Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность и концепция А.С. Макаренко. Организация и воспитание детского коллектива.

Поиск

Жизнь и пед. деят-ть А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко родился в1888 в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха желез­нодорожных мастерских. Окончил городское училище в г. Кременчуге, затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове. Уже с первых лет учитель­ской деятельности Макаренко стремился расширить поле своей пед. работы. Кроме уроков проводил разнообразную внеуроч­ную культурную работу, устраивал праздники с приглашением на них родителей, экскурсии и походы учеников.

В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительскийинститут и в 1917 г. за­канчивает его с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим выс­шим начальным училищем. А вскоре произошло событие, в корне переменившее всю его жизнь. В 1920 г. Макаренко принял предло­жение возглавить колонию для беспризорных и малолетних право­нарушителей, располагавшуюся под Полтавой. Макарен­ко искал истину в пед. литературе, но пришел к убеждению, что приемлемой те­ории нет и ее нужно извлечь из практики.

Первые ростки «хорошего коллективного тона» дали не столько мо­ральные поучения, сколько совместная работа. Обнаруженное имение власти разрешили передать колонии и они ремонтировали его. Постепенно все включились в сельскохозяйственные работы.

В первые годы пришло много организационных находок, в том чис­ле отряды и командиры. Отряды за­ключали в себе идею распределения колонистов по мастерским. (был совет командиров). Создавались сводные отряды (объед-е 2-20чел-к на неделю, а командиром м\б любой колонист).

Читая вместе с Макаренко книги А.М. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб с судьбой писателя и захотели назвать колонию - «Трудовая колония им. А.М. Горького».

Наркомпрос предложил переезд в Куряж — совер­шенно запущенную детскую колонию; совет командиров, посовещав­шись, решил спасать куряжскую колонию; общее собрание колонис­тов постановило: просить Наркомпрос передать горьковцам Куряж.

Меньше чем за год воспитанники куряжской колонии влились в коллектив колонии им. Горького; преобрази­лись как они, так и вся обстановка. (организована дере­вообделочная мастерская, оркестр, проводились кинопоказы. Часто приезжали гости).

Годы работы в колонии им. Горького были временем осмысления Макаренко своего практического опыта, разработки пед. системы, опр-ния осн. целей и пр-пов восп-я. Идеи демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины, на кот-х строилась его система, встречали не только единомышлен­ников, но и противников — представителей официальной «науки», которой считалась тогда педология, и Наркомпроса Украины. Посто­янные комиссии, проверки и поучения от людей, занимав­шихся кабинетной педагогикой.

Осудили за: построение пед. пр-са на идее дол­га. (вместо восп-я свободу тв-ких сил); призыв к воспитанию чувства чести; за производство как фактор воспитания.

В 1928 г. Макаренко вынужден был уйти из колонии и передал заведование колонией одному из воспитателей.

В том же году он возглавил детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзер­жинского, над которой шефствовали чекисты.

Из коммуны им. Горького для создания нового кол­лектива были отобраны 50 человек. К ним присоединились 100 беспризорников. Вскоре число воспитанников возросло до 500. Создали деревообрабатывающую, швейную, литейную мастер­ские. Вскоре на средства, заработанные самими коммунарами, было организовано настоящее промышленное производство — открыт завод, где начали изготавливать фотоаппараты и электросверла.

С 1930 г. окупались все рас­ходы, более того, коммуна давала прибыль гос-ву. Воспитанников готовили к жизни, они осваивали рабочие квалификации.

Воспитание в коммуне основывалось на принципах, выработан­ных Макаренко в прежние годы, хорошо организованный производст­венный труд он считал одним из главных звеньев воспитательной систе­мы. Труд на заводе создавал и прекрасную базу для развертывания воспитательной работы.

В 1935 г. Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского и, переехав в Москву, занялся литературной дея­тельностью.

В 1933—1935 гг. вышла в свет «Педагогическая поэма», затем — «Книга для родителей», «Флаги на башнях», напечатаны литературо­ведческие, педагогические статьи.

В золотой фонд мировой литературы вошла «Педагогическая по­эма», уже в 1936 г. она была издана за рубежом. Его пе­дагогическая теория была востребована.

В1939 г. Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался — не выдержало сердце. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Основные положения педагогической теории А.С. Макаренко (воспитание в коллективе, задачи и условия семейного воспитания, игра как фактор воспитания и др.). Начальный этап воспитательного процесса — педагогическое проек­тирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего из­делия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качест­ва следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предусматривает «программу челове­ческой личности», тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог.

Проектируемые качества личности Макаренко делит на: •типичные, общие для всех;• индивид-ные, вытекающие из особ-тей каждого воспи­танника, учитывающие его склонности и способности.

Цель - воспитание боевого, активного, жизненного ха­рактера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие о чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен быть актив­ным организатором, уметь подчиняться товарищу и приказать ему.

Воспитание в коллективе.

Ядро пед. теории Макаренко - его учение о коллективе. Качест­ва коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу.

Коллектив — это социальный организм, он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Дело учителя — тактичное и мудрое руководство ростом коллектива.

Коллектив проходит в своем развитии 3 стадии.

1. Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль дик­татора, выдвигая требования воспитанникам;

2. Возн-ет актив-группа наиболее деятельных восп-ков, желающих принять участие в различ. видах работы, поддерж-щих начинания пед-га и его треб-я к восп-кам;

3. Складываются органы самоуправления, коллектив становится сп-бным самост-но решать самые разнообразные учебные, хоз-ные, культурные и др. вопросы, требования идут к от­дельному воспитаннику от всего коллектива.

Организационное строение коллектива. Первичные коллективы вос­питательного заведения (у Макаренко — отряды) — первое звено ор­ганизации воспитанников, создаются по одновозрастному, разновоз­растному, производственному и др. принципам. В самом начале работы, когда еще нет коллектива, младшие могут объед-ся отдельно (в отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.

Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспита­телем (пока нет крепкого коллектива) или избираться на общем со­брании (в хорошо организованных коллективах). Командир — это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хоро­ший ученик, ударник на производстве, тактичный, энергичный, чест­ный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник.

Самоуправление, его органы. Самоуправление является эффектив­ным воспитательным ср-вом. Рук-во органами самоуправле­ния — гл. забота руков-ля учреждения.

Гл. орган самоупр-ния — общее собрание, где об­суждают вопросы развития коллектива и перспективы учреждения.

Актив - все воспитанники, хорошо от­носящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в ра­боте органов самоупр-ния, в работе управл-я производством, в культурной работе, поддерживающие рук-ля уч­реждения. Актив подразделяется на действующий и резерв. Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив.

Перспектива. Одним из важнейших объектов работы восп-лей яв-ся опр-ние вместе с коллек­тивом общих перспектив жизни, иначе не только не м/б движе­ния вперед, но и сложившийся коллектив начинает загнивать.

Традиции, стиль, тон жизни коллектива. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. Они складываются в пр-се жизни и деят-ти, педагог ничего не выдумывает и не навязывает воспитанникам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.01 с.)