Часть IV. Показатели институциональных аспектов устойчивого развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть IV. Показатели институциональных аспектов устойчивого развития.



………..

Глава 23-32. Усиление роли социальных групп

Представительство основных социальных групп в национальных советах по УР

Представительство этнических меньшинств и коренного населения

в национальных советах по УР

Вклад неправительственных организаций в УР

……

Глава 35. Вклад науки в устойчивое развитие.

Отметим также, что методика подробно характеризует сущность каждого показателя и его операционализацию. Так, например, показатель «Уровень безработицы» имеет краткое определение: отношение не занятого к экономически активному населению. Указание на местоположение в структуре показателей, стратегическую актуальность показателя (в отношении устойчивости), назначение, цели, международные конвенции и соглашения относительно показателя; Ключевые компоненты понятия и их определения: рабочая сила, население, возрастные ограничения, экономическая деятельность, краткий базисный период. Занятое население. Работа по найму. Работа на самого себя. Незанятое население. Методы расчета. Ограничения показателя. Альтернативные определения. Источники данных и оценка их доступности. [23]

Из приведенного примера видно, что с методологической и методической точки зрения показатели развития, в определенном смысле, оптимальны для их использования в практике государственного управления. Однако их использование, по нашему мнению, представляет собой определенную идеологическую сложность, особенно для государств и стран, находящихся в условиях глубокой системной трансформации, хотя, как следует из приведенного примера, сами показатели совершенно объективны.

Требует кардинального переосмысления весь опыт, накопленный российскими социологами в исследовании закономерностей развития и функционирования социальных отношений. Необходимо переосмысление методологии и методики основ построения показателей социального развития (социальных показателей), равно как и традиционных показателей экономического роста, выступающих в качестве индикаторов социального развития (социальных индикаторов) в условиях рыночной экономики.

В последнее время получили свое новое осмысление ряд социологических категорий в области социального развития и планирования, удовлетворения социальных потребностей населения, которые стали все чаще звучать как в научных изданиях, так и в практике социального развития регионов. Речь идет о целой группе таких категорий, к которым относятся: образ жизни, уровень жизни, качество жизни, уклад жизни, стиль жизни, показатели которых играют важную роль в удовлетворении важнейших социальных потребностей жителей страны.

Удовлетворенность можно определить как степень разрыва между экспектациями человека и его реальным положением, как некую равнодействующую величину, определяющую взаимосвязь объектив­ных и субъективных условий социального положения личности. Исходя из этого, социальное развитие общества оценивается, прежде всего, именно со стороны уровня благосостояния его членов.

Показатели чувства удовлетворенности определяется: а) объектив­ными характеристики социально-статусного положения; б) субъективными оценками восприятия этого положения; в) оценками референтной группы. Какие из элементов субъективных и объективных характеристик (переменных) более всего влияют на степень удовлетворенности человека своим социальным положением, можно установить с по­мощью эмпирических исследований. Эти элементы не только специфичны для каждой личности, но и их «вес» в общем уровне удовлетворенности дополняется оценкой и значимостью этих социально-статусных элементов для ближайшего окружения человека. Общий весовой коэффициент удовлетворенности может включать также уровень притязаний (то, чего человек надеется достичь в ближайшее время), уровень равенства (то положение, которое человек считает для себя достойным), и общественным уровнем референтной группы (т.е. той группы, с которой он себя идентифицирует), уровнем вознаграждения и реализации личных потребностей (заработная плата, имущество подкрепляющее статус- автомобиль, дача, и т.д.).

Переходя к характеристике и анализу основных показателей вышеназванных категорий, необходимо отметить, что в советский период, некоторые из них отражали идеологическую конфронтацию двух, как это определяли, общественных систем. Поскольку в рамках цивилизационного пространства человечества мы наблюдаем теперь лишь одну общественную систему – капитализм, с разным уровнем развития, то эти категории большую часть своего идеологического содержания потеряли. Следовательно, в позитивистском плане, эти категории и их показатели могут служить хорошей основой для исследования в данной области социального развития.

Образ жизни. Категория, хорошо разработанная в рамках марксизма. В «Немецкой идеологии» формулировалось, что …«Способ производства … не только воспроизводство физического существования индивидов… В еще большей степени … это их определенный образ жизни»[24]. В рамках этой парадигмы образ жизни определяется как совокупность типичных, наиболее существенных видов и форм жизнедеятельности индивида, социальной группы и всего общества, взятых в единстве с условиями этой жизнедеятельности. Это социальное явление, поддающееся формированию, планированию, управлению. Соглашаясь в целом, с определением, данным И.В. Бестужевым-Ладой, необходимо переосмыслить его относительно «всего общества», а также уровня управляемости.

