ТОП 10:

ГЛАВА 17. МЕТОД «ФОКУС-ГРУПП»



 

Основные понятия: Интервью. Беседа. Сценарий. Групповая динамика. Мотивация респондентов. Объяснительные схемы. Основные этапы. Формы рекрутирования. Гомогенная группа, целевая группа, случайная группа, гетерогенная группа, модератор. Достоверность результатов. Типология вопросов. Общие правила дискуссии. Модератор. Смена сценария. Видеокамера. Продуманность гипотез. Текстовые расшифровки. Группировочные таблицы. Качество фокус-группы.

 

Групповое фокусированное интервью (или фокус-группа) - это вид социологического интервью, построенного на использовании дискуссионной динамики в специально сформированной группе респондентов для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте и предмете исследования. Родоначальником метода принято считать Р. Мертона, чья работа «Фокусированное интервью» (1946 г., совместно с М. Фиске и П. Кендаллом) признана классической и применялась ими для выявления мнения участников военных действий прибывающих в отпуска домой. В наше время метод фокус - группы с успехом используется для изучения имиджа политиков, отношения к политическим партиям и движениям, исследования причин социальной напряженности в обществе, а также для осуществления социального прогнозирования (диагностика социальных проблем и моделирование развития социальных процессов, например, исследование последствий общественных реорганизаций, проблем экологической безопасности и т. п.). И, наконец, Ф.-Г. используют в методологическом обеспечении социологических исследований (проверка гипотез, пилотаж инструментария и т.д.).

Говоря об использовании фокус-группы, в сфере социологических исследований, необходимо, прежде всего, отметить его методическую специфику, позволяющую выявлять не направленность того или иного выбора респондента, а саму мотивацию, набор объяснительных схем, которыми респонденты описывают собственное понимание проблемы. Следует особо подчеркнуть, что в данном случае речь не может вестись о «правильных» или «ошибочных» схемах. Важно, чтобы респонденты самостоятельно описывали собственные мотивы, а не выбирали из предложенного перечня.

Основные этапы проведения фокус группы.

1) Определение числа группы. 2) Рекрутирование участников. 3) Выбор места проведения фокус-группы. 4) Подготовка инструментария и фиксация информации. 5) Анализ данных и подготовка отчета.

Численность группы. Оптимальным числом участников фокус-группы является 7-10 человек. При большем количестве, в ходе дискуссии, из них обычно выделяется подгруппа активных участников (те же 7-10 человек), которые реально участвуют в дискуссии, остальные же являются пассивными слушателями. Как показывает практика, при меньшем количестве людей само исследование превращается в набор индивидуальных интервью.

Процесс рекрутирования участников — наиболее трудоемкая и одна из самых ответственных частей исследования. Основным требованием при формировании группы является ее гомогенность по определенному критерию, вытекающему из цели исследования. Такими критериями могут выступать поддержка одного и того же кандидата, участие в митинге, бойкот выборов и т.п. Это позволит вести конструктивную дискуссию, которая в противном случае была бы невозможна. Помимо основного критерия отбора при формировании группы должны также учитываться такие моменты, как общительность участников, их склонность к лидерству, личный интерес к исследуемой проблеме.

В процессе набора фокус-групп существует ряд проблем. Несмотря на различные методы и способы набора, среди участников фокус-группы встречаются люди с низким уровнем коммуникативных качеств (застенчивые, косноязычные), а также индивиды, не отвечающие заданным критериям (те, кто пришел «за компанию» с приглашенными). Для улучшения качества набора респондентов существует несколько методических правил. Например, респондентам, которые не подходят для участия в фокус-группе, предлагают заранее подготовленную анкету, после ее заполнения их благодарят и отдают (если было обещано) материальное вознаграждение. Другая сложность набора заключается в том, что необходимо собрать различных людей в одно время и в одном месте. Эта задача усложняется или облегчается в зависимости от социально-экономического статуса людей. Как показывает опыт, чем он выше, тем труднее проводить рекрутирование в группу. В исследовательской практике встречаются случаи, когда на фокус-группу никто из отобранных респондентов не приходит. Тогда нужно обзвванивать приглашенных респондентов и уточнять причину отказа для того, чтобы учесть ее в дальнейшем.

