Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диссертация как вид научного произведения

Поиск

Диссертация в форме рукописи — это особый вид научного про­изведения, которое представляет собой отражение средствами литера­туры научного исследования, в котором реализуется научное творче­ство как процесс научного освоения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих саму науку. Его предметом являет­ся система научных понятий, обеспечивающих функционирование в научной коммуникации основных форм знания, что дает возмож­ность реализовать главные функции науки, такие как описание, объ­яснение, предсказание, обобщение и систематизация явлений и фак­тов действительности.

В таком произведении фиксируются как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а прово­дится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как обще­научные, так и специальные методы научного познания, правомер­ность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.

В отличие от других научных произведений диссертация в систе­ме науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения ученой или академической степени. Именно она позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекоменда­ции, их научная новизна и практическая значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов свидетельствует о вкладе дис­сертанта в науку, а значит, демонстрирует уровень его научной квали­


фикации, и прежде всего умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Присуждение ученых и академических степеней является важ­нейшим стимулом развития отечественной науки, обеспечивает ук­репление государственного статуса и материального положения «ее де­ятелей. Принятие решения о присуждении ученой или академичес­кой степени соискателю — это свидетельство признания его квали­фикации государством и научной общественностью.

Другое существенное отличие диссертации от других научных произведений (за исключением научно-технического отчета) состоит в том, что заключенная в ней научная информация передается в наи­более полном виде. Действительно, только здесь обстоятельно рас­крывают результаты и ход научных изысканий, детально описывают методику ведения исследований, подробно прослеживают историю развития изучаемых явлений.

Полнота сообщаемой в диссертации информации находит свое отражение и в том, что здесь приводится особо детализируемый фак­тический материал, включающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и параллели, а результаты научного поиска описываются в наиболее целостной с точки зрения научного познания форме.

Содержание диссертации характеризует оригинальность и непо­вторимость приводимых сведений. Основой здесь является принци­пиально новый материал, включающий описание новых фактов, яв­лений и закономерностей природы и общестра, а также обобщение ранее известных положений с других позиций или в совершенно ином аспекте.

С точки зрения общей динамики развития науки диссертация вводит в научный обиход новые представления, концепции и факты. В содержании такой работы отражается сущность в явлении, законо­мерность в случайности, общее в единичном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условии эта концепция признается состоятельной в научном смысле, т.е. обеспечивающей прирост научного знания.

Объективность — основное требование к описанию проведенно­го исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. В то же время диссерта­ция, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных научных фактов и субъективной их оценки. Другими словами, диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальнос­тью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловлен­ные общественно-историческими условиями подготовки диссертаци-


онной работы. Именно этим объясняется, что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каждый уче­ный подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.

Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, тра­диции или веру, а «путем сознательного убеждения в их истинности на основе общезначимости для научного сообщества норм и крите­риев»*.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну оп­ределенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискус­сии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказа­тельно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного позна­ния, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характе­ризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и полемического материала, связанного с пересмотром существующих взглядов.

Специфика диссертации обусловливает необходимость доказа­тельства всех научных положений, зафиксированных в ее содержа­нии. Каждый факт, каждое авторское предположение получает здесь научное объяснение или обоснование. Для этого диссертант в качест­ве аргументов привлекает практически все формы научного обосно­вания и подтверждения.

Специфично не только содержание, но и форма диссертации как особого вида научного произведения, для которого характерна высо­кая степень абстрагирования, активное применение средств логичес­кого мышления, подробное освещение затронутых проблем и точ­ность фактических данных.

Для текста диссертации типично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного матема­тического аппарата. Ориентируясь на читателей, профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, в текст диссертации включается весь имеющийся в распоряжении ее автора знаковый ап­парат (специальные термины, латинские обозначения, химические формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т.п.), то есть все, что составляет «язык науки», который понятен только спе­циалистам.

* Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 135.


