Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль и оценка на уроках музыки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Предлагаются следующие критерии оценки: объективность, систематичность, гласность. Если учитель придерживается указанных выше критериев, дети в силу логических обоснований учителя понимают оценку как некий эталон требований и адекватно могут самооценивать себя. При этом очень важно оценивать рост навыков, для чего необходимо предварительно выявить уровень знаний и муз. способностей. Но при определении количественных показателей не следует забывать и о качественных показателях духовного роста школьника (проявлении интереса к музыке, непосредственности эмоционального отклика на музыку и пр.). Э.Б.Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки: «5» — соот-вие трем критериям либо первым двум: • проявление интереса к музыке, непосред-ный эмоц-ный отклик на нее; выск-ния о прослушанном или исполненном произведении; • активные усилия шк-ков, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; • рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. «4» — соответствие двум или одному критерию. «3» — отсутствие соответствия данным критериям. «2»,«1» — недопустима. Виды музыкальной деятельности на уроке музыки. Виды музыкальной деят-ти мл-х шк-ков на уроках музыки: 1)Восприятие музыки 2)Хоровое пение 3)Музыкально-ритмические движения 4)Игра на муз. инструментах 5)Творчество учащихся. Восприятие музыки Развитие восприятия музыки у мл. шк-ков является одной из осн. задач муз. воспитания. Термин «музыкальное восприятие» имеет 2 значения:1) естественное условие различных видов муз. деят-ти детей на уроке — хорового пения, игры на муз. инструментах, музыкально-ритмического движения; 2) слушание музыки: знакомство с муз. произ-ями различ. стилей и жанров, композиторами, исполнителями. В основе муз. восприятия лежит сложный психический пр-сс вычленения в произ-ниях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Начинать становление пр-са муз. восприятия учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную — суггестивно-эмоциональную. Подготовка к восприятию муз. произ-ния начинается со вступительного слова учителя.(чтобы заинтересовать детей произ-ем, которое они будут слушать). После предварительного эмоц-ного настроя было зафиксировано увеличение продолжительности деят-ти мл. шк-ков при сохранении ее качества. Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации муз. восприятия д/б направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Выделяют след. этапы в организации процессавосприятия муз. произ-ния: - вступительное слово учителя; - слушание произведения; - беседа о прослушанном произведении; - анализ произведения (какие ассоциации возникли, какими ср-вами был создан образ…); - повторное слушание. Методические приемы, способствующих активизации процесса слушания: - вокализация доступных мелодий инструментальных произведений. - ритмопластика. (задания промаршировать, движением корпуса и кистей пластически выразить сущность вальса; -сравнение. («Май, милый май, скоро ты вновь настанешь» Шумана и «Весна» Шопена). Приемы акт-ции внимания уч-хся для муз. восприятия: — прием новизны — учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации; — прием персонификации — учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию; — прием соучастия — учитель моделирует определенную ситуацию: «Представьте, что вы находитесь...»; — прием игры голосом. Условиями полноценного муз. восприятия являются: — систематическое педагогическое руководство; — эмоциональная открытость и педагога, и детей. В этом смысле ценностны радость, удивление, восхищение детьми музыкой: — интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний; — небольшие объемы муз. произ-ний, ибо «музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается в организованный шум» (К.И.Кондрашин) Хоровое пение Причины преимущества хорового пения: 1)песенное начало российской музыкальной культ; 2)общедоступность. (практически кажд. ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом); 3)адекватность пения психолого-возрастным особенностям мл. шк-ков; 4)особая доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; 5)значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Цель хорового пения на уроках музыки в нач. школе - способствовать творческой самореализации мл. шк-ков посредством хорового исполнительства. Задачи: — образовательные: постановка и развитие голоса, форм-е вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром; — воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор — это «собрание единомышленников» — развивающие: развитие муз. сп-стей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию. Обращение к хоровому пению на уроках музыки в нач. школе предполагает знание учителем особенностей голоса мл. шк-ка. Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие и тонкие голосовые связки, отсутствие голосовой мышцы, малая емкость легких и т.д.) голос мл. шк-ка отличается от голоса взрослого: ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, характерная мягкость «серебристость» тембра. Рабочий диапазон мл. шк-ков — в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы. Понимание особ-тей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Н е следует допускать переутомления детей, нужно проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдая оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания детских голосов. Основные вокально-хоровые навыки: 1)певческая установка ( стоять или сидеть подтянуто ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо) 2)певческое дыхание (д/б грудобрюшное;НЕ ключичное!) 3)навык звукообразования (перед своимвозник-нием звук д/б оформлен в мысленных слуховых представ-ях; звук при атаке осуществляется интонационно точно). 