Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль и оценка на уроках музыки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предлагаются следующие критерии оценки: объективность, систематичность, гласность. Если учитель придерживается указанных выше критериев, дети в силу логических обоснований учителя понимают оценку как некий эталон требований и адекватно могут самооценивать себя. При этом очень важно оценивать рост навыков, для чего необходимо предварительно выявить уровень знаний и муз. способностей. Но при определении количественных показателей не следует забывать и о качественных показателях духовного роста школьника (проявлении интереса к музыке, непосредственности эмоционального отклика на музыку и пр.). Э.Б.Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки: «5» — соот-вие трем критериям либо первым двум: • проявление интереса к музыке, непосред-ный эмоц-ный отклик на нее; выск-ния о прослушанном или исполненном произведении; • активные усилия шк-ков, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; • рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. «4» — соответствие двум или одному критерию. «3» — отсутствие соответствия данным критериям. «2»,«1» — недопустима. Виды музыкальной деятельности на уроке музыки. Виды музыкальной деят-ти мл-х шк-ков на уроках музыки: 1)Восприятие музыки 2)Хоровое пение 3)Музыкально-ритмические движения 4)Игра на муз. инструментах 5)Творчество учащихся. Восприятие музыки Развитие восприятия музыки у мл. шк-ков является одной из осн. задач муз. воспитания. Термин «музыкальное восприятие» имеет 2 значения:1) естественное условие различных видов муз. деят-ти детей на уроке — хорового пения, игры на муз. инструментах, музыкально-ритмического движения; 2) слушание музыки: знакомство с муз. произ-ями различ. стилей и жанров, композиторами, исполнителями. В основе муз. восприятия лежит сложный психический пр-сс вычленения в произ-ниях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Начинать становление пр-са муз. восприятия учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную — суггестивно-эмоциональную. Подготовка к восприятию муз. произ-ния начинается со вступительного слова учителя.(чтобы заинтересовать детей произ-ем, которое они будут слушать). После предварительного эмоц-ного настроя было зафиксировано увеличение продолжительности деят-ти мл. шк-ков при сохранении ее качества. Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации муз. восприятия д/б направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Выделяют след. этапы в организации процессавосприятия муз. произ-ния: - вступительное слово учителя; - слушание произведения; - беседа о прослушанном произведении; - анализ произведения (какие ассоциации возникли, какими ср-вами был создан образ…); - повторное слушание. Методические приемы, способствующих активизации процесса слушания: - вокализация доступных мелодий инструментальных произведений. - ритмопластика. (задания промаршировать, движением корпуса и кистей пластически выразить сущность вальса; -сравнение. («Май, милый май, скоро ты вновь настанешь» Шумана и «Весна» Шопена). Приемы акт-ции внимания уч-хся для муз. восприятия: — прием новизны — учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации; — прием персонификации — учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию; — прием соучастия — учитель моделирует определенную ситуацию: «Представьте, что вы находитесь...»; — прием игры голосом. Условиями полноценного муз. восприятия являются: — систематическое педагогическое руководство; — эмоциональная открытость и педагога, и детей. В этом смысле ценностны радость, удивление, восхищение детьми музыкой: — интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний; — небольшие объемы муз. произ-ний, ибо «музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается в организованный шум» (К.И.Кондрашин) Хоровое пение Причины преимущества хорового пения: 1)песенное начало российской музыкальной культ; 2)общедоступность. (практически кажд. ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом); 3)адекватность пения психолого-возрастным особенностям мл. шк-ков; 4)особая доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; 5)значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Цель хорового пения на уроках музыки в нач. школе - способствовать творческой самореализации мл. шк-ков посредством хорового исполнительства. Задачи: — образовательные: постановка и развитие голоса, форм-е вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром; — воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор — это «собрание единомышленников» — развивающие: развитие муз. сп-стей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию. Обращение к хоровому пению на уроках музыки в нач. школе предполагает знание учителем особенностей голоса мл. шк-ка. Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие и тонкие голосовые связки, отсутствие голосовой мышцы, малая емкость легких и т.д.) голос мл. шк-ка отличается от голоса взрослого: ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, характерная мягкость «серебристость» тембра. Рабочий диапазон мл. шк-ков — в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы. Понимание особ-тей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Н е следует допускать переутомления детей, нужно проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдая оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания детских голосов. Основные вокально-хоровые навыки: 1)певческая установка ( стоять или сидеть подтянуто ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо) 2)певческое дыхание (д/б грудобрюшное;НЕ ключичное!) 3)навык звукообразования (перед своимвозник-нием звук д/б оформлен в мысленных слуховых представ-ях; звук при атаке осуществляется интонационно точно). 