Стратегия и тактика современного обучения русскому языку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия и тактика современного обучения русскому языку.



Важнейшей задачей современной системы образования является внедрение ФГОС II поколения (2009 год) и, в частности, формирование УУД, обеспечивающих шк-кам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом ЗУН рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов).

Признанными подходами выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

В широком значении термин УУД означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Современные тенденции филологического образования - это:

— Повышение научности и в содержании учебного предмета, и в психол-кой и лингвист-кой обоснованности методики.

— Общее гуманитарное направление развития школы, методики, гуманный подход к детям; отказ от политизированных, тенденциозных текстов в учебниках по языку и литературе, в дополнительных материалах.

— Приоритет образования, нацеленного на индивидуальные возможности и интересы самого ученика.

— Допущение в школу различных лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении ГОС.

— Высокий уровень познавательных интересов и мотивации учения; ориентация на творческую деят-сть детей, на связь языковых занятий с другими предметами.

— Процесс активизации самост. работы уч-хся требует умелого руководства преподавателем их познавательной деятельностью.

— Высокая отдача самост. работы уч-хся напрямую связана не только с ее организацией, обеспечением, контролем, но и принципиально новым типом взаимоотношений субъектов образовательной деятельности. На результативность самост. работы уч-хся существенно влияют учет личности школьника, доверие к нему, уважение, налаживание партнерских отношений между учеником и педагогом.

На уроках русс.яз. и литер. чтения в нач.шк. особенно важно заложить технологически правильные основы учебных действий. Важным средством в пробуждении познавательных интересов в нач.шк. является активизация эмоционально-чувственной сферы ребенка, например, при помощи выразительного чтения. Обязательным условием реализации ГОС является личностно-ориентированный подход к обучению, актуализация опыта детей, их впечатлений, их отношения к обсуждаемой проблеме или теме.

Изучение этих дисциплин особенно важно для формирования личностных и коммуникативных УУД — т.е. развитие ценностно-смысловой сферы ребенка и его общительности. Литер. чтение обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литер., развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литер. явл-тся трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литер.произв-ний.

Системно-функциональный подход к изучению языка означает совместное изучение а) системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и б) способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т. е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах. В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.

Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления.

На уроках по русс. яз. и литер. чтению обеспечивается и формирование многих регулятивных действий: 1) УУД целеполагания – умения ставить, ос-мысливать и принимать учебную задачу. 2) планирование, т.е. совместное (учитель+ученик) обсуждение последовательности своих действий, постановка промежуточных целей. 3) прогнозирование результата осуществляется в нач. шк. приемом, как антиципация, т.е. предугадывание содержания текста по его названию, первой иллюстрации, м.б., аннотации к книге. 4) контроль учеником собственных действий, действий участников группы или всего классного коллектива гарантирует осознанность выполняемого задания. Это осуществляется, например, в способности ученика задавать вопросы по услышанному или прочитанному. 5) коррекция – это способность ученика вносить изменения в план и способ действия. 6) оценка качества и уровня усвоения осущ-тся в фиксации развития ребенка по определенным критериям, в его способности выполнять все новые и новые учебные действия, решать все более сложные задачи.

Познавательные УУД связаны непосредственно с содержанием учебного предмета. На уроках русс. яз. и литер. чтения это в первую очередь умение выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и характера текста, умение находить в тексте и выделять необходимую информацию, умение структурировать наблюдения над текстом.

Выделяют следующие типы уроков:

*Введение новой темы. Особенности: повторение ранее изученного материала, который необходим для изучения нового (1-е 10 мин. урока); знакомство с новым теоретическим материалом (через 15 мин. после начала); продуманный выбор метода; на таком уроке проводятся первичное закрепление.

*Урок-закрепление новой темы. Цель такого урока – формирование на основе нового материала. Особенности: основательное повторение новой темы; применение этой темы на практике; знакомство с алгоритмом применения нового знания.

*Урок-тренировка, упражнение - на таком уроке новое состоит во введении более сложного варианта упр-ний, большое колич-во обобщений и повт-й, обрабатывается примен-е нового знания в речи учащихся.

*Контрольно-обобщающий урок – проводится обычно после завершения крупной темы или раздела. Все основные этапы урока должны быть направлены на индивидуальную или парную работу учащ-ся. Этот тип урока предполагает серьезное глубокое использ-е диагностики, мониторинга зн-й и умений учащихся.

*Контрольный, или проверочный урок – такой урок обычно проводится в письменной форме. Это как правило или диктант, или проверочное упражнение усложненного типа, или тестирование.

*Комбинированный урок - так называются уроки смешанного типа, на которых проводится и изучение нового и повторение, и диагностика.

Уроки класс-ся и по содерж-ю изучаемого мат-ла:

1. Уроки грамматики, развития речи, орфографии

2. Уроки фонетики, работы со словарем, граммати-ческого разбора, каллиграфия.

3. Исследоват-ские уроки (уроки набл-я над язы-ком).

Возможна класс-ция уроков рус. языка по методам и приемам: урок диктант, урок работы над ошибками, урок взаимообучения, урок-экскурсия, урок – лабора-торная работа.

Структурные компоненты урока русс.яз:

Перед началом урока должны быть определены:

1.Тема

2. Цель (обучающая, развивающая, воспитательная)

3. Формирование универсальных учебных действий (общеучебные, логические, и коммуникативные).

4. Планирование результата урока

5. Ресурсы урока (учебник, рабочая тетрадь и др.).

Ход урока заключает в себе следующие компоненты:

1. Орг. момент (концентрация внимания учащихся, подготовка к учебной деятельности). Вся деятель-ность сосредоточена на учителе

2. Мотивация деятельности и познавательной активности (целеполагание и мотивация)

3. Минутка чистописания (2-3 мин., обязательно с 1-4 класс)

4. Актуализация прежних знаний.

5. Введение нового знания

6. Физминутка

7. Закрепление представлений, входящих в новое знание (целесообразнее всего начинать с коллектив-ной групповой работы. На этом этапе дети должны выполнить не менее 3-х упражнений)

8. Самостоятельная работа

9. Введение понятия в систему раннее полученных знаний (задания должны быть разработаны с учетом раннее изученного материала. Это может быть работа с текстом, выполнение какого-либо грамматико-орфографического задания, списывание текста с до-полнит-ным заданием в виде какого-нибудь разбора).

10. Рефлексия - подготовка тестовых заданий, либо подготовка вопросов для фронтального опроса. Оцен-ка ребенком самого себя.

11. Домашнее задание (всегда должно быть диффе-ренцированным).В 1-м классе дом. задания не бывает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.014 с.)