4)навык артикуляции, дикции (артикуляция предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего явл-ся стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных; певческая дикция – перенесение последнего согл. звука в слове к началу следующего за ним слога) 5) навык ансамбля ( художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения) 6)хоровой строй (точное интонирование в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй)). Песенный репертуар должен: 1) соот-вать физиологическим особ-тям певческого аппарата детей; 2) высокий уровень художественных достоинств; 3) небольшие объемы; 4) песни должны быть разнообразными по характеру, интересными. Этапы хоровой работы: 1)ознакомление с песней,2) освоение мелодии и текста,3)работа над выразительностью исполнения,4) закрепление и 5)повторение. Ознакомление начинается с показа произведения учителем, цель которого — заинтересовать учащихся предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а также эмоциональное исполнение песни учителем. После прослушивания песни детьми целесообразно проанализировать средства муз. выразительности, выбранные композитором для раскрытия образа. Разучивание песни проводится по фразам, в 1 классе — по слуху, во 2 и 3 классах — желательно по нотам. (учитель обращает внимание на хар-р мелодии, особенности ритма, объясняет непонятое детям слова, добивается осмысленного и прочувствованного произнесения текста). В пр-се разучивания м/использовать не только показ учителя, но и хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля развития вокально-певческих данных детей рекомендуется также использовать прием пения «по цепочке», когда дети бережно «передают» друг другу мелодию, пропевая по фразе. Также в работе полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинение в целом. Такой методический прием способствует развитию слухового контроля, а также формированию аналитических способностей детей. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начать ее разучивание с припева. В песнях с трудной мелодикой запева полезно использовать пение солистов; хору при этом поручается исполнение припева. Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором — повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем уроке выстраивают с учителем исполнительский план. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников (особенно учащихся 1 и 2 классов) на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя — контрастными по характеру и трудности. Если предлагаемая для разучивания песня двухголосная, учитель при показе песни должен исполнить поочередно оба голоса. Затем с каждым голосом по фразам разучивается хоровая партия. Когда дети познакомятся с муз. материалом, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, а другому подыгрывает на фортепиано. Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизующая сознательное отношение учеников к пению. В работе над произведением без сопровождения полезна предварительная «настройка» детей (учитель пропевает первый звук, дети его повторяют, долго вслушиваясь в унисон). Когда то или иное произведение хорошо усвоено детьми, оно может быть исполнено с движениями, музыкальными инструментами. Таким образом, хоровое пение в начальной школе – это вид коллективной исполнительской деятельности, который способствует развитию культуры школьника, музыкальному и общему развитию личности. В процессе разучивания песен учитель развивает музыкально-творческие способности, формирует вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа. Музыкально-ритмические движения. Идея использования музыкально-ритмического движения как средства формирования музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, профессору Женевской консерватории Э.Ж.Далькрозу (1865-1950). По его мнению, ритм музыки теснейшим образом связан с моторной,мышечной реактивностью человека. Ввиду данной особенности в занятиях Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. Идеи Далькроза были развиты его последователями Александровой, Румер, Коноровой, Соковниной, и др. Учитывая интуитивную потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности, целью использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в нач. школе следует полагать развитие творческих способностей детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности. Задачи музыкального воспитания посредством музыкально- ритмических движений: образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмично двигаться в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особ-тями муз. произведения, навыки отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок; воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах; развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость; художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного и психологического торможения; чувство пространства. Виды музыкально-ритмического движения: yпрaжнeния, игры, пляски и танцы. Упражнения направлены наформирование осн. навыков и умений выразительного движения детей в ходьбе, беге, прыжках, отдельных танцевальных элементах. Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений (с зафиксированными движениями, свободные, комбинированные). Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Самое простое задание – требование начинать и оканчивать движения вместе с музыкой, не разговаривать во время звучания музыки, выполнять движение не шумно. Следующими могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки (без предварительного прослушивания музыки). Перед упражнениями, играми и танцами, в которых дети должны самост-но найти движения, выражающие муз. образы, целесообразно направить воображение детей, но не следует подсказывать конкретное движение. Игру можно проводить как спектакль: часть детей — исполнители, другая часть — зрители. При повторении роли меняются. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками. Причинами неадекватного выражения хар-ра музыки в движении могут являться: — психическая и физическая заторможенность; — плохая координация движений; — недостаточная развитость некоторых групп мышц. В таких случаях необходимы: постепенность усложнения учебных задач, знакомство с разнохарактерными образами, сопоставление конкретных муз. образов по принципам контрастности и повторности.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.01 с.) |