Итак, набор респондентов в фокус-группу является важной содержательной задачей, так как при неправильном его проведении результаты будут недостоверными. Форма рекрутирования респондентов, в конечном счете, влияет на желание респондентов участвовать в исследовании, их степень вовлеченности и искренности. Поэтому время, форма приглашения, предварительные беседы создают условия для установления взаимопонимания на последующем этапе сбора данных.

Повышения надежности состава фокус-групп можно достигается использованием следующих правил и процедур.

В начале исследования нужно точно выделить критерии отбора, при этом существующие различия во мнениях людей не являются такими критериями. Руководителю исследования необходимо контролировать отбор респондентов лично. Это объясняется отсутствием в социологических исследованиях, в отличие от маркетинговых, точных правил для набора участников. Ошибки в данных могут быть следствием набора респондентов в фокус-группу по памяти из знакомых. А также в том случае, если проведение данной процедуры было поручено руководителю на предприятии или учителю в школе. При подобном наборе в фокус-группу, вероятно, попадут такие респонденты, которые являются либо плохими и ненужными работниками на производстве, либо школьники, которые не хотят идти на занятия. Использование в некоторых случаях процедуры случайного отбора (если есть достаточное число респондентов, отвечающих заданным критериям), увеличивает надежность данных в качественном исследовании.

Для повышения мотивации респондентов к участию в фокус-группе в условиях, когда оплата участия не представляется возможной, приглашение адресуют лично, создают положительный настрой и располагают к участию.

В ходе проведения исследования, а именно, при выборе места проведения фокус-групп, формы приглашения людей учитывают местные социально-культурные и локальные особенности.

По мнению ряда ученых, достоверность результатов исследования повышается, если участники не знакомы друг с другом. Но, с другой стороны, последнее требование значительно сокращает сферу применения метода, так как этот критерий сложно соблюдать при проведении исследования в организациях и коллективах, т.е. в уже сложившихся группах. Как показывает опыт, последнее требование не имеет универсального характера, а набор индивидов зависит от темы исследования. В случае если обсуждаемая тема не повлияет на характер взаимоотношений между людьми, то в группе могут быть знакомые друг с другом участники. Используя мастерство модератора и возможности метода, можно снизить влияние «знакомства» на процесс сбора информации.

Выбор места проведения и техническое оснащение: Каждая сессия длится в среднем от 1,5 до 3 часов в зависимости от обстоятельств. Большая продолжительность нежелательна из-за возможной чрезмерной усталости ее участников. Допускается в середине сессии делать перерыв на 10-15 минут, в ходе которого при необходимости готовится дополнительный стимулирующий (как правило, это карточки терминами или названиями, выражающих «сердцевину» проблемы, выявленных по ходу дискуссии) материал. Перерыв необходим в том случае, если беседа длится более 1,5 часа.

