Обработка отдельных видов текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка отдельных видов текста



По ходу изложения диссертанту надо ссылаться на таблицы, ил­люстрации, примеры, схемы, формулы и другие элементы, располо­женные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номе­ром, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, на­пример: «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают^ круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».

Здесь и далее советы по использованию таблиц, графиков, диаграмм, схем, черте­жей и формул даются по книге А. В.Антонова «Восприятие внетекстовых форм ин­формации в издании» (М.: «Книга», 1972).


Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (подни­мают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяет­ся сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то—в конце. По отно­шению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и много­точия).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каж­дой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

В диссертационных работах в словообразовании часто встреча­ются сокращения. Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения*. Такая сокращенная за­пись слов используется здесь с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением в его минимальном объеме дать максимум информации.

При сокращенной записи слов используются три основных спо­соба:

1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год — г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский — сов.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо кото­рых ставится дефис (университет — ун-т).

Делая сокращение, нужно иметь в виду, что сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак.

В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:

1) буквенные аббревиатуры;

2) сложносокращенные слова;

3) условные графические сокращения по начальным буквам слова;

4) условные графические сокращения по частям слова и началь­ным буквам.

Рассмотрим их более подробно.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований и делятся на:

1) читаемые по названиям букв (США);

2) читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз — высшее учебное заведение).

* Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986.


В научных текстах, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокра­щенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих об­ластей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур ука­зывается в круглых скобках после полного наименования, в дальней­шем они употребляются в тексте без расшифровки.

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания: 1) усеченных слов и полных слов (профсоюз — профессиональный союз); 2) одних усеченных слов (колхоз — коллективное хозяйство). В научных текстах, кроме об­щепринятых сложносокращенных слов, употребляются также слож­носокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

Еще один вид сокращений — условные графические сокращения по начальным буквам (н.м.т. —- нижняя мертвая точка) — применя­ются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.

И наконец, в тексте диссертационных работ встречаются услов­ные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на: 1) общепринятые условные сокращения; 2) ус­ловные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см.(смотри), ср.(сравни).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Укажем еще ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст.ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при цифрах), акад. (ака­демик), доц. (доцент), проф. (профессор).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предло­жения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называе­мый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «фор­мула» (ф-ла), «уравнение» (ур-ние), «диаметр» (диам.).

В научных текстах и формулах очень распространены буквенные обозначения. Такие обозначения должны соответствовать утвержден­ным стандартам и другим имеющимся нормативным документам. В идеальном случае в каждой диссертации должна быть создана такая система, в которой каждой букве соответствует одна величина, и на­оборот, каждая величина представляется одной буквой. Иными сло­вами, идеальная система не должна содержать многозначных и сино­нимических буквенных обозначений.


В научных текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз. Незакон­ченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающейся скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.

Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. На­пример:

Турбины разделяются на три вида: 1) активные, 2) реактивные и 3) ком­бинированные.

Второй вариант: перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Новый станок отличается от старого:

а) наличием экранизирующего щита;

б) большой скоростью вращения сверла;

в) лучшей изоляцией электропроводки, распределительных щитов и пульта управления.

В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой. Например:

По принципу действия автомобильные и мотоциклетные двигатели де­лятся на две основные группы:

1. Карбюраторные двигатели. К их числу относятся двигатели автома­шин и двигатели мотоциклов.

2. Дизельные двигатели. Это прежде всего двигатели тяжелых грузовых автомобилей, работающие на дизельном топливе.

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечисле­нию. Приведем примеры правильного и неправильного оформления перечисления:

Правильно:

Двигатель отличается следующими особенностями:

1) хорошей приемистостью, устойчивостью оборотов на холостом ходу;

2) небольшими габаритами и малым весом.

Неправильно:

Двигатель отличается следующими особенностями:

1) хорошая приемистость, устойчивость оборотов на холостом ходу;

2) небольшие габариты и малый вес.


Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или со­юзах (на, из, от, то, что, как и т.п.). Покажем на тех же примерах из области автомобильной техники правильное и неправильное с этой точки зрения оформление перечислений.

Правильно:

В двигатель входят: 1) кривошипно-шатунный механизм, 2) система за­жигания и т.д.

Неправильно:

Двигатель состоит из: 1) кривошипно-шатунного механизма, 2) системы зажигания и т.д.

Правильно:

Автомобильные двигатели подразделяются на следующие группы:

1) карбюраторные двигатели, 2) дизельные двигатели.