Поскольку диссертация, как и любое другое научное произведе­ние, характеризуется единством содержания и формы, то ее комму­никативная ценность во многом определяется степенью соответствия структуры такой работы особенностям разработки ее темы, т.е. пра­вильностью выбора последовательности изложения научного мате­риала. Только при условии выбора формы организации материала, в наибольшей степени соответствующей особ.енностям предмета, дис­сертация способна эффективно функционировать в системе научной коммуникации.

Структура диссертации является одним из уровней отражения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется задачей отражения внутренней логики развития исследования.

Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует вни­мание на наиболее важных в научном смысле аспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться в логической не­противоречивости и последовательности исследовательской програм­мы, заложенной в процессе формирования нового знания.

Эффективность структуры диссертационной работы в наиболь­шей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям це­лостности, системности и связности, а также критерию соразмернос­ти его частей.

Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры -- часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хао­тичность и эклектизм изложения научного материала.

Критерий системности требует рассматривать элементы диссерта­ции как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов.

Связность — критерий диссертационной работы, который явля­ется обязательным условием существования ее текста как определен­ной структуры. Именно связность обеспечивает взаимообусловлен­ность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетель­ствует об эффективности избранной автором последовательности из­ложения научной информации.

Органическим качеством структуры диссертационной работы яв­ляется соответствие объема того или иного фрагмента текста его смы­словой значимости и научной емкости. Это качество обеспечивает ве­сомость изложенной в такой работе информации, отражающей ав­торскую логику мышления.

Традиционным элементом структуры диссертации являются нри-ложения. В них помещают описания экспериментов, тексты норма-


тивных документов, чертежи, таблицы, графики, карты, историчес­кие памятники научной мысли и т.п. Приложения существенно рас­ширяют содержание диссертационной работы, дают дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более целостное представление о рассмотренной в нем научной про­блеме.

В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала, поскольку стиль научной речи — это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изло­жения научной информации, требуя отказа от выражения собственно­го мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ используют языковые конструкции, исключающие употребление лич­ных местоимений. Особенно это касается местоимения «я».

Все личные пристрастия, экспрессивно-оценочные моменты со­знательно исключаются из текста диссертации. Ее языковое офор­мление очень рационально и находится в границах научного стиля речи, для которого основное требование — максимум информации при минимуме затраченных на ее выражение языковых средств, объ­ективность, точность и доказательность всех суждений и оценок. Именно научный стиль определяет отбор лексических и синтаксичес­ких средств, формирует исторически обусловленные черты изложе­ния научного материала.

Таковы основные видообразующие признаки диссертации как формы литературного оформления результатов, полученных в диссер­тационном исследовании. Именно эти признаки и выделяют руко­писную диссертацию в самостоятельный вид научного произведения.

1.3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним

Докторская диссертация является квалификационной научной ра­ботой, в «которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответ­ствующего научного направления, либо осуществлено решение науч­ной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народнохо­зяйственное или политическое значение, либо изложены научно обо­снованные технические, экономические или технологические реше­ния, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение на­учно-технического прогресса»*.

* Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых стегцжей и присвоения научным работникам научных званий. Утверждено.Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185.


После успешной публичной защиты докторской диссертации на­учным работникам, имеющим, как правило, степень кандидата наук или ученое звание профессора и опубликовавшим крупные научные труды, присуждается ученая степень доктора наук.

Степень доктора наук присуждается по следующим отраслям наук: физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим, техническим, сельскохозяйственным, историчес­ким, экономическим, философским, филологическим, географичес­ким, юридическим, педагогическим, медицинским, фармакологичес­ким, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусст­воведению, архитектуре и психологии.

В виде исключения докторская степень может быть присуждена и без защиты диссертации лицам, известным своими выдающимися научными трудами, открытиями и изобретениями, а также по сово­купности выполненных научных работ.

Ученая степень доктора наук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторых других странах тре­бования, предъявляемые к докторской диссертации, как правило, эк­вивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к канди­датским диссертациям.

Кандидатская диссертация — это научная квалификационная ра­бота, «в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены науч­но обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач»*.