Основные требования к месту проведения Ф.-Г. – это создание комфортных условий для участников. Прежде всего необходио располагать достаточно просторным, хорошо проветриваемым и освещенным помещением, однако слишком большое помещение, типа актового зала, также нежелательно. Оптимальным будет наличие специально оборудованной комнаты, типа конференц-зала. Посреди помещения устанавливается один или несколько столов, составленных вместе. Идеальным вариантом будет наличие круглого стола. При наличии стола прямоугольной формы во главе должен сидеть модератор (ведущий) или его помощник. Стол необходим по нескольким причинам. Во-первых, по ходу работы участникам часто приходится что-то записывать, заполнять анкеты, рисовать, раскладывать наглядный материал (карточки с названиями или рисунками, фотографии и т.п.). Вторая причина менее очевидна, но не менее важна — несмотря на то, что проведение фокус - группы предполагает выражение участниками своего мнения, от них все же не требуется большой глубины внутреннего раскрытия, какая бывает, например, в ходе групповой психотерапии. Стол в данном случае создает своеобразную преграду, позволяющую участнику чувствовать себя, в некоторой мере, психологически защищенным. Обязательным при проведении сессии является фиксация всего происходящего с помощью аудио и/или видеотехники. Выбор способа фиксации зависит от конкретной ситуации и возможностей исследователей. При аудиозаписи рекомендуется использовать несколько записывающих устройств, что позволяет значительно облегчить дальнейшую расшифровку результатов. Практика, однако, показывает, что при фиксации только речи теряется значительная часть невербальных компонентов беседы, а это заметно искажает картину происходящего, поэтому желательно осуществлять видеосъемку. К тому же при этом значительно облегчается дальнейшая расшифровка и обработка результатов. Возможна видеосъемка двумя видеокамерами с разных сторон. При съемке с нескольких ракурсов представление о происходящем будет значительно полнее. Как показала практика, через некоторое время участники перестают обращать внимание на камеру, которые работют, к тому жк практически бесшумно. Видеофильм может служить нескольким целям: использоваться для дальнейшей расшифровки и написания письменного отчета; для предоставления заказчику видеоподборки в виде своеобразного отчета о наиболее интересных моментах фокус группы; наконец, просмотр видеозаписи позволяет самому ведущему, увидев себя со стороны, корректировать в дальнейшем свою работу.

Подготовка инструментария связана, в основном, с разработкой вопросов. Типология вопросов вфокус-группе очень разнообразна.Классификации вопросов для организации интервью в группе происходит по степени важности, формализованности, очередности появления в дискуссии и т.д.

По степени важности в фокус-группах выделяются следующие типы вопросов:

1. Основные, фактологические, позволяющие выявить главные позиции участников фокус-группы;

2. Направляющие, сформулированные с учетом языка респондентов и сопровождающиеся вопросом «почему»;

3. Проверочные или уточняющие (возвращающие фокус-группу к обсуждаемой теме);

4. Вопросы с приглушенным звучанием в безличностной, абстрактной формулировке (для обсуждения деликатных тем);

5. Вопросы, непосредственно не связанные с темой дискуссии и направленные на организацию работы группы.

По уровню структурированности выделяют неструктурированные, полуструктурированные и структурированные вопросы.

Организация дискуссии и фиксация информации. При проведении дискуссии следует соблюдать определенные сценарные правила. Фокус-групповая сессия начинается с краткого вступительного слова ведущего, в котором сообщается предмет обсуждения и общие правила работы. Обязательным является предупреждение о видео- или аудиозаписи дискуссии. Затем члены группы представляются и начинают обсуждение проблемы, которое может быть построено по принципу от частного к общему (т.е. сначала ставят более узкие вопросы, затем идут вопросы более широкого плана) или от общего к частному (т.е. сначала модератор ставит общие вопросы, затем более конкретные, раскрывающие специфику проблемы).

Процесс фокус-группы протекает с соблюдением следующих правил: респонденты высказываются поочередно, не перебивая друг друга; приветствуются все точки зрения, и выслушивается мнение каждого; поощряются высказывания, подкрепленные примерами из личного опыта, откровенность и искренность; модератор контролирует поведение респондентов, учитывает как вербальное поведение, так и невербальные проявления активности (мимика, жесты); дискуссия ведется по 6-10 тематическим блокам; вопросы должны быть сформулированы четко, понятно для респондентов; недопускается оказание психологического давление на респондентов, либо навязывание модератором своей точки зрения.