Уровень жизни – рассматривается как экономическая категория, характеризующая одну из сторон условий жизни. Она ориентирована на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению и определяющая собственно уровень социального развития. К показателям уровня жизни относится: заработная плата, доход на душу населения, потребление продовольственных и промышленных товаров, уровень здравоохранения, жилищные и культурно-бытовые условия, льготы и различные выплаты из государственного бюджета.

Отметим, что с развитием рыночных отношений получили развитие такие нормировочные показатели как МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а также «потребительская корзина». Однако в виду их определенной пригодности только для системы административного управления и минимизации компонентов, останавливаться на них мы не будем.

Качество жизни. Социологическая категория, характеризующая такую важную сторону условий жизни, как степень удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению. К ним относятся показатели: содержания труда и досуга; удовлетворенность ими; комфортность условий труда, досуга и быта; качество питания и условия приема пищи; качества одежды и предметов длительного пользования; качества жилья; окружающей среды; функционирования социальных институтов; сферы обслуживания; удовлетворения потребностей в общении; образовании; творчестве; политической активностью и т.д.

Уклад жизни. Экономическая категория, которая помимо марксистско-формационного фундамента образа жизни, несет в себе стратификационные формы ведения экономической деятельности, типичных для той или иной социальной группы. Ее основными показателями являются формы собственности, показатели бюджетов времени различных групп населения, средняя продолжительность жизни, рождаемости/смертности/естественного прироста населения, демографической, профессиональной, городской и сельской структур населения.

Социальные показатели и переменные величины. Социальные показатели, как следует из вышеприведенных примеров, являются инструментом познания количественной и качественной сторон функционирования и развития социально-экономической сферы общества. Типология показателей, характеризующих экзогенные и эндогенные факторы процесса функционирования и развития социальной сферы, можно представить в виде следующих групп:

контрольные показатели, охватывающие социальные изменения, намеченные на определенный временной период;

показатели средств или социальных процессов (научно-технический прогресс, развитие предпринимательства, урбанизация, ликвидация бедности и т.д.), используемые для реализации пла­нируемых целей;

показатели ресурсов, т.е. показатели запланированных материальных затрат на экономические, социальные, инновационные программы, организационные, технические и другие мероприятия, позволяющие оптимально планировать и реализовывать те или иные социальные задачи;

не манипулируемые показатели, т.е. показатели, которые отражают состояние наличных средств воздействия на социальные процессы (уровень развития науки, высоких технологий, новых видов техники, т.д.);

показатели побочных процессов, которые не предусмотрены в планах развития, но оказывают известное влияние на итоговые показатели и должны учитываться в текущем планировании;

итоговые показатели, позволяющие оценить результаты социальных изменений и сопоставить их с контрольными показателями;

показатели социальной эффективности реализации в обществе экономических и социальных программ на данный временной период, раскрывающие степень приближения (отклонения) итоговых показателей к социальным целям, степень адек­ватности выбранных для их достижения средств и эффективности ис­пользования ресурсов.

На основе этих шести групп социальных пока­зателейопределяется многомерная модель уровня и качества развития общества и его региональных подсистем

Социальная деятельность и социальные показатели. Социальные индикаторы и показатели, построенные вокруг основных социальных целей общества и государства, образуют один вектор измерения функционирования и развития социальной сферы. В основном это показатели инфраструктуры социальной сферы. Другой вектор составляет система социальных показателей различных видов деятельности. В основу группировки видов деятельности на уровне социума традиционно выделяют два крупных блока: производственной и внепроизводственной деятельности.

Социальные цели и социальные показатели. Разработка и реализация социальных программ и проектов на национальном уровне осуществляется, в конечном счете, для достижения конкретных социальных целей: ликвидации бедности, чрезмерного социального неравенства, реализации принципа социальной справедливости; развития системы местного самоуправления; максимальной трудозанятости активного населения; гармоничного развития личности, проявления ее индивидуальности, самореализации и самоактуализации и т.д. Основные цели программ могут конкретизироваться в виде иерархии социальных целей в соответствии с различными уровнями управления, которым и делегируются все полномочия по их осуществлению. Основные социальные цели служат ориентиром для мониторинга социальных изменений на краткосрочный или долгосрочный период. Контрольные показатели социальных изменений характеризуют сущность проводимой социальной политики, а итоговые показатели - эффективность этой политики. По отношению к уровням управления социальным развитием социальные цели образуют иерархию по вертикали. С точки зрения постановки задач управления, можно выделить четыре уровня управлениия. Государственный уровень, уровень социально-территориальных общностей (регион, город, деревня, поселок и т.д.), отраслевой уровень (социально-профессиональные и квалификационные группы, их различия или сближения по характеру, содержанию и условиям труда), и, наконец, уровень отдельных организаций.

