Методика работы над созданием письменного текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над созданием письменного текста.



Обучению мл. шк-ков созданию письм-ого текста посвящали свои труды К.Д. Ушинский, В.А. Флёров, М.Р. Львов и др. Основой для речевой практики становятся тексты произведений, проанализированные с уч-ся на уроках чтения. Работа с текстом выделяется как самостоят-ая задача и требует использования дополнительных приёмов, кот-ые обеспечат смысловую целостность и языковую связность высказывания.

Необходимы устные подготовит-ые упр-ния на связь предл-ний тексте: сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений, не связанных по смыслу; использование графических моделей и символов; самостоятельное составление цепочки предложений по опорным картинкам; восстановление деформированного текста; редактирование текста и т.д.

Изложение - это письм-ная работа, содержащая содержание прочитанного или услышанного, создание текста на основе данного (исходного). Изложение - вид письмного упр-ния в развитии речи уч-ся на основе образца. Изложение используется:

— для обучения логике и композиции текста;

— для развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, выделение главного, абстрагирование от менее существенного;

— для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса;

— для обучения жанрам - повествованию, описанию и рассуждению,

— стилям - художественному, научному, публицистическому;

— для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте;

— для воспитания на материале излагаемых произведений.

В основе изложения лежит подражание образцу (имитативный метод обучения). Но изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений. Работа с образцами худож-ных текстов положительно влияет на эмоцион-ую сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение, помогает решению задач воспитания, расширяет кругозор.

Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у уч-ся такие коммуникативные умения, как

— умение раскрывать тему и основную мысль высказывания;

— умение собирать и систематизировать материал к высказыванию;

— умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли;

— умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).

Виды изложений и их классификация

Специально вопрос о квалиф-ции изложений в методике русс. яз. рассматривался Е.А Барановой. Она предлагает делить изложение по трем основаниям:

1. по цели проведения (обучающие и контрольные);

2. по характеру текстового материала (повествовательного характера, с элементами рассуждения, типа рассуждения, типа характеристики др.);

3. по способу передачи содержания (изложения полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения).

Т.А. Ладыженская отмечает, что изложения различаются также

4) по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух, и зрительно.

С целью активизации употребления в речи уч-ся определенной грамматической категории целесообразно проводить и изложения-миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанное на 10-15 минут, как раз и ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность уч-ка:

— В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений.

— При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления.

— Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.

Последовательность и логика развития темы, ее смысловая законченность обеспечиваются работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана, которые могут быть предложены учащимся на уроках развития речи, различны – это картинный план к каждому предложению текста, серия сюжетных картинок, отдельные части общей картины, картинно-символический и словесный планы. Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста. Необходимо отрабатывать начало рассказа, которое всегда затрудняет детей.

Поскольку в начал. шк. все творческие работы являются обучающими, детям разрешается пользоваться орфографическими словарями, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме.

Этапы работы над изложением

1. Первое чтение текста (дети составляют приблизительный план на черновике).

2. Обсуждение вопроса о типе текста и его теме.

3. На какие части делится текст (редактирование составленного учениками плана)?

4. О чем говорится в каждой из частей? Как можно их озаглавить?

5. Лексико-орфографическая подготовка: предупреждение ошибок.

6. Выбор ключевых слов в соответ-ии с типом текста.

7. Распространение ключевых слов в соответ-ии с типом текста (прилагательными, если это описание, и глаголами, если повествование).

8. Второе чтение текста (дети дополняют план).

9. Обсуждение выразительных средств текста: какие сравнения, эпитеты использует автор.

10. Предупреждение речевых ошибок: какие синонимы можно использовать, чтобы слова не повторялись? Какое слово предпочтительнее из ряда синонимов? Каково значение отдельных слов?

11. Предупреждение орфографических ошибок: запись на доске и обсуждение новых и трудных слов.

12. Третье прочтение текста. Или / и: Устное изложение текста (или его части) одним из учеников.

13. Обсуждение границ микротем текста (выделение абзацев).

14. Напоминание о знаках препинания.

15. Запись текста учениками с обращением к словарям.

Каждое изложение, после проверки уч-лем, требует редактирования, осмысления учениками.

Методика работы над сочинением.

В 1-ом классе Сочинение - наиболее трудный вид письменной речи, т.к. предполагает самост-ый отбор языкового и фактологического материала. Это связано с умением выражать свои мысли, с самост-ым составлением плана и умением дать элементарную оценку. По способу написания сочинения в учебной обстановке различают:

— описательное сочинение;

— повествовательное сочинение;

— сочинение-рассуждение.

За год обучения в 1-ом классе уч-ся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. 1-ые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт ("Как мы убирали школьный двор"," Как мы встречали птиц"). В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются спец. уроки. Сочинения являются составной частью уроков русс. яз. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфограф-ие навыки и умения, кот-ые получают уч-ся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством уч-ля. Работа носит обучающий характер.

Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения 1-классников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, уч-ся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов уч-ся. Примерный порядок работы над сочинением:

1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме.

2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.

3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, не-обходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

4. Связный рассказ по плану.

5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

6. Проверка записанного.

В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения уч-ль оказывает индивид-ую помощь слабым уч-ся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в кот-ых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство уч-ся выполнят сочинения без ошибок.

После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале да-ется общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна - две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предло-жения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.

Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. При подготовке сочинений с элементами описания следует приводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка - молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки - зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям ото-брать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два - три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Словарная работа в связи с сочинениями необходима, так как лексический запас учеников пока еще мал.

В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рас-сказано в сочинении. Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюде-ний, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно. С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются на уроках чтения, оценивая поведение героев и авторскую позицию. Учитель должен требовать от детей аргументов их точки зрения. Выражая мысль и доказывая ее, дети учатся рассуждать.

Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманны, чтобы они отражали жизненную правду.

В III классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений - составлению писем. Уч-ль д/помочь детям уяснить требования, кот-ым н/следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к кот-ому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.022 с.)