Ход дискуссии в значительной мере зависит от способности модератора направить беседу в нужное русло, скоординировать диалог (полилог) всех участников. Таким образом, кроме ораторских, модератор должен обладать такими качествами, как беспристрастность, хорошая память, умение слушать, обобщать, делать выводы, налаживать контакт между участниками. Главным же можно назвать умение создавать ситуацию, способствующую самораскрытию всех участников в равной мере. В ходе проведения Ф.-Г. в задачи модератора входит вербальное и невербальное поощрение к выражению своего мнения излишне закрытых и застенчивых участников и в то же время сдерживание излишне активных. Модератор обязан уметь организовать групповую дискуссию и ни в коем случае не должен терять руководство ходом дискуссии. Большую часть этих качеств можно развить только в результате постоянной практики.

Анализ полученных данных.Качественные методы в силу своего характера и процесса сбора данных создают ряд методологических и методических проблем для анализа. В процессе обработки результатов можно выделить следующие сложности: во-первых, переход исследователя при интерпретации результатов, на точку зрения респондентов; во-вторых, необходимо определения теоретических предпосылок рассматриваемой проблемы; в-третьих, выводы, полученные при интерпретации качественных данных фокус-групп, сложно экстраполировать на более широкую совокупность.

Методологические проблемы также возникают при решении вопроса о применении теории, так как обращение к теории и заранее заданным категориям в неформализованной фокус-группе негативно влияют на сбор информации. Следующая методологическая проблема анализа данных — это проблема обобщения, экстраполяции и сравнения результатов, решаемая посредством увеличения числа изучаемых объектов, в данном случае количества фокус-групп; перепроверки данных другим исследователем; подбора наиболее типичного случая из конкретного кластера. Для облегчения процесса анализа данных существует ряд правил его проведения, о чем мы подробно изложили в предыдущей теме. Ученый может проверять существующее знание, критически оценивать его и ставить под сомнение. Этому может способствовать также рефлексия роли модератора в процессе осуществления фокус-группы. В этом исследователю помогут все детали ответов на открытые вопросы, анкеты, дискуссии, являющиеся для него информацией, позволяющей принять или опровергнуть чувство здравого смысла при анализе информации.

Общий подход к исследованию с исползованием фокус-группы, вне зависимости от степени формализованности применяемых методов, должен осуществляться на основе заранее продуманных гипотез. Как уже отмечалось ранее, среди ученых нет единодушного мнения о месте и роли теории и гипотез в проекте исследования (перед проведением полевого этапа, во время него или собственно на этапе анализа данных).

Основным постулатом, на наш взгляд, здесь является необходимость критичного отношения к собственной позиции, саморефлексия на всех этапах и готовность к смене сценария. Ведение дневника или «истории исследования», в которой фиксируются расхождения между явной и скрытой структурой проведения фокус-группы, теорией и реальным проектом, помогает при последующем анализе данных. Таким образом, выбирая стратегию и методику, социолог должен руководствоваться целью; характером и качеством полученного материала; требованиями со стороны заказчика и т.д.

Оформление результатов исследования. Этот этап предполагает обработку результатов всех групповых интервью, проводившихся в рамках сценария, и составление отчета. Основными процедурами обработки являются: текстовые расшифровки обсуждения на основе прослушивания или просмотра записанных материалов; составление группировочных таблиц, с разнесением по вертикали основные темы обсуждения, а по горизонтали группировка основных (отобранных) варианты полученных ответов. Отчеты о проведении фокус-группы могут быть письменными и устными (без составления специального документа). Устный отчет предполагает изложение методики проведения, полученных результатов, обсуждение с заказчиком выявленных тенденций и возможных путей решения проблем ной ситуации, по результатам первичного фиксирования дискуссии. Документальный отчет включает описание методики проведения, группировочные таблицы полученных результатов, а также выводы и разработанные на их основе рекомендации.

