Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. открываем мироткрытыми задачами↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анатолий Александрович Гин ТРИЗ-педагогика
Текст предоставлен правообладателем «ТРИЗ-педагогика»: Авторское; 2015 Аннотация
«…Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь… И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение. Вам нравится такая перспектива? Есть хорошая новость – она достижима…»
Анатолий Гин ТРИЗ-педагогика
Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё. Индейская пословица
Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…
Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное… Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.
О чём эта книга?
Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь… И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение. Вам нравится такая перспектива? Есть хорошая новость – она достижима. И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования. Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой. Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией. Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат. Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений. Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи. Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов. [1] Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата. Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета. [2] Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…
• Как зажечь внутренний огонь интереса? • Чему и как нужно учить детей в современном мире? • Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики? • Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован? • На эти и другие вопросы ответит эта книга.
Глава 1. Чему и как учить?
Чему учить?
Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать… От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры. Но содержание педагогики XXI века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века. Какой? Давайте разбираться…
Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей. Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…
А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим на неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».
Может быть это – подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?
Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.
Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать сложные задачи динамично меняющегося мира? Попробуем вычленить основные направления такого курса.
Передача культуры новому поколению = традиционная функция образования.
Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.
Воспитание Решателя
Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами. Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:
Раскроем содержание каждого направления подробнее.
I. Развитие творческой интуиции Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолёта, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит. Развитая интуиция – следствие большого числа решённых задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большого количества творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.
II. Обучение методам решения творческих задач ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приёмы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие. В то же время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами поиска новых идей[3], используя их как вспомогательные. Накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам – от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах.
III. Обучение организации творческого труда Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Успех – это труд. Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Работа Решателя высокого уровня объединяет в себе множество умений. Поэтому эффективный Решатель не представим без умения организовать свой труд. Организация труда включает в себя[4]: • планирование изобретательской или исследовательской работы; • умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных; • реферирование; • владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в ёмкие опорные сигналы (образы); • навыки скорочтения; • планирование рабочего времени; • …
Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы: • умение вести научную дискуссию и чётко аргументировать доводы; • умение представить отчёт о своих достижениях в устной и письменной форме; • умение редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося); • …
Как учить?
Правило 1: удивление предшествует познанию Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши? Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато… Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор – нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса. В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться – то есть хоть как-то выучить и сдать экзамен. Это в полной мере относится и к советской школе, и к американской, и к европейской. Да и сейчас ещё придумываются «погонялки» для нерадивых учеников. Так, например, в некоторых американских штатах не выдают автомобильные права без предъявления аттестата об окончании средней школы. То есть вынуждают «учиться» – но о качестве этой учёбы и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться. Мир изменился, и изменился принципиально. Силовые методы в отношении учеников срабатывают всё слабее и всё менее приветствуются обществом. Тенденция очевидна, и полезно задать себе вопрос: как будем учить в будущем? Ответ тоже очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак. Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления. Если это так, то новая система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент.
Правило 2: знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман[5]: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности – то есть путём решения открытых задач.[6] В ТРИЗ-педагогике мы считаем, что все знания в идеале должны приходить в результате решения открытых задач. Как именно это происходит, мы проясним в этой книге чуть позже.
Странная провокация
Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а пасутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпрыгивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящегося недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг». Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.
Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит – 3 вопроса, не больше. Я отвечаю: – Газели так поступают, когда рядом только один лев? – Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же. – А среди других похожих животных наблюдается такое явление? – Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников. – А как далеко находится хищник? – Типовой дистанцией можете считать 20–30 метров. Теперь разбиваемся на мини-группы по 4–5 человек и ищем гипотезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут… Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна – в результате появляется список идей и готовность их обсуждать. Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем особенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от слабых. – Отлично! – продолжаю диалог. – Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью? После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней. – А, понятно! – восклицает один из подростков, – она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать! – Кстати, – продолжаю я, – является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, уникальным? Можете ли вы привести и другие подобные случаи? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю… Эта задачка – вполне типовая открытая задача. По типу – исследовательская. По предмету – биологическая. Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?
