Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения решению задач. Структура задач, этапы работы над задачей. Организация обучения решению математических задач в начальной школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задачи являются теми упражнениями, с помощью которых, прежде всего, раскрываются многие вопросы начального курса математики. В начальный курс математики включены задачи несложной структуры с арифметическим и геометрическим содержанием. Каждая задача вкл-ет числа: это данные и искомые. Каждая задача имеет условие и вопрос. В условии задачи указ-ся связи между данными числами, а также данными и искомым. Эти связи и опред-ют выбор соответ-щих действий. Вопрос указывает какое число яв-ся искомым. Решить задачу значит раскрыть связи между данным и искомым, заданное условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить ариф-кие действия и дать ответ на вопрос задачи. Решение задач в узком смысле означает выполнение действий. Все ариф-кие задачи по числу действий делятся на простые и составные. Задача, для которой надо выполнить один раз ариф-кое действие наз-ся простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой назыв-ся составной. Для решения составных задач сущ-ет несколько классификаций по которой их м/разделить на определенные группы, но по методическим соображениям м/выделить группы либо способом мат-кой структуры (сумму разделить на число), либо способом решения (Р, S прямоугольника), либо конкретным содержанием (скорость, время, расстояние, масса). В нач-м курсе мат-ки рассмат-ся простые и составные задачи преимущественно в 2-4 действия. Сущ-ют также ариф-кие упраж-я, кот.назыв-ся «Задача-вопрос». В задачах – вопросах имеются условия, которые можно включать (или не включать) и вопрос. Для ответа решения вопроса достаточно установить связь между данными и искомым. Классификация простых задач. Простые задачи м/ разделить на группы в соответствии с теми ариф-кими действиями, которыми они решаются. Однако, в методическом отношении удобнее др.классификация: деление задач на группы в зависимости от понятий, кот. формируются при их решении. М/выделить 3 такие группы: 1)Простые задачи, при решении кот. дети усваивают конкрет. смысл каждого из ариф-ких действий. В этой группе 5 задач: А)нахождение суммы 2-х чисел (2+3); Б)нахождение остатка (5-3); В) нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведение); Г) деление на равные части; Д) деление по содержанию. 2) Простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами ариф-ких действий. Задачи на нахождение неизвестных компонентов: а)нахождение 2-го слагаемого по известной сумме по 1-му слагаемому; б)нах-ние 1-го слагаемого по известной сумме по 2-му слагаемому; в)нах-ние уменьшаемого по извест. вычитаемому и разности; г) нах-ние вычитаемого по известному уменьшаемому и разности; д)нах-ние 1-го множителя по извест. произведению и 2-му множителю; ж)нах-ние 2-го мн-ва по извест. произведению и 1-му множителю; з)нах-ние делимого по извест. делителю и частному; е)нах-ние делителя по известным делимому и частному. 3) Задачи, при решении которых раскрыв-ся понятия разности и кратного отношения. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения. = разностное сравнение чисел или нах-ние разности 2-х чисел; = увеличение числа на несколько единиц; = уменьшение числа на несколько единиц; Назовем задачи, связанные с понятием кратного отношения: = кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения 2-х чисел; = увеличение числа в несколько раз; = уменьшение числа в несколько раз. Здесь названы только основные виды простых задач подчин-ся содержанию программ-го мат-ла. В 1-м классе изуч-ся действие слож-я и вычит-я. И в связи с этим рассмат-ся прост. задачи на сложение и вычитание. Во 2-м классе, в связи с изучением действий «*» «:»- вводится прост. Задачи, решаемые этими действиями. Роль решения задачи. 1) решение задач имеет важн. значение для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой; 2) задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью (практические умения необходимо каждому человеку в повсед. жизни); 3) через решения задач дети знак-ся с важными познават-но-воспитательным отношении фактами; 4) решение задач оказывает влияние на умственное школьников, т.