Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки заданий разного типа↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Введение Владение русским языком и культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» является обязательным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов. Предлагаемая рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи включает в себя материалы для практических занятий, которые соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. Курс предназначен для студентов-нефилологов и учитывает специфику получаемого ими образования. Цель пособия – научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, в частности владеть нормами современного русского языка, знать и уметь использовать при составлении текстов языковые особенности разных функциональных стилей. В связи с этим по окончании изучения курса студенты должны уметь анализировать и характеризовать изученные языковые нормы; правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; правильно и уместно употреблять фразеологизмы; грамотно строить предложения разных структур и уместно применять их в речи; создавать тексты разных типов Рабочая тетрадь включает несколько разделов: «Русский язык и культура речи как учебная дисциплина», «Нормативный аспект культуры речи», «Функциональные стили русского языка». Первый раздел содержит задания, которые знакомят студента с целями изучения курса, его предметом; показывают, что студент является непосредственным участником формирования русского языка, языковой культуры общества и т. д. Во второй раздел включены разнообразные упражнения на закрепление основных норм русского языка. Для работы студентам будут необходимы толковые, орфоэпические, орфографические словари, обращение к которым воспитывает потребность в постоянном совершенствовании грамотности речи. Третий раздел предлагает задания, формирующие умение составлять устное и письменное высказывание с учётом языковых признаков функциональных стилей. При выполнении данных упражнений проводится активная работа с текстами различных стилей речи. Задания в рабочей тетради разнообразны по содержанию, по характеру дидактического материала, по степени трудности. Условно задания можно разделить на две группы. Одни помогают отработать навыки и зафиксировать в памяти студента знания по разделам, другие призваны формировать умение применять полученные знания в конкретном устном или письменном высказывании. В рабочей тетради также имеются задания, требующие найти ошибки и исправить их. Такие задания помогут воспитать внимательность по отношению к чужой речи. Текущий контроль осуществляется за счет выполнения обобщающих заданий в конце каждой темы, рубежный контроль проводится в виде итогового тестового задания. Критерии оценки практической работы студентов и рубежного контроля учитывают, во-первых, специфику материала изучаемого раздела, во-вторых, цель и вид задания (таблица 1).
Таблица 1 Язык и речь
Задание 2. Язык и речь отличаются друг от друга рядом признаков. Таблица 2 Язык и речь
Задание 3. Язык и речь имеют следующие функции.
Коммуникативная – __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Аккумулятивная – _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Познавательная – ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Валюнтативная – __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Эмотивная – ______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Основные качества речи. Задание 4. Прочитайте информацию, помещённую ниже,
1. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы достичь точности речи? 2. По каким критериям можно определить, что речь содержательна? 3. На чём базируется выразительность речи? Какие средства выразительности вам известны? 4. Чем различаются богатство языка и богатство речи? 5. Какие законы логики вам известны? Какой из них вы чаще всего нарушаете в своей речи? 6. В чём отличие национального языка от литературного? 7. Необходима ли современному обществу литературная норма?
Правильность речи – это центральное понятие культуры речи, связанное с нормами современного русского литературного языка. Нормативность проявляется как в устной, так и в письменной формах. Следует различать понятия «русский национальный язык» и «русский литературный язык». Литературный язык – это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Нормы помогают языку сохранять свою целостность и общепонятность. Основные виды норм
Орфоэпические – правила произношения. Акцентологические – правила постановки ударений. Лексические – правила использования слов и фразеологизмов в речи в соответствии с их значением. Морфологические – правила употребления форм разных частей речи. Синтаксические – правила построения словосочетаний и предложений в речи, правила создания текста. Орфографические – правила написания слов. Пунктуационные – правила расстановки знаков препинания.
Задание 5. Пользуясь словарём, расставьте ударение в словах. Задание 7. Расставьте ударение в формах имени прилагательного.
