник познания связан с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е. внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является определяющим, т.е. возбудители организации человека. 3) Источником познания является противоречие. Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную структуру. Целью или самоцелью познания является: 1) Объединение свойств субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды). 2) Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды. Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна. В целом, если говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.

Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3) предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы, обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.

 

 

47.Источ и движ силы развития общ.

Источ развит общ выступают противореч, присущ общ жизни.

1.Внеш противореч (вытекают из взаимосвязи общ и прир, кот носят внеш для общ хар-р). 2.Внутр против (характеризуют внутр связи сущ в общ между различ его элементами). Разрешение противореч и выступает источником развит общ.

Движ силами общ развит выступают различ соц факторы, кот носят как матер (труд, техники, геораф среда), так и дух (наука, культура, образование) хар-р. среди них центр место принадлеж потребностям и интересам людей. Удовлетвор потребн выступает решающей силой в развитии общ.

Источ развит общ позволяют проанализ хар-р общ развития. Взаимосвязь прогрессив и регрессив тенденций. Доминир тенденцией развит общ явл прогрессивное. Однако определяющая тенденция связ с регрессом в общ. На каждом конкретном этапе происх результир прогрессив и регрессив развит общ.

Критерии общ прогресса: 1.Духовность. 2.Субъектив момент (степень свободы чел и т.д.). 3.Матер. (развит экон, механ).

 

Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Общественная жизнь будучи многообразной и сложной, проявляется в самых различных формах. Для более полного анализа развития общества в социальной фил разработано учение об общественной жизни. Это сторона общества в которой осуществляется производство, распределение и потребление необходимых материальных и духовных благ. Происходит воспроизводство самой общественной жизни. Выделяют 4 сферы общественной жизни: экономическая (материально- производственная), духовная, политическая, социальная. Все эти сферы теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга.

41.Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико - материалистнческой фил в целом и ее гносеоло­гии, в частности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир потому, что сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в хода ее изменения познает ее.

В процессе практики человек создает новую реаль­ность — мир материальной и духовной культуры, новые ус­ловия своего существования, которые не даны ему приро­дой в готовом виде. Практика и позна­ние — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая де­ятельность. Это целостная система совокупной материаль­ной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Важнейшие формы практики: материальное производ­ство, преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие- преобразование обществен­ного бытия, изменение существующих социальных отноше­ний; научный эксперимент — активная (в отли­чие от наблюдения) деятельность, в процессе которой чело­век искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания

1. Источник познания. Все знания вызваны к жизни главным образом ее потребно­стями. В частности, математические знания возникли из не­обходимости измерять земельные участки, вычислять пло­щади и т. д.

2. Основа познания, его движу­щая сила. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кон­чая самыми абстрактными теориями обусловливается в ко­нечном счете задачами и потребностями практики.

3. Цель познания. Все наши зна­ния возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.

4.Критерий испиты, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж­дений.

Соотношение чувственного и рац в познании

В реальн познаваем проц чувств и рац слиты воедино их нельзя отр др от др Аьсолютизац приводит к неправ поним самого проц. Абс чувств стор- сенсуализму, котор счит, что чел получ все знан при помощи орг чувств. крайн форма-солинсизм. Абс рац прив к отриц необх чувст познан Познание выдел закономерности: 1)Постоянное углубление познания в объект, движениие от незнан к знан., от мен к более глубок. 2) Движ познан от жив созерцания (непоср взаимодействс объектом) к созерц его теоретич модели с помощью абстрактного мышления. Рез познания - знание. Оценка знания с т з их соотв объекту изучен. Знание оцен: истина -не.

Проблема истины в познании.

Истина имеет несколько характеристик, которые помогают раскрыть ее содержание. Важнейшая характеристика – её субъективность и объективность. Знания носят и объективный и субъективный характер, истина как знание также одновременно является объективной и субъективной. Объективность истины состоит в том, что знания полученные человеком отражают реальные объективные связи отношения мира, они не плод выдумки людей, они не конструкция человеческого сознания, а лишь адекватное отражение в сознании человека мира. Содержанием знания выступает объективный мир, сам объект, на который направлена познавательная деятельность человека. На ряду с объективностью, знание всегда субъективно, т. к. оно есть результат мыслительной деятельности людей. Истина всегда абсолютна и относительна. Под абсолютной истиной в фил понимается полное исчерпывающее знание о предмете, или какой либо его стороне. Под относительной истиной понимается правильное, верное знание, но незавершенное, в чем -то неполное. Абсолютизация любой из этих сторон истины приводит либо к догматизму, к признанию вечных и неизменных знаний, либо к релятивизму, т. е. к течению которое признает лишь относительное знание. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность истины означает, что о правильности знания мы можем судить лишь в определенных условиях в определенном месте и в определенное время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.01 с.)