Глава 14. Методика, техника и процедура в социологическом исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Методика, техника и процедура в социологическом исследовании



 

Переходя к четвертой части пособия – методам социологического исследования, обратим особое внимание на содержании и взаимосвязи терминов: методология, методика, техника, процедуры социологического исследования. В отечественной практике пока нет терминологического однообразия относительно основных операций социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией. Как мы уже отмечали, социология как наука, строится, как с помощью общенаучных методов, так и на основе собственной методологии (теории). Первым ее компонентом является социологическое познание, включающее в себя знание о знании - методологию и, знание об объекте и предмете социологии, отражающее различные уровни системного познания общества. Таким образом, методология включает: 1. мировоззренческие и методологические принципы науки; 2. учение о собственно социологическом знании, его формах, типах и уровнях; 3. учение об объекте и предмете социологии; 4. знание о стратегии и процессе социологического исследования, знание о методах и способах их применения в конкретном прикладном исследовании.

В соответствии со специфическими уровнями социальной реальности, составляющих объект и предмет социологического познания, для их изучения используются различные методы. Для исследования социокультурных систем, социальных структур, социальных институтов, социальных отношений используются макро теории, такие как теория социальных систем, структурный функционализм, генетический, сравнительно-типологический и другие методы. Существует также определенное различие между теоретическими методами изучения социокультурных систем в их функционировании, статике или синхронии (типологический, сравнительный, структурно – функциональный методы) и методами исследования динамики, генезиса и развития социокультурных систем (исторический, лонгитюдный методы, исследования). Теоретический метод выстраивается в ходе рефлексии над объектной и предметной стороной некоторой области метасоциума, на основе определенных парадигмальных ориентаций социолога и конкретизируется затем, в методике и технике исследования. Таким образом, с формальной точки зрения, теоретический метод является инструментом («нет ничего более практичного, чем хорошая теория», как сказал классик) и логической системой операций, при помощи которых конструируется социологическое знание.

Следовательно, вторым компонентом социологического знания выступают инструменты ‑ разработанные теоретиками разнообразные прикладные методы, воплощаемые в конкретных социологических исследованиях в ходе реализации эвристической функции социологии. То есть, наряду с теоретическими методами (социологическими парадигмами), социология разработала систему методов осуществления прикладных социологических исследований. Таким образом, методология это не только теория, это также учение о методах, технике и процедуре социологического исследования, как совокупности операций, представляющих инструментальную основу научного социологического знания.

Выбор того или иного метода для проведения социологического исследования зависит от социальной проблемы и общей теоретической ориентации социолога. И тогда метод – это теория, воплощенная в средства исследования. Таким образом, постулаты теории являются той основой, из которой выводятся правила, предписания, требования и нормы метода.

Методы, техника и процедуры исследования это система, в значительной степени, формализованных правил для сбора, обработки и анализа первичной информации. Это компоненты исследовательской деятельности, на которые опирается программа СИ: определение конкретных методик, сообразно социальной природе объекта, предмета и цели исследования, формирование гипотез, их верификация, концептуализация и операционализация понятий, формирование выборочной совокупности и отбор единиц наблюдения, проверка надежности, устойчивости и валидности данных. К ним относятся логика,техника и процедуры анализа данныхлюбого социологического исследования. Именно в таком воплощении методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием научного знания об обществе. Поэтому на профессиональном языке, термином "метода" среди социологов, принято обозначать совокупность исследовательских методов, техник и процедур, включая приемы сбора, анализа и обработки данных.

В свою очередь, воплощенная методика исследования оказывает и обратное влияние на развитие методологии. Методология, в свою очередь, никогда не "безразлична" к применению определенных методических средств в исследовании поставленной проблемы. Более того, она управляет процессом разработки и применения таких средств. В ходе разработки и реализации программы социологического исследования часто обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон предмета исследования, сбора первичных данных, так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и, следовательно, способы, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.

Отдельное место в комплексе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и социально-психологические тесты. Те и другие предполагают одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Психологические и социально-психологические тесты заимствуются социологом из смежных областей знания, и рассматриваются как методы получения первичных данных. Экспериментальные процедуры целесообразнее классифицировать как приемы анализа, так как здесь социолог выступает автором построения самой логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных теми или иными методами: путем наблюдения, опроса или по документам.