Красивый, красивее, покрасивее, более красивый, красивейший, наикрасивейший, красивее всех. Задание 8. Расставьте ударение в глаголах,
Усугубить. _________________________________________________________________________________ Принудить._________________________________________________________________________________ Облегчить.__________________________________________________________________________________ Избаловать. ________________________________________________________________________________ Закупорить. ________________________________________________________________________________ Гофрировать. _______________________________________________________________________________ Нормировать._______________________________________________________________________________
Морфологические нормы Имя существительное Задание 9. Подберите и запишите прилагательные к существительным.
Например, нов[ое] пальто, справочн[ое] бюро, красив[ая] туфля.
Задание 10. Запишите следующие существительные в форме родительного падежа
Например, чукчи – чукч[ей], вафли – вафель[], апельсины – апельсин[ов].
Задание 11. Данные существительные поставьте в форму именительного падежа
Например, вензель – вензел[я], китель – кител[я] и кител[и].
Имя прилагательное Задание 12. Прочитайте предложения.
Книга полезная. – Книга полезна детям. Эта задача трудная. – Эта задача трудна для пятиклассника. Озеро глубокое. – Озеро глубоко для детей. Девушка грустная. – Девушка сегодня грустна. Запишите, когда в русском языке употребляется полная, а когда краткая форма прилагательного. Полная: ____________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Краткая:____________________________________________________________________________________
Задание 13. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных,
Таблица 3 Задание 18. Измените по лицам глаголы.
Имя числительное
Задание 19. Измените по падежам следующие числительные,
723 (рубль) И. п. ______________________________________________________________________________________ Р. п. ______________________________________________________________________________________ Д. п. ______________________________________________________________________________________ В. п. ______________________________________________________________________________________ Т. п. ______________________________________________________________________________________ П. п. ______________________________________________________________________________________ 5 868 (студент) И. п. ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Д. п. ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Т. п. ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Задание 20. Просклоняйте следующие числительные,
150 (окно) И. п. ______________________________________________________________________________________ Р. п. ______________________________________________________________________________________ Д. п. ______________________________________________________________________________________ В. п. ______________________________________________________________________________________ Т. п. ______________________________________________________________________________________ П. п. _____________________________________________________________________________________ 640 (конфета) И. п. ______________________________________________________________________________________ Р. п. ______________________________________________________________________________________ Д. п. ______________________________________________________________________________________ В. п. ______________________________________________________________________________________ Т. п. ______________________________________________________________________________________ П. п. _____________________________________________________________________________________
Задание 21. Образуйте от количественных числительных порядковые. Задание 22. Составьте предложения с числительными, напишите их прописью.
45,1: _____________________________________________________________________________________ 67/8 : _____________________________________________________________________________________ 3,8: _____________________________________________________________________________________ 7,55: _____________________________________________________________________________________ 1,75: _____________________________________________________________________________________
Задание 23. Согласуйте существительные, где это возможно,
Задание 24. Прочитайте вслух предложения, ставя числительное в нужный падеж.
1. Библиотека пополнилась 753 (тысяча) книг. 2. Вес крейсера достигал 2327 (килограмм). 3. С 672 (рубль) он получил прибыли более 1,5 (тысяча) рублей. 4. Пожалел о зря потраченных 500 (рубль). Лексические нормы Избежать лексических ошибок можно только в том случае, если постоянно работать над расширением своего словарного запаса, читать хорошую литературу, находя значение незнакомых слов в словарях.