После успешной публичной защиты кандидатской диссертации лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум, присуждается ученая степень кандидата наук.

Кандидат наук имеет право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудника, заведующего ка­федрой или лабораторией и защищать диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствует степени доктора философии, существующей в США, Великобрита­нии и других странах.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собой специально подготовленную ру­копись, которая «должна быть написана единолично, содержать сово­купность новых научных результатов и положений, выдвигаемых ав­тором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свиде­тельствовать о личном вкладе автора в науку.

Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам научных званий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185.


Предложенные автором новые решения должны быть строго ар­гументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приво­диться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значе­ние, — рекомендации по использованию научных выводов.

Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке, Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать*.

В отдельных случаях докторская и кандидатская диссертации могут представлять собой доклад, подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных широкому кругу специа­листов в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Доклад должен содержать краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискате­лем исследований и разработок. Объем научных публикаций, содер­жащих эти исследования и разработки, должен быть не менее 20 ав­торских листов (авторский лист — это 40 тысяч печатных знаков или 23-24 машинописные страницы, напечатанные через два интервала на стандартных листах писчей бумаги).

В качестве докторской и кандидатской диссертации могут быть представлены опубликованная научная монография или опублико­ванный с соответствующим грифом и единолично написанный учеб­ник.

Магистерская диссертация — особая разновидность диссертаци­онного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая «является самостоятельным науч­ным исследованием, выполняемым под руководством научного руко­водителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, — с при­влечением одного или двух научных консультантов). Защита магис­терской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учеб­ных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происхо­дит публично на заседании Государственной аттестационной комис­сии»**.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Исходя из того, что магис­терская подготовка — это по сути лишь первая ступень к научно-ис-

* Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работни­кам ученые научным работникам научных званий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185.

** Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Утверждено Постановлением Гос­комвуза РФ от 10 августа 1993 года № 42.


следовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе со­временной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, а академическая степень, отра­жающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника выс­шей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навы­ков, присущих начинающему научному работнику.

Магистерская диссертация представляется в виде, который по­зволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержа­щиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и зна­чимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных на­выков научной работы в избранной области профессиональной дея­тельности.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандида­та и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследователь­ские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоя­тельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит мо­делирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить сви­детельством того, что ее автор научился самостоятельно вести науч­ный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями у магистерской диссертации имеются существенные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссер­таций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то примени­тельно к магистерской диссертации это требование не является обя­зательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссер­таций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) авто­реферат. При представлении к защите магистерской диссертации ав­тореферат не требуется.

Соискатель степени кандидата и доктора наук представляет в специализированный совет перечень документов по строго установ­ленному перечню. Соискатель степени магистра ограничивается представлением в Государственную аттестационную комиссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной программе магистра.


Существенно упрощена и сама процедура публичной защиты ма­гистерской диссертации, не требующей назначения официальных оп­понентов. Такая диссертация подлежит лишь обязательному рецензи­рованию.

1.4. Современные формы подготовки диссертаций* Докторантура

Докторантура является одной из форм подготовки научно-педа­гогических и научных кадров в системе послевузовского профессио­нального образования. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссерта­ций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответст­вующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в

соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок такой подготовки не должен превышать трех лет.

Для поступления в докторантуру поступающий в нее подает за­явление на имя ректора высшего учебного заведения или руководите­ля научного учреждения, организации, осуществляющей подготовку докторантов, с приложением следующих документов:

— копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;

— анкеты;

— развернутого плана подготовки докторской диссертации;

— списка опубликованных научных работ, изобретений. Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в док­торантуру лично.

Подготовка докторантов в пределах установленных контрольных цифр приема осуществляется за счет средств бюджетов высших учеб­ных заведений и научных организаций и учреждений. Подготовка сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам

с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими ли­цами.

* Излагаются в соответствии с «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевуэовского профессионального образования Рос­сийской Федерации», утвержденным приказом Министра общего и профессио­нального образования РФ № 814 от 27.03.98.


