Жанровая классификация подстилей научного стиля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровая классификация подстилей научного стиля



Подстили научного стиля Цели текстов Жанровая классификация
Образец: Собственно научный подстиль Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Учебно-научный    
Научно-информативный    
Научно-справочный    
Научно-популярный    
Производственно-технический    

Материал для справок.

Энциклопедический словарь, учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, рецензия, отзыв, сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование), патент, промышленная реклама, техническая инструкция.

 

 

Задание 41. Проанализируйте данные тексты с точки зрения цели высказывания.
Подумайте, из текстов каких жанров взяты эти отрывки.
Ответ запишите.

 

Текст 1.

Синонимия – особый вид межсмысловых отношений, категория синхронного порядка. Проблема выявления и определения синонимов до сих пор не нашла однозначного решения, хотя учение о синонимах имеет длительную историю. Чаще других при выделении синонимов выдвигались такие признаки,
как тождественность и близость значения слов и их взаимозаменяемость. В связи с этим в лингвистике сформировались два подхода к определению синонимов: собственно семантический и синтагматический, или дистрибутивный. (Н.Г. Рябков)

Цель высказывания: ____________________________________________________________________

Подстиль, жанр : ______________________________________________________________________

 

Текст 2.

Синонимия – одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий. Этот признак присущ не всем словам русского языка. Так, не вступают в подобные отношения имена собственные, названия стран, городов, поселков и их жителей, многие конкретные наименования предметов быта, слова-термины (хотя в этой области есть немало исключений). (Н.С. Валгина)

Цель высказывания: ____________________________________________________________________

Подстиль, жанр: ______________________________________________________________________

 

Текст 3.

Синонимия (от греч. "с, вместе" и "имя, обозначение"), тождественность или близость значения (прежде всего слов, а также морфем, синтаксических конструкций, словосочетаний, предложений и т.д.). Синонимами называют слова (точнее, слова, рассматриваемые в определенном значении,
см. также лексема), обычно принадлежащие к одной части речи, с одинаковым или близким значением. Например, синонимами являются слова смелый и храбрый, грусть и печаль, гасить и тушить. В разных значениях у слова могут быть разные синонимы: ср. тяжелый – увесистый (чемодан) или тяжелая – трудная (проблема). При этом, хотя понятие синонимии общеизвестно, точные критерии синонимичности до сих пор являются предметом споров. (Энциклопедический словарь)

Цель высказывания: ____________________________________________________________________

Подстиль, жанр: ______________________________________________________________________

 

 

Задание 42. Выполните стилистический анализ следующих текстов
по предложенной схеме.

 

Текст 1.

В основе стадийного видения всемирной истории лежит идея о ее развитии от низших форм высшим, равно как и идея о том, что каждая последующая стадия вытекает из предыдущей и образует ее продолжение, но в видоизмененной форме. Стадии всемирной истории в таком случае являются ступенями движения человечества к некоему итогу, который видится как завершение всех предыдущих усилий в обществе, где осуществлялись бы самые сокровенные и благородные человеческие идеалы.

Предпосылкой такого видения истории является представление о времени, в котором разворачивается история, как о стреле, полет которой происходит из прошлого через настоящее в будущее безвозвратно, однонаправлено. Кроме того, такое толкование событий предполагает признание единства народов, сходство их судеб и устремлений. Но так как историю творят и конкретные люди, то не менее существенно указать
на ценность человеческой жизни, признание за человеком права на осуществление его надежд и веру в возможность благоприятного исхода его усилий. Таким образом, это подход, в основе которого прямо или косвенно присутствует человек, его здравый смысл, его деятельность, его разум, его надежды, его жизнь. Можно сказать, что человек живет в истории, он ее участник и творец; и это во многом объяснит положительное отношение большого числа людей к идее стадийного прогресса общества.

Это самые общие предпосылки, но они, будучи принятыми и осознанными людьми, неизбежно порождают вопрос о причинах развития человечества, о факторах, лежащих в основаниях общего исторического механизма. Вот почему в рамках этого подхода господствует, как правило, детерминизм, и самые различные факторы называются в качестве основополагающих: природные условия (климат, географический регион и т.д.), народонаселение, развитие производительных сил, развитие науки и ее внедрение
во все сферы жизни, развитие техники и т.д.

Стилистический анализ текста 1.