Задание 25. Определите значение англицизмов, которые активно используются
Задание 26. Определите значение паронимов,
Роспись – подпись, реалия – реальность, невежа – невежда, царский – царственный, памятный – памятливый, абонент – абонемент, методичный – методический, представить – предоставить, эффектный – эффективный. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ _________________ ____________________ Задание 27. Исправьте предложения, в которых имеются нарушения 1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 4. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 5. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
Задание 28. Определите тип речевой ошибки (тавтология, плеоназм). Задание 30. Исправьте в предложениях лексические ошибки. наклонил Образец: Он 1. Нужно подумать о кормах для животноводства. 2. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены. 3. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова. 4. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 5. Интерьер нашей улицы очень красивый. 6. Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 7. Данный вопрос не входит Задание 31. Устно исправьте в предложениях лексические ошибки. 1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. 2. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы. 3. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. 4....Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. 5. На природе мне впервые удалось отведать рыбной ухи. 6. После долгих прений депутаты пришли к согласованному консенсусу. 7. От этих цветов шел сильный пахучий запах. 8. В операционной была чистейшая стерильность. 9. Вокруг меня стояли хвойные сосны, кедры, ели. 10. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач. 11. В редакции долго редактировали мою рукопись. 12. Повышение ответственности населения приводит к высоким результатам. 13. В стране сложилось тяжёлое положение. 14. В этом эпизоде раскрыта главная суть произведения. 15. Правописание «не» со всеми частями речи пишется по-разному. Синтаксические нормы
Задание 32. Составьте и запишите предложения, подлежащими
Большинство произведений И. Бунина__________________________________________________________ Прокурор и его помощник____________________________________________________________________ Ряд руководителей___________________________________________________________________________ Большинство студентов_______________________________________________________________________ Следователь и врач___________________________________________________________________________ Большинство наблюдателей___________________________________________________________________ Тридцать один строитель______________________________________________________________________ Несколько гномиков__________________________________________________________________________ Туча мух___________________________________________________________________________________ Масса ошибок_______________________________________________________________________________ Мало читателей______________________________________________________________________________ Кое-кто из наших____________________________________________________________________________
Задание 33. Из приведённых ниже словосочетаний выберите
Отзыв о диссертации – отзыв на диссертацию: вершить судьбами – вершить судьбы; преимущество над соперником – преимущество перед соперником; характеристика ученика – характеристика на ученика; оплачивать за проезд – оплачивать проезд; ждать поезд – ждать поезда; превосходство над другими – превосходство перед другими; тосковать о друге – тосковать по другу; подчеркнуть о необходимости – подчеркнуть необходимость; прийти из армии – прийти с армии; уверенность в победу – уверенность в победе; выйти с трамвая – выйти из трамвая; разведка на нефть – разведка нефти; контроль над производством – контроль за производством; предел терпения – предел терпению; способен на жертвы – способен к жертвам; описывается о жизни – описывается жизнь; удостоен наградой – удостоен награды; наблюдать
Задание 34. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота. 1. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина бури. 2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Слушая песни птиц и вдыхая аромат летнего вечера, ей казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди. Стилеобразующие факторы
Материал для справок. 1. Сфера общения: см. выше. 2. Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие. 3. Способ общения: А) массовый, личный; Б) контактный, неконтактный, косвенно контактный. 4. Функция речи: коммуникативная, информативная, воздействия, этикетная, эстетическая. 5. Вид речи: монолог, диалог, полилог. 6. Форма речи: устная, письменная. 7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
8–13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).
Задание 37. Прочитайте тексты.
Текст 1 _________________________ стиль речи Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...
Текст 2 _______________________ стиль речи До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон...
Текст 3 _________________________ стиль речи Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
Текст 4 _________________________ стиль речи Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30–35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.
Текст 5 _________________________ стиль речи Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...
Научный стиль
Ведущие стилеобразующие черты Задание 38. Заполните таблицу 6, характеризующую стилеобразующие черты
Таблица 6 Текст 1. Синонимия – особый вид межсмысловых отношений, категория синхронного порядка. Проблема выявления и определения синонимов до сих пор не нашла однозначного решения, хотя учение о синонимах имеет длительную историю. Чаще других при выделении синонимов выдвигались такие признаки, Цель высказывания: ____________________________________________________________________ Подстиль, жанр: ______________________________________________________________________
Текст 2. Синонимия – одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий. Этот признак присущ не всем словам русского языка. Так, не вступают в подобные отношения имена собственные, названия стран, городов, поселков и их жителей, многие конкретные наименования предметов быта, слова-термины (хотя в этой области есть немало исключений ). (Н.С. Валгина) Цель высказывания: ____________________________________________________________________ Подстиль, жанр: _ _____________________________________________________________________
Текст 3. Синонимия (от греч. "с, вместе" и "имя, обозначение"), тождественность или близость значения (прежде всего слов, а также морфем, синтаксических конструкций, словосочетаний, предложений и т.д.). Синонимами называют слова (точнее, слова, рассматриваемые в определенном значении, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.014 с.) |