Неправильно:

Автомобильные двигатели подразделяются на: 1) карбюраторные, 2) ди­зельные двигатели.

Текстовой материал научного произведения весьма разнообразен. К нему (помимо рассмотренных выше элементов композиции и руб­рикации) обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п., т.е. все то, что требует при своем оформлении знания особых технико-орфографических правил.

В диссертационных работах возможна цифровая, буквенная и буквенно-цифровая форма числительных.

Цифровая форма применяется при записи количественных чис­лительных, за исключением: 1) однозначных числительных в косвен­ных падежах не при единицах величин или денежных единицах (на­пример: обрабатывается двумя резцами, было ограничено тремя про­бами); 2) при стечении нескольких числительных в цифровой форме (например: пять 300-килограммовых слитков); 3) в начале предложе­ния и особенно абзаца.

Цифровая форма используется также для написания порядковых числительных: 1) если они переданы римскими цифрами (XXIII науч­ная конференция); 2) если это номера страниц, таблиц, иллюстраций и приложений, которым предшествует название нумеруемого объекта (на с. 6; в табл. 5; на рис. 8; приложение 3; но: в 5-м томе, в 10-й главе); 3) если это дата перед названием месяца или словом «год» (6 мая; в 1825 году); 4) если это ряд из трех и более порядковых чис­лительных (падежное окончание наращивается только у последнего числительного, например: 5, 6 и 7-й класс; 50, 60 и 70-е гг.); если это порядковые числительные, написанные через тире (80—90-е годы).

Буквенно-цифровая форма записи числительных используется:

1) для многозначных круглых чисел в цифровой форме (25 тыс. чело-


век; 50 млн. долларов и т.п.); 2) для порядковых числительных в форме арабских цифр — наращивается падежное окончание (кроме указанного выше случая); 3) для сложных существительных и прила­гательных, включающих числительные типа 50-процентный, 100-ки­лометровый, 850-летие. Допускается также написание подобных слов в сокращенном виде: 3-км. расстояние, 200-кг нагрузка, 5-% раствор (лучше 5 %-й раствор).

Существуют определенные правила наращивания падежного окончания. Оно должно быть: 1) однобуквенным, если предпоследняя буква числительного гласная (10-й; 10-я; 10-х); 2) двухбуквенным, если предпоследняя буква согласная: 10-го; 10-му; 10-ми. В научных текстах очень часто встречаются различные даты. Рекомендуемая форма записи даты, когда известно, что она относится к XX веку:

05.01.98 г. Другая форма записи даты: 5 января 1998 e

Период между двумя годами: в 1997—1998 гг. (не в 1997—98 гг. Эта форма принята только в особо компактных справочных издани­ях).

Все виды не календарных лет (год бюджетный, операционный, отчетный, учебный, сезон театральный) надо писать по форме: в учебном 1997/98 году, театральный сезон 1997/98 г.

Формы написания десятилетий: 80-е годы XX века, 50—60-е годы XVIII века, политический деятель 50—60-х гг. XIX в.; 1860-е годы; в 1960—70-х гг.

Если период исчисляется от круглой даты (конкретный год с нулем в конце), а завершается десятилетием, то надо писать по форме: 1940 г. — 1960-е гг.

5.3. Использование цитат и оформление заимствований

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитет­ный источник или для критического разбора того или иного научно­го произведения следует приводить цитаты. Они используются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору диссертации в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их со­держания, можно создать систему убедительных доказательств, необ­ходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных поло­жений, которые приводит диссертант.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно прово­диться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и ис­точник заимствования диссертация не допускается к защите.


Академический этикет требует точно воспроизводить цитируе­мый текст, ибо малейшее искажение слов цитируемого автора может исказить смысл его слов. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препи­нания не являются индивидуальной особенностью стиля ав­тора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: с[казать], т[ак];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора цитаты не будет искажена пропус­ком и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.

Причины искажения могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других — цитаты ограничиваются слова­ми, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации. Иногда в цитате из­лагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при ци­тировании.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероят­ность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Лишь тогда, когда источник недоступен или доступен с большими трудностями, разрешается воспользоваться цитатой из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографичес­кую ссылку на источник словами «Цитируется по:» или в сокращен­ном варианте «Цит. по:».

При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную эко­номию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствую­щие ссылки на источник.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточ­ным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избы­точное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает на­учную ценность излагаемого в работе.