1. Сфера использования, функционирования, обслуживания человеческой деятельности

 

_________________________________________________________________________________________

 

2. Тематика, содержание, направленность содержания

 

_________________________________________________________________________________________

 

3. Цель высказывания _______________________________________________________________________

 

4. Подстиль ________________________________________________________________________________

 

5. Жанр подстиля ___________________________________________________________________________

 

6. Ведущие стилевые черты _________________________________________________________________________________________

 

7. Основные языковые черты

лексические: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

морфологические: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

синтаксические: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 2.

Из-за того что левое полушарие имеет столь важное значение для речи и ее понимания, а также для выполнения жестов, подчиненных законам языка, его называют «доминирующим». Правое полушарие в таком случае становится «второстепенным». Многие люди все еще пользуются этими эпитетами, хотя, как показали более поздние исследования, правое полушарие имеет свои собственные функции
и может даже участвовать в процессе восприятия речи. Эксперименты с тахистоскопом как будто бы выявили прискорбную неполноценность, если не сказать абсолютную бездарность, правого полушария
в деле понимания речи. Однако недавно Эран Зайдель изобрел устройство, названное Z-линзой и выполняющее ту же задачу, что и тахистоскоп, но в некоторых отношениях более эффективное. С помощью этого устройства испытуемый может подолгу разглядывать предъявляемый стимул, тогда как тахистоскоп обеспечивает лишь кратковременное восприятие изображения в течение 0,1–0,2 секунды, поскольку любое, даже незначительное движение глаз в сторону от центральной точки приведет к тому, что раздражитель попадет в оба поля зрения. Z-линза гарантирует с полной надежностью, что используемую в экспериментах зрительную информацию получит лишь одно полушарие мозга. Зайдель работал с двумя больными, перенесшими операцию по разделению полушарий. У обоих левое полушарие доминировало в отношении речи. В одном из тестов больные слышали слово, произнесенное экспериментатором, затем видели три изображения, которые с помощью Z-линзы проецировались в левую часть зрительного поля (правое полушарие), и должны были выбрать картинку, соответствующую услышанному вначале слову. В другом эксперименте от них требовалось выполнение устных инструкций, например: «Положите желтый квадрат на красный круг». При этом они видели предметы в левой половине зрительного поля.

Стилистический анализ текста 2.

1. Сфера использования, функционирования, обслуживания человеческой деятельности ________________________________________________________________________________________

 

2. Тематика, содержание, направленность содержания ________________________________________________________________________________________

 

3. Цель высказывания _______________________________________________________________________

 

4. Подстиль _______________________________________________________________________________

 

5. Жанр подстиля __________________________________________________________________________

 

6. Ведущие стилевые черты __________________________________________________________________

 

7. Основные языковые черты

лексические: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

морфологические: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

синтаксические: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Создание текстов различных жанров научного стиля

 

·План. Тезисы

План – самая краткая запись, которая отражает последовательность изложения мысли. Пункт плана формулируется как тема, направление изложения мысли, что может быть выражено через слово или словосочетание. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, статьи.

 

 

· Конспект

 

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. При составлении конспекта следует избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике.

 

 

Задание 44. Прочитайте теоретический материал о типах конспектов (таблица 10)
Напишите свободный конспект по данному тексту.

 

Таблица 10

Жанры научного стиля

 

Текст Конспект
…Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта. Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект – один из наиболее ценных и помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника.  
Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.  

Продолжение таблицы 10

Текст Конспект
Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект. Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили когда-то то или иное нужное вам в этот момент положение. Так вы постепенно приучаете себя мобилизовывать свои знания. Ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому. Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краткий. (Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы)  

·Аннотация

 

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.

 

Задание 45.Дополните таблицу примером аннотации учебного пособия,
предложенного преподавателем.

 

Таблица 11

Структура аннотации

Части текста Содержание частей текста аннотации Пример аннотации
Библиографическое описание Фамилия, имя, отчество автора. Название труда. – Город: Изд-во, год. – …с.  
Текст аннотации · сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором, методах; · описание структуры аннотируемого труда; предмета и темы, основных положений текста и т.д.; · указание основного адресата.  

Официально-деловой стиль

Ведущие стилевые черты

 

Задание 46. Заполните предлагаемую таблицу,
характеризующую стилеобразующие черты официально-деловой речи,
используя материалы для справок.

 

Таблица 12



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.01 с.)