Докторантам, зачисленным за счет средств бюджета, выплачива­ется государственная стипендия, выдается ежегодное пособие в раз­мере двух месячных стипендий и предоставляются ежегодные кани­кулы продолжительностью два месяца.

Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимае­мых должностей в соответствии с трудовым законодательством Рос­сийской Федерации, однако за ними сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы. Кроме того, они имеют право на оплачиваемую работу при условии выполнения плана работы над диссертацией. Срок подготовки в док­торантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной ра­боты.

Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.

В период подготовки докторант обязан выполнить план подго­товки диссертации и представить завершенную диссертацию на ка­федру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответству­ющего заключения.

Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки док­торской диссертации.

Перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций

Для подготовки докторских диссертаций сотрудники высших учебных заведений с ученой степенью кандидата наук могут перево­диться на должности научных сотрудников сроком до двух лет. Для этого они должны подать заявление на имя ректора высшего учебно­го заведения по месту своей основной работы с приложением развер­нутого плана докторской диссертации и списка опубликованных на­учных работ. Их перевод на основании заключения соответствующей кафедры (факультета, ученого совета) и представленных документов оформляется приказом ректора.

Лица, переведенные на должности научных сотрудников, могут быть по их просьбе прикомандированы для проведения научного ис­следования к другим высшим учебным заведениям или научным уч­реждениям (с согласия последних), которые обеспечивают научными консультациями и осуществляют контроль за их работой. При необ­ходимости им могут назначаться приказом ректора научные консуль­танты из числа докторов наук, профессоров.


По истечении года научные сотрудники представляют ученому совету высшего учебного заведения, в штате которого они состоят, отчет о работе над диссертацией, по результатам которого ученый совет принимает решение с рекомендацией о продлении пребывания их в должности научных сотрудников на следующий годичный срок или о возвращении на прежнее место работы.

Научные сотрудники, прикомандированные к другим высшим учебным заведениям и научным организациям, учреждениям, пред­ставляют научный отчет ученому совету высшего учебного заведения или научно-техническому совету научного учреждения, организации по месту прикомандирования. Заключение совета направляется в высшее учебное заведение, в штате которого состоит научный со­трудник, и учитывается при решении вопроса о дальнейшем его пре­бывании в занимаемой должности научного сотрудника.

Аспирантура

Аспирантура — наиболее распространенная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров, которая предоставляет гражданам возможность повысить уровень научной и научно-педаго­гической квалификации на базе высшего профессионального образо­вания в высших учебных заведениях, имеющих государственную акк­редитацию, и научных учреждениях, организациях, обладающих ли­цензией на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имею­щие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре ведется по очной и заочной формам. Срок обучения в очной аспи­рантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре — че­тырех лет.

Аспирантам очной аспирантуры время обучения засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы и выплачивается сти­пендия, а иногородним предоставляется общежитие. Такие аспиранты при условии выполнения индивидуального плана имеют право быть зачисленными на штатную должность либо выполнять работу на иных условиях оплаты. Они ежегодно пользуются каникулами про­должительностью два месяца, а тем из них, которые успешно завер­шили работу над диссертацией (в том числе досрочно), предоставля­ется месячный отпуск.

Аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения, при освое­нии по своему желанию обязательного минимума содержания про­фессиональной программы (если он не был освоен в процессе магис­терской подготовки) получают дополнительную квалификацию «Пре­подаватель высшей школы» с выдачей соответствующего документа.


Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обу­чения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. К такому отпуску им добавляется время, затра­ченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оп­лачивает организация-работодатель.

Кроме ежегодных дополнительных отпусков, аспиранты-заочни­ки имеют право на один свободный от работы день в неделю с опла­той его в размере 50 % получаемой заработной платы, а также по их желанию на четвертом году обучения им может предоставляться до­полнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. Таким аспирантам предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обу­чающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

Прием в аспирантуру проводится ежегодно. Для поступления в нее к заявлению о приеме прилагаются следующие документы:

— копия диплома государственного образца о высшем професси­ональном образовании и приложения к нему;

— анкета;

— список опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступа­ющего научных работ и изобретений или реферата;

— удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов.

