Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Развиваем творческое воображениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наше мышление часто движется по привычному кругу, как цирковая лошадка. Причина в том же – оно у нас дрессированное. Привычные движения тела и мысли составляют некое множество, из которого мы обычно выбираем то, что нужно именно сейчас.
Сумма стереотипов, которая «вколочена» в наш мозг системой образования и привычками, безусловно, полезна в обыденной жизни. Но она же становится «инерцией мышления», тормозит, мешает нам, когда есть потребность выскочить из привычного круга, придумать что-то оригинальное. Как лучше всего сохранить волосы? Найдите простой и легко применимый способ. [26]
Альберт Эйнштейн утверждал, что самые смелые, оригинальные идеи рождаются не благодаря логике. Это потом уже они обосновываются логически, но сама идея, озарение, прорыв в неизвестное – тут работает воображение. Развитие творческого воображения – обязательная составляющая хорошего образования. В ТРИЗ-педагогике для этого подобраны и придуманы специальные упражнения. В Австралии, в 75 километрах от Мельбурна, работает музей дождевых червей. Это гигантская модель червя длиной 391 метр, голова которой заканчивается в здании музея. Посетители проходят через модель, знакомясь с пищеварительным трактом, кровеносной системой и другими органами червя. В здании музея хранится экспозиция из фотографий, схем и диорам, показывающих подземную жизнь дождевых червей, их поведение, питание и размножение. [27] В Японии есть целый Музей микроискусства, где собрано около двадцати тысяч образцов миниатюрного письма. Чтобы его рассмотреть, требуется по меньшей мере лупа, а часто и микроскоп. Наивысшие достижения: шестьсот иероглифов на зёрнышке риса, сто шестьдесят – на кунжутном семени, три тысячи – на соевом бобе! [28] В китайском городе Миньхай экспонируется более пятисот видов китайских и иностранных счётов – от самых маленьких, серебряных, имеющих размер всего-то 10 на 5 миллиметров, до самых больших, деревянных размером 625 на 168 сантиметров и весящих 1008 килограммов. [29] Уникальный проект фотографа Янна Артус-Бертранда и дизайнера Алайна Майкли, который сам лишён зрения, позволяет слепым и плохо видящим людям почувствовать красоту окружающего мира на ощупь. 30 рельефных образов разных уголков планеты, наложенных на фотографические изображения, были представлены в Музее естествознания британской столицы. [30]
А теперь – задание! Придумайте самостоятельно оригинальную идею для музея или выставки. Это довольно типичное задание для детей в курсе «Учусь мыслить смело!»[31] Вот идеи, предложенные детьми подросткового возраста: музей звуков и запахов; выставка приборов, показывающих, как видят окружающий мир животные; музей природных процессов; музей ощущений; музей микроорганизмов… Шведка Эльфрида Карлсон изучила двадцать видов собачьего лая. И её способности хорошо оплачивались финансовым управлением Стокгольма. Оказывается, за собаку нужно платить налог, а многие владельцы собак скрывают их. Карлсон входила в дом и начинала лаять – если в доме была собака, то она начинала лаять в ответ. Карлсон записывала адрес и породу собаки, а владелец получал извещение о необходимости уплатить налог. [32] Задание – придумайте новую профессию. Профессию, которая будет востребована в ближайшем или отдалённом будущем. Обоснуйте свою идею, докажите необходимость такой профессии. Студенты Массачусетского технологического института создали список из десяти самых ненужных изобретений. Для определения этой десятки в университетской компьютерной сети был организован конкурс, на который было прислано около пятисот различных изобретений. Из них и была отобрана лучшая десятка: 1. Водоотталкивающее полотенце. 2. Звуконепроницаемый микрофон. 3. Форточка для подводной лодки. 4. Книга о том, как научиться читать самостоятельно. 5. Надувная мишень для игры в дартс. 6. Оглавление для словаря. 7. Подводный парашют. 8. Растворимая вода. 9. Стул на колёсиках с педальным приводом. 10. Водонепроницаемый чайный пакетик. Придумайте применение каждому из этих изобретений! Эти задания – не только весёлое развлечение. Они развивают способность делать «скачки мышления», выпрыгивать из привычного круга, выходить на новые орбиты. И это очень востребовано, когда все обычные решения уже перепробованы. Такие ситуации встречаются в большой науке, в инженерной деятельности, в математике – где угодно. При проектировании станции «Луна‑16» инженеры искали лампочку для подсветки поверхности Луны. Нашли 4 типа ламп с нужными характеристиками, но вот беда: ни одна из них не выдерживала расчётных механических нагрузок. Самое слабое место – крепление баллона с цоколем. Инженеры переживали, что в этом месте и будет проблема: баллон может разрушиться или лампа просто разгерметизируется. С этой проблемой и подошли к Генеральному конструктору Георгию Бабакину [33]. Бабакину нужно было несколько секунд, чтобы справиться со стереотипами и принять верное решение: ну и пусть себе ломается. На Луне – вакуум, и никакой необходимости в баллоне там нет! Составление загадок, сочинение рассказов от имени предметов, диалог с марсианином, оператор «размер-время-стоимость» из классической ТРИЗ и многие другие способы развития творческого воображения применяются в ТРИЗ-педагогике. Кстати, а как вы ответили на вопрос в самом начале этой главы: как лучше всего сохранить волосы? Как вам такой ответ: положить в металлическую коробочку. В этом месте кто-нибудь возмутится: ведь не было же сказано, что волосы не на голове! Да, но где было сказано, что надо сохранить волосы на голове? Нигде. Вы это домыслили сами, не было такого в условии. Это и есть демонстрация мышления «по привычке».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.011 с.) |