Если необходимо выразить отношение автора диссертационной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

Если автор диссертационной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы ав­тора диссертационной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. —- Ф.К.), (подчеркнуто мною. — Ф.К.), (курсив наш. — Ф.К.).

Инициалы диссертанта ставятся также и после пояснения, вве­денного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. В приводимом ниже примере это выглядит так:

«Она (рекомендательная библиография. — Ф.К.) в противоположность другим основным видам библиографии отличается ярко выраженным педаго­гическим характером».

Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие.

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамма­тической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особен­ностей авторского написания. Научные термины, предложенные дру­гими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение: «так называе­мый».

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного -- когда эта цитата представляет собой часть предложения ав­тора диссертационной работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируе­мого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вари­ант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст вдет после точки, например:

Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал: «Все изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если ци­тата вводится в середину авторского предложения не полностью (опу­щены первые слова), например:

С.И.Вавилов требовал: «...всеми мерами избавлять человечество от чте­ния плохих, ненужных khhd>.

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:


М. Горький писал, что «в простоте слова — самая великая мудрость: посло­вицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

В тексте диссертации часто приходится ссылаться на факты, ус­тановленные другими авторами, или включать в текст заимствован­ный у них материал. Такие заимствования могут быть добросовестны­ми и недобросовестными.

Добросовестное заимствование — это использование диссертан­том научных работ других авторов с обязательным указанием в его диссертационном исследовании всех выходных данных использован­ных работ (фамилия и инициалы автора, название работы, год и место издания, страница, с которой заимствован текст). Текст, взя­тый из данной работы, приводится в кавычках и сопровождается со­ответствующей сноской.

Недобросовестное заимствование встречается в научных работах в двух формах: умышленного заимствования и неумышленного заим­ствования. Умышленное заимствование чаще называют плагиатом, когда используются чужие идеи, факты, таблицы, материалы и т.п. с целью их присвоения. Плагиат — уголовно наказуемое преступление.

Неумышленное заимствование — это научная недобросовест­ность, когда заимствуется чужой текст, обладающий научной новиз­ной без ссылок на него, или когда используется чужой текст, содер­жащий общеизвестные положения тривиального характера.

Во всех случаях использования чужого материала без ссылок на автора и выходных данных его работы диссертация снимается с рас­смотрения вне зависимости от стадии прохождения без права ее по­вторной защиты.

Таким образом, при написании диссертации диссертант обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. При использовании идей и разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, диссертант обязан отметить это в своей диссертации.

Ссылки на другие материалы, выполненные не в самой диссер­тации, ее автор может не делать в следующих случаях:

1. Использования собственных печатных работ (монографий, учебников, научных статей, тезисов научных докладов на на­учных конференциях и симпозиумах).

2. Использования разделов в коллективных монографиях и дру­гих научных работах, выполненных лично им.

3. Использования собственных материалов из кандидатской дис­сертации при подготовке докторской диссертации.

Во всех остальных случаях ссылки на материалы, заимствованные у других авторов, являются обязательными. Формы словесного офор­мления заимствований очень разнообразны, однако речевой академи­ческий этикет выработал ряд устойчивых речевых штампов, которые


помогают конкретнее и короче указать источник заимствования. Ука­жем в качестве примеров наиболее распространенные из них.

Вопрос о... подробно освещен в ряде публикаций. Ниже приводятся лишь отдельные рекомендации из работ американского психолога Дейла Карнеги1.

1 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Проіресс, 1991.

Более подробно с... можно ознакомиться по книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (М.: Прогресс, 1989), из которой взяты приводимые ниже рекомендации.

Теория и практика менеджмента на Западе выработала по этому вопросу большое количество методик, общий смысл (суть) которых можно свести к следующему..1

1 Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения: Пер. с англ. — М.: Наука, 1992.

В дальнейшем изложении техника ведения коммерческих переговоров описывается по методу, разработанному американскими психологами в Гар­вардском университете США1.

1 По книге: Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без пораже­ния: Пер. с англ. — М.: Наука, 1992.

Американский психолог Дейл Карнеги, например, рекомендует... Приве­дем далее его отдельные советы1.

1 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1991.

Ведя диалог с партнером, целесообразно соблюдать несколько простых правил, которые хорошо описаны американскими психологами Роджером Фишером и Уильямом Юри1. Кратко перескажем их сущность.

і Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения: Пер. с англ. - М.: Наука, 1992.

Приводимый ниже материал дается на основе рекомендаций, разрабо­танных американским психологом Дейлом Карнеги1.

1 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1991.


В основу этой методики положены идеи, высказанные психологом Д. Карнеги1.

1 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1989.

Здесь уместно обратиться к советам известного американского психолога Дейла Карнеги, который рекомендует...!

1 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс,

1989.

В книге Н.Власовой1, откуда взяты приводимые ниже приемы и методичес­кие советы, описываются наиболее распространенные дискуссионные ситуации.

і Власова Н. И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В 3-х кн. - М.: ИНФРА-М., 1994. - Кн. 1.

Как утверждает известный американский психолог Алан Е.Айви, чьи ре­комендации из его книги1 приводятся ниже, менеджер должен...

1 Айви А Лицом к лицу - Новосибирск: ЭКОР, 1995. - С. 96.

Ниже следуют советы относительного того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать1.

1 По книге: ЗайвертЛ. Ваше время в ваших руках. — М.: Экономика, 1990.

Теперь поясним общую методику личного обаяния, разработанную из­вестным советским психологом профессором В.Шепелем1.

1 Шепсль В. Секреты личного обаяния. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.

В книге Р.Фишера и У.Юри имеется специальный раздел, описывающий метод так называемых «принципиальных переговоров». Ниже приводятся от­дельные отрывки из этого раздела1.

[ Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения: Пер. с англ. -М.: Наука, 1992.

Это составляет около 65% всех современных российских читателей1.

1 Цифровые данные взяты из статьи В.Ивановой, опубликованной в газете «Книж­ное обозрение» за 24 апреля 1995 года.


5.4. Применение графиков, представление формул, написание символов и оформление экспликаций

Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотноше­ний через геометрические фигуры, точки и линии. Графики исполь­зуются как для анализа, так и для повышения наглядности иллю­стрируемого материала.

Графики как форма предъявления информации имеют по срав­нению с другими формами ряд особенностей:

1) они дают возможность наглядного восприятия разного рода ^ функциональных зависимостей, в том числе и таких, кото­рые принципиально невозможно наблюдать визуально;

2) по характеру изменения одной величины можно прогнозиро­вать характер изменения другой, что в некоторых случаях весьма важно, особенно когда в интересующем процессе имеются какие-либо критические точки, требующие особой фиксации внимания;

3) в некоторых случаях позволяют достаточно точно экстраполи­ровать характер поведения параметрической линии. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

— общий заголовок графика;

— словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

— оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

— числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными ли­ниями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить мас­штаб. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключе­ние составляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или приводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует из­бегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На координатной оси этот множитель следует указывать либо при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, ли^о вводить в размерность этой величины.


По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквен­ные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, остав­ляют только в тех случаях, когда их немного и они являются кратки­ми. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку при­водят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обо­значениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же посту­пают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям ко­ординат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях ко­ординат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависи­мость.

Наибольшее распространение в диссертациях по технической те­матике получили графики, имеющие параметрические линии в виде прямой, кривой с различным числом изгибов и различным направле­нием выпуклости, в виде прямой или ломаной линии, соединяющей параметрические точки.

Количество параметрических линий может быть довольно значи­тельно. Подчас используются графики, имеющие, кроме двух основ­ных шкал (ось ординат и ось абсцисс), еще и дополнительные шкалы. Шкалы графиков могут быть различного типа и иметь раз­личное значение масштабов. Наиболее употребительными типами масштабов являются арифметический и логарифмический.

В заключение дадим несколько рекомендаций, которые могут оказаться полезными при использовании графиков в диссертацион­ной работе.

1. Если главная цель графика в такой работе — показать общий характер какого-либо процесса, характер изменения функци­ональной зависимости в общих чертах, то целесообразно применение графика без координатной сетки.

2. График с координатной сеткой предпочтителен в тех случаях, когда предполагается считывание с него конкретных значе­ний функции по известному аргументу или, наоборот, по из­вестной функции — значений аргумента, и необходим тогда, когда предполагается (или не исключается) считывание про­межуточных значений со шкал, т.е. когда должно произво­диться интерполирование.

3. Арифметический масштаб шкал графика во всех случаях более предпочтителен, чем логарифмический. Если цель гра­фика — дать общее представление о характере процесса или


поведении функции, логарифмический масштаб может быть причиной формирования неадекватного представления о действительном характере такого процесса или функции в силу того, что реальное значение величин в нем деформиру­ется по логарифмическому закону.

