Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диссертация как вид научного произведения↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диссертация в форме рукописи — это особый вид научного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, в котором реализуется научное творчество как процесс научного освоения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих саму науку. Его предметом является система научных понятий, обеспечивающих функционирование в научной коммуникации основных форм знания, что дает возможность реализовать главные функции науки, такие как описание, объяснение, предсказание, обобщение и систематизация явлений и фактов действительности. В таком произведении фиксируются как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения. В отличие от других научных произведений диссертация в системе науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения ученой или академической степени. Именно она позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их научная новизна и практическая значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов свидетельствует о вкладе диссертанта в науку, а значит, демонстрирует уровень его научной квали фикации, и прежде всего умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Присуждение ученых и академических степеней является важнейшим стимулом развития отечественной науки, обеспечивает укрепление государственного статуса и материального положения «ее деятелей. Принятие решения о присуждении ученой или академической степени соискателю — это свидетельство признания его квалификации государством и научной общественностью. Другое существенное отличие диссертации от других научных произведений (за исключением научно-технического отчета) состоит в том, что заключенная в ней научная информация передается в наиболее полном виде. Действительно, только здесь обстоятельно раскрывают результаты и ход научных изысканий, детально описывают методику ведения исследований, подробно прослеживают историю развития изучаемых явлений. Полнота сообщаемой в диссертации информации находит свое отражение и в том, что здесь приводится особо детализируемый фактический материал, включающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и параллели, а результаты научного поиска описываются в наиболее целостной с точки зрения научного познания форме. Содержание диссертации характеризует оригинальность и неповторимость приводимых сведений. Основой здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей природы и общестра, а также обобщение ранее известных положений с других позиций или в совершенно ином аспекте. С точки зрения общей динамики развития науки диссертация вводит в научный обиход новые представления, концепции и факты. В содержании такой работы отражается сущность в явлении, закономерность в случайности, общее в единичном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условии эта концепция признается состоятельной в научном смысле, т.е. обеспечивающей прирост научного знания. Объективность — основное требование к описанию проведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. В то же время диссертация, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных научных фактов и субъективной их оценки. Другими словами, диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертаци- онной работы. Именно этим объясняется, что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каждый ученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта. Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а «путем сознательного убеждения в их истинности на основе общезначимости для научного сообщества норм и критериев»*. Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и полемического материала, связанного с пересмотром существующих взглядов. Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предположение получает здесь научное объяснение или обоснование. Для этого диссертант в качестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования и подтверждения. Специфично не только содержание, но и форма диссертации как особого вида научного произведения, для которого характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное освещение затронутых проблем и точность фактических данных. Для текста диссертации типично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного математического аппарата. Ориентируясь на читателей, профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, в текст диссертации включается весь имеющийся в распоряжении ее автора знаковый аппарат (специальные термины, латинские обозначения, химические формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т.п.), то есть все, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам. * Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 135. Поскольку диссертация, как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания и формы, то ее коммуникативная ценность во многом определяется степенью соответствия структуры такой работы особенностям разработки ее темы, т.е. правильностью выбора последовательности изложения научного материала. Только при условии выбора формы организации материала, в наибольшей степени соответствующей особ.енностям предмета, диссертация способна эффективно функционировать в системе научной коммуникации. Структура диссертации является одним из уровней отражения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется задачей отражения внутренней логики развития исследования. Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смысле аспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться в логической непротиворечивости и последовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания. Эффективность структуры диссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности и связности, а также критерию соразмерности его частей. Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры -- часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность и эклектизм изложения научного материала. Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов. Связность — критерий диссертационной работы, который является обязательным условием существования ее текста как определенной структуры. Именно связность обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации. Органическим качеством структуры диссертационной работы является соответствие объема того или иного фрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости. Это качество обеспечивает весомость изложенной в такой работе информации, отражающей авторскую логику мышления. Традиционным элементом структуры диссертации являются нри-ложения. В них помещают описания экспериментов, тексты норма- тивных документов, чертежи, таблицы, графики, карты, исторические памятники научной мысли и т.п. Приложения существенно расширяют содержание диссертационной работы, дают дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более целостное представление о рассмотренной в нем научной проблеме. В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала, поскольку стиль научной речи — это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ используют языковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенно это касается местоимения «я». Все личные пристрастия, экспрессивно-оценочные моменты сознательно исключаются из текста диссертации. Ее языковое оформление очень рационально и находится в границах научного стиля речи, для которого основное требование — максимум информации при минимуме затраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательность всех суждений и оценок. Именно научный стиль определяет отбор лексических и синтаксических средств, формирует исторически обусловленные черты изложения научного материала. Таковы основные видообразующие признаки диссертации как формы литературного оформления результатов, полученных в диссертационном исследовании. Именно эти признаки и выделяют рукописную диссертацию в самостоятельный вид научного произведения. 