Критерии оценки заданий разного типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки заданий разного типа



Введение

 

Владение русским языком и культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» является обязательным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов. Предлагаемая рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи включает в себя материалы для практических занятий, которые соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. Курс предназначен для студентов-нефилологов и учитывает специфику получаемого ими образования. Цель пособия – научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, в частности владеть нормами современного русского языка, знать и уметь использовать при составлении текстов языковые особенности разных функциональных стилей.

В связи с этим по окончании изучения курса студенты должны уметь анализировать и характеризовать изученные языковые нормы; правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; правильно и уместно употреблять фразеологизмы; грамотно строить предложения разных структур и уместно применять их в речи; создавать тексты разных типов
и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства; совершенствовать и редактировать тексты, находить языковые ошибки и исправлять их; пользоваться различными словарями. Выполнение предлагаемых заданий поможет студентам сформировать и развить данные умения.

Рабочая тетрадь включает несколько разделов: «Русский язык и культура речи как учебная дисциплина», «Нормативный аспект культуры речи», «Функциональные стили русского языка».

Первый раздел содержит задания, которые знакомят студента с целями изучения курса, его предметом; показывают, что студент является непосредственным участником формирования русского языка, языковой культуры общества и т. д.

Во второй раздел включены разнообразные упражнения на закрепление основных норм русского языка. Для работы студентам будут необходимы толковые, орфоэпические, орфографические словари, обращение к которым воспитывает потребность в постоянном совершенствовании грамотности речи.

Третий раздел предлагает задания, формирующие умение составлять устное и письменное высказывание с учётом языковых признаков функциональных стилей. При выполнении данных упражнений проводится активная работа с текстами различных стилей речи.

Задания в рабочей тетради разнообразны по содержанию, по характеру дидактического материала, по степени трудности. Условно задания можно разделить на две группы. Одни помогают отработать навыки и зафиксировать в памяти студента знания по разделам, другие призваны формировать умение применять полученные знания в конкретном устном или письменном высказывании. В рабочей тетради также имеются задания, требующие найти ошибки и исправить их. Такие задания помогут воспитать внимательность по отношению к чужой речи.

Текущий контроль осуществляется за счет выполнения обобщающих заданий в конце каждой темы, рубежный контроль проводится в виде итогового тестового задания. Критерии оценки практической работы студентов и рубежного контроля учитывают, во-первых, специфику материала изучаемого раздела, во-вторых, цель и вид задания (таблица 1).

 


Таблица 1

Язык и речь

Язык – это система средств: лексических, словообразовательных, синтаксических, грамматических, – которые используются человеком в речи. Речь – это реализация языковых средств, единиц в конкретном устном или письменном высказывании.

Задание 2. Язык и речь отличаются друг от друга рядом признаков.
Заполните таблицу 2, выявив их отличительные признаки.

Таблица 2

Язык и речь

 

Язык Речь
1. Идеальная абстракция, которая зафиксирована в научной литературе. 1. Конкретна, материальна, воспринимается органами чувств.
2. Имеет уровневую организацию: синтаксис, лексика, словообразование, фонетика. 2. Линейный поток слов и фраз.
3. Ограничен определённым набором составляющих его языковых единиц. 3.  
4. Находится вне времени и пространства. 4.
5. 5. Психическое явление.
6. Стабилен (редко допускает изменения). 6.
7. 7. Индивидуальна (эмоциональная/неэмоциональная, чёткая/нечёткая и т.д.).
8. 8. К ней можно предъявить требования (правильная/непра- вильная, выразительная/невыразительная и т.д.).
9. Создаёт возможности для целенаправленной коммуникации. 9. Всегда имеет цель.

Задание 3. Язык и речь имеют следующие функции.
Подумайте и запишите, в чём они заключаются.

 

Коммуникативная – __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Аккумулятивная – _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Познавательная – ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Валюнтативная – __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Эмотивная – ______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Основные качества речи.
Литературная норма

Задание 4. Прочитайте информацию, помещённую ниже,
и ответьте устно на вопросы.

 

1. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы достичь точности речи?

2. По каким критериям можно определить, что речь содержательна?

3. На чём базируется выразительность речи? Какие средства выразительности вам известны?

4. Чем различаются богатство языка и богатство речи?

5. Какие законы логики вам известны? Какой из них вы чаще всего нарушаете в своей речи?

6. В чём отличие национального языка от литературного?

7. Необходима ли современному обществу литературная норма?