 

Исходя из сказанного, можно дать следующие определения. Метод конкретный способ сбора, обработки и анализа данных имеющий четко выстроенную и унифицированную логику, процедуры и технику. Метод означает также избранную стратегию проведения социологического исследования: аналитического, разведовательного, монографического и т.д.. Стратегия может основываться на количественном или качественном подходе к анализу предмета исследования. Здесь можно избрать метод опроса и интервью, анализа документов и экспертизы, метод «фокус-групп» и «кейс-стади», наблюдения или социометрии, биографического или клинического методов. Но также и методов обработки и интерпертации социологических данных, например, многомерного статистического анализа — факторный, регрессионный, кластерный и т.п.

Техника совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Т.е. внутри избранной стратегии мы опираемся на приемы, которые более соответствуют объекту и предмету, целям и задачам исследования. Так, например, при разработке опросника может быть использована, с учетом избранного метода исследования, состава респондентов, места проведения опроса, достаточно многообразная техникаформулирования вопросов анкеты: открытые, закрытые, меню, буферные, проверочные и т.д.

Процедура термин, которым описывается последовательность операций, общая система действий и/или способов организации исследования. Это собирательное понятие, обозначающее систему приемов сбора и обработки социологической информации. Каждая процедура обычно решает свою специфическую задачу в масштабном социологическом исследовании, например, проведения количественного и/или качественного анализа документов. Сюда же относятся и разнообразные процедуры отбора единиц наблюдения при формировании выборочной совокупности. Процедурой может выступать и особое сочетание метода и технического приема как, например, в методе экспертного оценивания при последовательном отборе и оценивании мнения «наилучшего» эксперта, или выборе метода (!) изучения предпочтений: бальные оценки, ранжирование, парные сравнения, множественное сравнение.

Таким образом, методика социологическго исследования — это собирательное понятие, обозначающее совокупность методов, технических приемов, операций, процедур, их последовательность и взаимосвязь приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Например, в случае анкетного опроса, единство метода заключается в разработке, согласно программе исследования, инструментария сбора данных, соответствующих указаний и инструкций анкетерам по особенностям проведения опроса (место, время, цели, задачи, численность, маршрут и т.д.), последующей обработки собранных анкет, компьютерной обработки и анализа данных, что и составляет методику социологического исследования.

К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований (выборки), способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры социологического исследования, а также методы количественного анализа, и другие техники, используемые в социологии, но разработанные (разрабатываемые) в других областях знания.

В соответствии с этапами программы социологического исследования вычленяются методы сбора эмпирических данных; процедуры выдвижения, проверки и опровержения гипотез; разработки выводных рекомендаций. При изучении общественного сознания, общественного мнения различных страт и групп, потребностей и притязаний различных социальных слоев используются методы анализа документов (личных и официальных), методы опроса, в т. ч. анкетирования и интервьюирования, наблюдения (включенного или отстраненного). При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентации и установок личности используются методы социальной психолгии (тесты), социометрии, анкетирования и интервьюирования, а также биографический метод. Иными словами, социология связывает использование методов со спецификой предмета исследования и его задачами.

Отметим, что в качестве методик (набора методов), социология используеткак собственные, так общенаучные и отраслевые методические средства познания. Например, метод наблюдения применяется в социологическом и психологическом исследованиях, физике и химии, методология которых существенно различна. Статистическая обработка данных используется как в естественных, так и в общественных науках и является общенаучным методом познания.

Если предпринять попытку охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога, то окажется что доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в других общественных и даже естественных науках, будет не столь уж велика. Мы уже отмечали, что социология, наряду со специальными социологическими методами использует как общенаучные методы, так и методы других наук — экономики, истории, политологии, этнологии, психологии. Особое место занимают методы, процедуры и техника статистического анализа и компьютерной обработки данных. Большая роль среди методов в социологии отводится количественным и математическим методам, в частности, методам статистики - факторного, латентно-структурного, корреляционного анализа; процедурам построения и анализа шкал различного рода. Для научного понимания социальных явлений и процессов большое значение имеют математические модели исследуемых проблем, разработка различных сценариев, позволяющих выявить многообразие социального развития, учесть как объективные, так и субъективные показатели и предсказать возможные пути развития общества, социальных институтов и социальной структуры.

Мы уже отмечали важность использования математических операций с данными. Социолог не только должен иметь общее представление о возможностях той или иной процедуры обработки, но и понимать, что без знания и использования соответствующей техники шкалирования, формулировки и составления вопросов невозможно правильно определить требуемый метод обработки и анализа собранного материала. Отметим, прежде всего, то что, например, практически все методы многомерного анализа данных основаны на метрических и ранговых шкалах имеющих однородную структуру. Есть и особая сфера применения количественных методов в социологии, связанная с измерением и изменением первичных характеристик (процедуры перобразования первичных данных). Это область квантификации содержательного первичного материала, в которой социолог обязан быть профессионалом, ибо количественное отображение качественных признаков невозможно без глубокого проникновения в самое содержание предмета, в его социологическую природу. Современные пакеты программ статистической обработки и анализа социальной информации, среди которых наиболее известным является SPSS – STATISTIC PAKET FOR SOCIAL SCIENCE, позволяют осуществлять все возможные статистические операции, включая и обработку текстовой информации.