Документ, удостоверяющий личность, и диплом государственно­го образца об окончании высшего учебного заведения предоставляет­ся лично самим поступающим.

Перед поступлением в аспирантуру поступающий должен прой­ти собеседование с предполагаемым научным руководителем, кото­рый сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. Эта комиссия выносит решение о допуске поступающего к вступи­тельным экзаменам и доводит до него свое решение в недельный срок.

Конкурсные вступительные экзамены проводятся по специаль­ной дисциплине, философии и иностранному языку. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчи­тываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены экза­мены по этим предметам.


Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены действительны в течение календарного года.

Лицам, допущенным к вступительным экзаменам, предоставля­ются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработ­ной платы по месту работы.

Каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспи­рантуру приказом ректора высшего учебного заведения или руково­дителем научного учреждения, организации утверждается из числа докторов наук или профессоров научный руководитель, который на­правляет работу аспиранта, помогая ему оценить возможные вариан­ты решений, но выбор решений — это задача самого диссертанта. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученных результатов и их фактическую точ­ность.

Научный руководитель не только принимает участие в разработ­ке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциаль­ным автором и другую работу, в частности:

— рекомендует необходимую литературу, справочные, статисти­ческие и архивные материалы и другие источники по теме;

— проводит систематические, предусмотренные расписанием бе­седы и консультации;

— контролирует выполнение аспирантом утвержденного индиви­дуального плана;

—- оценивает содержание выполненной диссертации как по час­тям, так и в целом;

— дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и ме­тодическую помощь, систематически контролирует выполнение рабо­ты, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесо­образности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандида­том наук.

Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций ут­верждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведе­ний или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секто­ров, лабораторий) в установленные сроки.

За время обучения в аспирантуре аспирант обязан:

— полностью выполнить индивидуальный план;

— сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

Ч


21

завершить работу над диссертацией и представить ее на ка­федру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для полу­чения соответствующего заключения.

Аспирант ежегодно аттестуется кафедрой (отделом, лаборато­рией, сектором). Аспирант, не выполнивший в установленные сроки индивидуальный учебный план, отчисляется из аспирантуры. Ученые советы высших учебных заведений (факультетов) и научно-техничес­кие советы научных учреждений, организаций осуществляют кон­троль за работой аспирантуры и систематически заслушивают отчеты аспирантов и их научных руководителей.

Подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства

Самостоятельная работа специалистов над кандидатскими и докторскими диссертациями является одной из форм подготовки и повышения квалификации научно-педагогических, научных кадров и работников учебных заведений, предприятий и организаций.

Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Они для подготовки докторских диссертаций прикрепляются к высшим учебным заведе­ниям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторанту­ру по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации. Прикрепление соискателей для под­готовки докторской диссертации может проводиться на срок не более четырех лет.

Соискателями ученой степени кандидата наук могут быть лица, имеющие высшее профессиональное образование. Они прикрепля­ются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организаци­ям, имеющим аспирантуру по соответствующим научным специаль­ностям и располагающим научно-исследовательской, эксперимен­тальной базой и научными кадрами высшей квалификации. При­крепление для сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет, а для подготовки диссертации — не более 3 лет.

Для прикрепления к высшему учебному заведению или научно­му учреждению, организации соискатель подает заявление на имя ру­ководителя. При этом соискатель, работающий над докторской дис­сертацией, предъявляет диплом кандидата наук, а соискатель, рабо­тающий над кандидатской диссертацией, прилагает к заявлению копию диплома государственного образца о высшем профессиональ­ном образовании и удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (если они сданы). Документ, удостоверяющий личность, и диплом го­сударственного образца о высшем профессиональном образовании предъявляется соискателем лично.


Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования со­искателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборато­рии) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного кон­сультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кан-двдатских экзаменов научный руководитель не утверждается.

Соискатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сек­тора, лаборатории) согласованный с научным руководител



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.174 (0.017 с.)