 

1. Содержательность – это качество речи, в которой имеется значимая для собеседников информация. 2. Точность – это качество речи, в которой значения слов и словосочетаний полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. 3. Выразительность – это качество речи, заключающееся в умении ярко, убедительно, эмоционально передавать мысли в любом стиле. 4. Богатство – это разнообразие языковых средств на всех уровнях языка. 5. Логичность – это качество речи, характеризующее её с точки зрения чёткости, последовательности построения речи, соответствия течению мысли и законам логики. 6. Ясность – это качество речи, которая отличается доступностью, внятностью, понятностью речи тем, кому она предназначена, недвусмысленностью. 7. Чистота – это качество речи, в которой отсутствуют лишние элементы: звуки, слова, предложения и абзацы. 8. Краткость – это качество речи, отличающейся лаконичностью, отсутствием многословия. 9. Уместность речи – это соответствие выбора языковых единиц речевой ситуации. 10. Правильность – это качество речи, определяющее её соответствие действующим нормам литературного языка.

Правильность речи – это центральное понятие культуры речи, связанное с нормами современного русского литературного языка. Нормативность проявляется как в устной, так и в письменной формах.

Следует различать понятия «русский национальный язык» и «русский литературный язык».
Национальный язык охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии; он включает в свой состав диалекты, жаргоны, профессионализмы и другие языковые единицы, имеющие ограниченную сферу употребления.

Литературный язык – это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Нормы помогают языку сохранять свою целостность и общепонятность.

Основные виды норм

 

Орфоэпические – правила произношения.

Акцентологические – правила постановки ударений.

Лексические – правила использования слов и фразеологизмов в речи в соответствии с их значением.

Морфологические – правила употребления форм разных частей речи.

Синтаксические – правила построения словосочетаний и предложений в речи, правила создания текста.

Орфографические – правила написания слов.

Пунктуационные – правила расстановки знаков препинания.

 

 

Задание 5. Пользуясь словарём, расставьте ударение в словах.

Задание 7. Расставьте ударение в формах имени прилагательного.

 

Красивый, красивее, покрасивее, более красивый, красивейший, наикрасивейший, красивее всех.

Задание 8. Расставьте ударение в глаголах,
составьте с каждым из них предложение, не меняя форму слова.
Прочитайте предложения.

 

Усугубить. _________________________________________________________________________________

Принудить._________________________________________________________________________________

Облегчить.__________________________________________________________________________________

Избаловать. ________________________________________________________________________________

Закупорить. ________________________________________________________________________________

Гофрировать. _______________________________________________________________________________

Нормировать._______________________________________________________________________________

 

Морфологические нормы

Имя существительное

Задание 9. Подберите и запишите прилагательные к существительным.
Правильно согласуйте их в роде, выделите окончания прилагательных.

 

Например, нов[ое] пальто, справочн[ое] бюро, красив[ая] туфля.

Рояль – бра – кофе – рельс – какаду – пони – метро – шампунь – меню – фойе – кольраби –   пианино – картофель – какао – тюль – шимпанзе – кенгуру – мозоль – купе – такси – алиби – колибри –  

Задание 10. Запишите следующие существительные в форме родительного падежа
множественного числа. Выделите окончание.

 

Например, чукчи – чукч[ей], вафли – вафель[], апельсины – апельсин[ов].

 

Будни – корни – оладья – джинсы – чипсы – гланды – каникулы – дровни – ясли – дебаты – мускулы – боты – жабры – сумерки – шорты – кастрюля – выборы – помидоры – княгиня – спальня –

Задание 11. Данные существительные поставьте в форму именительного падежа
множественного числа. Выделите окончание.

 

Например, вензель – вензел[я], китель – кител[я] и кител[и].

 

Веер – директор – катер – купол – округ – отпуск – сорт – тетерев – вексель – доктор – китель – окорок – ордер – паспорт – сторож – тополь –

 

Имя прилагательное

Задание 12. Прочитайте предложения.
Проследите, чем по смыслу отличаются предложения,
в которых употреблены полные формы прилагательного,
от предложений, в которых употреблены краткие прилагательные.

 

Книга полезная. – Книга полезна детям. Эта задача трудная. – Эта задача трудна для пятиклассника. Озеро глубокое. – Озеро глубоко для детей. Девушка грустная. – Девушка сегодня грустна.

Запишите, когда в русском языке употребляется полная, а когда краткая форма прилагательного.

Полная: ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Краткая:____________________________________________________________________________________

 

 

Задание 13. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных,
заполнив таблицу 3.

 

Таблица 3

Задание 18. Измените по лицам глаголы.