1.3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним Докторская диссертация является квалификационной научной работой, в «которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народнохозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса»*. * Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых стегцжей и присвоения научным работникам научных званий. Утверждено.Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185. После успешной публичной защиты докторской диссертации научным работникам, имеющим, как правило, степень кандидата наук или ученое звание профессора и опубликовавшим крупные научные труды, присуждается ученая степень доктора наук. Степень доктора наук присуждается по следующим отраслям наук: физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим, техническим, сельскохозяйственным, историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим, юридическим, педагогическим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии. В виде исключения докторская степень может быть присуждена и без защиты диссертации лицам, известным своими выдающимися научными трудами, открытиями и изобретениями, а также по совокупности выполненных научных работ. Ученая степень доктора наук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторых других странах требования, предъявляемые к докторской диссертации, как правило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатским диссертациям. Кандидатская диссертация — это научная квалификационная работа, «в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач»*. После успешной публичной защиты кандидатской диссертации лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум, присуждается ученая степень кандидата наук. Кандидат наук имеет право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудника, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствует степени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собой специально подготовленную рукопись, которая «должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам научных званий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — рекомендации по использованию научных выводов. Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке, Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать*. В отдельных случаях докторская и кандидатская диссертации могут представлять собой доклад, подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Доклад должен содержать краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования и разработки, должен быть не менее 20 авторских листов (авторский лист — это 40 тысяч печатных знаков или 23-24 машинописные страницы, напечатанные через два интервала на стандартных листах писчей бумаги). В качестве докторской и кандидатской диссертации могут быть представлены опубликованная научная монография или опубликованный с соответствующим грифом и единолично написанный учебник. Магистерская диссертация — особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая «является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии»**. В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка — это по сути лишь первая ступень к научно-ис- * Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученые научным работникам научных званий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185. ** Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 года № 42. следовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения. По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями у магистерской диссертации имеются существенные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно к магистерской диссертации это требование не является обязательным. При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магистерской диссертации автореферат не требуется. Соискатель степени кандидата и доктора наук представляет в специализированный совет перечень документов по строго установленному перечню. Соискатель степени магистра ограничивается представлением в Государственную аттестационную комиссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной программе магистра. Существенно упрощена и сама процедура публичной защиты магистерской диссертации, не требующей назначения официальных оппонентов. Такая диссертация подлежит лишь обязательному рецензированию. 1.4. Современные формы подготовки диссертаций* Докторантура Докторантура является одной из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок такой подготовки не должен превышать трех лет. Для поступления в докторантуру поступающий в нее подает заявление на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации, осуществляющей подготовку докторантов, с приложением следующих документов: — копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук; — анкеты; — развернутого плана подготовки докторской диссертации; — списка опубликованных научных работ, изобретений. Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично. Подготовка докторантов в пределах установленных контрольных цифр приема осуществляется за счет средств бюджетов высших учебных заведений и научных организаций и учреждений. Подготовка сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами. * Излагаются в соответствии с «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевуэовского профессионального образования Российской Федерации», утвержденным приказом Министра общего и профессионального образования РФ № 814 от 27.03.98. Докторантам, зачисленным за счет средств бюджета, выплачивается государственная стипендия, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца. Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, однако за ними сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы. Кроме того, они имеют право на оплачиваемую работу при условии выполнения плана работы над диссертацией. Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы. Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций. В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения. Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации. Перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций Для подготовки докторских диссертаций сотрудники высших учебных заведений с ученой степенью кандидата наук могут переводиться на должности научных сотрудников сроком до двух лет. Для этого они должны подать заявление на имя ректора высшего учебного заведения по месту своей основной работы с приложением развернутого плана докторской диссертации и списка опубликованных научных работ. Их перевод на основании заключения соответствующей кафедры (факультета, ученого совета) и представленных документов оформляется приказом ректора. Лица, переведенные на должности научных сотрудников, могут быть по их просьбе прикомандированы для проведения научного исследования к другим высшим учебным заведениям или научным учреждениям (с согласия последних), которые обеспечивают научными консультациями и осуществляют контроль за их работой. При необходимости им могут назначаться приказом ректора научные консультанты из числа докторов наук, профессоров. По истечении года научные сотрудники представляют ученому совету высшего учебного заведения, в штате которого они состоят, отчет о работе над диссертацией, по результатам которого ученый совет принимает решение с рекомендацией о продлении пребывания их в должности научных сотрудников на следующий годичный срок или о возвращении на прежнее место работы. Научные сотрудники, прикомандированные к другим высшим учебным заведениям и научным организациям, учреждениям, представляют научный отчет ученому совету высшего учебного заведения или научно-техническому совету научного учреждения, организации по месту прикомандирования. Заключение совета направляется в высшее учебное заведение, в штате которого состоит научный сотрудник, и учитывается при решении вопроса о дальнейшем его пребывании в занимаемой должности научного сотрудника. Аспирантура Аспирантура — наиболее распространенная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров, которая предоставляет гражданам возможность повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, обладающих лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм. В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре ведется по очной и заочной формам. Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре — четырех лет. Аспирантам очной аспирантуры время обучения засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы и выплачивается стипендия, а иногородним предоставляется общежитие. Такие аспиранты при условии выполнения индивидуального плана имеют право быть зачисленными на штатную должность либо выполнять работу на иных условиях оплаты. Они ежегодно пользуются каникулами продолжительностью два месяца, а тем из них, которые успешно завершили работу над диссертацией (в том числе досрочно), предоставляется месячный отпуск. Аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения, при освоении по своему желанию обязательного минимума содержания профессиональной программы (если он не был освоен в процессе магистерской подготовки) получают дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» с выдачей соответствующего документа. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. К такому отпуску им добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель. Кроме ежегодных дополнительных отпусков, аспиранты-заочники имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 % получаемой заработной платы, а также по их желанию на четвертом году обучения им может предоставляться дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. Таким аспирантам предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий. Прием в аспирантуру проводится ежегодно. Для поступления в нее к заявлению о приеме прилагаются следующие документы: — копия диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании и приложения к нему; — анкета; — список опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений или реферата; — удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов. Документ, удостоверяющий личность, и диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения предоставляется лично самим поступающим. Перед поступлением в аспирантуру поступающий должен пройти собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. Эта комиссия выносит решение о допуске поступающего к вступительным экзаменам и доводит до него свое решение в недельный срок. Конкурсные вступительные экзамены проводятся по специальной дисциплине, философии и иностранному языку. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены экзамены по этим предметам. Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены действительны в течение календарного года. Лицам, допущенным к вступительным экзаменам, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы. Каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру приказом ректора высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации утверждается из числа докторов наук или профессоров научный руководитель, который направляет работу аспиранта, помогая ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений — это задача самого диссертанта. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученных результатов и их фактическую точность. Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности: — рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме; — проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации; — контролирует выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана; —- оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом; — дает согласие на представление диссертации к защите. Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом. Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук. Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в установленные сроки. За время обучения в аспирантуре аспирант обязан: — полностью выполнить индивидуальный план; — сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; Ч 21 — завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения. Аспирант ежегодно аттестуется кафедрой (отделом, лабораторией, сектором). Аспирант, не выполнивший в установленные сроки индивидуальный учебный план, отчисляется из аспирантуры. Ученые советы высших учебных заведений (факультетов) и научно-технические советы научных учреждений, организаций осуществляют контроль за работой аспирантуры и систематически заслушивают отчеты аспирантов и их научных руководителей. Подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства Самостоятельная работа специалистов над кандидатскими и докторскими диссертациями является одной из форм подготовки и повышения квалификации научно-педагогических, научных кадров и работников учебных заведений, предприятий и организаций. Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Они для подготовки докторских диссертаций прикрепляются к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации. Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более четырех лет. Соискателями ученой степени кандидата наук могут быть лица, имеющие высшее профессиональное образование. Они прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации. Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет, а для подготовки диссертации — не более 3 лет. Для прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации соискатель подает заявление на имя руководителя. При этом соискатель, работающий над докторской диссертацией, предъявляет диплом кандидата наук, а соискатель, работающий над кандидатской диссертацией, прилагает к заявлению копию диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании и удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (если они сданы). Документ, удостоверяющий личность, и диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании предъявляется соискателем лично. Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного консультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кан-двдатских экзаменов научный руководитель не утверждается. Соискатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным руководител
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.174 (0.017 с.) |