Теоретические основы методики обучения русскому языку в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы методики обучения русскому языку в начальной школе.



Методика преподавания русс.яз. – это пед. наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой.

Цель методики, одной из пед. наук, имеет две ветви.

Практическая цель: вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).

Теоретическая цель - исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему, создать научные основы конструирования технологий, уроков, и пр.

Предметом данной науки является пр-с овлад-я шк-ками теорией и практикой языка в усл-ях обуч-я.

Цели методики конкретизируются в 4х ее задачах:

1. («зачем учить?»): выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы;

2. («чему учить?»): отбор содержания курсов, составле­ние программ и учебников, определение минимума знаний, кото­рыми должны овладеть школьники,

3. («как учить?»): разработка методов и приемов, конст­руирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;

4. («почему так, а не иначе?»): обоснование выбора со­держания и методов, сравнительное изучение различных концепций, вариантных систем обучения;

Источники обогащения методики: а) практич. опыт и его традиции, обобщ-е лучшего опыта;

б) развитие преподаваемых наук: языкознания, литературове­дения, речеведения, фонетики, грамматики, орфографии русского языка;

в) развитие базовых наук - психологии, дидактики,

г) новые исследования в области теории обучения языку как фундаментальной части методики;

д) методический эксперимент, создание новых программ, учебников, новых практических систем обучения, конструирование новых типов урока и пр.

Методика русс. яз. не может не опираться на другие науки, которые помогают определить ее задачи, содержание и методы преподавания. Такими науками являются языкознание, педагогика и психология.

Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку определяются наукой о языке — лингвистикой. Первопроходцем в вопросе сближения обучения языку с достижениями лингвистической теории был Ф. И. Буслаев. Постепенно в методике сформировался очень важный пр-п — функционально-семантический, в соответствии с которым учащиеся должны овладевать языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла.

Основные разделы МОРЯ:

Методика обучения грамоте, то есть элементарному чтению и письму.

Методика развития речи учащихся. Мл. шк. впервые осознают язык, речь как предмет изучения – анализа и синтеза; овладевают письменной речью. Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи – устной и письменной.

Методика грамматики и орфографии. Она включает формирование элементарных грамматических понятий и орфографических умений и навыков.

Методика литературного чтения. Задача предмета «Литературное чтение» в начальных классах состоит в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе как искусству слова.

Второй составной частью основ методики обучения русскому языку является психология. Бодуэн де Куртенэ считал подлинной наукой только такое языкознание, в основе которого лежит психологический подход к языку. Важнейшим психолог-ким пр-пом явл-тся пр-п связи мышления и речи. Обучение русс. яз. д/б построено т. о, чтобы оно способствовало развитию мышления учащихся, формир-нию способов выражения мысли языковыми ср-вами. Овладение ср-вами языка (языковыми единицами), выработка навыков и умений речевой деятел-сти происходят поэтапно в соответствии с теорией формир-ния умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.).

1-ый этап включает первичное ознакомление с материалом (его восприятие), он явл-тся основой для прочного усвоения знаний, зависящего от подачи материала, характера и качества его изложения.

На 2-ом уровне происходит осмысление нового материала в сознании учащихся. Задача учителя на этом этапе — научить школьников производить осознанные операции по внешним опорам (моделям, таблицам, схемам и т. д.).

3-ий этап направлен на закрепление осуществляется уже без использования внешних опор и под непосредственным контролем со стороны учителя.

4-ый этап - полное овладение учащимися материалом, доведение речевых навыков до определенной степени совершенства выполнения (автоматизации).

Учитель должен строить обучение русс.яз. в соответствии с пр-пами дидактики, определяющими содержание, методы и организационные формы обучения в школе. Дидактика является теоретической основой для методики преподавания русс.яз.

Пр-п развивающего обучения - этот пр-п предполагает всестороннее развитие личностных способ­ностей учащихся, формирование определенных нравственных и эстетических качеств, которые слу­жат основой выбора жизненных идеалов и социального поведе­ния.

Развивающее обучение русс.яз. предполагает превращение ЗУН в способности, в возможность умственной деятель­ности. Развивающие уроки по языку — это уроки поиска способа определения правильности выполняемых действий, выра­ботки способности использовать изученный языковой материал в новых ситуациях речевого общения, при выполнении речевых задач.

Пр-п научности предполагает строгий отбор сведений из науки о языке, подлежащих усвоению учащ-ся, и освещение всех вопросов курса русс. яз. с точки зрения последних достижений лингвистической науки.

Пр-пы систематичности и последовательности. 1.система и последовательность подачи программного материала,2.система отбора рациональных методических приемов для его изучения. На уроках русского языка опора на прежние знания имеет в виду использование известного материала.

Уметь найти в ранее изученном то, что поможет проложить мостик к новому, установить связь с ним — значит одновременно реализовать на практике и пр-п преемственности.

Пр-п перспективности, предполагающим связь изучаемого с тем, что будет усваиваться на последующих уроках или этапах обучения.

Пр-п связи теории с практикой. Реализация этого пр-па в процессе обучения русс. яз. требует подбора таких тренировочных упражнений, кот-ые на практике способствуют применению учащимися приобретенных теоретических знаний. Шк-к д/знать законы русс.яз. (его теорию) не как самоцель, а как средство, с помощью которого он будет грамотно строить свою речь

Пр-п сознательности и активности, согласно кот-му обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектом деятельности.

Пр-п прочности знаний. Прочность усвоения достигается в результате выполнения планомерных и систематических творческих упр-ии, требующих применения в речевой практике знаний по языку, путем постоянного сопоставления нового с изученным ранее, а также путем привлечения яркого языкового мат-ла к анализу на уроке.

Пр-п индивидуализации при обучении, реализация которого предполагает создание благоприятных условий для приобретения каждым учеником системы ЗУН по языку. Опытные учителя, исходя из индивидуальных особенностей школьников, дифференцируют обучение путем подбора посильного задания для каждого ученика. Индивидуальный подход на уроках русс.яз. означает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого шк-ка.

Пр-п наглядности. (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Б. В. Беляев и др._ Наглядное обучение - учебный материал усваивается в процессе созданных на уроке ярких образов и конкретных представлений, помогающих установить связи изучаемых явлений и способствующих более прочному их усвоению и запоминанию. В обучении языку используются различные виды наглядности: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая, мышечно-двигательная, языковая и неязыковая, ситуативная и др. Они выполняют разнообразные функции — информативную, семантизирующую, мотивирующую, культурологическую, контролирующую

Пр-п воспитывающего обучения. Учитель д/знать, что ему необходимо приобщить уч-хся через язык к знаниям о мире, сделать язык средством формирования морали, высокой нравственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.005 с.)