Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая деятельность и концепция А.С. Макаренко. Организация и воспитание детского коллектива.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнь и пед. деят-ть А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко родился в1888 в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Окончил городское училище в г. Кременчуге, затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове. Уже с первых лет учительской деятельности Макаренко стремился расширить поле своей пед. работы. Кроме уроков проводил разнообразную внеурочную культурную работу, устраивал праздники с приглашением на них родителей, экскурсии и походы учеников. В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительскийинститут и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью. В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. А вскоре произошло событие, в корне переменившее всю его жизнь. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. Макаренко искал истину в пед. литературе, но пришел к убеждению, что приемлемой теории нет и ее нужно извлечь из практики. Первые ростки «хорошего коллективного тона» дали не столько моральные поучения, сколько совместная работа. Обнаруженное имение власти разрешили передать колонии и они ремонтировали его. Постепенно все включились в сельскохозяйственные работы. В первые годы пришло много организационных находок, в том числе отряды и командиры. Отряды заключали в себе идею распределения колонистов по мастерским. (был совет командиров). Создавались сводные отряды (объед-е 2-20чел-к на неделю, а командиром м\б любой колонист). Читая вместе с Макаренко книги А.М. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб с судьбой писателя и захотели назвать колонию - «Трудовая колония им. А.М. Горького». Наркомпрос предложил переезд в Куряж — совершенно запущенную детскую колонию; совет командиров, посовещавшись, решил спасать куряжскую колонию; общее собрание колонистов постановило: просить Наркомпрос передать горьковцам Куряж. Меньше чем за год воспитанники куряжской колонии влились в коллектив колонии им. Горького; преобразились как они, так и вся обстановка. (организована деревообделочная мастерская, оркестр, проводились кинопоказы. Часто приезжали гости). Годы работы в колонии им. Горького были временем осмысления Макаренко своего практического опыта, разработки пед. системы, опр-ния осн. целей и пр-пов восп-я. Идеи демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины, на кот-х строилась его система, встречали не только единомышленников, но и противников — представителей официальной «науки», которой считалась тогда педология, и Наркомпроса Украины. Постоянные комиссии, проверки и поучения от людей, занимавшихся кабинетной педагогикой. Осудили за: построение пед. пр-са на идее долга. (вместо восп-я свободу тв-ких сил); призыв к воспитанию чувства чести; за производство как фактор воспитания. В 1928 г. Макаренко вынужден был уйти из колонии и передал заведование колонией одному из воспитателей. В том же году он возглавил детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, над которой шефствовали чекисты. Из коммуны им. Горького для создания нового коллектива были отобраны 50 человек. К ним присоединились 100 беспризорников. Вскоре число воспитанников возросло до 500. Создали деревообрабатывающую, швейную, литейную мастерские. Вскоре на средства, заработанные самими коммунарами, было организовано настоящее промышленное производство — открыт завод, где начали изготавливать фотоаппараты и электросверла. С 1930 г. окупались все расходы, более того, коммуна давала прибыль гос-ву. Воспитанников готовили к жизни, они осваивали рабочие квалификации. Воспитание в коммуне основывалось на принципах, выработанных Макаренко в прежние годы, хорошо организованный производственный труд он считал одним из главных звеньев воспитательной системы. Труд на заводе создавал и прекрасную базу для развертывания воспитательной работы. В 1935 г. Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского и, переехав в Москву, занялся литературной деятельностью. В 1933—1935 гг. вышла в свет «Педагогическая поэма», затем — «Книга для родителей», «Флаги на башнях», напечатаны литературоведческие, педагогические статьи. В золотой фонд мировой литературы вошла «Педагогическая поэма», уже в 1936 г. она была издана за рубежом. Его педагогическая теория была востребована. В1939 г. Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался — не выдержало сердце. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в г. Москве. Основные положения педагогической теории А.С. Макаренко (воспитание в коллективе, задачи и условия семейного воспитания, игра как фактор воспитания и др.). Начальный этап воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог. Проектируемые качества личности Макаренко делит на: •типичные, общие для всех;• индивид-ные, вытекающие из особ-тей каждого воспитанника, учитывающие его склонности и способности. Цель - воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие о чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен быть активным организатором, уметь подчиняться товарищу и приказать ему. Воспитание в коллективе. Ядро пед. теории Макаренко - его учение о коллективе. Качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Коллектив — это социальный организм, он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Дело учителя — тактичное и мудрое руководство ростом коллектива. Коллектив проходит в своем развитии 3 стадии. 1. Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выдвигая требования воспитанникам; 2. Возн-ет актив-группа наиболее деятельных восп-ков, желающих принять участие в различ. видах работы, поддерж-щих начинания пед-га и его треб-я к восп-кам; 3. Складываются органы самоуправления, коллектив становится сп-бным самост-но решать самые разнообразные учебные, хоз-ные, культурные и др. вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива. Организационное строение коллектива. Первичные коллективы воспитательного заведения (у Макаренко — отряды) — первое звено организации воспитанников, создаются по одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. принципам. В самом начале работы, когда еще нет коллектива, младшие могут объед-ся отдельно (в отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными. Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспитателем (пока нет крепкого коллектива) или избираться на общем собрании (в хорошо организованных коллективах). Командир — это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хороший ученик, ударник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник. Самоуправление, его органы. Самоуправление является эффективным воспитательным ср-вом. Рук-во органами самоуправления — гл. забота руков-ля учреждения. Гл. орган самоупр-ния — общее собрание, где обсуждают вопросы развития коллектива и перспективы учреждения. Актив - все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоупр-ния, в работе управл-я производством, в культурной работе, поддерживающие рук-ля учреждения. Актив подразделяется на действующий и резерв. Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив. Перспектива. Одним из важнейших объектов работы восп-лей яв-ся опр-ние вместе с коллективом общих перспектив жизни, иначе не только не м/б движения вперед, но и сложившийся коллектив начинает загнивать. Традиции, стиль, тон жизни коллектива. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. Они складываются в пр-се жизни и деят-ти, педагог ничего не выдумывает и не навязывает воспитанникам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.01 с.) |