Как и все методы социологических исследований, фокус группа имеет свои достоинства и недостатки. Метод дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении широкого спектра реакций, мнений, установок, потребностей, ценностей, стимулирует новые творческие концепции, позволяет совершенствовать исследовательские стратегии. К недостаткам метода следует отнести трудности с фиксацией и обработкой результатов, а также то, что вид интервью используемый для проведения дискуссии требует больших материальных и временных затрат, чем обычное интервью. Наиболее эффективно использование фокус-группы в сочетании с другими методами социологических исследований. Применение метода фокус-групп позволяет получать богатый эмпирический материал. Этому способствует представленная респондентам возможность использовать свой язык при обсуждении проблемной ситуации; обстановка групповой дискуссии, которая дает участникам чувство безопасности и защищенности, делая их ответы более откровенными. Важным достоинством метода является моделирование ситуации социального взаимодействия, в ходе которого участники реконструируют свое отношение к поставленной проблеме. Равноправное отношение позволяет социологу увидеть проблему глазами респондента и дать ей более полноценную интерпретацию. Таким образом, метод фокус-групп имеет большой познавательный диапазон, так как с его помощью, возможно не только подтверждать имеющиеся гипотезы, но и получать новую информацию.

Метод фокус-групп успешно интегрируется в систему социологических методов в таких специальных социологических теориях как социология здоровья и медицины, социология молодежи. Данный метод эффективно внедряется и в другие области, такие, например, как паблик-рилейшнз, помогая идентифицировать целевую аудиторию, выявлять ее характеристики для последующей работы с ней и разрабатывать программы коммуникации, направленные на изменение мнения данной группы и оценивать их эффективность. В сфере маркетинговых исследований с помощью фокус-групп собирают информацию о поведении потребителей определенных товаров и услуг, изучают воздействие рекламных роликов на различные целевые группы потребителей и т.п. В настоящее время спектр применения метода фокус-групп используется при разработке социальных и политических программ, выработке имиджа политического лидера. Данный метод имеет свои особенности, которые определяются степенью формализованности (различают формализованные, полуформализованные и неформализованные беседы). Наиболее полно возможности данного метода раскрываются в неформализованных фокус-группах, которые, однако, требуют особого методического мастерства от социолога. Благодаря присущей методу фокус-групп гибкости результаты могут анализироваться в различных теоретико-методологических парадигмах микротеорий, и сам метод фокус-групп применим в рамках позитивизма, этнометодологии, символического интеракционизма и т. д. Метод фокус-групп может существенно выиграть от интеграции различных теоретико-методологических подходов. Специфика методологических и методических принципов фокус-групп позволяет закрепить метод и его роль в социологическом исследовании. Он может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. В качестве самостоятельного и самодостаточного метода его применяют для пилотажа, при проверке данных, собранных в ходе исследования. В качестве комплиментарного, он используется в начале, в ходе или в конце большого исследовательского проекта. На стадии пилотажа его основная цель ‑ уточнение и понимание языка респондентов, проверка гомогенности изучаемой группы, оценка реакции респондентов на вопросы, разработка понятийного аппарата. Метода фокус-группы хорошо дополняют количественные методы сбора информации, позволяя получить количественное видение респондентов изучаемой проблемы. Данный метод применяют на заключительной стадии исследования для уточнения и прояснения полученных результатов и вопросов, возникающих на этапе анализа, добавляют к полученным количественным данным качественный элемент и придают описательный характер.

Фокус-группы применяют на подготовительной стадии большого исследования для проверки гипотез, понимания языка и изучаемой категории в целом, описания поведения, мотивации или установок индивидов, когда большое значение имеет интеракция; с целью воссоздания ситуа­ции близкой к реальной жизни; в случае, когда потенциальные респонденты являются сложнодоступной категорией населения, формальные каналы коммуникации, с которой не установлены (данный метод не навязывает определенной формы поведения, а наоборот провоцирует естественное поведение); изучения новой проблемы, что связано с большой степенью проникновения в суть изучаемого вопроса. На полученную в ходе фокус-групп информацию, социолог, по сравнению с индивидуальным интервью оказывает минимальное воздействие. Большая свобода исследователя, быстрота сбора данных и относительно невысокие затраты также являются несомненными достоинствами этого метода.