 

ездить единственное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо     множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо  
махать единственное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо     множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо  
убеждать единственное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо     множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо  
убедить единственное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо     множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо  

Имя числительное

При склонении числительного изменяется по падежам каждая его составная часть. Простое числительное: один, одного, одному и т.д. Сложное числительное: шестьсот, шестисот, шестистам и т.д. Составное числительное: пятьдесят три, пятидесяти трёх, пятидесяти трём и т.д.

Задание 19. Измените по падежам следующие числительные,
согласуя их с существительными:

 

723 (рубль)

И. п. ______________________________________________________________________________________

Р. п. ______________________________________________________________________________________

Д. п. ______________________________________________________________________________________

В. п. ______________________________________________________________________________________

Т. п. ______________________________________________________________________________________

П. п. ______________________________________________________________________________________

5 868 (студент)

И. п. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Д. п. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Т. п. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Числительные сорок, девяносто, сто имеют лишь две падежные формы: в именительном и винительном падежах окончание -о или нулевое, в остальных падежах – окончание -а.

 

 

Задание 20. Просклоняйте следующие числительные,
согласуя их с существительными:

 

150 (окно)

И. п. ______________________________________________________________________________________

Р. п. ______________________________________________________________________________________

Д. п. ______________________________________________________________________________________

В. п. ______________________________________________________________________________________

Т. п. ______________________________________________________________________________________

П. п. _____________________________________________________________________________________

640 (конфета)

И. п. ______________________________________________________________________________________

Р. п. ______________________________________________________________________________________

Д. п. ______________________________________________________________________________________

В. п. ______________________________________________________________________________________

Т. п. ______________________________________________________________________________________

П. п. _____________________________________________________________________________________

В составном порядковом числительном склоняется только последний компонент. Например, тысяча пятьсот шестьдесят третий компонент, тридцать первого микрорайона и т.д.

Задание 21. Образуйте от количественных числительных порядковые.

Задание 22. Составьте предложения с числительными, напишите их прописью.

 

45,1: _____________________________________________________________________________________

67/8 : _____________________________________________________________________________________

3,8: _____________________________________________________________________________________

7,55: _____________________________________________________________________________________

1,75: _____________________________________________________________________________________

 

Собирательные числительные (двое, трое, четверо … десятеро) сочетаются только с существительными: · мужского рода, обозначающими лиц мужского пола (двое студентов), · общего рода (трое старост), · не имеющими формы единственного числа (четверо брюк), · называющими парные предметы (семеро чулок); · обозначающими детёнышей животных (пятеро цыплят), · дети, ребята, люди, лица (шестеро лиц).

 

 

Задание 23. Согласуйте существительные, где это возможно,
с количественными и собирательными числительными.

 

  Количественное Собирательное
3 (ябеда) три ябеды трое ябед
4 (котёнок)    
5 (ножницы)    
7 (тетради)    
2 (инкогнито)    
9 (детей)    
6 (мальчик)    

Задание 24. Прочитайте вслух предложения, ставя числительное в нужный падеж.

 

1. Библиотека пополнилась 753 (тысяча) книг. 2. Вес крейсера достигал 2327 (килограмм). 3. С 672 (рубль) он получил прибыли более 1,5 (тысяча) рублей. 4. Пожалел о зря потраченных 500 (рубль).
5. К 845 прибавьте 90. Из 469 вычтите 60. 6. Знакомство с 232 (участник) конкурса продолжалось в течение 18 (день). 7. Около 380 (килограмм) (апельсин) раздали 256 (дети). 8. Он командовал 670 (солдат).
9. Из 543 (проект), представленных 400 (школа), 80 отличались особым подходом к проблеме, об остальных 463 можно не говорить подробно. 10. Мы совсем разучились склонять числительные. Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам...» А ведь это неправильно.

Лексические нормы

Избежать лексических ошибок можно только в том случае, если постоянно работать над расширением своего словарного запаса, читать хорошую литературу, находя значение незнакомых слов в словарях.

 

 

Задание 25. Определите значение англицизмов, которые активно используются
в современном обществе. Какие слова, с вашей точки зрения,
без ущерба можно заменить русскими эквивалентами?

 

Провайдер – киднеппинг – эксклюзивный – тинэйджер – маркетинг – менеджер – имиджмейкер – пиар – спичрайтер –   ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задание 26. Определите значение паронимов,
составьте с каждым из них предложение.

 

Роспись – подпись, реалия – реальность, невежа – невежда, царский – царственный, памятный – памятливый, абонент – абонемент, методичный – методический, представить – предоставить, эффектный – эффективный.

