Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сбор первичной научной информации, ее фиксация и хранениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работа по накоплению научных фактов по избранной теме всегда многоаспектна. Здесь и глубокое изучение опубликованных материалов, ознакомление с архивами и ведомственными данными, получе- ниє разного рода консультаций и, разумеется, анализ и обобщение собственных научных результатов. Накопление такой предварительной информации — не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной энергии, настойчивости и творческой страсти. Ученый похож на строителя сложного и оригинального сооружения. Бережно и любовно он собирает нужные строительные материалы, все складывается в строгом и определенном порядке. Не беда, если материалы собраны в некотором избытке, лишь бы не было в них недостатка. Совершенно не обязательно все накопленные фактические данные использовать в диссертации. При сборе первичной информации очень полезно развивать свою память. Для ее лучшего запоминания разработано много различных приемов и способов. Первое условие хорошего запоминания — это сосредоточение внимания на объекте. Если внимание сконцентрировано на характерных особенностях объекта, то запоминание их происходит почти в 10 раз быстрее и надежнее, чем при рассеянном внимании. Конечно, нет необходимости держать в памяти повседневно всю ту массу информации, с которой диссертанту приходится иметь дело. Многое из такой полезной информации можно сохранить, не перегружая свою память. Техника ее сохранения сравнительно проста. Для этой цели используются: 1) алфавитный словарик фамилий, адресов, телефонов и т.п.; 2) блокнот для черновых записей разного рода; 3) еженедельник или вкладыши в записную книжку для срочных записей, облегчающих их быстрое нахождение и использование; 4) карточки, образующие картотеку; 5) полевая записная книжка для экспедиционных условий; 6) альбом для зарисовки с натуры; 7) магнитофон. Собранную первичную научную информацию следует регистрировать. Формы ее регистрации различны. Это могут быть: 1) записи самого различного характера, в том числе выписки из протоколов опытов, заседаний кафедры (лаборатории), наблюдений в лабораторных журналах, историях болезней и т.п.; 2) оформление новой информации на специальных бланках, анкетах, статистических и других карточках, образующих в конечном результате тематическую картотеку; 3) фиксация различного рода звуковых сигналов (природных шумов, голосов животных, пения птиц и т.п.) на магнитных лентах или других видах звукозаписи; 4) регистрация научной информации методами фотографии, рентгенографии, осциллографии, прием сигналов различных датчиков и регистрация их самописцами; 5) графики, рисунки, схемы и другие графические материалы; 6) расчеты, выполненные с помощью машинной техники; 7) научные отчеты; 8) материалы консультаций и отзывы специалистов по научным результатам; 9) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.). Записи ценных мыслей, пришедших как бы неожиданно, рекомендуется делать, не откладывая. Иначе, как это часто бывает, мысли эти забываются, и воспроизвести их потом трудно. Весьма полезно всегда иметь «под рукой» бумагу и карандаш. Еще лучше, если для этой цели использовать магнитофон. Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичной документации. Это поможет сберечь в дальнейшем много времени и облегчить пользование такого рода материалами. Выписки и другие подобного рода материалы обычно хранят в обычных канцелярских папках или конвертах большого формата, а библиографические карточки — в деревянных или картонных ящиках. Тематические разделы такого «личного архива» индивидуально различны. Вот один из таких вариантов: 1) выписки из литературных и ведомственных источников по теме и списки литературы; 2) ксерокопии опубликованных статей, тезисов, рефератов, научных докладов и сообщений; 3) деловая переписка по отдельным вопросам темы; 4) записи результатов экспериментальных и других исследований; 5) иллюстрации (технические рисунки, фотографии, чертежи, схемы, эскизы и т.п.); 6) первые варианты обобщений научных материалов (черновые рукописи, сводные таблицы расчетов, выводы, предложения), а также отзывы по ним специалистов. Отдельным папкам следует давать тематические названия и делать на них замечания справочного характера. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация, без которой невозможны научное построение или вывод. Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования. Процесс сбора, фиксации, хранения и классификации первичной научной информации желательно завершить написанием целостного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего такую информацию. Часть 4. Работа над рукописью диссертации Подготовка черновой рукописи Этот этап работы диссертанта состоит из анализа, обобщения и теоретического объяснения новых научных фактов, полученных в результате исследования, а затем отображения всех материалов в виде рукописи диссертации, выполняемой в форме ее черновой версии (т.е. до ее окончательной перепечатки). Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, выкидки, не переписывая страницу заново. Каждую страницу не заполняйте полностью, оставляйте место для последующих дополнений и изменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Наиболее значительные определения, формулировки и т.п. желательно подчеркнуть или напечатать вразрядку, используйте цвет, обвод, маркер и другие известные вам способы. Обязательное условие успешного написания любой научной работы — необходимость составления ее подробного плана. Общий план диссертации, как уже отмечалось, отражается в ее плане-проспекте. Но этого мало. Прежде чем начинать писать тот или иной раздел (главу, параграф, подпараграф), следует также составить и его подробный план. Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать конспективно отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего начать раздел, и главное, чем он должен быть закончен, какую задачу можно решить, закончив написание раздела. Лишь детально проработав план раздела, можно начинать писать, следуя этому плану. При этом имеет смысл приблизительно прикинуть количество страниц, которое следует выделить для изложения того или иного раздела или его отдельных частей. Конечно, в процессе дальнейшей работы эти пометки могут исказиться, их придется корректировать, но кое-какие ориентиры все же сохранятся и позволят работать дальше более осмысленно. Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от задуманной темы. Увлечься какими-либо одним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут целый ряд ключевых моментов, чрезвычайно легко. Следите также за тем, чтобы все части рукописи были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. Они должны быть соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов. В конце каждого раздела желательно делать краткие выводы из предшествующего изложения в виде отдельных фраз-резюме: «итак, (таким образом и т.п.) мы рассмотрели то-то и то-то», а следующую за ней часть начинать словами: «Теперь перейдем к рассмотрению (описанию, обоснованию и т.п.) того-то». Не обязательно в конце каждой главы или параграфа формулировать выводы по пунктам, как это часто делается, но резюме, итог каждого раздела должен быть. В нем нужно четко и конкретно сформулировать, что же вытекает из всего изложенного в данном разделе, какие задачи здесь решены. Кроме того, желательно одной фразой обозначить переход к последующему разделу и показать, как полученные результаты будут в нем (или в параграфе, главе) использованы. Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше. Чем дольше вы будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить. При написании текста выбирайте один из трех типов его изложения: описательный, повествовательный или объяснительный. Их роль и эффективность в процессе литературного оформления результатов проведенного исследования различны, ибо каждый их них обладает особыми коммуникативными свойствами и различной информативностью. В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем — характеристику отдельных его частей. В таком тексте можно наиболее точно отразить характеристику предмета или явления. Описание предпочтительнее других типов изложения в тех случаях, когда в диссертации необходимо раскрыть структуру объекта исследования, его составляющие части, проанали зировать направление движения. Описание позволяет уточнить форму, состав, свойства, качества объекта научного исследования. Как правило, научное описание носит констатирующий характер, утверждает наличие или отсутствие каких-либо признаков. В повествовательных текстах (то есть текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитываются их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы. Повествовательный тип изложения создает наиболее благоприятные условия для адекватного отражения в тексте диссертации временных связей предметов и явлений объективной действительности. Этот тип изложения динамичен, особенно при фиксации сообщений о развивающихся событиях или состояниях объекта исследования. В диссертации повествование может быть конкретным, обобщенным или информационным. Конкретное передает сообщение о расчлененных, хронологически последовательных действиях, обобщенное отражает только типичные для данных условий изменения, информационное содержит констатацию каких-либо действий, изменений без их конкретизации и воссоздания хронологической последовательности. Наиболее полно передает особенности научной коммуникации объяснительный тип изложения материала. Он строится на выведении новых положений из исходных научных посылок, отношения причинного следования формируют здесь целостную, логически упорядоченную картину проведенного исследования. Объяснительный тип изложения позволяет адекватно отразить в тексте причинно-следственные связи предметов и явлений. Такой тип изложения материала дает возможность воссоздать авторскую логику исследования, всесторонне проанализировать истинность научных утверждений, их соответствие современным достижениям научного познания. Объяснительный тип изложения наиболее органичен для диссертаций, так