Фокус-группы нецелесообразно использовать в исследованиях, когда ученый не может контролировать набор респондентов, сбор и анализ информации; при необходимости сделать прогноз, базируясь на статистической информации; в случаях, когда сложно обеспечить конфиденциальность информации; если для их проведения не созданы необходимые условия и не выполнены критерии набора; когда целью является изучение распространенности признака. Учитывая ограничения данного метода, важно установить соответствие между целью и возможностями фокус-групп. Особого внимания требуют исследования, связанные с обсуждением деликатных, или интимных тем. Применение метода при изучении различных проблем должно соответствовать целям и задачам исследования, а также определяться конкретным социальным и культур­ным контекстом.

Практические рекомендации по проведению фокус-группы для модератора дискуссии.

1) Определяйте свое место и роль в фокус-группе в зависимости от цели исследования.

2) Балансируйте между очень активным участием в работе фокус-группы и пассивным наблюдением за ее ходом.

3) Старайтесь не высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме ни при каких обстоятельствах.

4) Ведущий должен не только определить свое место в фокус-группе, но и если того потребует ситуация, показать дистанцию между собой и ее участниками.

5) Модератор всегда должен помнить о том, что многие слова и символы, существующие в окружающем нас мире, имеют множественное значение и надо стараться избегать их использования.

6) Предоставляйте респондентам времяна обдумывание вопросов, не торопите их.

7) Не бойтесь возникающего в ходе дискуссии молчания и не старайтесь заполнить паузу.

8) Задавайте только один вопрос, не подкрепляя и не поясняя его другими вспомогательными вопросами, и ждите на него ответ.

9) В фокус-группе модератор должен способствовать дискуссии, а не определять ее.

10) Обсуждая деликатные и интимные темы, лучше следовать течению фокус-группы и не придерживаться гайд-плана очень строго.

11) В дискуссии не давайте повода респондентам обсуждать или осуждать кого-либо из участников фокус-группы. Основная задача модератора в этой части дискуссии сохранить право каждого на собственное мнение, не подвергая личные мнения общественному обсуждению.

12) Если группа начинает обсуждать интересные для участников вопросы, но малозначимые для исследователя, необходимо возвращать дискуссию к исходному вопросу и сценарию.

Методики повышения надежности метода фокус-групп. Методики повышения надежности метода фокус-групп необходимо использовать в ходе исследования. Так, внешне гомогенная группа может объединять людей, имеющих сильно различающиеся точки зрения. С тем, чтобы процесс обсуждения не превратился в противостояние, необходимо проверять фокус-группу на гомогенность в ходе осуществления сценария. Социологами и психологами было отмечено, что в смешанных группах юноши и девушки (мужчины и женщины) дают неискренние ответы, отражающие принятые стереотипы поведения для обоих полов, по сравнению с группами, гомогенными по признаку пола.

Для повышения достоверности данных целесообразно дополнять неформализованную дискуссию конкретными вопросами. Это могут быть дополнительные, уточняющие вопросы; адресованные как группе, так и индивидуальным участникам. Качество исследования может быть снижено из-за невозможности гарантировать конфиденциальность данных. Гарантия неразглашения результатов имеет особо важное значение при проведении фокус-группы в организации, коллективе, с заранее знакомыми между собой респондентами. На надежность данных могут повлиять методы фиксации информации, такие, как видеозапись и «одностороннее зеркало» (стекло с одностронней видимостью). Последнее часто используется в маркетинговых исследованиях и создает нервозную обстановку наблюдения. Более того, техническая задача контроля за фиксацией данных может стать содержательной, поэтому для исследования нужно использовать высококачественную аппаратуру и устранять помехи во время записи.

Критерии проверки качества проведения фокус-групп.При проведениисерии фокус–групп по одной проблематике исследователи могут получать внутренне противоречивые данные. Существует ряд способов, которые можно использовать для их согласования. К ним относится методики Мертона и Крюгера.