Методы качественного, логического анализа, получившие развитие в последние годы, образуют новую методическую область в российской социологии.Исследование социума как объективной реальности с помощью объективных - количественных и статистических методов в социологии, расширяется за счет качественных методов – «фокус-группа», «биографический метод» и т.д. в центре которых находится конретный человек. В конкретных социологических исследованиях используется изучение субъективных показателей образа жизни, отношения личности к тем или иным сторонам социальности, ценностные ориентации и психологические установки, методы интерпретации смысла действий и взаимодействия между людьми, группами. Для малых групп предназначены социометрические методы, ряд интерпретативных методов, поскольку в общественной жизни громадную роль играют субъективные оценки и самооценки личности, субъективные факторы жизнедеятельности общества в целом.

Итак, методы, техника и процедуры образуют своеобразную целостность с получаемыми эмпирическими данными о массовых социальных процессах или индивидуальном восприятии общественной жизни личностью. Одной из наиболее универсальных схем представляющей детальную классификацию сочетания всех данных операций разработал В.А. Ядов.[25] (Схема 1)

 

Схема 1

Классификация методов и техники эмпирического социологического исследования

методы

Способы сбора и анализа информации о социальных фактах

Область сбора первичной информации (А)   ОбластьанализапервичнойинформацииВ    
Регистрацияединич ныхсобытий а   Системасбора данных а    
 
Наблюдение Изучение документов Опросы   Обследования: монографические сплошные выборочные Описание и классификация Типологизация. Методы качественного анализа; смысловая интерпретация данных Статистический анализ (поиск статистической закономерности) Экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты) Системный анализ Генетический или исторический анализ Социальное моделирование  

 

 

ТЕХНИКА

Совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующих методов

а1   а2   В  
Приемы контроля надежности первичной информации на: обоснованность, устой чивость, точность   Статистический аппарат выборки единиц наблюдения     Логические средства (например, системного анализа). Статистические приемы (описательная статистика» статистика вывода и установления взаимосвязей и каузальных зависимостей)  
Измерение количественных характеристик явлений (квантификация и шкалирование)       Математические нестатистические средства (например» линейное рограммирование, применение теории графов, теории игр, математическое моделирование, детерминационный анализ)  
Техника разработки социологических качественно-количественных сводных характеристик (индексов) Приемы качественного и количественного выравнивания характеристик   Таксономические процедуры и непараметрические статистики  

 

В данной схеме выделяется два класса методов и технических приемов работы с эмпирическими данными с соответствующими подклассами. Класс А образуют методы и техника, относящиеся к сбору первичной информации. Класс В — методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных. В свою очередь, класс А подразделяется на два подкласса, где (a1) — приемы, связанные с установлением надежной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях, а подкласс (а2) — приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности или системы фиксирования отдельных событий илиих сочетаний.

Отметим среди них специальные приемы, повышающие надежность такой техники, отнесенные нами в класс (a1) — это приемы контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность.) Технические приемы, обеспечивающие правильность и надежность отбора единиц наблюдения, суть правила выборочных обследований, отнесенные в класс техники (а2). Отметим, что данная классификация соотносится как с количественной так и качественной методологией СИ.

 

Дополнительная литература.

1. Асхаков СИ. Методика и техника социологического исследования: Курс лекций. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000.

2. Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учеб.-метод. пос. - Волгоград, 2000. - 63 с.

3. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. - Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1995.

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998.

5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — Екате­ринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. - 204 с.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пос. - 2-е изд., испр. - М.: Университет, 2002.

7. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. - СПб.: Петрополис, 1995.

8. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1989.

9. Малахов В.А. Процедуры обработки социологической информации на персональной ЭВМ: Метод, пос. - М., 1991. - 42 с.

10. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред.

Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. - М.: Интерпракс, 1996. - 179 с.

11.Методы сбора информации в социологических исследованиях, кн.2.

М.: 1990.

12.Методы сбора социологической информации. – М., 1990.

13. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика /Отв. ред. Г.В. Осипов. - М., 1991.

14. Федотова Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная журналистика. - М.: Изд-во УДН, 1991.

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, Кн. дом «Университет», 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.023 с.)