Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы ораторского мастерства

Поиск

Задание 61. Познакомьтесь с характеристиками разных видов ораторской речи
в зависимости от общей целевой установки,
данными П. Соппером в книге «Основы искусства речи».
В чем специфика каждого вида речи?

 

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

1. Развлекательная речь.

Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность – интерес как самоцель. Ее часто слышишь
на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

2. Информационная речь.

Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение; описание расчленяет предмет, показывает его частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

А. В ней не должно быть ничего спорного.

Б. Она должна вызывать пытливость.

В. Она должна удовлетворять запросы слушателя.

Г. Сообщение должно быть актуально.

3. Воодушевляющая речь.

Агитационные речи в общем можно разбить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.

Тем не менее многие речи лучше всего определить как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений,
а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.

4. Убеждающая речь.

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение.
На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

5. Призывающая к действию.

Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор.

 

Задание 62. Изучите таблицу «Композиция речи».
Какова задача каждой композиционной части выступления?
Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения,
наиболее действенны?

 

Таблица 20

Композиция речи

Части выступления Приемы привлечения внимания
I. Вступление. Задачи: · пробудить интерес к теме предстоящего разговора; · установить контакт; · подготовить слушателей к восприятию выступления; · обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. II. Главная часть. Задачи: · последовательно разъяснить выдвинутые положения; · доказать их правильность; · подвести слушателей к необходимым выводам. III.Заключение. Задача: · суммировать сказанное; · повысить интерес к предмету речи; · подчеркнуть значение сказанного; · поставить задачи; · призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).     · Обращение. · Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы. · Прием сопереживания. · Изложение парадоксальной ситуации. · Апелляция к интересам аудитории.     · Прием соучастия. · Апелляция к событиям. · Апелляция к географическим или погодным условиям. · Апелляция к речи предыдущего оратора. · Апелляция к авторитетам или известным источникам. · Апелляция к личности оратора.   · Юмористическое замечание. · Вопросы к аудитории. · Риторический вопрос. · Вопросно-ответный ход рассуждения.

 

 

Задание 63. Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

 

В офисе фирмы вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные материалы товара и т.п.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Директор фирмы (один из студентов группы) проводит собрание трудового коллектива (остальные студенты), информирует сотрудников о создавшейся ситуации и предлагает свой вариант выхода из нее. Цель директора – убедить сотрудни­ков в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Сотрудники выступают на собрании, соглашаясь/не соглашаясь
с предлагаемым директором вариантом выхода из создавшейся ситуации в со­ответствии с предварительно выбранной позицией речевого поведения (конструктивная, соглашательская, демагогическая).

Собрание заканчивается голосованием, в ходе которого выясняется, удалось ли директору убедить сотрудников в правильности предлагаемого им варианта решения проблемы.

 

Материал к заданию.

Структура убеждающей речи:

1. Привлечь внимание, вызвать интерес.

2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.

3. Привести аргументы для доказательства тезиса.

4. Сделать вывод. Сформулировать призыв.

Схема оценки убеждающей речи:

1. Тема и цель. Подходят ли аудитории?

2. Введение. Интересно? Вызывает ли желательную реакцию?

3. Главная часть. Интересен ли материал? Правильны ли доводы? Достаточны ли аргументы? Целесообразны ли примеры?

4. Заключение. Ясно? Убедителен ли призыв к действию?

5. Произнесение. Произнесена ли речь с убеждением? Правильна ли поза? Уместны ли жесты, мимика? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему.

 

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Аргументы – доводы – положения, с помощью которых обосновывается тезис. Виды аргументов. 1) Логические аргументы: · теоретические или эмпирические обобщения и выводы; · ранее доказанные законы науки; · аксиомы и постулаты; · определения основных понятий конкретной области знаний; · утверждения о фактах. 2) Психологические доводы: · к чувству собственного достоинства; · от угрозы; · от обещания; · от сочувствия; · от осуждения; · от сомнения; · от недоверия.

 

 

Задание 64. Подготовьте воодушевляющую речь по предлагаемой ситуации.

 

Вам необходимо произнести речь на торжественном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодарность всем преподавателям
и сотрудникам вуза, вы хотите создать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить идеей духовного и экономического возрождения России.

Материал к заданию.

Структура воодушевляющей речи

1. Обращение. Слова приветствия.

2. Краткая характеристика события.

3. Успехи и достижения. Перспективы.

4. Пожелания.

Схема оценки воодушевляющей речи

1. Тема и цель. Соответствуют ли событию? Подходят ли аудитории?

2. Вступление. Оригинально? Создает ли определенный эмоциональный настрой?

3. Главная часть. Конкретно ли содержание? Яркие ли примеры? Выразительны ли речевые средства? Достигнута ли цель?

4. Заключение. Ярко? Вдохновило ли слушателей?

5. Произнесение. Произнесена ли речь с воодушевлением? Правильна ли поза? Уместны ли жесты, мимика? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему.

 

 

Задание 65. Подготовьте информационную речь по одной из предложенных тем.

1. События в нашей стране.

2. Новинки литературы.

3. Новости культурной жизни города.

4. Человек, который меня поразил.

5. Что значит для меня свобода?

Материал к заданию.

Схема оценки информационной речи:

1. Тема и цель. Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление. Интересно? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть. Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение. Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произнесение. Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Уместны ли жесты, мимика? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему.

Разговорный стиль

Задание 66. Прочитайте письмо А.Н. Вертинского к дочери Анастасии.
Проанализировав стилеобразующие факторы,
докажите, что он относится к разговорному стилю речи.
Заполните таблицу 21 примерами из данного текста.

 

(1) Дорогой мой Воробушкин!

(2) Посылаю тебе привет из Ялты. (3) Тут тепло, светит солнышко. (4) Я простужен. (5) Кашляю,
но все же пою свои «кацеты». (6) Вспоминаю своего «воробышка» и рычу, как старый «лева», что он не прилетает. (7) Купил вам ракушек.

(8) Целую тебя, моя радость, крепко-крепко.

 

Таблица 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.009 с.)