к. выпол-ся умствен. операция: анализ, синтез, конкретизация, абстрагирования. Общие вопросы в методике обучения решению задач. Научить детей решать задачи значит научить их устанав-ть связи между искомым и данными и в соотв-вии с этим выбирать, а затем и выполнить ариф-кие действия. В обучении решения задач каждого вида сущ-ют ступени: 1)подготовительная работа к решению задач. На первой ступени у уч-хся д/б создана готовность к выбору ариф-ких действий при решении соответ-щих задач опр-го вида (дети должны усвоить знания связи). Для решения прот. задач ученики усваивают знания след. связей: а)связи операций над множествами с ариф-ми действиями; б)связи отношений «больше», «именьше» (на несколько единиц, в несколько раз); в)связи между компонентами и рез-тами ариф-ких действий; г)связи между данными величинами, находящиеся в прямом или обратно пропорциональной завис-ти. При ознакомлении с самыми первыми простыми задачами уч-ки д/усвоить понятия и термины: задача, условие задачи, вопрос в задаче, решение задачи, ответ на вопрос задачи. При решении сост-х задач уч-ки д/установить не одну связь, а систему связей (в опред-ом порядке). Ознакомление с решением задач. В методике работы на этой ступени выдел-ся след. этапы: (1)ознакомление с содержанием задачи; 2) поиск решения задачи; 3) выполнение решения задачи; 4) проверка решения задачи. 1)Прочитав задачу детям нужно представить жизненную ситуацию, отражающую в задаче. Если в задаче встреч-ся непонятные слова, их нужно пояснить. Важно выделить опорные слова: было, уехали, осталось, стало…после ознакомления с содер-ем уч-ки д/выделить величины, находить данный и искомый числа, установить связи между ними и выбрать соответствующие ариф-кое действие. (2)При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, используется спец.приемы, кот. помогают детям выделить величины данные и искомый. Приемы (краткая запись): 1) иллюстрация задачи м/б предметной или схематической: а) опорных слов, обозн-щих отн-ние: «больше», «меньше», краткая фиксация содержания (м-5яблок, с-3ябл.); б) схема, чертежа, таблицы; 2) разбор задачи: а) от вопроса к числовым данным; б) от числовых данных к вопросам. Во время разбора важно, чтобы вопросы не были подсказ-ющими, а ввели бы самостоятельному пути решения задачи. Разбор состав. задачи заканчивается составлением плана решения. (3) решение задачи - это выполнение ариф-х действий. При этом обязательны пояснения. Сущ-ют виды записи: а) составление по задачи выражения и нахождение его значений; б) состав-е по задачи уравнения и его решения (алгеб.метод); в) запись решения в виде отдельных действий с пояснениями; 4) решение по плану. (4) проверка решения. Проверить решение задачи значит установить, что она решена прав-но или ошибочно. Сущ-ют след. способы проверки: а) составление и решение обратной задачи. Если при решении обратной задачи в рез-те получится число, кот. было известно в дан. задаче, то м/ считать, что дан. задача решена правильно; б) установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи и данными числами. При проверки этим способом выполнить ариф-кие действия над числами, кот. получ-ся в ответе. Если при этом получ-ся числа, данные в условии задачи, то задача решена правильно; в) решение задач другим способом. г) прикидка ответа (установление соответствия искомого числа в области своих значений, т.е.установление «больше», «меньше»). После решения задачи устанавл-ся соответ-ет ли полученный рез-т с установленной. Послед.способ помогает заметить ошибочность решение задач. Закрепление умения решать задачи рассматриваемого вида: 1)для закрепления сп-ба реш-ия задач вида имеет значение: а) система подбора и расположения задач; б) задачи д/усложняться постепенно усложняться; в) решение достаточного числа задач этого вида. Полезно время от времени нужно проводить элементарные исследования решения задачи; г) необходимо проводить сравнение решения задач; д) решение задач творческого хар-ра; е) решение задач повышенной трудности; ж) решение задач различными способами; з) решение задач с недостающими и лишними данными; и) упражнения по составлению и приобретению задач (составление задач по аналогии обратных задач по иллюстрации, по таблице). Подбор числовых данных и их изменения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.008 с.) |