Методика Р. Мертона. Для успешного сбора информации в ходе фокусированного интервью Р. Мертон предлагает проверять фокус-группы по глубине охвата проблем; по степени конкретизации обсуждаемых вопросов в ходе дискуссии; по индивидуальному уровню раскрытия всех участников.Первый критерий требует от социолога создания благоприятных условий для самораскрытия участников фокус-групп и получения от них наиболее полной информации. Для этого в ходе предварительного анализа полученных данных социологу следует сопоставить свои ожидания от респондентов с тем, что он в действительности получил от них. Далее нужно создать как можно более естественную обстановку для общения с ними и быть готовым к неожиданным ответам, не учтенным на этапе предварительного ситуационного анализа. Неожиданные ответы и повороты в дискуссии потребуют от интервьюера расширения списка предлагаемых участникам фокус-группы вопросов. Согласновторому критерию, социологу необходимо проверить, насколько конкретна и детальна получаемая им информация. Для того, чтобы достигнуть этой цели следует использовать методики «уточнения через вопрос», «повторения сказанного» и т.д. Источником дополнительной, более подробной информации служат также наблюдения за поведением участников и их невербальными реакциями. Третий критерий напоминает социологу о необходимости создания условий «для глубокого выражения интервьюируемыми аффективных, когнитивных и оценочных суждений, имеющих отношение к изучаемой ситуации», и выяснения того, «насколько их затронула обсуждаемая тема».

Методика Р. Крюгера. Социолог Р. Крюгер предлагает десять критериев контроля качества: 1. ясность цели проведения фокус-группы, 2. условия проведения исследования, 3. наличие необходимых ресурсов (помещение, оплата труда респондентов и т.д.), 4. правильно проведенный отбор респондентов, 5. уровень умений модератора, 6. сами вопросы, 7. фиксация данных, 8. анализ результатов, 9. их презентация 10. отношение к респондентам.

В процессе фокус-группы социолог ориентируется на получение подробной информации о восприятии изучаемой проблемы, стараясь дойти до открытия максимальной глубины ее понимания респондентами в каждом конкретном случае. Как правило, ответы на вопросы, связанные с эмоциональной стороной их восприятия и не требующие рациональных суждений, респонденты в группах дают более глубокие и информативные. Поэтому от социолога часто требуются дополнительные усилия, с тем, чтобы раскрыть эти чувства. В этом случае целесообразно прибегать к метафорам, образным сравнениям, создавая условия для ассоциативного мышления. Таким образом, модератор приглашает респондента к дальнейшей кооперации и, в результате, получает более полные ответы. Социологу важно учитывать индивидуальные особенности в ответах людей, под которыми скрываются приоритеты, ценности, социально-экономические характеристики. Для получения личностной интерпретации нужно помочь респонденту идентифицировать себя со всеми приглашенными для дискуссии в фокус-группу, найти свое место в ней.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Раскройте сущность метода фокус-групп, опишите достоинства и недостатки метода.

2. Каким образом осуществляется подготовка групповых интервью?

3. Опишите процедуру проведения группового интервью: работу групп, задачи модератора.

4. Какие требования предъявляются к поведению модератора?

5. Перечислите основные требования к дискуссии.

6. Как осуществляется анализ формирования результатов исследования?

 

Список литературы по теме:

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 1998. – 272с.

2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. – М.: Магистр, 1997. – 264с.

3. Бурковская М.О. Учебное пособие по интервьюированию (опросу) клиента. – М.: Статут, 2001. – 44с.

4. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа//Социологические исследования. - 1999. - №8. - С.133 – 141.

5. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. – 144с.

6. Колбин Г. А., Фросина И. В. Фокус-группы на предприятии // Социологические исследования. - 1999. - № 2.

7. Копылова С.С. Фокус-группы: ответ на вопрос «почему» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1996. - №3.

8. Крюгер А. Фокусные группы. Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995.

9. Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании//Социологические исследования. - 2004. №2. - С.115 – 123.

10. Лукина М.М. Технология интервью. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 193с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.025 с.)