• Умению толково задавать вопросы? – Да. • Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? – Да. • Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т. д. гипотезы? – Да. • Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? – Да. • Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? – Да! • Умению самостоятельно выражать свои мысли? – Да. • Новым знаниям? – Да. • Умению искать информацию в окружающем мире? – Да.
Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называемую гипотезу Захави – по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей. Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках – сильный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией – разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным? А теперь рассмотрим ещё одну задачку:
Городские сады
Современные города – это бетон и асфальт. Земля в городах очень дорога, поэтому места для зелёных насаждений всегда меньше, чем хотелось бы. Сделайте предложения для архитекторов – как решить эту проблему? Только не предлагайте разбивать сады на крышах и балконах и обвивать стены плющом – это банальные решения. Найдите что-то более оригинальное!
Эта задача также полипредметная. Интересна она своей социальной составляющей. Анализируя условие, мы можем обсудить: а зачем людям нужна природа? Чем плоха жизнь в «каменном лабиринте», среди небоскрёбов? Какой вред природе наносят города и как его можно минимизировать? Порешав задачу, мы можем расширить её условие и исследовать, какие возможности совместить комфортную городскую жизнь и природу появятся в будущем. Вам было не скучно читать условия этих задач? А решать-то, да в коллективе, ещё интереснее! Вот так же не скучно и детям. И это важно, ведь скука – это яд для ума. Яд, пропитавший весь объём образовательного пространства, которое организовано по старым образцам, не адекватным современной действительности. Итак, отметим ещё два достоинства открытых задач. Первое: они могут иметь воспитательное значение. Второе: открытую задачу можно использовать как пробуждающую интерес к какой-либо теме. От задачи легко перейти к расширенному поиску информации, обобщению, углублению в определённую тематику. ТРИЗ-педагоги знают, что практически любой предмет можно сделать куда более интересным и полезным, привлекая открытые задачи как образовательный инструмент[7].
Чёрный петух Непера
Однажды у шотландского барона и математика Джона Непера случилась неприятность: пропала ценная вещь. Подозрение пало на слуг, но ни одного из них нельзя было обвинить наверняка. И тогда Непер объявил, что его чёрный петух обладает способностью открывать своему хозяину тайные мысли. Каждый слуга должен был войти в тёмную комнату, где находился петух, и дотронуться до него рукой. Было сказано, что петух закричит, когда вор до него дотронется. И хотя петух так и не закричал, Непер всё же определил вора… Каким образом?
Этот исторический анекдот отлично раскрывает смысл одного из главных понятий теории. Это понятие – «идеальный конечный результат». В данной ситуации идеальный конечный результат звучит так: вор сам сознаётся. Но, по понятным причинам, сам он этого делать не хочет. Значит, нужно сконструировать такую ситуацию, в которой вор сознается в злодеянии, не сознаваясь в этом. Фантастика? Нет, вполне разрешаемое противоречие не только в историческом анекдоте, но и в реальной жизни. Вот как поступил Непер: он предварительно обмазал петуха сажей, и чистые пальцы одного из слуг стали доказательством его виновности. Таким образом было разрешено противоречие – вор не признавался на словах, но признался тем, что побоялся дотронуться до петуха. Ещё один исторический пример.
Русский свет
Во второй половине XIX века улицы европейских столиц освещались дуговыми лампами – парижане называли их «русским светом». Главная часть лампы – два угольных стержня, между которыми при подаче напряжения возникало яркое свечение – электрическая дуга. Чтобы дуга была устойчивой, не гасла, расстояние между концами угольных стержней должно быть постоянным. Но стержни выгорают, становятся короче – и дуга гаснет. А теперь вопрос: как сделать, чтобы расстояние между стержнями было строго постоянным? Задача эта решалась поколениями инженеров. Придумали часовое устройство, которое сближало стержни по мере выгорания. Шестерёнки, пружины, коромысла, приводное устройство – всё это надо было регулировать, смазывать, ремонтировать. «Русский свет» оказался дорогим удовольствием.