как позволяет воспроизвести системный характер научного познания, представить информацию в целостном виде, воплотить логику научного мышления. Особая эффективность этого типа изложения связана с тем, что в научном тексте фиксация отдельных этапов научного познания происходит ретроспективно. Диссертант отбирает из совокупности выполненных познавательных операций наиболее важные с точки зрения отражения сущности научного исследования. Хронология сознательно подменяется логической очередностью этапов изучения предмета или явления. Поэтому в диссертации отношение причинного следования формирует целостную, логически упорядоченную кар- тину исследования, которая характеризуется преобладанием иерархичности, субординативной связанностью звеньев, доминированием целого над частями. При пользовании объяснительным типом изложения особо часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые диссертант употребляет в своих рассуждениях. В этой связи ему необходимо уметь строить их определения. Выражая в сжатом виде знание о предметах, они являются существенным моментом в их изучении. Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегая от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности. Чаще всего определения дают через родовой признак и ближайшее видовое отличие. Обычно вначале называется родовое понятие, в которое определяемое понятие входит как составная часть. Затем называется тот признак определяемого понятия, который отличает его от всех ему подобных, причем этот признак должен быть самым важным и существенным. Чтобы дать правильное определение чему-либо, надо соблюдать несколько требований, которые принято называть правилами. Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества. Например: «Банкир — это собственник денежного капитала, который специализируется на ведении банковских операций». Если же «банкир» определяется как лицо, специализирующееся на ведении банковских операций, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия (лицо, специализирующееся на ведении банковских операций) уже объема определяемого понятия (банкир). Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком узкого поведения. Ошибка будет иметь место и в том случае, если мы определим банкира как собственника денежного капитала. В этом случае определяющее понятие будет значительно шире, чем определяемое, поскольку собственниками денежного капитала являются не только банкиры. Такую ошибку называют ошибкой слишком широкого определения. Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Разновидностью круга в определении является тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например: «Экономист — это лицо, занимающееся экономикой». Подобное определе ние не раскрывает содержания понятия. Если мы не знаем, что такое экономист, то указание на то, что этот человек занимается экономикой, ничего не прибавит к нашим знаниям. В некоторых случаях при определении понятий указывается не один видовой признак, а несколько. Обычно это делается тогда, когда невозможно указать такой единственный признак, который отличал бы данное понятие от всех других и раскрывал бы существенным образом его содержание. Поэтому в таких случаях указывается несколько признаков, достаточных для отличия определяемого понятия и раскрытия его содержания. Подлинно научное определение сложных явлений и фактов не может ограничиваться формально-логическими требованиями. Оно должно содержать оценку определяемых фактов, исключающую односторонний подход, присущий в недавнем прошлом всей отечественной науке. Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли в наиболее ясном и понятном виде. Но один полагает, что для этого достаточно лишь кратко рассмотреть ход исследования и подробно изложить конечные результаты. Другие исследователи как бы вводят читателя в свою творческую лабораторию, неторопливо ведут его от этапа к этапу, подробно и последовательно излагая методы своей работы, ее удачи и неудачи, весь ход исследовательского процесса. Так перед читателем проходит весь сложный путь исканий ученого: от творческого замысла до заключительного этапа работы — подведения итогов, формулирования выводов и предложений. Первый вариант изложения часто используется авторами научных монографий, рассчитанных на сравнительно узкий круг специалистов. Для любой диссертации более приемлем второй вариант изложения, позволяющий лучше судить о способностях соискателя к самостоятельной научно-исследовательской работе. Это позволяет полнее выявить глубину его научной эрудиции в данной области науки и специальные знания по вопросам диссертации, т.е. соответствие ее автора официальным требованиям, предъявляемым к соискателям соответствующей ученой степени. В арсенале авторов диссертационных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы: 1) строго последовательный; 2) целостный <с последующей обработкой каждой главы); 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности). Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения. Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления. Выборочное изложение материалов также часто применяется диссертантами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке, подобно тому как художник пишет картину не обязательно с верхней или нижней части. Выберите тот прием изложения, который считаете наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую (окончательную). На этом этапе работы над рукописью желательно выделить следующие композиционные элементы диссертации: 1) введение; 2) выводы и предложения (заключение); 3) библиографический список использованных литературных источников; 4) приложения; 5) указатели. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим научным руководителем и еще раз все основательно продумать. В результате осмысления содержания написанного выделяются части по предметно-тематическому и проблемно-тематическому принципу. Выделив тематически самостоятельные фрагменты, диссертант должен определить, какую роль в его диссертационном сочинении играют те или иные факты, и объединить равнозначные по содержательной нагрузке материалы, т.е. речь идет о классификации фактического материала по содержательной значимости. Для этого в тексте диссертации находят ключевые (главные, опорные) части содержания, а также аргументы и примеры. Очень часто в рукописи диссертации встречаются материалы, лишние по отношению к рассматриваемым вопросам, или могут отсутствовать необходимые сведения. В процессе критического прочтения написанного надо исключить все лишнее и восстановить недостающие звенья, выстроив их в логически обоснованный ряд. После разбора и систематизации фактического материала по его логической значимости следует проанализировать содержательные блоки текста, каждый из которых объединяет ключевое положение, аргументацию и примеры. При этом надо установить связи между всеми ключевыми положениями и исследовать аргументацию и ил люстративный и текстовой материал в целом, а также уточнить содержание всех понятий, т.к. неточное их толкование приводит к логическим и фактическим ошибкам. Когда макет черновой рукописи готов, т.е. все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, получившие одобрение научного руководителя, начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, таблица, формула, каждое предложение, каждое отдельное слово, т.е. диссертант проверяет степень полноты изложения темы, достоверность и убедительность своих рассуждений, а также доказательность. Чтобы ответить утвердительно относительно достоверности и убедительности проделанной работы, надо убедиться, что в ней: — были проведены исследовательские операции лишь с безусловно реальными фактами, четко отделяемыми от допущений и гипотез; — обобщения и выводы допускают проверку; — исследовательские операции можно воспроизвести. Что касается проверки доказательности полученной в процессе проведенного исследования научной информации, то здесь следует еще раз убедиться, что все выдвинутые положения доказаны, а не декларированы. После завершения всех проведенных работ над основной частью черновой рукописи диссертации ее автор должен принять одно из следующих решений: признать основную часть работы выполненной или провести дополнительный сбор и отбор научного материала с его последующей проверкой. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически и без каких-либо послаблений. Заключительным этапом работы над черновой рукописью диссертации является построение выводов и предложений. Для этого необходимо: — проверить завершенность каждой отдельной части рукописи и доказательность аргументации в масштабе всей работы в целом; — сформулировать выводы: а) по существу поставленных проблем, б) по побочным вопросам и в) по вопросам практического значения и использования полученных результатов; — наметить дальнейший ход работы при продолжении исследований рассмотренной проблемы; — сравнить ранее выдвинутую гипотезу с полученными выводами. Черновая рукопись вначале пишется от руки, а затем ее текст перепечатывается на пишущей машинке. Однако в последнее время диссертанты стремятся получить доступ к компьютеру и договариваются с оператором ПЭВМ, который будет набирать их материалы. В этом случае снимаются многие сложности с распечаткой текста в случае внесения в него каких-либо исправлений и добавок. Однако лучше всего самому освоить компьютер. Благодаря различным текстовым редакторам (так называются программы, позволяющие создавать и редактировать тексты) вы получаете возможность делать с вашим материалом все что угодно. При этом не надо писать, печатать, перепечатывать и т.п., поскольку все исправления в компьютере не нуждаются в физической замене текста в целом. Кроме того, в текстовом редакторе вы можете проверить орфографические ошибки в тексте. Вообще возможностям работы с текстом на компьютере можно посвятить отдельную книгу, поэтому не будем останавливаться на этом подробно, а лишь посоветуем — не жалейте своих усилий на освоение компьютера. С его помощью можно работать продуктивнее и с меньшими затратами времени, которого при написании диссертации почти всегда очень недостает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.240 (0.013 с.) |