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_________________

____________________

Задание 27. Исправьте предложения, в которых имеются нарушения
лексических норм (неточного словоупотребления и выражения мысли).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 4. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 5. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

 

Плеоназм– оборот речи, в котором повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению (человек двадцать людей, моя автобиография и т.п.). Тавтология– повторение одной и той же мысли другими словами, использование в обороте речи однокоренных слов (сквозь слёзы прослезилась, бежать бегом, учащиеся учатся и т.п.).

Задание 28. Определите тип речевой ошибки (тавтология, плеоназм).

Задание 30. Исправьте в предложениях лексические ошибки.

наклонил

Образец: Он преклонил голову ей на плечо.

1. Нужно подумать о кормах для животноводства. 2. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены. 3. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова. 4. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 5. Интерьер нашей улицы очень красивый. 6. Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 7. Данный вопрос не входит
в нашу миссию. 8. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 9. Задача, поставленная перед нами, достигнута. 10. Успехами мы не блестим. 11. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 12. Эта новость причинила ей удовольствие.

Задание 31. Устно исправьте в предложениях лексические ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. 2. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы. 3. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. 4....Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. 5. На природе мне впервые удалось отведать рыбной ухи. 6. После долгих прений депутаты пришли к согласованному консенсусу. 7. От этих цветов шел сильный пахучий запах. 8. В операционной была чистейшая стерильность. 9. Вокруг меня стояли хвойные сосны, кедры, ели. 10. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач. 11. В редакции долго редактировали мою рукопись. 12. Повышение ответственности населения приводит к высоким результатам. 13. В стране сложилось тяжёлое положение. 14. В этом эпизоде раскрыта главная суть произведения. 15. Правописание «не» со всеми частями речи пишется по-разному.
16. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Синтаксические нормы

Подлежащее и сказуемое в предложении должны быть согласованы, или координированы, по смыслу. Например, Строгая врач Иванова осмотрела больного. Неряха Коля облился молоком и под. При координации главных членов предложения возникают затруднения, когда они представляют собой словосочетания. 1. С подлежащим, выраженным сочетанием слов множество, ряд, часть, большинство, меньшинство с именем существительным или количественно-именным сочетанием (7 часов, несколько человек), сказуемое согласуется в единственном числе, если: · не подчеркивается активность лиц (Большинство студентов отсутствовало), · существительное обозначает животных, · составное числительное оканчивается на ОДИН, · сказуемое предшествует подлежащему; во множественном числе, если: · подчеркивается активность лиц (Часть студентов сдали экзамен), · при подлежащем есть причастный оборот или придаточное с союзным словом КОТОРЫЙ, имеющими форму мн.ч. (Часть работ студентов, выполненных в прошлом году, заслуживают высокой оценки). 2. При однородных подлежащих сказуемое употребляется в ед. числе, если оно находится перед подлежащим. Множественное число сказуемого используется тогда, когда оно находится после подлежащего: Гимназист и Саша всю дорогу плакали. Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь). 3. При подлежащем, выраженном местоимением кто, кто-то, кто-нибудь и т.д., сказуемое стоит в единственном числе: Кто-то захотел расстроить наши планы.

Задание 32. Составьте и запишите предложения, подлежащими
в которых выступили бы следующие словосочетания.

 

Большинство произведений И. Бунина__________________________________________________________

Прокурор и его помощник____________________________________________________________________

Ряд руководителей___________________________________________________________________________

Большинство студентов_______________________________________________________________________

Следователь и врач___________________________________________________________________________

Большинство наблюдателей___________________________________________________________________

Тридцать один строитель______________________________________________________________________

Несколько гномиков__________________________________________________________________________

Туча мух___________________________________________________________________________________

Масса ошибок_______________________________________________________________________________

Мало читателей______________________________________________________________________________

Кое-кто из наших____________________________________________________________________________

 

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например, проехали лес, проехали через лес, проехали лесом, проехали по лесу и др.При использовании их в речи иногда возникают ошибки: письмо матери – неясно, это письмо к матери или письмо от матери; памятник Пушкина вместо памятник Пушкину и тому под. Для избежания ошибок необходимо внимательно относиться к управляемым конструкциям, используя более приемлемый вариант.

 

Задание 33. Из приведённых ниже словосочетаний выберите
и подчеркните правильную форму глагольного или именного управления.