Как сделать его дешёвым и надёжным? «Узкое место» – часовой механизм. Фантазируем: стержни САМИ регулируют расстояние между собой, безо всякого часового механизма… Что это – бред воспалённого воображения? Нет – это «законный» оборот сильного изобретательского мышления. Так и решил задачу «русского света» инженер Яблочков. Он просто расположил стержни параллельно! Теперь расстояние между ними всегда одинаковое, и не надо никакой сложной механики. Просто, как всё гениальное. То, что на первый взгляд кажется бредом, оказалось идеальным конечным результатом изобретательской задачи. Идеальный конечный результат – это одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач. А задача о «русском свете» – одна из тысяч учебных задач, на которых оттачивается изобретательское мышление. Получивший добротное тризовское образование человек закономерно выходит на яркие идеи, которые раньше были посильны только «избранным» гениям. Другое ключевое понятие ТРИЗ – противоречие. В любой сфере деятельности, где есть развитие, есть и противоречия. Приведём пример.
Корабль
Корпус корабля должен быть узким, чтобы он мог плыть быстро, и корпус корабля должен быть широким, чтобы корабль был устойчивым при поперечной волне.
Казалось бы, полный тупик. Ну не может же быть, чтобы что-то было сразу и узким, и широким! Обыденный ум пасует перед противоречием. Решение противоречий – удел гениев, особо талантливых людей. Кстати, «корабельное противоречие» имеет вполне приемлемые решения. Одно из них вы точно знаете – это катамаран. Мы можем привести примеры подобных противоречий в архитектуре, искусстве, политике, педагогике – где угодно! И чем быстрее развивается мир, тем больше противоречий в единицу времени нужно разрешать. ТРИЗ учит обычных нормальных людей решать противоречия. Идея основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера состояла как раз в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество – это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять, а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изобретать. Эту идею передаёт название одной из первых книг Генриха Сауловича: «Творчество, как точная наука». Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако не случайно первая публикация по теории появилась в журнале «Вопросы психологии». Книги Генриха Сауловича Альтшуллера, написанные живым занимательным языком, вдохновили тысячи людей на творческую работу, помогли поверить в себя. Постепенно теория стала поддерживаться общественным движением, стали появляться общественные институты ТРИЗ. В 1989 г. в рамках тризовского общественного движения была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. В настоящее время в ассоциацию входят ТРИЗ-объединения из более чем тридцати стран.
Всё большую популярность получает теория в экономически развитых странах. Первый европейский ТРИЗ-конгресс состоялся в январе 1999 года в Австрии. Теперь конференции по ТРИЗ проводятся в странах Европы, Азии и США регулярно. Специалисты по ТРИЗ консультируют такие известные фирмы, как «Проктер энд Гэмбл», IBM, «Форд», «Дженерал моторс», «Даймлер и Крайслер», «Самсунг» и др. Книги по теории изданы и продолжают издаваться в США, Великобритании, Японии, Швеции, Голландии, Финляндии, Германии, Израиле и в других странах. Причём всё чаще авторами книг становятся зарубежные специалисты, получившие образование по ТРИЗ в своих странах. Ряд университетов европейских стран, России, Японии и США вводят ТРИЗ в свои учебные программы. Среди них такие престижные университеты, как Королевский Технологический Институт Мельбурна[8], флагман политехнического образования Массачусетский технологический институт[9](США).
Эксперимент в MIT [10] В 1996 году MIТ провёл эксперимент по эффективности ТРИЗ. Группа студентов, прошедших обучение ТРИЗ, и группа студентов, которые о ТРИЗ никогда не слышали, получили для решения реальную производственную задачу от немецкой компании Тиссен (Theissen). Студентам дали 3 часа для работы над задачей. Студенты использовали свои знания и любые методики, которыми владели. Результаты эксперимента показали, что студенты, использовавшие ТРИЗ, придумали на 80 % больше идей, чем группа без знания ТРИЗ. И это только по количеству! По качеству же ТРИЗ-идеи, по мнению экспертов, были намного выше. Всего лишь 24 часа обучения ТРИЗ более чем удвоили инновационные возможности студентов (будущих магистров). Основоположник теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллер считал важным воспитание творческой личности с детства. Его книга для детей «И тут появился изобретатель» многократно издавалась на русском языке, издана на английском и других языках. Сегодня, когда сотни педагогов-тризовцев работают с детьми, когда издано немало учебной и методической литературы[11], уже можно говорить о становлении ТРИЗ-педагогики. Четверть века назад я решил посвятить жизнь именно этому…
Что такое креативность?