4)навык артикуляции, дикции (артикуляция предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего явл-ся стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных; певческая дикция – перенесение последнего согл. звука в слове к началу следующего за ним слога) 5) навык ансамбля ( художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения) 6)хоровой строй (точное интонирование в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй)). Песенный репертуар должен: 1) соот-вать физиологическим особ-тям певческого аппарата детей; 2) высокий уровень художественных достоинств; 3) небольшие объемы; 4) песни должны быть разнообразными по характеру, интересными. Этапы хоровой работы: 1)ознакомление с песней,2) освоение мелодии и текста,3)работа над выразительностью исполнения,4) закрепление и 5)повторение. Ознакомление начинается с показа произведения учителем, цель которого — заинтересовать учащихся предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а также эмоциональное исполнение песни учителем. После прослушивания песни детьми целесообразно проанализировать средства муз. выразительности, выбранные композитором для раскрытия образа. Разучивание песни проводится по фразам, в 1 классе — по слуху, во 2 и 3 классах — желательно по нотам. (учитель обращает внимание на хар-р мелодии, особенности ритма, объясняет непонятое детям слова, добивается осмысленного и прочувствованного произнесения текста). В пр-се разучивания м/использовать не только показ учителя, но и хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля развития вокально-певческих данных детей рекомендуется также использовать прием пения «по цепочке», когда дети бережно «передают» друг другу мелодию, пропевая по фразе. Также в работе полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинение в целом. Такой методический прием способствует развитию слухового контроля, а также формированию аналитических способностей детей. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начать ее разучивание с припева. В песнях с трудной мелодикой запева полезно использовать пение солистов; хору при этом поручается исполнение припева. Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором — повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем уроке выстраивают с учителем исполнительский план. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников (особенно учащихся 1 и 2 классов) на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя — контрастными по характеру и трудности. Если предлагаемая для разучивания песня двухголосная, учитель при показе песни должен исполнить поочередно оба голоса. Затем с каждым голосом по фразам разучивается хоровая партия. Когда дети познакомятся с муз. материалом, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, а другому подыгрывает на фортепиано. Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизующая сознательное отношение учеников к пению. В работе над произведением без сопровождения полезна предварительная «настройка» детей (учитель пропевает первый звук, дети его повторяют, долго вслушиваясь в унисон). Когда то или иное произведение хорошо усвоено детьми, оно может быть исполнено с движениями, музыкальными инструментами. Таким образом, хоровое пение в начальной школе – это вид коллективной исполнительской деятельности, который способствует развитию культуры школьника, музыкальному и общему развитию личности. В процессе разучивания песен учитель развивает музыкально-творческие способности, формирует вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа. Музыкально-ритмические движения. Идея использования музыкально-ритмического движения как средства формирования музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, профессору Женевской консерватории Э.Ж.Далькрозу (1865-1950). По его мнению, ритм музыки теснейшим образом связан с моторной,мышечной реактивностью человека. Ввиду данной особенности в занятиях Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. Идеи Далькроза были развиты его последователями Александровой, Румер, Коноровой, Соковниной, и др. Учитывая интуитивную потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности, целью использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в нач. школе следует полагать развитие творческих способностей детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности. Задачи музыкального воспитания посредством музыкально- ритмических движений: образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмично двигаться в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особ-тями муз. произведения, навыки отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок; воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах; развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость; художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного и психологического торможения; чувство пространства. Виды музыкально-ритмического движения: yпрaжнeния, игры, пляски и танцы. Упражнения направлены наформирование осн. навыков и умений выразительного движения детей в ходьбе, беге, прыжках, отдельных танцевальных элементах. Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений (с зафиксированными движениями, свободные, комбинированные). Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Самое простое задание – требование начинать и оканчивать движения вместе с музыкой, не разговаривать во время звучания музыки, выполнять движение не шумно. Следующими могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки (без предварительного прослушивания музыки). Перед упражнениями, играми и танцами, в которых дети должны самост-но найти движения, выражающие муз. образы, целесообразно направить воображение детей, но не следует подсказывать конкретное движение. Игру можно проводить как спектакль: часть детей — исполнители, другая часть — зрители. При повторении роли меняются. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками. Причинами неадекватного выражения хар-ра музыки в движении могут являться: — психическая и физическая заторможенность; — плохая координация движений; — недостаточная развитость некоторых групп мышц. В таких случаях необходимы: постепенность усложнения учебных задач, знакомство с разнохарактерными образами, сопоставление конкретных муз. образов по принципам контрастности и повторности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.009 с.) |