Управление развитием социальной сферы требует постоянного осмысления и совершенствования системы социальных показателей и индикаторов, соответствующих социальным целям и социальным процессам, характерным для определенного этапа развития и соответствующих уровней управления общества.

В заключение отметим, что ведущие социологические группы в нашей стране, в течение так называемого переходного периода, проводят сравнительные повторные межрегиональные исследования по основным, экономическим, социальным и политическим аспектам функционирования и развития общества. В частности, можно отметить проект группы акдемика РАН Н.И. Лапина, под называнием «Социокультурный портрет региона», в котором осуществляется сравнительное исследование проблем социально-экономического и культурного развитии центральных регионов России и разработки социокультурного Атласа России. Социологическая лаборатория МИФУБ приняла участие в этом проекте, проведя масштабное теоретико-прикладное исследование и, получила очень интересные результаты, которые высоко оценены научным сообществом. С материалами проекта можно ознакомиться на кафедре экономической социологии.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

В чем состоит значение статистических социальных показателей для сферы социального управления и проведения социологического исследования?

Какова специфика деятельности органов государственной статистики по формированию социальных показателей?

Дайте определение и раскройте содержание категорий и понятий статистических данных: статистическая совокупность, вариация, нормальное распределение, группировочный признак.

Раскройте понятие абсолютных и относительных величин и возможности их использования в социологическом исследовании.

В чем заключаются возможности временных и динамических рядов для анализа данных и возможности их использования в социологических исследованиях?

Дайте определение социальных показателей и опишите их структурирование.

Дайте определение социальных индикаторов и раскройте их взаимосвязь с социальными показателями. Приведите примеры.

Раскройте содержание социально-исторических представлений о характере показателей социально-экономического развития общества.

В чем заключается взаимосвязь социальной инфраструктуры и социальных показателей?

В чем заключается особенность процессов глобализации и разработки показателей устойчивого развития?

Опишите методологические особенности и структуру показателей социальных аспектов устойчивого развития. Какова их применимость в условиях современной России?

Дайте определение категорий и показателей: образ жизни; качество жизни; уровень жизни; уклад жизни; стиль жизни и укажите их значение для анализа процессов социального развития.

Дайте определение эндогенных и экзогенных показателей и переменных развития социальной сферы.

В чем состоит взаимосвязь социальных целей и показателей социального развития общества?

Список литературы по теме:

1. Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы: Метод, пос. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - 240 с.

2. Вайнберг Дж., ШумекерДж. Статистика. - М.: Финансы и статистика, 1979.

3. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976.

4. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ./ В.И. Гурьев. - М.: Финансы и статистика, 1991 – 176 с.

5. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение качества жизни. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 51 с.

6. Джессен Р.Д. Методы статистических обследований./ Р.Д. Джессен. - М.: Финансы и статистика, 1985. – 478 с.

7. Елисеева И.И. Общая теория статистики./ И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

8. Елисеева И.И., Костеева Т.В., Хоменко Л.Я. Международная статистика. -Минск: Вышэйшая школа, 1995.

9. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистического анализа. - М., Финансы и статистика, 1982.

10. Калинина В.Н. Математическая статистика./ В.Н. Калинина, В.Ф. Панкин. - М.: Дрофа, 2002. – 336 с.

11. Маслов П.П. Статистика и социология./ П.П. Маслов. — М.: Статистика, 1971. – 248 с.

12. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов: Учеб. пособие. 4.1. Учеб.-метод. /Отв. ред Г.Силласте. - М.: Финан. Акад. при Правительстве РФ, 1998.

13. Методологические положения по статистике: Вып. 1 /Госкомстат России. - М.: Логос, 1996.

14. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. Пер. с нем./Под ред. Н. С. Мансурова. - М.: Прогресс, 1978.

15. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. - М., 1996.

16. Петренко Е.С. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях./ Е.С. Петренко, Т.М. Ярошенко. - М.: Статистика, 1979. – 166 с.

17. Показатели и индикаторы социальных изменений / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, 1995. - 66 с.

18. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Опросы населе­ния (методический опыт). - М.: Финансы и статистика, 1984.

19. Садмен С, Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы. Применение когнитивного анализа в массовых обсле­дованиях. - М.: Изд. Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.024 с.)