В рамках данной брошюры под креативностью человека мы понимаем умение создавать нечто новое и полезное. Квадратные колёса для поезда, искусственная пятая нога для собаки, теория заговора тау-китян против Солнечной системы – примеры нового, но не полезного. Креативность – системное качество, можно выделить некоторые составляющие, элементы креативности. Попробуем это сделать хотя бы по верхнему уровню. Полимодельность – умение описывать объект в разных моделях, смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах. Найти необычный ракурс, толкование, понимание – искусство, граничащее с волшебством. Именно это «волшебство» приводит к открытиям, ярким изобретениям, позволяет разрешить порой кажущиеся тупиковыми ситуации. Когда Александр Македонский присоединил Иудею к своим владениям, возникла религиозная коллизия. Все подвластные Александру народы были обязаны в своих храмах разместить его статуи. Таким образом Александр добивался популярности и запоминания. Но для евреев это было бы предательством своей религии. Как быть? И тогда, согласно преданию, евреи предложили Александру вместо статуй в храмах дать его имя всем мальчикам, родившимся в течение года. Царь остался доволен и даровал им новые льготы.
Так было разрешено противоречие – памятник должен быть, чтобы увековечить память императора; и памятника не должно быть, чтобы не нарушать религиозные традиции. Кстати, среди многих упражнений в курсе «Учусь мыслить смело!», разработанном в русле ТРИЗ-педагогики, есть и такое: придумать оригинальный памятник. Памятник можно придумывать любому объекту: человеку-творцу, челябинскому метеориту, тому же Александру Македонскому. Сильный ум может удерживать в голове не просто разные подходы к одной задаче, разные взгляды на один объект, но и противоположные! «Пробным камнем первоклассного интеллекта является способность удерживать в уме две противоположные идеи одновременно и всё-таки сохранять возможность действовать».[12] В ТРИЗ-педагогике детей целенаправленно учат работать с противоречиями. Для этого разработаны игры, специальные упражнения. Острое противоречие загоняет разум в ловушку, демонстрирует якобы неразрешимость задачи. Помните: корабль должен быть узким, чтобы быстро двигаться, и корабль должен быть широким, чтобы быть устойчивым к боковой волне… Противоречия появляются, обостряются и ставят нас в тупик в любых сферах жизни. Но если мы умеем их разрешать – мы «на коне». Вот одна из учебных задач, взятая нами из жизни. Случай этот произошёл в США. Тогда было найдено красивое решение, которое в настоящее время практикуется.
Суд над знаменитостью Телевизионный канал приготовился к трансляции заседаний суда над широко известной знаменитостью. Но власти, чтобы не создавать толчеи и не превращать суд в шоу, просто запретили доступ видео– и телекамер в зал заседаний. ТВ-канал столкнулся с противоречием: необходимо показывать суд, ибо этого ждут миллионы людей, и невозможно показывать, потому что это запрещено. Скрытно снимать – не решение. Просто рассказывать о суде – слабое решение. Нужно показывать, и нельзя показывать – разрешите это противоречие. Решение: ТВ-канал подобрал похожих на участников суда актёров, которые разыгрывали суд по настоящим судебным протоколам. Этот спектакль и смотрели зрители. А вот одно из упражнений: 2 группы учеников сталкиваются в попытке доказать противоположные тезисы. Например, одна доказывает, что искусственный интеллект безусловно необходим людям и его нужно изобретать и внедрять, а другая – что он вреден и опасен, и что разработки в сфере искусственного интеллекта нужно законодательно запретить. После этого столкновения проводится рефлексия, критический анализ аргументов… Дети, прошедшие такую подготовку, прорешавшие сотни подобных задач, воспринимают противоречия естественно, как сигнал наличия интересной задачи, а не как тупик. Предложу вашему вниманию старую притчу: Один человек потерял верблюда. Идёт он по пустыне, встречает путника. – Не видел ли ты моего верблюда? – Он слеп на один глаз? – Да! – У него не хватает верхнего переднего зуба? – Да! – Он хромает на левую заднюю ногу? – Да! – С одной стороны на него навьючен мёд, с другой просо? – Да! – Я не видел твоего верблюда… – Откуда же ты всё про него знаешь? – Кто умеет смотреть – видит многое… Я вижу следы на дороге – это прошёл хромой верблюд. Трава общипана только слева – значит, он слеп на правый глаз. По следам на обкусанной коре я вижу, какого зуба у него не хватает. С одной стороны дороги скачут воробьи, а с другой вьются мухи. Они мне подсказали, какой груз навьючен на верблюде… Один видит бесконечность событий там, где другой видит только песок. Внимательность – это свойство ума, его можно и нужно тренировать. А иногда способность увидеть то, что «прячется» от взгляда, и даёт возможность решить «неразрешимую» задачу.