4. Количество параметрических линий на графике при всех про­чих равных условиях следует выбирать минимально возмож­ным, так как с увеличением их числа возрастает время счи­тывания показаний графика и увеличивается количество ошибочных считываний. Наиболее предпочтительный вид параметрических линий по показателям скорости и точности восприятия — прямые, затем ломаные и менее предпочти­тельны — кривые.

Формула — это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подбор рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельно­го значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммиро­вания, произведения, дифференцирования, интегрирования, распо­лагают на отдельных строках.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие само­стоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Нумерация формул также требует знания некоторых особеннос­тей ее оформления. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендует­ся нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Место номера, не умещающегося в строке формулы, рас­полагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Место номера формулы-дроби располага­ют на середине основной горизонтальной черты формулы.

Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером.

Нумерация группы формул, расположенных на отдельных стро­ках и объединенных фигурной скобкой (парантезом), производится справа. Острие парантеза находится в середине группы формул по высоте и обращено в сторону номера, помещаемого против острия парантеза в правом крае страницы.


Формулы — разновидности приведенной ранее основной форму­лы допускается нумеровать арабской цифрой и прямой строчной бук­вой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой. Напри­мер: (14а), (146).

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значе­ния и приводимые лишь для вывода основных формул, нумеруют либо строчными буквами русского алфавита, которые пишут прямым шрифтом в круглых скобках, либо звездочками в круглых скобках. Например: (а), (б), (в), (*), (**), (*^).

Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Такую же нумерацию можно использовать и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содер­жится мало ссылок на формулы из других глав.

Рассмотрим теперь оформление ссылок на номера формул в тексте. При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: в формуле (3.7); из уравне­ния (5.1) вытекает...

Если ссылка на номер формулы находится внутри выражения, заключенного в круглые скобки, то их рекомендуется заменять квад­ратными скобками. Например: Используя выражение для диверген­ции [см. формулу (14.3)], получаем...

Следует знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Общее правило здесь таково: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуа­ции.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации: 1) в тексте перед формулой со­держится обобщающее слово; 2) этого требует построение текста,

предшествующего формуле.

Знаки препинания между формулами, следующими одна за дру­гой и не разделенными текстом, отделяют запятой или точкой с запя­той. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формула­ми до их номера.

Знаки препинания между формулами при парантезе ставят внут­ри парантеза. После таких громоздких математических выражений, как определители и матрицы, допускается знаки препинания не ста­вить.

При выборе между таблицами и формулами как формами пере­дачи научного содержания полезно знать следующее:

1. Формула, как правило, имеет значительно большую информа­ционную емкость, чем таблица, поскольку она более универ­сальна.


2. Важным достоинством формулы по сравнению с таблицей является то, что формула может быть включена в другие ма­тематические выражения и операции над ней производятся с помощью хорошо разработанного математического аппа­рата.

3. Существенный недостаток формул по сравнению с таблицами тот, что формула способствует образованию иллюзий непре­рывности функциональной зависимости даже в тех случаях, когда ее на самом деле нет.

4. В смысле удобства инверсное™ таблицы и формулы пример­но одинаковы. Однако формулы обладают в этом отношении большей инерционностью, т.е. для производства инверсиро-вания при вычислении по формулам приходится выполнять больше логических и математических преобразований, чем при вычислении по таблицам.

Символ — это условное обозначение, во-первых, математических и физических величин, во-вторых, единиц измерения величин и, в-третьих, математических знаков.

В качестве символов используются буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы.

Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры, штрихи. Распола­гаются индексы справа от символа вверху или внизу. Однако верхние индексы используются крайне редко, так как это место расположе­ния степени. Не допускается применение одновременно и верхнего, и нижнего индексов.

При использовании символов и индексов необходимо соблюдать следующие требования.

1. Одна и та же величина в тексте всей диссертации должна быть обозначена одинаково.

2. Символы и индексы физических величин и их единиц изме­рения должны соответствовать СТ СЭВ 1052-78.

3. Буквенные индексы должны соответствовать начальным или наиболее характерным буквам наименования понятия или величины, на связь с которыми указывает индекс (например:

К — константа равновесия).

4. Индекс 0 (ноль) необходимо использовать только в случаях,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.116 с.)