 

Отзыв о диссертации – отзыв на диссертацию: вершить судьбами – вершить судьбы; преимущество над соперником – преимущество перед соперником; характеристика ученика – характеристика на ученика; оплачивать за проезд – оплачивать проезд; ждать поезд – ждать поезда; превосходство над другими – превосходство перед другими; тосковать о друге – тосковать по другу; подчеркнуть о необходимости – подчеркнуть необходимость; прийти из армии – прийти с армии; уверенность в победу – уверенность в победе; выйти с трамвая – выйти из трамвая; разведка на нефть – разведка нефти; контроль над производством – контроль за производством; предел терпения – предел терпению; способен на жертвы – способен к жертвам; описывается о жизни – описывается жизнь; удостоен наградой – удостоен награды; наблюдать
за больным – наблюдать больного; игнорировать на замечание – игнорировать замечание; ехать на трамвае – ехать трамваем – ехать в трамвае; продавать за три рубля – продавать по три рубля; не купить спички – не купить спичек; по окончании работ – по окончанию работ; характерен демократу – характерен для демократа; любительница печения пирогов – любительница печь пироги.

Ошибки в построении предложений возникают из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Таким образом, действие глагола и действие деепричастия должны относиться к одному лицу или предмету. Ср.: Слушая глупые разговоры, теряется драгоценное время. – Слушая глупые разговоры, мы теряем драгоценное время.

Задание 34. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина бури. 2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Слушая песни птиц и вдыхая аромат летнего вечера, ей казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди.
7. Получив временную лицензию на разработку Талаканского месторождения в Якутии, главе Сургутнефтегаза Владимиру Богданову придется вести переговоры по разделу имущества с нефтяной компанией ЮКОС, бывшим недропользователем этого нефтеносного участка. 8. «Почему, имея на руках полис обязательного медицинского страхования, её обязывают заплатить за наркоз 2000 рублей?» – спрашивает Виктория Лаврикова. 9. Остервенело отдирая некогда симпатичное лицо кандидата, ваши, извините, электоральные позывы могут резко измениться. 10. Пользуясь новогодними праздниками, в российских вытрезвителях была произведена перепись населения. 11. Поднявшись на пятый этаж и войдя в квартиру, оказалось, что она отличалась от первоначального проекта.

Стилеобразующие факторы

 

  Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный Художественный
1. Сфера общения          
2. Основные цели общения          
3. Способ общения          
4. Основные функции          
5. Типичный вид речи          
6. Основная форма речи          
7. Способ изложения материала          
8. Полнота изложения (смысловая законченность)          
9. Объективность          
10. Точность          
11. Ясность          
12. Экспрессивность          
13. Стандартизированность          

Материал для справок.

1. Сфера общения: см. выше.

2. Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.

3. Способ общения:

А) массовый, личный;

Б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.

4. Функция речи: коммуникативная, информативная, воздействия, этикетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: устная, письменная.

7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.

 

8–13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).

 

 

Задание 37. Прочитайте тексты.
Проанализировав стилеобразующие факторы, определите,
к какому стилю речи относится каждый из них.
Ответ запишите.

 

Текст 1 _________________________ стиль речи

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...

 

Текст 2 _______________________ стиль речи

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон...

 

Текст 3 _________________________ стиль речи

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

 

Текст 4 _________________________ стиль речи

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30–35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

 

Текст 5 _________________________ стиль речи

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...

 

Научный стиль

 

Ведущие стилеобразующие черты

Задание 38. Заполните таблицу 6, характеризующую стилеобразующие черты
научной речи, используя материалы для справок.

 

Таблица 6

Текст 1.

Синонимия – особый вид межсмысловых отношений, категория синхронного порядка. Проблема выявления и определения синонимов до сих пор не нашла однозначного решения, хотя учение о синонимах имеет длительную историю. Чаще других при выделении синонимов выдвигались такие признаки,
как тождественность и близость значения слов и их взаимозаменяемость. В связи с этим в лингвистике сформировались два подхода к определению синонимов: собственно семантический и синтагматический, или дистрибутивный. (Н.Г. Рябков)

Цель высказывания: ____________________________________________________________________

Подстиль, жанр: ______________________________________________________________________

 

Текст 2.

Синонимия – одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий. Этот признак присущ не всем словам русского языка. Так, не вступают в подобные отношения имена собственные, названия стран, городов, поселков и их жителей, многие конкретные наименования предметов быта, слова-термины (хотя в этой области есть немало исключений ). (Н.С. Валгина)

Цель высказывания: ____________________________________________________________________

Подстиль, жанр: _ _____________________________________________________________________

 

Текст 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.157 с.)