Как обнаружить вредителя? В крупном сельскохозяйственном предприятии проверяется качество зерна: не живёт ли в нём личинка жука-зерновки. Из кучи зерна выбирается случайным образом 100 зёрен. Если личинок нет – зерно высшего качества. Если на 100 зёрен 1–5 личинок – зерно приемлемого качества. Если личинок много, больше пяти, то зерно низкого качества. Чтобы исследовать зёрна, 8 лаборанток аккуратно разрезают зерно пополам и рассматривают в микроскоп. И так целый день – тяжёлая работа! Предприятию понадобилось проверять в три раза больше зерна. Что делать? Нанимать ещё 16 лаборанток, строить новую большую лабораторию? Справка: личинка жука-зерновки по плотности такая же, как само зерно. Никаких выделений наружу зёрнышка она не делает – просто грызёт себе зерно, пока не выест его изнутри, оставляя только оболочку. В одном зерне может быть и несколько зерновок. Решение было найдено гениальное: когда зерновка грызёт зерно, её ротовой аппарат издаёт хруст. Берём звукоизолированный «стакан», на дно засыпаем порцию зёрен и опускаем туда чувствительный микрофон. Громче «хор» – больше вредителей. Сигнал от микрофона через усилитель можно сразу вывести на прибор, стрелка которого проградуирована в количестве зерновок. Кстати, решение подобных задач убеждают детей в необходимости знаний куда лучше любых призывов. А ещё важно, что в процессе изучения условия и решения открытой задачи дети получают знания в процессе интенсивной интеллектуальной деятельности, сопряжённой с эмоциями. Качество таких знаний, их запоминаемость и применяемость несравненно выше, чем при зазубривании. А теперь ещё одна то ли притча, то ли анекдот.
Больше, чем деньги
Один предприниматель был по уши в долгах и не видел выхода из сложившейся ситуации. Кредиторы наседали на него. Поставщики требовали оплаты. Он в тоске сидел на скамейке в парке, опустив голову на руки, гадая, что же может спасти его компанию от банкротства. Вдруг перед ним появился какой-то старик. – Я вижу, что вас что-то тревожит, – сказал он. Старик выслушал предпринимателя и сказал: – Думаю, я смогу вам помочь. Он спросил у предпринимателя его имя, выписал чек и сунул его в руку, говоря: – Возьмите эти деньги. Встретимся здесь ровно через год, и тогда вы мне их отдадите. Затем он повернулся и исчез так же быстро, как и появился. Предприниматель увидел в руке чек на $500000, подписанный Джоном Рокфеллером, одним из самых богатых людей в мире! «Я могу покончить со всеми своими проблемами в одно мгновение!» – подумал он. Но вместо этого предприниматель решил положить полученный чек в свой сейф. Одна только мысль о его существовании придавала ему сил. Он искал и находил способы сохранения своего бизнеса, заключил выгодные сделки и расширил условия оплаты. Ему удалось совершить несколько больших продаж. В течение нескольких месяцев он выбрался из долгов и снова стал зарабатывать достойные деньги. Спустя ровно го |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.015 с.) |